Санкт-петербурга





Скачать 139.37 Kb.
НазваниеСанкт-петербурга
Дата публикации15.07.2014
Размер139.37 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
ГБОУ ШКОЛА № 268 НЕВСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕФЛЕКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОЗАПИСЕЙ ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ
Разработчики:

учитель начальных классов Малюзенко Л.Е.

зам. директора по УВР Машевский А.Г.

зам. директора по УВР Некрасов Д.Н.

учитель начальных классов Пинчук Т.И.

2014 г.

  1. ВВЕДЕНИЕ


Одна из важнейших задач, которая стоит перед нашем обществом, – повышение воспитательного потенциала образовательного процесса. В соответствии с новыми ФГОС-ами требуется осуществить переход от «знаниевого» обучения, нацеленного прежде всего на трансляцию определенных учебных навыков и предметных компетенций к формированию личности, духовно-нравственное развитие которой становится основой готовности и способности к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, социализации, потребности в культурной идентичности, предполагающей осознанное отношение к гражданским, национальным и общечеловеческим ценностям.

Именно содержание образования становится одним из важнейших проводников духовно-нравственного развития учащихся. Причем речь идет здесь не о кардинальном изменении предметной базы, а об ином отношении к технологии и формам подачи учебного материала, выделении учителем тех «мотивационных зон», которые делают урок интересным, проблемным, интегративным, следовательно, обеспечивающим личностное овладение знанием. Вопрос заключается в том, на какой основе можно этого достичь?

С нашей точки зрения осуществление поставленных задач возможно только на базе культурологического подхода к образованию, позволяющего добиться на основе культуросообразной деятельности всех субъектов образовательного процесса повышения внутренней мотивации к учебной и внеучебной самореализации как основы духовно-нравственного развития, осмысленного и ценностного отношения к процессу познания со стороны учащихся и их педагогов.

Культурологический подход к содержанию образования многоаспектен. Он предполагает: 1) создание условий для формирования социокультурной среды школы, открытой для коммуникации с научным и художественным сообществом города; 2) разработку на культурологической основе учебных технологий, способствующих духовно-нравственному развитию учащихся; 3) разработку концепции культуросообразной внеурочной деятельности, способствующей решению задач духовно-нравственного развития; 4) разработку диагностических комплексов, направленных на выявление эффективности реализации программы духовно-нравственного развития; 5) разработку технологий, обеспечивающих преемственность программ духовно-нравственного развития по содержательному, процессуальному, результативному и оценочному компонентам в урочной и внеурочной деятельности и при переходе к следующей ступени образования; 6) создание условий по систематической переподготовке учителей, направленной на формирование их культурологической компетентности; 7) создание и поддержание форм профессионального общения, раскрывающих инновационный потенциал учителя, способствующих диссеминации опыта культуросообразной учебной практики, нацеленной на духовно-нравственное развитие ребенка; 8) поиск форм повышения культурологической и педагогической грамотности родителей учащихся.
II. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Занимаясь вопросами духовно-нравственного развития, мы прежде всего сталкиваемся с размытостью таких базовых понятий как «духовность», «нравственность», «мораль». Это только кажется, что они самоочевидны. В плюралистическом обществе трудно рассчитывать на единообразие ценностных установок, следовательно, и содержание в традиционные понятия каждым вкладывается свое. В этих условиях, приступая к работе по поиску методов и технологий, способствующих духовно-нравственному развитию учащихся, необходимо, хотя бы с коллегами договориться об общности подходов, выработать на основе культурологического анализа существующих работ по теме свои ориентиры и принципы.

Проводить эту работу необходимо в тесном контакте со специалистами высшей школы. И лучше всего в рамках постоянно действующего семинара, программа работы которого предполагает систематическую учебу педагогов, повышение их культурологической компетенции. Дело в том, что как вопросы аксиологического характера, так и необходимость перехода к метапредметному подходу в преподавании лимитируются слабой культурологической подготовкой современного учителя.

Целый ряд проведенных в школе семинаров и дискуссий позволил сформулировать некоторые теоретические выводы, ставшие основой для дальнейших практических действий1.

Вот они:

1. Нравственность базируется на широком, универсалистском подходе к миру, на стремлении воспринимать свою жизнь и жизнь общества целостно. Поэтому формирование целостного культурного мировоззрения является важнейшей составляющей духовно-нравственного развития.

2. Этическая позиция требует от человека свободного самоопределения, предполагающего способность понимать альтернативные точки зрения и нести ответственность за избираемый путь. Тем самым духовно-нравственное развитие невозможно без воспитания толерантности, проявляющейся в признании ценности иных подходов и принципов.

3. Поскольку источником подлинных ценностных представлений выступает трансцендентное (добро – по определению бескорыстно, следовательно, не может быть обусловлено никакой конечной причиной), то сама наша способность к нравственному выбору вытекает не только из установки личности, но и из того, что в религиозной традиции называется благодатью, не зависящей от человеческих усилий или намерений. Поэтому окажется ли личность способной в каждом конкретном случае к нравственному или безнравственному поступку в конечном итоге не зависит от воспитательных стратегий.

4. В силу связанности нравственного чувства с трансцендированием, с обращением к высшему уровню бытия, следует иметь в виду, что любая внешняя оценка его наличия или отсутствия – гадательна. Оценке может быть подвергнута только вторая сторона нравственного поля личности: широта взгляда на мир, универсальность интересов, способность мыслить интегративно, рефлектировать.

Нравственность нельзя воспитать, как нельзя воспитать в человеке любовь или веру. Можно лишь создать благоприятные условия для их становления. А вот духовность, связанную со способностью ориентироваться в смысловом пространстве культуры, развить можно. Причем развитие это непосредственно связанно с повышением рефлексивных возможностей учащихся.
III. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Мы поставили перед собой задачу разработать технологию, нацеленную на развитие способности к рефлексии младших школьников. Рефлексия предполагает возможность посмотреть на себя со стороны. И здесь неоценимую помощь могут оказать современные мультимедийные средства, в частности, видеозапись урока с последующей его демонстрацией детям и обсуждением. Известно, что наиболее широко рефлективные методы применяются в групповом тренинге. Вачков И.В. подчеркивает особую эффективность видеосъемки в психологическом тренинге развития самосознания2.



Схема технологии: последовательность действий, связь с мониторинговыми исследованиями

Принятие конкретных решений о формах совместной воспитательной деятельности

Мониторинг мнения родителей

Просмотр на родительском собрании фрагментов уроков с обсуждением

Аналитика, выработка рекомендаций для совместной работы с родителями


Итоговый

мониторинг

Монтаж видеоотчета о втором уроке из серии

Проведение и съемка

второго урока из серии

Рефлексия: просмотр с учащимися фрагментов урока с обсуждением

Промежуточный

мониторинг

Монтаж видеоотчета о первом уроке из серии

Проведение и съемка

первого урока из серии

Начальный

мониторинг

Аналитическое планирование уроков

Разработка системы мониторинга для данной серии уроков

Определение темы серии уроков или внеклассных занятий, имеющих проблемный характер


Но обычно видеосъемку используют при работе со взрослыми. В школе же все ограничивается демонстрацией видеоуроков при дистанционном обучении или же использованием видеоматериалов при распространении педагогического опыта.

III.1 Определение темы серии уроков или внеклассных занятий, способной затронуть учащихся, вызвать их интерес. Постановка темы и предложенные для обсуждения вопросы должны носить проблемный, в некотором смысле даже провокационный характер. Необходимо уйти от ситуации, когда дети, угадывая ожидания учителя, просто воспроизводят в своих ответах то, что изначально закладывается как положительный образец.

В качестве примера, можно привести тему двух уроков в рамках курса для 1-го класса «Окружающий мир»: «Когда мы станем взрослыми» или тему двух занятий в рамках курса дополнительного образования «Эстетическое воспитание на базе литературы» для 2-го класса: «Ценности дружбы и семейные ценности по рассказам Успенского и мультфильму “Трое из Простоквашино”».

III.2 Аналитическое планирование серии уроков, связанных тематически. На этой стадии учитель выделяет: моменты, способствующие проблематизации урока, способы создания рефлексивных ситуаций на уроке, нравственную проблематику урока.

В качестве примера ниже приведены таблицы:

Аналитическое планирование в соответствии с задачами ДНР

Предмет: «Окружающий мир», 1 класс


Урока

Тема урока


Моменты, способствующие проблематизации урока

Создание рефлексивных ситуаций на уроке

Нравственная проблематика урока


1.

Когда мы станем взрослыми?

Хорошо ли быть взрослым?

Хотели бы Вы сами решать, что делать? Что бы вы тогда пожелали? К чему бы это привело?

Проблема ответственности. Ответственность – вот, что прежде всего отличает взрослого от ребенка.


2.

Когда мы станем взрослыми...

Что будет с миром, через 10-15 лет, когда мы станем взрослыми? Станет и он лучше или хуже?

  1. Проблема выбора профессии, с учетом кардинальных изменений в обществе.

  2. Что бы мы хотели поменять в нашем мире, чтобы он улучшился или по крайней мере не стал хуже?

Проблема ответственности за будущее своей семьи, города, страны, планеты, ложащаяся на плечи каждого поколения.

Предмет: «Эстетическое воспитание на базе литературы», 2 класс


Урока

Тема урока

Моменты, способствующие проблематизации урока

Создание рефлексивных ситуаций на уроке

Нравственная проблематика урока

1.

Урок – мозаика «Жители Простоквашино»

- Имея семью, можно ли быть одиноким?

- Кого ты считаешь своим другом? Он какой?

- В чем, по-твоему, ценности дружбы?

Каким должен быть настоящий друг?

А смогу ли я быть настоящим другом?

2.

Урок проблемного обучения

«Семья дяди Федора»

- Что такое любовь родителей?

- Любят ли родители дядю Федора?

- А ты любим в семье?

Обоснуй свое мнение.

Ценности семейных отношений. У близких людей могут быть свои мнения и свои жизненные позиции, но это не значит, что они тебя не любят.


III.3 Разработка системы мониторинга, предполагающей сопоставимость данных, получаемых на предварительном и завершающем этапе цикла. Мониторинг сочетает анкетирование и экспертную оценку учителя, который знает каждого ребенка и может неформально оценить степень участия каждого ученика в обсуждении. Анкетирование также предполагает постановку проблемных вопросов, выявляющих сформированность ценностных представлений у ребенка, способность логически мыслить и обосновывать свою позицию.

На финальной стадии предусматривается анкетирование родителей, которых на родительском собрании учитель знакомит с отрывками записанных уроков.

Вопросы лучше всего каждый раз предлагать новые, соответствующие проблематике урока. Образец мониторинговых материалов для серии уроков курса «Эстетическое воспитание на базе литературы» приведен в приложении № 1.
III.4. Проведение и запись первого урока из серии. Монтаж видеоролика, показывающего наиболее яркие моменты занятия, раскрывающего участие учащихся в учебном процессе. Желательно осуществлять запись на две кинокамеры, для того, чтобы при монтаже можно было отобрать наиболее удачные ракурсы, наиболее полно представлять участие каждого ребенка в учебном процессе.
III.5. Ключевая стадия проведения рефлексии. Демонстрация отснятого материала учащимся с комментариями учителя и обсуждением. На этом этапе важно добиться, чтобы ребенок не только увидел себя, но и смог оценить свое поведение на уроке, обоснованность своего ответа, умение слушать других, контактировать с учителем и одноклассниками. Все эти моменты фиксируются педагогом, который в итоге составляет «Таблицу оценки степени вовлеченности ребенка в учебный процесс».

Ее вид может меняться, в зависимости от задач, которые ставит педагог. В нашем случае таблица имела следующую форму:

Таблица оценки степени вовлеченности ребенка в учебный процесс

ФИ

Степень вовлеченности в обсуждение на занятии

0 - 5

Уровень понимания вопросов, обсуждаемых на уроке

0 - 5

Степень взаимодействия с учителем и другими детьми

0 - 5

Способность к сотрудничеству
0-5

Степень самоконтроля (поведение, адекватность восприятия происходящего)

0 - 5

Примечание






















После просмотра записи урока может проводиться промежуточный мониторинг, фиксирующий рефлексию учащихся.
III.6. Проведение и запись второго урока из серии. Монтаж видеоролика, позволяющего сопоставить степень и адекватность участия учащихся в обсуждении. Пример приведен в приложении №2.
III.7. Проведение заключительного мониторинга, анализ результатов.

Важным преимуществом предлагаемой технологии является возможность учителя не только накапливать данные о вовлеченности в образовательный процесс каждого ученика, делать для него самого «прозрачной» динамику его личностного становления (по сути дела мы получаем очень наглядный видеоаналог внедряемого сейчас в учебную практику портфолио), но и адресоваться к родителям, которые выключены из непосредственного участия в учебном процессе.
III.8. Работа по вовлечению родителей в воспитательный процесс может быть продолжена на родительском собрании, когда учитель, используя отснятые материалы, способен проиллюстрировать свои наблюдения за поведением и учебными достижениями ребенка, обратить внимание на те или иные психологические особенности, поставить вопрос о коррекции воспитательных воздействий.

IV. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Анализ полученных результатов был проведен независимыми экспертами из городского ресурсного центра «Рейтинговая накопительная критериально-ориентированная технология оценивания достижений субъектов образовательного процесса» (ГБОУ СПО Некрасовский педколледж №1).

Вот выдержка из экспертного заключения: «Учителями изначально не ставилась задача определения нравственного уровня ученика, это невозможно сделать простым суммированием показателей. Мы имеем достоверную качественную характеристику изменений, проходящих после целенаправленной работы учителя как у отдельного ученика, так и у класса в целом.

Так, например, с помощью начального мониторинга было выявлено, что баллы, которые получил 1-а класс в среднем выше, чем у 1-б. На стадии промежуточной рефлексии очень интересно сравнить баллы внутри каждого класса. Например, в 1-а классе интересно было на занятии всем ученикам, изменилось мнение об обсуждаемом вопросе у 75% детей, 75 % понимают, за что будут отвечать, когда станут взрослыми. Сравним с 1-б классом. Интересно на уроке было всем, изменилось мнение об обсуждаемом вопросе у 58% учеников, понимание своих обязанностей в будущем есть у 75 % детей. Эти цифры позволяют корректировать воспитательную деятельность».


1 Логика наших рассуждений приведена в статье: Машевский А.Г. «"Духовность" и "нравственность" (что и как развивать в соответствии с программой духовно-нравственного развития младших школьников?)». СМИ «Пионер». http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fsmipioner.ru%2Findex.php%3Foption%3Dcom_k2%26view%3Ditem%26id%3D543%3Aduxovnost_i_nravstvenost%26Itemid%3D143

2 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., Издательство "Ось-89", 1999.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Санкт-петербурга iconПризнание культуры приоритетной и социально значимой отраслью, определяющей...
Санкт-Петербурга в законодательном порядке (Закон Санкт-Петербурга от 11. 01. 2011 №739-2 «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге»),...
Санкт-петербурга iconКурортного района санкт-петербурга
Курортный район Санкт-Петербурга отдален от центра Санкт-Петербурга, от его образовательных и культурных учреждений, поэтому роль...
Санкт-петербурга iconРабочая учебная программа Организационно методический раздел
Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,...
Санкт-петербурга iconРабочая учебная программа Организационно методический раздел
Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,...
Санкт-петербурга iconI. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской...
Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся...
Санкт-петербурга iconI. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской...
Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся...
Санкт-петербурга iconПетербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга...
Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений...
Санкт-петербурга iconПостановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07. 06. 2011 №731...
Кировском районе Санкт-Петербурга. План разработан с учетом задач, стоящих перед районом в условиях социально-экономического развития...
Санкт-петербурга iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...
Санкт-петербурга iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга 01. 06. 2012 бессрочно, и свидетельства об аккредитации оп 017877, выданного...
Санкт-петербурга iconДоклад для выступления на заседании Правительства Санкт-Петербурга...
«О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга «Реконструкция и техническое перевооружение научно-производственной базы...
Санкт-петербурга iconПлан работы Комитета по образованию Санкт-Петербурга на сентябрь 2010 года
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31. 07. 2009 №883
Санкт-петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поддержка: Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по молодежной политике Санкт-Петербурга
Санкт-петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этот день исполнительные органы государственной власти Санкт- петербурга, органы местного самоуправления в Санкт- петербурге, адвокаты...
Санкт-петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этот день исполнительные органы государственной власти Санкт- петербурга, органы местного самоуправления в Санкт- петербурге, адвокаты...
Санкт-петербурга iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №11 (712), 4 апреля 2011 г
Открытие новых социальных объектов Санкт-Петербурга. Подробности в разделе Аппарата вице-губернатора Л. А. Косткиной


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск