Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов





Скачать 280.15 Kb.
НазваниеУчебному предмету «Искусство» для 8-9 классов
страница1/3
Дата публикации30.06.2014
Размер280.15 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Рабочая программа

по учебному предмету

«Искусство»

для 8-9 классов

на 2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по предметам «Изобразительное искусство», «Музыка».

  2. Примерной программы основного общего образования.

  3. Учебного плана МБОУ МСШ» на 2013 -2014 учебный год.

  4. Учебно-методического комплекта (УМК) «Искусство» авторов Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой для 8-9 классов. Интегрированный курс «Искусство» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Он рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно-исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет Искусство» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.


Образовательная область «Искусство»
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для основной школы и рассчитана на два года обучения — в 8 - 9 классах (68 часов). Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. П.Сергеевой для 8 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т.е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искус­ство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетиче­ским опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять при­роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. П. Сергеевой для 8 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.

Документы Министерства образования РФ достаточно четко определяют место предмета «Искусства» в Базисном учебном плане. В них особенно подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

На основании Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий» в интересах детей на 2012 – 2017 годы учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» изучаются в рамках курса «Искусство».

Изучение предмета «Искусство» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

- формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.

задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

  • представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

  • воспитание художественного вкуса.

Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» изучаются в рамках интегрированного предмета «Искусство» в объеме по 1 часу в неделю.
Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Искусство» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Технологии обучения:

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Курс « Искусство» предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:

  • общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

  • учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);

  • информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

  • коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).


Приобретенные на базе предмета «Искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей

    В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.


Виды и формы контроля.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная программа предполагает использование предварительного (перед изучением раздела, курса), текущего (по окончанию урока), тематического, итогового контроля. По форме проведения эти виды контроля могут быть устными, письменными и комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля на уроках «Искусства» - это тестирование по изученной теме, зачет, контрольные работы, защита рефератов, дискуссии по теме урока.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства, их классификацию;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.


Информация об используемом учебнике:
Учебник Г. П. Сергеевой и И.Э. Кашековой- М.: «Просвещение», 2012г.
Содержание рабочей программы по искусству в 8 - 9 классах.
Искусство как духовный опыт человечества.

  1. Искусство в жизни современного человека.

Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания в изделиях народного искусства. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.


  1. Временные искусства.


Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, эстетическое воздействие слов и музыкальных звуков на человека. Особенности воплощения вечных проблем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.


  1. Пространственные (пластические) искусства.


Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно - прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта средствами декоративно-прикладного искусства. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция,коллаж.


  1. Пространственно-временные искусства.


Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью человека, народа, культурой и историей. Драматургия – основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.


  1. Современные технологии в искусстве.


Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Отличия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.


  1. Электронная музыка.


Электронная музыка. История появления и особенности звучания. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Электронные музыкальные инструменты: общее представление о возникновении и способах звучания. Выразительные средства и возможности электронных музыкальных инструментов в передаче художественного образа. Современное электронное творчество.

  1. Мультимедийное искусство.


Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объёма. Эстетическое воздействие телевидения на человека.


  1. Традиции и новаторство в искусстве.


Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства . Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.

Тематическое планирование 8 – 9 классы.

Раздел

Тема и количество часов на ее изучение

1.Искусство в жизни современного человека

4ч.

Искусство вокруг нас

Художественный образ, стиль, язык.

Наука и искусство.

Знание научное и знание художественное


Искусство открывает новые грани мира. 11ч.

Искусство рассказывает о красоте Земли.

Литературные страницы.

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись.

Зримая музыка.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Портрет в искусстве России.

Портреты наших великих соотечественников.

Как начиналась галерея.

Музыкальный портрет.

Александр Невский.

Портрет композитора в литературе и кино.



Искусство как универсальный способ общения. 11ч.

Мир в зеркале искусства.

Роль искусства в сближении народов.

Искусство художественного перевода – искусство общения.

Искусство – проводник духовной энергии.

Передача сообщения в искусстве.

Знаки и символы искусства.

Художественные послания предков.

Разговор с современником.

Символы в жизни и искусстве.

Звучащий свет и зримый звук.

Музыкально-поэтическая символика огня.


Красота в искусстве и жизни. 8ч.

Что есть красота?

Откровение вечной красоты.

Застывшая музыка.

Законы красоты.

Понимание красоты.

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Соотношение красоты и пользы.

Человек, жизнь и искусство.

Прекрасное пробуждает доброе. 1ч.

Преобразующая сила искусства.


9 класс.





Воздействующая сила искусства 4ч.

Искусство и власть.

Какими средствами воздействует искусство.

Храмовый синтез искусств.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Искусство предвосхищает будущее. 5ч.




Дар созидания.12ч.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Архитектура исторического города.

Архитектура современного города.

Специфика изображений в полиграфии.

Дизайн и его значение.

Декоративно-прикладное искусство.

Музыка в быту.

Массовые искусства.

Изобразительная природа кино.

Музыка в кино.

Особенности киномузыки.

Тайные смыслы образов искусства.

Исследовательский проект.

«Пушкин – наше всё»

2ч.

Защита докладов, сообщений, презентаций

Компьютерная графика 3ч.

Компьютерные технологии в изобразительном искусстве.

Основные черты художественной работы и особенности её восприятия.

Основные компьютерные программы, используемые для оформления книг и журналов.


Электронная музыка 4ч.

История появления и особенности звучания.

Электронные музыкальные инструменты.

Выразительные средства и возможности в передаче художественного образа.

Современное электронное музыкальное творчество.

Обобщающий урок. 1 час


Защита докладов, сообщений, презентаций.

Резерв учебного времени. 3часа



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconУчебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного...
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство» 8 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Искусство» 8 класс разработана на основе программы «Искусство. 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е....
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «изобразительное искусство»...
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного...
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»...
«Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, Л. А. Неменской и др. 1-4 классы: пособие для учителей...
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт»
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Информатика...
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса общеобразовательной школы №32 ст. Новоминской...
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconПрограмма по мхк (Мировая художественная культура) разработана на...
Данный учебный предмет включает содержание раздела «Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного...
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconКалендарно-тематический план на 2014-2015 учебный год для 5-7 классов...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов iconРабочая программа по предмету Искусство
Рабочая учебная программа «Искусство» для 9 классов (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск