Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами





Скачать 312.8 Kb.
НазваниеМанифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами
страница1/3
Дата публикации10.07.2014
Размер312.8 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Культура > Статья
  1   2   3
Манифест Handmade: один сюжет
о повседневности в сети и за ее пределами

© Е. А. Иваненко

© М. А. Корецкая

© Е. В. Савенкова
Статья посвящена проблематизации опыта тела в пространстве повседневности, в аспекте практик по созданию вещей своими руками, так называемых handmade-хобби. Вирулентный рост популярности увлечения ремесленными хобби воспринимается как манифест, провозглашающий возвращение к непосредственному опыту телесности, преодоление вездесущих медиа и возможность присутствия один на один с вещами. Однако претензии творческих хобби на креативность и выход за пределы медиасреды могут быть поставлены под сомнение.

Ключевые слова: повседневность, тело, вещь, медиа, хобби, ремесло, симулякр.

«У вас иссякла фантазия? Вы мучаетесь, что подарить на праздники близким и не очень близким людям? Боитесь, что Ваш подарок не будет оригинальным? А может, Вы много слышали и читали о мыловарении дома, но не знаете, с чего начать и где купить все необходимое для этого? Наверняка, не знаете, чем же занять Вашего так быстро растущего и познающего мир ребенка? Мы придумали это за Вас! Ваш подарок будет не просто необычной ненужной вещью, а интересным и очень полезным. Вы подарите “идею”, “новое увлечение”, а может, и новый “стиль жизни” — приобщите человека к ежедневно увеличивающейся группе людей, заботящихся о своем здоровье. В условиях вечной нехватки времени и нежелания “бегать” по магазинам в поисках ингредиентов и оригинальных подарков, мы сделали наборы, в которых есть абсолютно все для варки мыла с подробной инструкцией по приготовлению. Если информация в инструкции будет неполной для Вас, зайдите в специальный раздел нашего сайта “Фото-Видео”, где размещен Видеоурок по технологии варения. Вам понравилась наша идея? Но пугает цена? Мы подумали и об этом!..»1 

Этот рекламный текст, случайно встреченный на одном из сайтов, посвященных мыловарению на дому, вполне может быть прочитан как манифест целого течения handmade-хобби, мощно захлестнувшего Рунет в последнее время. Мировые ресурсы Глобальной сети уже довольно давно изобилуют сайтами, предлагающими создать и продать произведения собственных рук, причем вариаций хобби такого типа существует невероятно много и количество вещей в стиле «сделай сам» неуклонно растет на волне какой-то необъяснимой популярности. Действительно, в приведенном фрагменте текста-манифеста мыловарение с легкостью могла бы заменить любая другая практика — например, фелтинг или квиллинг, скрапбукинг или декупаж, петчворк, фриволите2, батик, витраж, бисероплетение, макраме, оригами, каллиграфия, декорирование, флористика, ну или более привычные моделирование, резьба по дереву, вязание, шитье, лепка, вышивание и так далее.

Хотя хобби в целом подразумевает предельно широкий круг увлечений, в который входит практически любая человеческая деятельность от стихосложения до коллекционирования пуговиц, из всей этой пестрой и необъятной сферы здесь будут рассмотрены хобби типа handmade, которые, в отличие, например, от занятий спортом или разведения домашних животных, имеют на выходе некий вещественный продукт, несущий на себе в буквальном смысле отпечаток рук, его создавших. Специфика хобби такого типа состоит в том, что в произведенной вещи упаковывается опыт тела, как бы консервируясь в ней, чтобы быть извлеченным при случае. Привлекательность мыла, изготовленного своими руками, заключается, возможно, в том, что в цифровой век любой контакт с телом приобретает специфическую ценность — особенно высокую, если это мыло изготовлено собственными руками, или несколько меньшую, но, тем не менее, значительную, если оно куплено у другого «рукомесленника». Как заявил один мыловар в своем блоге, «единожды попробовав мое мыло, вы не захотите, чтобы вашего тела касалось какое-либо другое», — здесь в рамках маркетингового хода наблюдается декларирование не только наличия «моего» опыта тела в данном куске мыла, но и ценность его максимально интимного прикосновения к телу покупателя. Иными словами, продается прикосновение тела к телу, опосредованное тающей мыльной субстанцией. Эта одержимость теплотой человеческого прикосновения, широко взятого от квазиэротического до чисто дружеского, справедлива для всего спектра рукомесленных вещей — всех этих валяных фигурок, расписных шкатулочек, домотканых ковров, вязаных салфеток, открыток и так далее.

Это массовое увлечение производством вещей не продиктовано практической необходимостью — эпоха всеобщего дефицита миновала давно и на смену ей пришел век товарного изобилия. Чем же тогда вызвана потребность в создании вещей своими руками? Ответ напрашивается сам собой — именно преизбыток готового, агрессивный и всеобъятный поток товаров, захлестывающий яркой пластиковой массой повседневное пространство, толкает если и не на прямой побег из глобального супермаркета, то, по крайней мере, на протест против отчужденного потребления. Пассивное потребление слишком быстро стало пресыщать — порог чувствительности современного потребителя3  снизился настолько, что в купленной вещи он больше не чувствует саму вещь, а интенсивность и длительность удовольствия от приобретения стали уж слишком незначительными. В результате — захламление жилого пространства грудами ненужных покупок, обмен типовыми подарками4 и… Скука. Handmade как хобби в каком-то смысле возникает в русле сопротивления шопоголии как попытка прагматически вернуться «назад к вещам». Здесь видна также интенция возвратить себе права на креативность — фронт handmade в войне против отчужденного потребления использует стратегии созидания и творчества. По крайней мере, на первый взгляд. Уж очень много Мастеров сегодня, уж очень легко им дается Мастерство. То, на что раньше уходили годы и десятилетия ученичества, теперь осваивается с лету по инструкции.

В движении handmade прочитывается еще один вектор протеста — против отчуждения собственного тела. Действительно, культура кнопки, характерная для цивилизации мегаполиса, сузила пространство телесной моторики до предела. Страх утраты сложных и тонких телесных навыков (отмирающих по причине невостребованности в современном мире огромного количества практик, наработанных за многовековую историю европейской цивилизации), а также тоска по опыту инвестиции собственного тела в вещь являются двигателями популяризации handmade-хобби. Обеспокоенность судьбой рукоделий связана также с широко известным ныне антропологическим тезисом, вызревшим некогда в сфере педагогики5: мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи и интеллекта. Не случайно столько внимания уделяется небезызвестным «пальчиковым играм», когда речь идет о формировании и коррекции ключевых навыков даже у самых маленьких детей.

Подойдем к той же теме с другой стороны, оттолкнувшись от того очевидного факта, что не только работа, но и отдых, и развлечения в информационную эпоху практически полностью погружены в медиасреду. В этой ситуации многочисленные хобби, связанные с телесной активностью — например, такие как танцы, йога, паркур, джолиджампинг, дайвинг, рафтинг, кейтинг и многое-многое другое, — как раз и должны обеспечить возвращение к обладанию собственным телом как живым и активным, отцепив его хотя бы на время от монитора и экрана телевизора. Handmade-хобби отлично встраиваются в эту тенденцию. Желание почувствовать свою телесность и побыть вне вездесущих медиа ближайшим образом выражается в стремлении сделать что-то своими руками, соблазняя возможностью присутствия один на один с вещами.

Исходя из всего вышесказанного, может появиться ощущение, что handmade-хобби, возникая на гребне могучей волны сопротивления, способно преодолеть ситуацию отчуждения и вернуть нас к опыту общения с вещью, своим телом и, в конечном счете, с миром напрямую без посредства пластиковой упаковки. Логика создания всего своими руками заманчива тем, что на выходе обещает нам уникальную вещь плюс уникальный телесный опыт. Вспомним чрезмерно позитивное воззвание, приведенное в самом начале: «Вы подарите “идею”, “новое увлечение”, а может и новый “стиль жизни”». Однако не слишком ли это похоже на очередной маркетинговый ход? Разделим сомнения Ж. Бодрийяра, сказавшего, что сегодня любая революция отстает, по крайней мере, на одну войну6. Иными словами, борьба с симуляциями неуловимым образом порождает очередную симуляцию, что делает культуру симулякра непобедимой. Наша задача, начав с банального тезиса о тотальности медиасреды и отсутствии результативных стратегий сопротивления (все равно ассимилируется практически что угодно, с неизбежностью приобретая медиаразмерность), попытаться проблематизировать включенность тела в пространство медиа в некоторых новых аспектах, исследуя сюжет популярности handmade-хобби.

Обычно под хобби понимается некий вид любительской деятельности, разновидность развлечения, некое дело, которым регулярно занимаются в свободное время, так сказать, для души. Хобби может быть хорошим способом борьбы с заевшим всех стрессом, не говоря о том, что оно, как, во всяком случае, считается, помогает развить кругозор, расширить круг друзей и самореализоваться. По большому счету, хобби — это то, что заполняет свободное время, сообщая ему тем самым смысл. Если учесть, что свободное время возникает как антоним ко времени рабочему, то можно отметить, во-первых, однозначную связь этой практики с массовой культурой, а во-вторых, ее зависимость от режима индустриального и пост-индустриального производства. Иными словами, в обществах традиционного типа время никогда не свободно в том плане, что подчиняется определенным размерностям и все занято практиками мироустройства. Говоря образно, у Ксеркса не было свободного времени потому, что у него не было времени рабочей занятости. Аналогичным образом всевозможные причуды дворянского сословия, такие как охота, собаки, цыгане, игра на фортепьянах, салонные вечера и бесконечные пасьянсы, будучи досужими, не могут быть названы хобби, несмотря на некоторое внешнее сходство. Ведь здесь нет ни смены субъекта, ни, самое главное, потребительского отношения и связанного с ним временного графика. Даже знаменитое римское различие на otium и negotium (отдых и дело), так на первый взгляд похожее на современное различие личного времени и времени труда, по сути совершенно иначе ставит акценты. Вторичным (отрицательным существительным) оказывается именно negotium — дело, занятость, работа, а otium — отдых с достоинством и почетом, покой — сам по себе самодостаточен и аристократичен7. Логика, совершенно не доступная для современного человека, который понимает свободное время по аналогии со свободной кассой в сети быстрого питания — как люфт для переключения на новый поток активности. Необратимая трансформация, произошедшая с жителями мегаполисов, превратила их в вечно подвижных акул потребления — остановка равносильна гибели и невозможна уже на фи-зиологическом уровне. Аристократический покой как способ расположения во времени сегодня практически не достижим. Кстати говоря, пресловутая фигура Обломова демонстрирует стык буржуазной и барской ментальности — его постоянно стремятся занять близкие, сам же он длит свое инертное состояние незанятости равномерно, прямолинейно и последовательно, что, согласно определению, и является покоем. Обломов со своей барской темпоральностью в суетный индустриальный век выглядит не просто неуместно, но даже как-то непристойно, оттого-то все вокруг него так обеспокоены его покоем.

Набросаем вчерне генеалогию свободного времени8  как понятия и как практики. Английское слово leisure происходит от латинского licere, что, собственно, и означает «быть свободным». Этот термин впервые появился в начале XIV века вместе с мануфактурами, а широкое распространение получил позже, во времена индустриальной революции, когда рабочие на фабриках должны были работать по восемнадцать часов в сутки, освобождаясь от труда только по воскресеньям. Можно сказать, что выходной день был предоставлен исходя из соображений наиболее эффективного использования трудовой рабочей силы, которая должна была восстановиться в результате так называемой рекреационной деятельности. Сюда, правда, попадали самые разные социальные практики, начиная с посещения церкви и заканчивая походом в паб. С уменьшением длительности рабочего дня система свободного и трудового времени несколько уравновесилась, и в результате возникла троичная темпоральная структура: трудовое время, необходимое свободное время (рекреационное), свободное время в собственном смысле слова. В итоге, благодаря К. Марксу, под свободным временем стали понимать «такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для свободной деятельности и развития»9. Маркс даже утверждал, что «время, которым можно располагать, есть само богатство», и, пропагандируя необходимость свободного времени для рабочего класса, он надеялся, что оно будет основным условием преодоления отчуждения. Но вместо того, чтобы разрядить обстановку, оно быстро становится новой проблемой. Его незаполненность, возникшая в результате культурных трансформаций, когда выходной воскресный день уже вышел из-под контроля церкви, но так и не попал в поле высокой культуры, создавала потенциальную опасность возникновения очагов избыточной агрессии. Маркс и не думал, что свободное время станет главным рычагом манипуляции; он полагал, что в нерабочее время индивид будет принадлежать себе. Но сам индивид решил, что он будет принадлежать своим удовольствиям, а индустрия развлечений, возникшая как отклик на молчаливую тоску незанятости, решила, что он отныне и во веки веков будет принадлежать ей. Так важнейшим из искусств, как известно, стало кино, а лакуна свободного времени затянулась болотом массовой культуры. В постиндустриальную эпоху чаша весов темпоральности качнулась еще раз, и свободное время устойчиво стало перевешивать, в результате чего возникла проблема поиска неиссякающих ресурсов его заполнения. Отсюда стартует постиндустриальная тяга к новым — непременно элитарным, эксклюзивным, индивидуальным — типам развлечения, куда укладываются новообразовавшиеся виды хобби, задействующие весьма значительные культурные агрегаты и требующие подчас не только солидных финансовых инвестиций, но и больших временных затрат. Сегодня у обывателя вполне может сложиться впечатление, что он всю жизнь только и делает, что развлекается — или, во всяком случае, должен развлекаться, и именно для этого он и претерпевает свою работу. И даже то рабочее время, которое трансформировалось во время офисной «отсидки», зачастую занято все теми же развлечениями, создавая иллюзию собственности на досуг. Однако до античной автаркии досуга здесь по-прежнему далеко: хобби, будучи продуктом беспокойства по поводу незанятого работой времени, носит явно плебейский характер вне зависимости от того, менеджер какого звена клеит своими руками декупаж с позолотой.

Приглядимся повнимательнее к самому механизму, обеспечивающему сегодня популярность так называемым творческим хобби. Во-первых, стоит отметить императив развлекательного отношения к любому делу — будь то искусство каллиграфии или плетение из лозы. Закономерно, что в стройные ряды современных увлечений попали исключительно те реме-сла, из которых оказалось возможным устранить все долгосрочные, тяжелые, опасные процессы, оставив только то, что может быть освоено легко и беззаботно любым новичком при условии пошагового следования инструкции. Тогда как, например, ювелирное дело, требующее плавки металла и огранки камней, или стеклодувное ремесло, основанное на взаимодействии с высокими температурами, и им подобные занятия остались за бортом логики любительства. Сегодня никто не перетирает пигменты для краски, не прядет нить для вышивания, не сублимирует ароматы для парфюмерных композиций. В русле handmade-хобби остаются только те ремесленные навыки, которые продаются и покупаются легко, то есть сами по себе доступны для потребителя в качестве полуфабрикатов.

Легкость, с которой в наше время осваивается мастерство, традиционно бывшее сложным, парадоксальным образом основывается на сложном аппарате медийных опосредований. Действительно, обо всем многообразии рукоделий можно узнать только из медиаисточников: журналов, телевидения, но прежде всего из сети Интернет. Но не только стартовые сведения о том или ином рукомесле размещаются в сети — прежде всего, целевые интернет-сообщества, посвященные конкретному рукоделию или — шире — handmade-хобби как таковому, существуют ради публикации собственных произведений. В основном это мастер-классы по освоению специфической техники либо изготовлению конкретной вещи. Не говоря уж о том, что сетевые ресурсы работают витриной, где каждый выставляет на всеобщее обозрение и продает свои нетленные творения. Практика handmade начинается и заканчивается в сети; потому неудивительно, что рост популярности хобби совпал с вирулентным распространением интерактивных сетевых ресурсов как специфических форм коммуникации. Таким образом, фигура любителя совпадает с фигурой пользователя — в конечном счете, занятия рукомеслом сводятся к бесконечной полировке медиавитрины: наращивается количество и качество фотографий работ, публикуются развернутые авторские уроки, приобретается сетевая известность. Количество словесного флейма, обрамляющего эту самую известность, позволяет предположить, что ради нее все и затевается в конечном счете; наверняка можно утверждать, что статус Мастера в том или ином деле приобретается именно благодаря сетевым ресурсам. Здесь трудно расставить приоритеты — то ли сеть является способом трансляции ноу-хау, то ли хобби — всего лишь коммуникативный повод. Бесконечная виртуальная витрина с ее сочными заманчивыми образами разжигает столь же бесконечный аппетит — отсюда распространенная практика серфинга по видам хобби в поисках того Дела, которое захватит целиком и без остатка. Налицо своеобразное испытание границ собственного тела — пользователю лишний раз на досуге любопытно убедиться в том, что отсутствует черта, за которой заканчиваются его возможности. Лабиринт виртуального потребления устроен так, что по траекториям желания можно скользить невообразимо долго, меняя не только объект желания, но и его агента, распыляя себя, словно грибные споры, по питательному субстрату медиасреды. Так возникают многочисленные и многолюдные виртуальные цеха Мастеров, где под разными никами репрезентируют себя одни и те же люди, подавая свои умения под разными соусами.

Виртуальные кланы умельцев и «золотых рук» напоминают своей незримой сплоченностью, деловитостью и ритуализованностью правил средневековые цеха мастеров. Можно, конечно, проследить линию последовательной исторической преемственности от архаического ремесла к handmade-хобби напрямую, но в данной статье основной интерес приходится не на историю развития ремесел, а на специфику различных практик создания вещи вручную, поэтому здесь будет кратко рассмотрено взаимоотношение вещи и тела в пространстве архаических хозяйственных практик, средневековых цеховых ремесел и кружков индустриальной эпохи.

Ремесло Средних веков и архаики носило, если можно так выразиться, демиургический характер. Исходно в рамках архаического натурального хозяйства быть хозяином своего дома означало уметь создавать собственноручно необходимую утварь. Всякий раз изготовление вещи запускало единственный механизм, воспроизводящий созидание первопредком конкретного предмета обихода10  — Кувшина, Ножа, Прялки. Потому каждая вещь в хозяйстве знала свое место, совпадала с ним и принципиально не могла быть лишней. Сама практика при всей своей утилитарности носила сакральный характер — пряха буквально была Макошью, свивающей нити для холста так, как будто это нити судьбы. Помимо бытовых навыков довольно рано складываются и выделяются профессиональные типы ремесла — прежде всего, кузнечное дело. В дальнейшем медленно, но неуклонно профессионализация расширяется, что, в конечном счете, приводит к возникновению ремесленных корпораций11. Со специализацией формируется
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconРеферат «Программная музыка»
Сюжет программного произведения может быть самостоятельным, как, например, в «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза, а, скажем, симфоническая...
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconКурсовая работа по дисциплине «сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconТ/к «отр» программа «Новости». Сюжет о передаче сотрудниками Брянской...
«Комсомольская правда». Сюжет об открытии крупнейшего в стране автоматизированного почтового логистистического центра во Внуково....
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconО. В. Федорова История театр жизни. Спектакль на сцене впечатляет...
И порой трудно отвлечься, вернуться назад – в свой день. Таково воздействие истории, даже не воплощенной в зримые образы сцены…
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconВ ноябре 2011 года городская Лаборатория гуманной педагогики была...
В чем смысл жизни. (открытый урок в 4б классе школа№139). Ш. А. Амонашвили и В. Г. Ниорадзе прибыли из Москвы и подарили всем присутствующим...
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconПрограмма дисциплины "Исторический анализ структур повседневности"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура повседневности России»
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности России Направление/ специальность — 031400. 62, культурология Форма...
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconРеферат по курсу сети ЭВМ тема: «антенны»
МГц, в котором могут работать передатчики мощностью не больше 100 мВт. Если превысить мощность, можно познакомиться с дружелюбными...
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconЭкономика развития; Россия: рамки реальности и контуры будущего;...
Основные труды: Экономика развития; Россия: рамки реальности и контуры будущего; Миссия России (гражданский манифест); Эффективное...
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами icon«архитектура ЭВМ и систем» Новосибирск сгга содержание
Эвм различных классов; параллельные системы понятие о многомашинных и многопроцессорных вычислительных системах; матричные и ассоциативные...
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconРеферат тема: “Структурированные компьютерные сети”
В последнем случае абоненты компьютерной сети могут подключаться к сети в относительно произвольных точках, охваченных сетью телефонии,...
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconСюжет фильма капитан филлипс рассказывает о захвате американского...
Баркхад Абди, который берет американца в заложники. Напав на безоружную команду Филлипса, Муса совершает непоправимую ошибку. Оказавшиеся...
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconПравила использования сети Интернет Регламент работы учащихся, учителей...
...
Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии»

Манифест Handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами iconКонспект урока глобальные компьютерные сети. (Тема урока) фио (полностью)...
Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы поиска в сети


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск