Скачать 0.74 Mb.
|
Программа по Истории и культуре народов Марий Эл (для четырехлетней начальной школы) Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьева
Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового поколения, а также создание сети образовательных учреждений нового вида с удовлетворением этнокультурных образовательных потребностей и языковых прав обучающихся. Качество регионального образования зависит также от специалиста, как носителя традиционной и современной культуры, умения управлять образовательными и воспитательными процессами, проектировать и реализовывать на практике развивающие воспитательно-образовательные программы нового поколения и в то же время учитывать системные традиционные взаимосвязи между факторами этнокультурной среды. Курс «История и культура народов Марий Эл» является примерной общеобразовательной программой, формируемой участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом действующего Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для школ и средних специальных учебных заведений «История и культура марийского народа» (1992), программы курса «История и культура народов Марий Эл» 1-9 классы (2004). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей начальных классов и истории и культуры марийского народа Васениной О.Н., Рябининой Л.Н., Кармазиковой М.Л., Огневой З.Н., Орловой А.А., Петрухановой Э.Е., Ямолкиной Г.А. II. Общая характеристика учебного предмета. Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину. Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач: 1. Обучающие:
2. Развивающие:
- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике. 3. Воспитывающие:
Предметом изучения курса «История и культура народов Марий Эл» история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл. В целях системного предоставления содержания, программа «История и культура народов Марий Эл» построена по тематическому принципу, с календарной раскладкой тем по занятиям, по каждому разделу. Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, духовно-культурными и трудовыми традициями народов республики, трудовым воспитанием, с произведениями устного народного творчества, с искусством, с праздниками, с такими понятиями как «родина», «родной край», «отечество», «семья», «родство». Особая роль отводится родной природе, окружающему миру. Тематика данного направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать положительное отношение к природе. При составлении программы учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, проживающих в республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей). Все авторы, уроженцы или проживающие в республике Марий Эл, независимо от национальной принадлежности, указаны как («мар.»). Принадлежность авторов к своему народу из других республик указана соответственно названиям (см.: «рус», «тат.», «удм.», «чув.»). Причем все авторы указаны не по принципу историзма и значимости, а в алфавитном порядке. Учитель может использовать предложенные материалы дифференцированно, в зависимости от выбранного им образовательного маршрута. Включение в программу особым подразделом ознакомление с религиозной культурой народов в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным методическим и научным шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Педагогам нельзя не учитывать эту реальность. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и в народе. Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия. Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл. На начальном этапе обучения (1-4 классы) и в 5 классе основной школы курс «История и культура народов Марий Эл» носит пропедевтический характер, он связан с изучением предмета «Окружающий мир» и ориентирован на программы развивающего обучения. История родного края усваивается через деятельностный подход. Индикативными показателями по данному курсу являются умение добывать знания, решать поставленные задачи и применять в практике обучающимися полученные знания, навыки и умения. Критериями оценки обучающихся 1-4 классов по данному предмету являются умение определять общее и специфичное о Республике Марий Эл; умение составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни, пляски, танцы и игры; а также умение мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные методы проектной деятельности и ИКТ технологий. Перечень литературы, прилагаемый к программе, поможет учителю лучше ориентироваться в потоке обширной информации. Методы и средства обучения, форма организации занятий определяются учителем с учетом содержания учебного материала, уровнем подготовленности обучаемых. Допускается варьирование и творческий подход к проведению уроков, чтобы избежать однообразия в формах организации учебного процесса. При изучении тем рекомендуется выбирать свой образовательный маршрут. Учитель, учитывая специфику класса, школы и местности, сам подбирает дополнительный материал по литературе, музыке и изобразительному искусству, из перечня произведений, указанных в программе. По каждой теме обучаемый из перечня представленных в программе произведений, должен знать минимум 3-4 примера. Допускается варьирование тем и учебного времени (1-2 часа) в пользу более углубленного ознакомления материалов, связанных с изучением местных достопримечательностей, с наследием того или иного писателя, композитора, художника, ученого, со знаменательными событиями в республике, городе, районе, селе и т.д. Занятия можно проводить в форме уроков-бесед, практических уроков, экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, прогулок по родному городу (поселку). На уроках истории и культуры можно практиковать знакомство с музейными коллекциями. Они являются настоящими сокровищницами и хранительницами истории и культуры народов республики, отображающими, главным образом, региональные особенности. Различные экспонаты дают возможность для многогранной работы с детьми в школе, так как именно в школьные годы закладываются основы мировоззрения, система ценностей, бережное и уважительное отношение к сокровищам прошлого. В программу отдельным разделом выделено изучение праздников. Включение концентрическим способом из класса в класс изучение праздников предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию элементов того или иного праздника. Предполагается не только информирование обучаемых, но и включение их в активное обсуждение поставленных задач и посильное решение социальных, культурных, экологических и других вопросов. Задания в программе рассчитаны на постоянное внимание обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности. Это составление обзорных сообщений по материалам периодической печати, написание тематических и обобщающих рефератов, творческих сочинений, сбор воспоминаний, которые позволяют предоставить обучаемым возможность выявить и реализовать свои способности и знания. Желательно привлекать к внеурочной деятельности и родителей, к примеру, для выполнения, творческих заданий по темам, связанным с курсами: «Моя семья», «Мой край», «Все работы хороши», «Наши славные дела» и т.д. К работе можно привлекать специалистов для проведения занятий по отдельным темам. По возможности рекомендуется приглашать и организовывать встречи с деятелями культуры и искусства (артистами, композиторами, писателями и поэтами, художниками, мастерами прикладного искусства и народного творчества), краеведами, учеными, ветеранами, старожилами, а также участвовать в проведении народных и государственных праздников, в реализации национальных традиционных мероприятий и знаменательных календарных дат. Составляя учебно-тематический план, необходимо учитывать памятные, знаменательные даты и события культурно-исторического значения. Необходимо рассказывать о героях-земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, об их подвигах с показом фотографий, иллюстраций памятников, с проведением экскурсий к местам Боевой Славы. Общее количество часов на предмет в течение учебного года в 1 классе составляет 32 часа, во 2 -11 классах - по 34 часа в каждом классе. По окончании изучения курса «История и культура Марий Эл» обучаемые должны знать основные этапы истории края, основы истории развития этнической карты и современной этнической ситуации в республике, особенности культуры народов и их истоки. Учет успеваемости можно проводить за индивидуальную работу или коллективно подготовленные обучаемыми задания и мероприятия. Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоведческой работы. Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления учащегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми -представителями разных этнических групп. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА НА ЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1КЛАСС
|
Урок истории и культуры народов Республики Марий Эл по теме: «Национальный... Гоу республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников... | Программа «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на... Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы... Рабочая программа составлена на основе Программы по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы. Авторы. Вахрушев А. А., Данилов... | Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно,... Данной программы предназначен для учащихся 2 – 4 классов четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений и рассчитан... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями... | Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История... Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для общеобразовательных... | ||
Плешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 1,2,3,4 класса четырехлетней начальной школы «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др., с Положением... | Программа «окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы) Мир вокруг нас: учебник для 1 кл нач шк – М.: Просвещение, ао «Московские учебники», 2005 | ||
Пояснительная записка Закона «Об образовании рф», Уставом школы, Положении об организации образовательного процесса на ступени начального общего образования,... | Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 1-го класса... Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, соответствует... | ||
Авторская программа по краеведению для начальной школы (на материалах Бобровского района) Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера... | Программа кружка «Инфознайка» Программа разработана на основе программы «Информатика и икт (Информационные и коммуникативные технологии)» для четырёхлетней начальной... | ||
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме «Половина» ... | Программа дисциплины методика преподавания интегративного курса Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение... | ||
Тестирование по теме: «Познание окружающего мира» Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа Система Л. В. Занкова. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. М. «Центр общего развития», 2007г |