Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования,





Скачать 296.45 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования,
страница1/3
Дата публикации28.06.2014
Размер296.45 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
  1   2   3
Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, национального регионального компонента ЧР и на основе примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.


Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Раздел II. Общая характеристика учебного курса

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.


Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Чувашии.

Целью включения в учебный процесс национально-регионального компонента музыкального образования является формирования у учащихся целостного представления о музыкальной культуре чувашского района, способности воспринимать и знать, отличать и сравнивать особенности чувашской музыки, знать ее исторические корни и этнокультурные параллели.

Задачи:

- знание отличительных интонационных особенностей чувашской народной музыки;

- понимание общечеловеческого, гуманистического характера чувашских музыкальных традиций.

Знание музыкальных традиций народа способствует формированию национального самосознания, гордости за свою национальную культуру, понимание культурных достижений современности в общероссийском и общемировом контексте. Музыкальная культура народа, включающая народные песни и традиции их исполнения, музыку обрядов и праздников, музыкальные инструменты, является предметом изучения и освоения учащимися в разнообразной музыкально - художественной деятельности. В манере и способах исполнения чувашской народной музыки передается содержательная сторона народных музыкальных традиций, на уроках музыки представленная через разнообразные виды музыкальной деятельности: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- ритмические движения и танец с элементами народной хореографии, вокальная и инструментальная импровизация, драматизация. В программе «Музыка» для школ Чувашской Республики национально-региональный компонент представлен чувашской музыкой, имеющей следующие основные характерные особенности:

- пентатоника;

- в мелодиях песен преимущественно нисходящее движение;

- квартово- квинтовые соотношения, скачки в терцию;

-сложные переменно- смешанные размеры;

- особым образом организованные ритмические окончания фраз, синкопы;

- короткие распевы на 2-3 звука.

В качестве особенностей исполнения чувашской музыки следует отметить одноголосие, а капелла. В танцах характер движений определяется ритмической основой. В игру на музыкальных инструментах часто включается движение (различные притопы).Знанию и пониманию основных особенностей чувашской музыки помогает традиционность ее исполнения в бытовавших ранее формах и способах - вареативно, с элементами импровизации. В этом большую пользу играет активное использование фольклорных образцов, игра детей на чувашских народных музыкальных инструментах. Среди различных жанров чувашской песни особое место на уроках музыки занимают хороводные, колыбельные, игровые, считалки, обрядовые. Их функциональность диктует и способы исполнения: колыбельные – без сопровождения, игровые и считалки- в игре, хороводные и плясовые- с соответствующими танцевальными движениями, календарные обрядовые- с элементами драматизации.

Большое место в музыкальном репертуаре занимает музыка чувашских композиторов, в первую очередь, классиков: Ф. Павлова, С. Максимова, В. Воробьева, Г. Воробьева, Г. Лебедева, Ф. Лукина, Г. Хирбю, В. Ходяшева, Ф. Васильева, А. Токарева, Т. Фнадеева, А. Асламаса, А. Орлова-Шузьма; наших современников: А. Васильева, Н. Казакова, В. Салиховой; самодеятельных авторов: Ю. Кудакова, Н. Тимофеева.В начальной школе, начиная с первого класса целесообразно петь чувашские народные песни на чувашском языке, обращая внимание на природное единство и красоту слова и мелодии. Для понимания учащимися, не владеющие чувашским языком, чувашской песни можно их исполнять на русском, но при этом желательно обращать внимание на особую слаженность интонаций чувашской мелодии и соответсвующих текстов. Большое внимание младших школьников обращается на особенности чувашской музыки (мелодии, ритм, тембр инструментов). Восприятие ими этих особенностей происходит в различных видах музыкальной деятельности. При этом важное место уделяется музыкальной грамоте, наглядно представляющей интонационные особенности мелодии и ритма. Ритмический ансамбль, классный оркестр, В котором участвуют все дети, предполагает ритмическую импровизацию, что является традиционным для исполнения чувашской народной музыки. С одной стороны, это развивает ритмический слух, с другой, развивает фантазию, творчество. Важно на уроках музыки использовать изделия народно прикладного искусства,что помогает более глубокому восприятию и пониманию специфики чувашской музыки и ее параллелей с музыкой других народов

. Раздел III. Место предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ«Шиблгинская СОШ» в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2 классах-34 часа ( из расчета 1 час в неделю).

Раздел IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Музыка»

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством. Любое чувство это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик  познает  музыкальное произведение  как  воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Раздел V. Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения программы

по учебному предмету «Музыка»

В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно  проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты:

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана...
Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и...
«Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и...
Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и...
...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и...
Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и...
Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и...
Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 4-х классов разработана и...
Сделан акцент на арт терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 3 класса разработана и составлена...
«Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана...
«Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана...
Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана...
Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1 4-го класса разработана...
Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана...
Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана...
Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-2 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана...
Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск