Виноградова Любовь Юрьевна
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия №3
г. о. Тейково Ивановской области
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Урок №8
Тема урока: Хранители предания в религиях мира.
Основная нравственно-педагогическая идея урока: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Задачи урока:
-образовательные: познакомить учащихся с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;
-развивающие: развивать навыки сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста, развивать познавательный интерес к изучению культур;
-воспитательные: формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям.
Цель урока: формирование представления о хранителях предания в религиях мира.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, групповая работа.
Основные термины и понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама.
Ресурсы для проведения занятия: технические средства обучения, презентация. Ход урока
Организация деятельности учащихся (слайд 1).
Проверка выполнения домашнего задания.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам.
-Кому вы рассказывали о священных книгах?
-Что особенно заинтересовало собеседника в твоём рассказе?
-Чем они дополнили твой рассказ?
-Какие твои вопросы вызвали у него затруднения?
-Как вы думаете, почему?
2) Установите соответствие между названиями священных книг и словами, данными ниже (слайд 2).
Проверка (слайд 3).
3) Посмотрите внимательно, что изображено на слайде? (слайд 4)
Каким религиям принадлежат эти священные книги?
Подготовка к восприятию, сообщение темы урока.
На доске зашифровано слово. Расшифруйте его, и вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке.
Б2, Г3, А1, А4, Б3, А2, В2, В1, В4.
| 1
| 2
| 3
| 4
| А
| А
| Т
| У
| Н
| Б
| Я
| Х
| И
| М
| В
| Л
| Е
| К
| Ь
| Г
| Ю
| Щ
| Р
| О
| -Какое слово у вас получилось?
-Разберите по составу слово «хранитель».
-От какого слова оно произошло?
-Что оно обозначает? (хранить – беречь, содержать где-нибудь в безопасности, в целости)
-Как вы думаете, какое значение у слова «хранитель»?
-Что говорит о значении этого слова «Толковый словарь»? (хранитель – человек, который хранит, оберегает кого-нибудь, бережёт что-нибудь)
-Что может хранить этот человек? (сведения, информацию о прошлом)
Хранитель бережёт переходящие из уст в уста, от поколения к поколению рассказы о былом, легенды, т. е. предания.
Исходя из наших рассуждений, сформулируйте тему нашего урока (хранители предания в религиях мира, слайд 5)
Сегодня мы познакомимся с ролью хранителей предания в религиях мира.
-На какие вопросы по этой теме вы бы хотели получить ответы?
-Посмотрите рубрику «Вы узнаете» на странице 22, о чём мы сегодня ещё узнаем?
4. Изучение нового материала.
1)Самостоятельное чтение вступительной статьи. Беседа.
Прочитайте вступительную статью в учебнике на странице 22 (слайд 6).
-Когда возникли хранители преданий?
-Что они хранят?
-Кто такие жрецы?
Но по мере того как наука, искусство, достижения техники отделялись от религии, влияние жрецов ослабевало. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жрецов явилось духовенство (слайд 7).
Духовенство – профессиональные служители той или иной религии.
Сегодня многие религии не приписывают жрецам и священнослужителям божественной силы, но их функции исполнителей культа сохраняются.
Жрец - прежде всего посредник. Балансируя на границе двух миров, он одновременно представляет высшие силы перед людьми и людей перед высшими силами. Священнослужитель – толкователь божьих законов, хранитель культа и традиций. Он помогает людям, вознося богам хвалу, просьбы и дары верующих. Он вступается за них, регулирует отношения между живыми и мёртвыми.
-Как вы думаете, во всех ли религиях есть хранители?
2) Групповая работа.
Класс делится на четыре группы.
1группа – мудрецы иудеев.
2группа - христианские священнослужители.
3группа – мусульманская община.
4группа – буддийская община.
Задания для групп:
Прочитать соответствующую статью в учебнике.
Определить хранителей предания религий.
Рассказать, как они хранят предания?
Заполнить свою часть таблицы.
Самостоятельная работа учащихся.
Выступление групп (слайды 8, 9, 10, 11)
Заполнение таблицы (слайд 12)
-
| Православная культура
| Исламская культура
| Буддийская культура
| Иудейская культура
| Хранители
|
|
|
|
|
Проверка (слайд 13)
Физкультминутка.
Работа с иллюстративным материалом.
Страница 22.
-Если бы под иллюстрацией не было подписи, можно было бы догадаться, что это раввин?
-Где он находится?
-Что держит в руках?
-Что происходит?
Страница 23.
-Кто такой имам?
-Почему иллюстрация называется «Молящийся имам»?
-Можно ли, глядя на икону, сказать, что изображён один из представителей верхней ступени Христианской церкви? Почему?
7. Закрепление новых знаний.
1) Работа в парах (слайд 14).
Составьте 3-4 предложения по данным иллюстрациям, используя новые слова. Предложения запишите в тетрадь.
Проверка.
Решение кроссворда.
1. христианский служитель религиозного культа
2. сообщество верующих, то есть весь исламский мир.
3. Хранитель преданий
4. в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда.
5. название буддийской общины
6. авторитетный учитель, ведущий верующих по пути, указанному Буддой.
7. предводитель мусульман
8. служитель богов
9. лицо, проходящее церковное служение на низшей степени священства.
10. в переводе с греческого – надсматривающий
Беседа с учащимися по вопросам (слайд 15)
-Как вы думаете, почему во всех религиях мира существуют хранители предания?
-Как назывались служители в древних религиях?
-Кого и почему называют мудрецами в иудаизме?
-Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?
-Каких людей и почему особо почитают мусульмане?
-Кого можно назвать хранителями религии в буддизме?
8. Подведение итогов.
-Как вы думаете, как в религиях мира относятся к хранителям преданий? Почему?
-О чём могут разговаривать, обсуждать между собой хранители разных религий? Какие проблемы в мире их одинаково беспокоят?
9. Рефлексия.
Продолжите предложения (слайд 16).
-Сегодня я познакомился (узнал)…
-Самым интересным для меня…
-Мне непонятно…
-Я ещё хотел бы узнать…
10. Домашнее задание (слайд 17).
1) Прочитать в учебнике материал к уроку №8 (стр.22-23), ответьте на вопросы (стр.23)
2) Рассказать родителям о хранителях предания в религиях мира.
3) Индивидуальные задания и задания по желанию
-сделать рисунок по теме урока;
-составить викторину по статье учебника. |