Урок Фольклор устное народное творчество





Скачать 364.15 Kb.
НазваниеУрок Фольклор устное народное творчество
страница1/4
Дата публикации08.07.2014
Размер364.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4
ФОЛЬКЛОР

Урок 6. Фольклор - устное народное творчество

Цели: дать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве; показать вариативную природу

фольклора; дать представление об исполнителях фольклорных произведений.

Оборудование: учебник литературы; сборники фольклорных произведений; словари; иллюстрации к произведениям устного народного творчества.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение творческих работ о подвигах Геракла.

II. Слово учителя о фольклоре

Фольклорные произведения знакомы нам с самых первых дней жизни. Это колыбельные песни и пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий; приговорки и потешки («ладушки», «сорока-ворона»). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать нескладушки, анекдоты, произносить скороговорки; в играх пользуются считалками, дразнилками, закличками; в речи каждого человека есть по­словицы и поговорки. Все это — произведения устного народного творчества, или фольклора.

Термин «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова — устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.

Важнейшие особенности фольклора как устного народного творчества — коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа. В большинстве случаев мы не можем сказать, кто был автором того или иного произведения — песенки, сказки, былины, пословицы. В этом проявляется коллективность: автором можно считать весь народ. С незначительными изменениями фольклорные произведения передаются из уст в уста.

Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки обычно передаются без изменений. Это так называемые малые жанры фольклора. Они лаконичны (кратки), ритмичны, легко запоминаются. А вот рассказывать, например, сказки слово в слово труднее: они гораздо больше по объему, имеют обычно развернутый сюжет, много героев. Поэтому при сохранении общего смысла и сюжета сказки при каждом воспроизведении, рассказывании возникают небольшие отклонения. В этом проявляется вариативность фольклора, т. е. появляются разные варианты одного и того же произведения.

Наличие различных вариантов объясняется несколькими при­чинами. Во-первых, важно, кто рассказывает. Люди обладают разным лексическим запасом, воображением, у одних речь богаче, у других — беднее и т. д. Во-вторых, вариативность зависит от того, кому рассказывают. Например, детям помладше рассказывают небольшие сказки, легкие для понимания. Детям постарше инте­ресны развернутые сюжеты, занимательные повороты. В-третьих, важна цель рассказчика: отвлечь ребенка, усыпить его, заинтересовать, научить радоваться одному и остерегаться другого, а может быть, немного напугать — ведь не все народные сказки хорошо кончаются.

Еще одним важным свойством фольклора является его при­вязанность к определенной ситуации. Недаром говорится, что пословица к слову молвится. Колыбельные песенки не поют утром, для сказок тоже есть определенное время, определенная цель, и анекдоты рассказывают в определенных ситуациях — это ведь тоже один из малых жанров фольклора.

У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т. д.

Прочитаем статью о фольклоре, помещенную в вашем учебнике.

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Фольклор – устное народное творчество» (с. 20-21)

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания 1—3 (с. 21); с помощью словарей записывают определение фольклорных жанров, приводят примеры.

Дополнительные вопросы

  • Приведите примеры малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, приговорок, считалок, закличек.

  • В чем особенность употребления этих жанров? Когда, при каких условиях, в каких ситуациях они рассказываются?

IV. Рассказ учителя об исполнителях фольклорных произведений

Фольклорные произведения в зависимости от их жанра можно петь, рассказывать, разыгрывать. Последнее относится главным образом к обрядовому фольклору: святочным и масленичным играм, свадебному ритуалу и т. п. Обычно находится человек, лучше других знающий порядок обрядовых игр и ритуалов, он и берет на себя роль заводилы, ведущего. В таких играх участвуют все желающие.

Другое дело — былины, легенды, сказки, т. е. те жанры фольклора, которые требуют одного исполнителя. Вы, наверное, заме,чали, что есть люди, слушать которых интересно. Они обладают талантом рассказчика. Тот, кто встретил на своем пути таких людей, помнит о них всю жизнь. Так, А. С. Пушкин с благодарностью и нежностью вспоминал свою няню, простую крестьянку Арину Родионовну Яковлеву, из рассказов и песен которой выросли со временем чудесные пушкинские сказки. Любимую всеми сказку «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков написал, вспоминая народную сказку, рассказанную ему ключницей Пелагеей.

Особое дарование имели сказители былин. О них мы вскоре поговорим подробнее.

Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы и выполнить задания повышенной сложности 1—3 (с. 21).

  2. Записать известные в семье фольклорные произведения: легенды, сказки, пословицы, скороговорки, загадки и т. п.

  3. Нарисовать иллюстрацию к одному из фольклорных произведений (по желанию).


Дополнительный материал1*

Термин «фольклор» (folklore) можно перевести с английского как «народная мудрость». Такой перевод будет не только формально точным, но и верным по смыслу. Фольклор - это не просто сумма словесных, дра­матических и изобразительных форм народного искусства. Это целостная система народных знаний, особый национальный взгляд на мир.

Фольклорная картина мира складывалась многие тысячелетия. Конкретные жанры в составе народной традиции возникали по мере осознания человеком себя и своих интересов в потоке бытия. Обряды и мифы рождались как форма согласования жизни человека с ритмами и событиями окружающего мира. Сказка о животных развивалась в русле тотемистических представлений о животных - предках человека. Волшебную сказку интересует уже не весь природный космос, а отношения внутри человеческого рода. В былинах осмысляются различия между своей землей и чужими государствами, своим народом и иными этносами. Народные баллады и лирические песни разрабатывают тематику внутрисемейных и личных отношений. Жанр народной драмы возникает позднее всех остальных форм фольклора. Играя и перевоплощаясь в других лиц, человек получает возможность задуматься о своей роли в мире. Таким образом, вектор эволюции поэтической системы фольклора направлен от общего, внешнего, вселенского к личному, человеческому, внутреннему.

Ко времени первых научных записей русского фольклора (середина XIX века) система жанров народного творчества включала в себя следующие функциональные области.

Обряды: календарные, семейные, а также на случай (болезнь, ссора, дальняя дорога, судебное разбирательство и т. д.).

Малые, речевые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

Несказочная проза — рассказы о конкретных бытовых фактах: былички о домовых, леших, водяных и проч.; легенды о святых; предания об исторических лицах и событиях.

Эпос: былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, сказки. В отличие от несказочной прозы эпические жанры фольклора обладают особым формульным стилем, строгими законами композиции и повествуют не о частных фактах, а создают обобщенный, идеальный образ мира.

Лирика — необрядовые и несюжетные песенные формы фольклора, отображающие внутренний мир человека.

Драма — синтетическое жанровое образование, включающее словесный текст, пение, пляску, сценическое действие, декорации.

Смеховые формы фольклора. У каждого фольклорного жанра есть собственные «кривые зеркала». Например, похоронному обряду соответствуют пародийные покойницкие игры на Святки. Рядом с былиной на исторический сюжет будет существовать скоморошина на бытовую тему, воспроизводящая стиль оригинала. Наряду с «серьезными» прозаическими рассказами в фольклоре активно бытуют анекдоты. Пародийные формы обнаруживают смысловые пределы «серьезных» жанров, границы социальных норм и стереотипов.

Детский фольклор. Представляет собой невольную пародию на сте­реотипы мира взрослых. В нем существуют свои ритуалы в общении и играх, своя мифология, отчасти заимствованная у старших (вспомним «Бежин луг» И.С. Тургенева), отчасти собственного сочинения. Есть своя лирика (песенники и альбомы), есть и свой смеховой мир: дразнилки, поддевки, детские анекдоты. Подражание взрослым формам поведения оказывается для детей естественным механизмом усвоения норм и правил, по которым им придется жить в будущем.

Обряды, заговоры, былинки

Самые архаичные и глубинные слои фольклорного мировосприятия сложились в ходе взаимодействия людей с окружающей природной средой. Формы и правила поведения человека в природном мире описывают три тесно связанных фольклорных жанра: обряд, заговор, быличка.

Обряд — это правила поведения человека в той или иной ситуации. Любой человек, когда наряжается, приводит себя в должный, подобающий случаю вид. Обряжают покойника (обмывают, одевают в специально сшитую одежду). Ряженые на Святки — люди, одетые таким особым образом, чтобы быть похожими на потусторонние силы. О женихе говорят суженый-ряженый, т. е. предназначенный судьбой, по порядку вещей.

Обряд включает в себя набор определенных поступков, а также предметы, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и в определенном месте. Ритуальные действия сопровождает текст. Это может быть песня, плач, диалог или заговор

Заговор как особая форма народной культуры рождается из представлений о силе правильно сказанного слова. Человек, знающий точную формулу заклинания (потому он и зовется знахарем, ведьмой), способен призвать потусторонние силы и заставить их работать на себя.

Рассказы о случайных встречах или сознательном колдовском общении с домовыми, банниками, лешими, водяными, русалками, полудни-цами и т. д. называются былинками. Рассказчик и его слушатели увере­ны, что подобные истории — чистая правда, быль. Смысл и назначение таких историй — научить слушателя на конкретном примере, как надо или не надо себя вести в той или иной ситуации при встрече с нечистой силой. Былички служат живой иллюстрацией ко всей системе народной мифологии. Поговорим о ней подробнее.

В отличие от объективного научного описания Вселенной фольклорное мировоззрение принципиально субъективно. Пространство в фольклоре обжито, одушевлено, мифологизировано. Дом и баня, двор и улица, село и лес, поляна и болото распределены между человеком и потусторонними существами (банниками, овинниками, лешими, водяными). Да и в самом доме человеческому красному углу противостоит запечье, подпол и сени, где хозяйничает домовой.

Подобно пространству мифологизировано в народном сознании и время, что отражается во множестве календарных обрядов и поверий. В полдень, по народным представлениям, нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь и того опасней выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище. На закате плохо браться за новую работу, не следует начинать новой ковриги хлеба, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому.

Фольклор и литература

Фольклор по отношению к литературе, с одной стороны, является более архаичной формой творчества, сохранившей неизвестные младшей сестре образы, смыслы и элементы поэтики. С другой стороны, фольклор является почвой, на которой возникает и развивается письменная культура, источником, из которого она черпает свои первоначальные темы и формы. Наконец, фольклор — живой современник литературы на протяжении тысячелетий ее самостоятельной эволюции. В разные исторические периоды литература и устная словесность вступают в разные типы взаимодействий.

В эпоху первобытно-общинного строя устное слово господствует безраздельно, дополняемое отчасти символическими значками-рисунками. Фольклорное слово принципиально анонимно: то, что сообщает тот или иной человек, принадлежит не ему лично, а опыту всего коллектива.

В рамках культуры древнего мира фольклор обслуживает сферу религиозных обрядов, управления и судопроизводства, образования и научного знания. На долю же письменного слова остаются функции архивной информации, статистики, и лишь во вторую очередь письмо используется для сохранения культурного наследия. Существующая литература анонимна.

Положение меняется к Средним векам, когда ценным становится не только то, что сказано, но и то, кто и как это сказал. Оформляется представление об идеальных произведениях того или иного жанра. Эти вершины словесного творчества связывают с определенными именами, например: вдохновенные проповеди — с именем Иоанна Златоуста, образцовые эпические сказания — с именем Баяна. Письменность, способная сохранить авторские особенности текста, выходит на первый план. Более того, литература и литературный язык оказываются хранителями сакрального религиозного знания — Священного Писания.

Для русской культуры взаимодействие фольклора и литературы начи­нается с момента крещения Руси в 988 году, когда вместе с христианством из Византии приходит славянская азбука. Христианство приносит на Русь стройную систему литературных жанров, связанных с единым идейным и стилевым центром — Евангелием. Система жанров древнерусского фольклора вынуждена в этих условиях перестраиваться и приспосабливаться к новым ценностным ориентирам. К влиянию средневековой книжности на фольклор следует отнести возникновение огромного пласта народных легенд и духовных стихов.

Взаимодействие средневековой литературы и фольклора не было односторонним. В оригинальных произведениях древнерусской книжности нетрудно обнаружить живое дыхание фольклорного слова.

Уже в «Повести временных лет» мы находим практически нетронутые авторской правкой народные предания об основании Киева, о Никите Кожемяке, о белгородском киселе, рассказы о мести княгини Ольги, о смерти вещего Олега, о князе-оборотне Всеславе Полоцком.

Летающий змей в «Повести о Петре и Февронии» появляется там непосредственно из народных быличек о демонах-искусителях. Сам образ преподобной Февронии был очень близок и легко узнаваем для народного сердца, поскольку в муромской святой нельзя не заметить черты сказочной мудрой девы, говорящей загадками и способной решить самые хитрые задачи.

Примеры взаимодействия двух форм древнерусской словесности можно было бы множить и множить. Важно, однако, подчеркнуть тот факт, что фольклор и литература в русском Средневековье не существуют отдельно, а взаимно дополняют друг друга: книжность охватывает высокие сферы богослужения, государственного управления, летописания; фольклору остается область быта, повседневного практического опыта, обычных человеческих эмоций, общих и князю, и крестьянину.

Положение меняется на рубеже XVII и XVIII веков. Реформы государственного устройства России затрагивают все коренные принципы средневекового мировоззрения. Культура петровской поры перестает ориентироваться на свою старину и начинает мерить жизнь по заграничным меркам. В области литературы российские писатели и поэты берут за образец для подражания французский классицизм XVII века. В то же время формы устной народной словесности остаются ориентированными на собственные обычаи; идеалы и стилевые каноны. Возникает разрыв, при котором фольклору не находится места в литературе классицизма, кроме «низких» жанров басни, комедии и романса. В качестве иллюстрации можно указать на народную поговорку про Тришкин кафтан как источник одноименной басни И.А. Крылова, а также первой сцены «Недоросля» Д.И. Фонвизина.

На рубеже XVIII и XIX веков новый идеал автора выдвигает сентиментализм. Средневековый творец (а следом за ним и писатель-классицист) мыслил себя в рамках стройной системы жанров и стилей. Вершиной творчества считалось достижение уже выработанного литературной традицией жанрового и стилевого образца. Сентиментализм исповедует господство индивидуального авторского вкуса. Произведение имеет тем большую ценность, чем оригинальнее, неожиданнее будет его форма в сравнении с сочинениями предшественников. Таким образом, к XIX веку авторская литература оказывается выразительницей индивиду­ального мировосприятия в формах узкосословной дворянской культуры, тогда как общенародные чувства, верования и опыт остаются воплощенными в произведениях фольклора.

Положение меняется с выходом на литературную арену романтизма, одним из фундаментальных понятий которого была идея «национального характера», «народного духа». Народное слово вновь занимает место в системе литературных приоритетов.

Стихия фольклорного слова оказывается для А.С. Пушкина зримым выражением народного духа. Отсюда особое внимание поэта к форме и стилю народной сказки и песни, которое проявило себя уже в образах его ранней поэмы «Руслан и Людмила». Позже в сказках о царе Салтане, о золотой рыбке Пушкин вступит в прямое поэтическое «соперничество» с фольклорными оригиналами.

Линию взаимодействия фольклорной традиции и литературы XIX века продолжает «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

Особую красоту и одушевленность повседневной жизни видит в народных обычаях Н.В. Гоголь. В повестях он перерабатывает в художественную ткань литературного текста святочные и купальские обряды, былички о ведьмах и заколдованных местах, легенды о путешествии на бесе. Тонкий наблюдатель и точный этнограф, Н.В. Гоголь сохраняет и дух, и букву фольклорного источника. Восхищение народным укладом жизни и взглядом на мир перерастает у Н.В. Гоголя в эпические обобщения «Тараса Бульбы»: идеальный мир славянской старины, гиперболизиро­ванные образы казаков-запорожцев, былинные описания битв за родную землю и веру православную.

Взаимодействие литературы XIX века и фольклора развивается по направлению от использования отдельных фольклорных элементов к изображению развернутых картин крестьянской жизни и народных духовных идеалов. Рубежом в этом движении становится творчество НА. Некрасова, в лирических стихотворениях и поэмах которого разрабатывается тема «народного счастья».

Механизмы устного слова тонко чувствовал Н.С. Лесков. Распространение образования в крестьянской и мещанской среде рождает в народном языке XIX века своеобразное смешение высокого с обыденным, «французского с нижегородским».

Вслед за Н.С. Лесковым сказовую обработку народного слова используют в своем творчестве Б.В. Шергин, С.Г. Писахов, Б.А. Пильняк, А.П. Платонов. Обращение этих авторов к стилевым канонам устной традиции связано со стремлением передать глубинные смыслы, искони присущие национальной культуре.

Противоположная ей тенденция — трансформация фольклорных источников в целях авторского художественного замысла. Так, например, М.Е. Салтыков-Щедрин в своих «Сказках» облекает идейные коллизии русской общественной жизни в традиционные формы сказок о животных.

В XX веке творчество крестьянских поэтов С.А. Есенина, Н.А. Клюева, произведения писателей-деревенщиков В.И. Белова, В.П. Астафьева, Б.А. Можаева, В.М. Шукшина проникнуты острым ощущением уходящей фольклорной традиции. В самом деле, живыми формами фольклора в современных условиях оказываются немногие календарные и семейные обряды, связанные со встречей Нового года, церковными праздниками, именинами, свадьбой, проводами и поминанием усопших. Большинство традиционных быличек, преданий и легенд рассказчики начинают словами: «Мне отец рассказывал, а сама я уж не застала этого».

Эпические формы фольклора (былины, баллады, сказки) существуют в осколочном виде, часто в контексте других жанров. В экспедициях последнего десятилетия фрагменты былин записывались в составе свадебного обряда. О них говорили: «Это старая песня, ее у нас всегда первой на пиру поют».

Наряду с угасающими жанрами в современной действительности активно бытуют малые формы фольклора: пословицы, поговорки, анекдоты. Новые темы, сюжеты и образы возникают в профессиональной среде, у туристов, студенчества. Популярна и авторская народная песня.

Несомненно, живой остается вся область детского фольклора. Дети наследуют от старших поколений традиционные виды игр, загадки, считалки, дразнилки, поддевки. Активно развиваются жанры детской мифологии (страшные рассказы, игры в вымышленные страны). Широко популярен школьный фольклор, девичьи анкеты и альбомы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Фольклор устное народное творчество iconН. А. Рогачева русское устное народное творчество
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 Филология. Форма...
Урок Фольклор устное народное творчество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок Фольклор устное народное творчество iconКнига как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство...
Книга как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с учебником-хрестоматией
Урок Фольклор устное народное творчество iconКонкурс 2010 Номинация: Урок с использованием икт
Урок с использованием икт проведён в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение»....
Урок Фольклор устное народное творчество icon1. Устное народное творчество
Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»
Урок Фольклор устное народное творчество iconКонспект урока «Устное народное творчество» Урок №15 «Лиса и журавль»...
...
Урок Фольклор устное народное творчество iconБилеты по истории России
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
Урок Фольклор устное народное творчество iconТематическое планирование литература 8 класс
Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Частушки как малый песенный жанр
Урок Фольклор устное народное творчество iconРеферат меры длины на руси и устное народное творчество
Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10
Урок Фольклор устное народное творчество iconРеферат меры длины на руси и устное народное творчество
Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10
Урок Фольклор устное народное творчество iconКлассный час для обучающихся 3-4 класса на тему «Здоровый сон»
«Устное народное творчество», на кото­рой представлены колыбельные песни, сонники
Урок Фольклор устное народное творчество iconУрок чтения «устное народное творчество-жанр «небылица» в 3 классе....
Давайте вспомним, что мы об этом знаем. Разобьёмся на группы. Каждой группе я даю текст. Вы будете работать по такому алгоритму:...
Урок Фольклор устное народное творчество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «устное народное творчество»
Урок Фольклор устное народное творчество iconУрока Тема урока и содержание
Устное народное творчество. Русские народные песни. Предания "о пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком"
Урок Фольклор устное народное творчество iconУрок по теме «Устное народное творчество» Цели урока: Развивать умение работать в группе
Сегодня наш квн посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы знаете по этой теме, как умеете работать в команде,...
Урок Фольклор устное народное творчество iconМетодические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество
Т. В. Береснева, учитель методист начальных классов ср шк. №6 г. Петрозаводска, заслуженный учитель школ Карелии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск