Скачать 54.41 Kb.
|
Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе. Серенькая Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МОУ-СОШ с.Подлесное, Марксовского района. Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Поэтому обсуждаться эти проблемы стали достаточно часто. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребёнка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий. Что же это такое? Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах – задача –минимум и задача – оптимум. Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения их в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Неотъемлемая часть процесса формирования культуры здоровья – обучение здоровью. Достичь этого, давая отрывочные знания в рамках некоторых школьных предметов, не представляется возможным. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что обучение здоровью необходимо строить по специально разработанной комплексной программе. Учителями начальных классов созданы и апробированы адаптированные программы «Уроки здоровья», «Разговор о правильном питании», «ОБЖ» и др., апробирована и внедрена масса педагогических, медицинских и психологических методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка, и его социальную адаптацию. С учетом теоретических подходов к проблеме, а также на основе исследований и практического опыта работы в области здорового образа жизни специалистами Саратовского областного центра планирования семьи и репродукции и кафедры валеологии Саратовского института повышения квалификации работников просвещения была разработана программа «Основы здорового образа жизни». Начиная с 2000г. наша школа и детские учреждения, откуда приходят к нам дети, работаем по этой программе, выполняя все цели и задачи данной программы. Программа охватывает период с 3-х лет до 17-ти лет и содержит блоки: этический, психологический, правовой, семьеведческий и медицинский. В программу включены совместные занятия родителей и детей. Также программа подразумевает организацию родительского всеобуча по ключевым вопросам воспитания и активное участие родителей в выполнении домашних заданий детей. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и проявлений индивидуальности к усвоению определенных знаний на каждом уровне развития. В программе соблюдается последовательное усложнение и расширение изучаемых понятий по мере взросления ребенка. Престиж здорового образа жизни в начальной школе очень высок. Всю организацию учебно-воспитательной работы мы построили с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:
Администрация школы определила основные направления оздоровительной работы:
Для начальной школы в здании выделен отдельный блок, и за каждым классом закреплено определённое помещение. Классные кабинеты оснащены техническими средствами обучения. В классах соблюдается воздушно-тепловой режим. Школа работает в 1 смену. Занятия начинаются в 8 часов. Расписание уроков составлено с учётом нормативных требований. Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья учащихся, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях – вот некоторые формы работы с родителями и учащимися начальных классов, проводимые школьной медицинской сестрой в реализации этой программы. В режим дня начальной школы включён комплекс оздоровительных мероприятий. Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, - контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Результатом всей этой работы явилось создание заповедей для каждого учителя, родителя и для ребёнка. Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод, что педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто». |
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,... | Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья... | ||
Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной... Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) | Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе» Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Здоровье закладывается в детском возрасте. Начальной школе в этом отводится... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Макарова Н. М. Использование технологии амо с применением мультимедиасредств в современной начальной школе | ||
Доклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.» Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации фгос ноо | Использование информационных технологий в начальной школе Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В. Ф. Шаталову). Опыт работы учителя биологии... | ||
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие... Тема сегодняшнего педсовета-«Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе» | Отчет о круглом столе в начальной школе «Использование современных... Отчет о круглом столе в начальной школе «Использование современных технологий для достижения метапредметных результатов» городской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В рамках семинара педагогами школы были даны открытые уроки в начальной, основной и средней школе, внеклассные мероприятия, презентация... | Курсовая работа Информационные технологии на уроках как средство... Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе | ||
«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через... Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Области преподавания информатики в школе. В своей работе Светлана Сергеевна использует современные образовательные технологии: развивающее... |