Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях





Скачать 112.92 Kb.
НазваниеРекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях
Дата публикации25.07.2014
Размер112.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


Рекомендации по введению третьего часа

физической культуры в общеобразовательных учреждениях

г. Мурманска в 2011-2012 учебном году.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Физическая культура в школе должна содействовать формированию и развитию способностей личности, позволяющих реализовать индивидуальные возможности и применять полученные знания по физической культуре в собственной жизненной практике. Рекомендуется, наряду с решением традиционных задач физического воспитания, больше внимания уделять воспитанию у учащихся ценностных ориентаций на роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, на формирование потребностей и мотивов в регулярных занятиях физическими упражнениями и ведении здорового образа жизни.

Организация двигательного режима школьников на фоне современной интенсификации образовательного процесса как никогда требует от педагогов непременного учета биологических закономерностей развития детского организма.

Непременным условием рационально построенного двигательного режима школьников является качественное разнообразие движений. Занятия физическими упражнениями, виды мышечной деятельности должны быть разнообразными, но сбалансированными в количественном отношении с потребностями и возможностями растущего организма. В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьника в движении.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе должна обеспечивать дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности детей и подростков. Систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания – залог успешного сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Введение третьего урока физической культуры в систему физического воспитания учащихся средней (полной) общеобразовательной школы позволит:

- снизить негативные последствия учебной нагрузки;

- укрепить здоровье учащихся;

- увеличить уровень двигательной активности;

- обучить школьников основам знаний по методике самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями;

- повысить уровень сформированности качеств личности школьников, что будет способствовать успешности их адаптации в обществе.

При проведении обязательных уроков физической культуры в объёме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования следует учитывать следующие условия:

- оснащенность и состояние учебно-спортивной базы (спортивные залы, пришкольные площадки, зоны рекреаций, спортивный инвентарь и оборудование);

- пропускную способность спортивного зала;

- спортивные традиции и специализацию учителя физической культуры, наличие квалифицированных педагогических кадров.

С целью улучшения организации и проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательных учреждениях следует руководствоваться следующими документами:

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- письмом Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912, от 07 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 20… – 20… учебный год» (издаётся ежегодно);

- рекомендациями Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта от 22 октября 2010 года: «Совершенствование системы физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях»;

- примерной основной образовательной программой образовательного учреждения;

- примерными программами по учебному предмету "Физическая культура".

При проектировании проведения обязательных уроков физической культуры в объёме не менее трёх часов в неделю на всех ступенях общего образования целесообразно использовать следующие авторские учебные программы, допущенные Министерством образования и науки РФ:

- авторская программа по физическому воспитанию " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов"(авторы- В.И.Лях, А.А.Зданевич).Программа составлена на основе примерной программы общего образования и ориентированна на трехчасовой вариант прохождения материала.

- авторская программа " Образовательная программа по физической культуре учащихся 1-11 классов"(под общей редакцией А.П.Матвеева) базовый и профильный уровень.

Содержание данных программ по физической культуре включает две основные части: базовую и вариативную (дифференцированную). Освоение базовых основ физической культуры обязательно для каждого ученика. Вариативная (дифференцированная) часть программ по физической культуре обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей территории, на которой находится общеобразовательное учреждение.

Материал вариативной части школьного компонента отбирается учителем, определяется самой школой, может быть направлен на углубленное изучение одного или нескольких видов спорта.

При отсутствии в общеобразовательном учреждении условий для проведения практических занятий некоторых разделов учебной программы (например: единоборства) акцент делается на изучение теоретических основ данного вида деятельности, возможно освоение практических навыков в самостоятельных занятиях, в различных формах внеклассной работы с обучающимися. В исключительных случаях возможно перераспределение часов, отведенных на изучение этих разделов, на другие разделы учебной программы с подробным пояснением в рабочих программах педагогов.

При отсутствии в общеобразовательном учреждении необходимых снарядов (брусья, бревно, перекладина и т.д.) для выполнения программы учитель рассматривает возможность замены одного упражнения другим с учетом однонаправленного воздействия для формирования двигательных навыков и физического развития обучающихся.

Логическим продолжением реализации программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых в олимпиаде по физической культуре, в работе различных кружков, секций, клубов, участие в соревнованиях. Особое внимание необходимо уделить теоретической подготовке обучающихся и развитию основных физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость).

Учителям физической культуры рекомендуется обратить внимание на планирование раздела «Основы теоретических знаний», который в полном объеме должен быть отражен в рабочей программе педагога и внесен в классный журнал.

При организации проведения обязательных уроков физической культуры в объёме не менее трёх часов в неделю на всех ступенях общего образования возможны следующие формы организации и планирования уроков физической культуры, которые обеспечивают достаточно успешное освоение учащимися основ содержания программ:

- первая форма предполагает планирование четырёх уроков физической культуры в неделю: в 1-й и 4-й четвертях учебного года, т.е. когда появляются условия для проведения занятий на спортивных пришкольных площадках или лесопарковых зонах, во 2-й и 4-й четвертях планируется проведение двух уроков в неделю;

- вторая форма планирования предполагает включение в расписание одного академического урока (45 мин.) и одного сдвоенного (90 мин.), который ставится в расписание последним;

- третья форма планирования является традиционной и предполагает включение всех трёх уроков в сетку расписания.

Рекомендуются также и другие варианты использования 3-го урока физической культуры с учетом его содержания и направленности на разных ступенях образования.

Например, в одном из вариантов рекомендуется проводить 3-й урок в форме «спортивного часа». Особенностью данного урока является то, что его содержание основывается на одном из базовых видов спорта и по своей направленности он ориентирован на повышение общей физической работоспособности и физической подготовленности школьников. Нежелательно, чтобы обычные уроки физической культуры и «спортивный час» приходились на один и тот же день недели.

Содержание «спортивного часа» разрабатывается по типу спортивной тренировки с учетом использования содержания учебной программы по физической культуре по одному из ее разделов.

В другом варианте планирования предусматривается проведение двух обычных уроков физической культуры в соответствии с программой, а третий урок - с преимущественной реабилитацонно-оздоровительной направленностью.

Задачами этого урока являются: снижение негативных последствий учебной перегрузки; увеличение уровня двигательной активности; обучение основам знаний и умений по методике самостоятельного проведения занятий физическими упражнениями. Прежде всего – это формирование навыков занятий оздоровительной физической культурой и овладение навыками целесообразного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебе, а также индивидуальной деятельности по интересам.

Содержание обязательных уроков физической культуры в объёме трёх часов в неделю на ступени младшего образования (1-4 классы) содержательное наполнение следует усилить:

- оздоровительной направленностью учебного материала;

- самостоятельными занятиями физическими упражнениями и использованием их при организации малых форм физической культуры (утренней и вводной гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, подвижных игр);

- обучением простейшим способам самоконтроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Недопустимо подменять содержание образовательной программы в 1-4 классах произвольной и бессистемной организацией двигательной активности учащихся (игры, прогулки, ритмика, развлечения), т.к. в этом случае не реализуются требования федерального государственного образовательного стандарта и содержание соответствующих образовательных программ по физической культуре.

Спортивная деятельность младшего школьника должна быть нацелена на освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, приобретение опыта участия в спортивных соревнованиях.

В настоящее время физкультурно-оздоровительную работу с младшими школьниками следует строить в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, в том числе через:

- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, в спортивных кружках и секциях и т.д.);

- рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

- организацию динамической паузы между третьим и четвёртыми уроками;

- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.д.);

Конкретные формы деятельности младших школьников, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

На ступени основного общего образования при проведении обязательных уроков физической культуры в объёме не менее трёх часов в неделю рекомендуется усилить оздоровительную направленность, творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Кроме этого, в раздел «Физическое совершенствование» возможно включить тему: «Спортивно–оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью». Основу данной темы составляет углублённое изучение одного из базовых видов спорта.

Уроки физической культуры в старшей школе по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как по типу комплексных уроков, т.е. с решением нескольких педагогических задач, так и по типу целевых уроков, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи. При этом на уроках следует все больше внимания уделять самостоятельной работе учащихся, которым нужно предоставлять определенную самостоятельность в планировании и структурировании занятий, выборе состава упражнений и дозировки нагрузки, контроле за функциональным состоянием организма и результативностью тренировочного процесса. Роль учителя здесь сводится в большей степени к проведению консультаций по коррекции разрабатываемых учащимися индивидуальных методик, помощи в организации самостоятельных занятий, включая и занятия дома.

При таком подходе к организации учебного процесса. Наряду с традиционными типами уроков, следует использовать так называемые практико-ориентированные уроки, которые по своей сути носят методический характер. На этих уроках учащиеся совместно с учителем разрабатывают индивидуальные учебные задания, составляют планы-конспекты, оценивают свою результативность в освоении двигательных действий и развитии физических качеств.

Проведение в 10-11 классах элективных курсов по физическому направлению позволяет обучающимся углубить свое образование в области физической культуры, повысить уровень физической подготовленности и укрепить здоровье, более качественно подготовиться к последующей (после окончания школы) активной творческой деятельности, по своему учебному содержанию нацеливает учащихся на поступление и получение профессионального образования в высших учебных заведениях в области физической культуры и спорта. Содержание элективных курсов должно иметь практико-ориентированную направленность. Примерные темы элективных курсов: «Атлетическая гимнастика», «Фитнес», «Современные оздоровительные системы спортивной направленности», «Основы избранного вида спорта», «Чирлидинг», «Технико-тактические действия в избранном виде спорта» и другие.

Учитывая важность проблемы формирования, укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся через совершенствование организации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» необходимо:

- создавать в общеобразовательных учреждениях условия, обеспечивающие формирование, сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта;

- создавать условия для обеспечения взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;

- совершенствовать врачебно - педагогический контроль за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;

- проводить объективизацию методов оценки и совершенствования физического и моторного развития обучающихся на основе учёта возрастных психофизиологических характеристик;

- совершенствовать профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;

- продолжить оснащение общеобразовательных учреждений современным учебно-спортивным оборудованием.
Методист ГИМЦ РО Попинако Н.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методической рекомендации Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и наук Российской...
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районное методическое объединение учителей физической культуры и обж продолжает работать над методической темой «Практическое наполнение...
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconСюжетно-ролевой урок по физической культуре для учащихся 5-6 классов
В связи с введением третьего часа урока физической культуры актуальным стало применение сюжетно-ролевых уроков
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconПисьмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010г. Nик-1494/19...

Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо от 8...
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тест по «Применение лечебной физической культуры в общеобразовательных учреждениях»
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconУчебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному...
В. В. Грабский – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры фгбоу впо пермская гсха
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ студентами...
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) по дисциплинам выпускающей кафедры...
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconПисьмо
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма повышения квалификации учителей физической культуры, как...
Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, педагогов физической культуры общеобразовательных учреждений...
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма третьего часа урока физии ской культуры в начальной школе 2009
Учебный план
Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях iconОткрытое занятие по степ-аэробике «Красота и гармония женского тела»
Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск