Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству





Скачать 150.06 Kb.
НазваниеПояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству
Дата публикации23.07.2014
Размер150.06 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Пояснительная записка
к тематическому планированию по изобразительному искусству


4класс
Изучение изобразительному искусству направлено на достижение следующих

ц е л е й:

– развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

– освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

– овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

– воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета:

Примерная программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности,

Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа, Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы

по изобразительному искусству для четырёхлетней начальной школы

(автор – доктор педагогических наук В. С. Кузин) с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования РФ и взята за основу.

Изменения внесены не были.

Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 раз в неделю)
Место учебного предмета в учебном плане:

Предмет «Изобразительное искусство» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Р.Ф. На данный предмет в учебном плане в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье. Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.

Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Составной частью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование школьника. Эмоционально-чувственное восприятие действительности, художественное творчество – самые благоприятные факторы в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания , которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним школьника являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.
К концу года учащиеся должны знать/понимать:

– основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

– известные центры народных художественных ремесел России;

– ведущие художественные музеи России;

уметь:

– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

– использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

-передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, падающую тень;

-использовать различную штриховку для выявления объёма, формы изображаемого предмета;

- передавать в лепных изделиях объёмную форму;

-составлять аппликационные композиции из разных материалов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для самостоятельной творческой деятельности;

– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения
содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса:

Изучение изобразительного искусства связано с такими предметами, как технология, литературное чтение, окружающий мир

Тематическое планирование

Изобразительное искусство

4 класс





п/п


Наименование разделов

Максимальная нагрузка на

уч-ся, ч

Из них

Теорет.

обучение,

ч.

Практическая

работа

Выстав-

ка

1.

В мире изобразительного искусства

12

6

6




2.

Мы любим смотреть картины и рисовать

22

11

10





























































Итого:

34

17

16

1





















Календарно – тематическое планирование

по изобразительному искусству



п/п


Наименование разделов и тем


Вид занятия


Кол-во

часов

Вид

самост.

работы

Планир.

дата проведения

Факт.

дата

проведения


1.
1.1

1-Я ЧЕТВЕРТЬ

В мире изобразительного искусства.

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж»


Беседа. Тематическое рисование


9ч.

12ч.
1


Тематическое рисование







1.2

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке»

Аппликация.

1

Аппли-

кация.







1.3

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

Беседа.

Рисование с натуры

1

Рисование с натуры







1.4

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

Рисование с натуры

1

Рисование с натуры







1.5

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками.

Рисование с натуры

1

Рисование с натуры







1.6

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками.

Рисование с натуры

1

Рисование с натуры







1.7

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки.

Рисование с натуры

1

Рисование с натуры







1.8

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара.

Рисование с натуры

1

Рисование с натуры







1.9

Тематическое рисование: «Моя улица», «Мой двор».

Рисование по представлению

1

Рисование по представлению












2-я ЧЕТВЕРТЬ







7ч.












1.10

Образ человека в произведениях изобразительного искусства. Рисование с натуры фигуры человека

Рисование с натуры

1

Рисование с натуры







1.11

Образ человека в произведениях изобразительного искусства. Рисование с натуры фигуры человека

Рисование с натуры

1

Рисование с натуры







1.12

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта

Лепка фигуры человека(работа в объёме)

1

Лепка







2.
2.1

Мы любим смотреть картины и рисовать.

Рисование животных с натуры или по представлению



Рисование по представлению

22ч.

1

Рисование по представлению







2.2

Рисование птиц с натуры или по представлению

Рисование по представлению

1

Рисование по представлению







2.3

Сказка в декоративном искусстве

Декоративно-прикладное творчество

1

Декоративное рисование







2.4

Сказка в декоративном искусстве

Декоративно-прикладное творчество

1

Декоративное рисование









3-я четверть






10ч.












2.5

Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Тематическое рисование

1

Тематическое рисование







2.6

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению»

Аппликация

1

Аппли-

кация.







2.7

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению»

Аппликация

1

Аппли-

кация







2.8

«В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии

Рисование с натуры или по представлению

1

Рисование с натуры или по представлению







2.9

Рисование с натуры или по памяти современных машин

Рисование с натуры или по представлению

1

Рисование с натуры или по представлению







2.10

Рисование народного праздника. «Песни нашей Родины»

Тематическое рисование

1

Тематическое рисование







2.11

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия

Декоративно-прикладное творчество. Лепка

1

Декоративное рисование.

Лепка







2.12

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия

Декоративно-прикладное творчество. Лепка

1

Декоративное рисование.

Лепка







2.13

Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц»

Рисование животных и птиц

1

Рисование по представлению







2.14

Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»

Тематическое рисование

1

Тематическое рисование










4-я четверть




8ч.











2.15

Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»

Тематическое рисование

1

Тематическое рисование







2.16

Тематическое рисование «Закат солнца»

Тематическое рисование

1

Тематическое рисование







2.17

Тематическое рисование «Закат солнца»

Тематическое рисование

1

Тематическое рисование







2.18

Люди труда в изобразительном искусстве

Творческое рисование

1

Творческое рисование







2.19

Составление мозаичного панно «Слава труду»

Аппликация

1

Аппли-кация







2.20

Составление мозаичного панно «Слава труду»

Аппликация

1

Аппли-кация







2.21

Аппликация. Орнаменты народов мира

Аппликация

1

Аппли-кация







2.22

Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина

Творческое задание

1

Творческое задание































Итого




34































































































Материально – техническое обеспечение

учебного предмета «Изобразительное искусство»

4 класс

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:

Печатные пособия: Демонстрационный материал (картины, таблицы) в соответствии с основными темами программного обучения.

Портреты русских и зарубежных художников.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Технические средства обучения: Магнитофон, компьютер, проектор, экспозиционный экран. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

Экранно-звуковые пособия: Аудиозаписи по литературным произведениям

Презентации уроков: «Виды изобразительного искусства», «Цветовая гамма», «Многообразие оттенков цвета», «Левитан «Последние лучи солнца»

Видеофильмы:

- по памятникам архитектуры

- по художественным музеям

- по видам изобразительного искусства

- по творчеству отдельных художников

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по художественным технологиям

Материалы: Гуашь, тушь, акварель, пластилин, цветная бумага, мелки.


Оборудование класса:

Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстраций.

Учебно – методическое обеспечение по изобразительному искусству.
Основная методическая литература:

-Изобразительное искусство, 4 класс. Поурочные планы по программе В.С.Кузина; автор-составитель С.И.Доля-2-е издание,стереотип. - Волгоград:Учитель,2008.

– Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе:3-4 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений: 1-я ч. «Учись рисовать». – М.: Дрофа, 2011;

– Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе:3-4 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений: 2-я ч. «Волшебный мир». – М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная методическая литература:

-Кузин В.С., Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе – М.:Агар,1998.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство.4 класс – М.: Просвещение – 2005.

Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. – М.:Детская литература, 1984.

Алёхин А.Д. Когда начинается художник: книга для учащихся.- М.:Просвещение,1993.

РостовцевН.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: учебное пособие.- М.:Изобразительное искусство, 1983

Журналы «Юный художник» и «Художник»

Газета «Искусство»

Презентации уроков: «Виды изобразительного искусства», «Цветовая гамма», «Многообразие оттенков цвета», «Левитан «Последние лучи солнца»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству
В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования и науки РФ (М.: Дрофа, 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству
В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования и науки РФ (М.: Дрофа, 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПояснительная записка к тематическому планированию
Примерной программой по изобразительному искусству и Госу­дарственным образовательным стандартом выявлено отсутствие в авторской...
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПрограмма по искусству «Изобразительному искусству»
Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего...
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПрограмма по изобразительному искусству 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, утвержденного приказом...
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена на основе программы курса изобразительного искусства для учащихся...
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПояснительная записка к тематическому планированию православной культуре 4 класс
Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПояснительная записка к развернотому тематическому плану по изобразительному...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана для обучения во 2 классе на основе федерального компонента государственного...
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству подготовительный класс
За основу рабочей программы по изобразительному искусству для подготовительного класса взята Программа 1-4 класса коррекционного...
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПояснительная записка к тематическому планированию по истории Нового времени в 7 классе
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2012г.)
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков химии в 8 классе на 2010-2011 уч год
Пояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск