Рассмотрено
На заседании МО
Протокол №______
от «____»__________2013г.
| Согласовано
зам.директора по УВР
_____________/________
«_____» ___________2013г.
| Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ №1994
Максюта Н.И.
«____»_____________2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Изобразительное искусство. ДЛЯ 2 КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
2013 – 2014
| Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа - нормативно - управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Одной из главных целей преподавания искусства во 2 классе является задача введения детей в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий, развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способностей сопереживания.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта:
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9классы / под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Коротеева, Е.И. Избразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Коротеева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс: рабочая тетрадь / Н.А. Горяева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б.М. Неменский, Л.А Неменская, Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.
Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2009.
Типовая рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» разработана авторским коллективом под руководством Б.М.Неменского. / Москва. Просвещение. 2011 г. в соответствии с требованиями ФГОС. Выбор типовой программы обоснован тем, что она ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, разработана в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребенка, так и достижение положительных результатов в его обучении. Учебно-методический комплекс «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Поэтому в программу не внесено изменений. Количество часов в год- 34.
Количество часов в неделю- 1.
Количество часов в I триместре - 11
Количество часов во II триместре- 11
Количество часов в III триместре- 12.
Курс изобразительное искусство 2 класса представлен в программе следующими содержательными линиями:
Раздел
| Кол-во часов
| Требования к уровню усвоения материала по конкретному разделу
| Перечень контрольных мероприятий
| Чем и как работают художники
| 8
| Обучающиеся будут знать:
три основных цвета и дополнительные цвета (белый, черный);
жанр изобразительного искусства – пейзаж, вид – графика, скульптура;
различные способы и приемы работы с бумагой.
Обучающиеся будут уметь:
смешивать краски сразу на рисунке, смешивать краски с белой, черной красками;
использовать выразительные возможности акварели, пастели;
выполнять аппликацию, используя ритм пятен;
работать графическими материалами;
работать с пластилином способом лепки;
склеивать геометрические формы (конус, цилиндр);
выражать свои впечатления от произведений искусств;
использовать различные художественные материалы;
составлять композицию на всей плоскости листа.
| Рисунок – 4
Коллективная работа. – 1
Вылепленная фигура животного – 1
Макет игровой площадки - 1
| Реальность и фантазия
| 7
| Обучающиеся будут знать:
понятия реальность, орнамент, узор;
роль фантазии в искусстве;
приемы работы с бумагой;
многообразие природных форм.
Обучающиеся будут уметь:
использовать художественные материалы;
выражать свои впечатления от произведений, созданных природой;
использовать художественные материалы;
применять выразительные возможности бумаги, конструировать из бумаги.
| Рисунок – 4
Конструкции из бумаги – 1
Елочные игрушки – 1
Макет - 1
| О чем говорит искусство
| 11
| Обучающиеся будут знать:
жанр изобразительного искусства – портрет, пейзаж;
понятие – портрет;
вид искусства – скульптура;
украшения в жизни человека;
творчество художника Н. Рериха.
Обучающиеся будут уметь:
выразить характер животного изобразительными средствами;
характеризовать сказочных героев по внешнему облику;
использовать художественные материалы в передаче характера человека в объеме,
смешивать цвета для передачи эмоционального содержания,
применять различные художественные материалы в декоративной работе,
сформулировать замысел и построить композицию рисунка,
выполнять аппликацию,
выражать свои впечатления от произведений искусства.
| Рисунок – 6
Вылепленный из пластилина герой сказки – 2
Аппликация - 1
| Как говорит искусство
| 8
| Обучающиеся будут знать:
теплые и холодные цвета,
средства образной выразительности,
понятие – колорит, ритм, пропорции;
выразительные возможности линии;
основные жанры и виды изобразительного искусства.
Обучающиеся будут уметь:
смешивать красски непосредственно на листе;
наблюдать борьбу цвета в жизни;
свободно заполнять лист цветовым пятном;
изображать линии разного эмоционального звучания, видеть линии в окружающей действительности;
использовать изобразительные средства: ритм, объем для создания выразительности образа;
построить композицию по заданной теме. Используя выразительные средства изобразительного искусства;
выражать свои впечатления от произведений искусства.
| Рисунок – 6
Коллективная работа - 1
| Итого:
| 34
|
| Рисунок – 20
Коллективная работа – 2
Вылепленная фигура из пластилина – 3
Макет – 2
Рисунок – 4
Конструкции из бумаги – 1
Елочные игрушки – 1
Аппликация - 1
|
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, технология проблемного обучения, деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения.
Используемые типы урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок повторения, урок-диспут, урок-путешествие, урок-праздник.
Используемые формы урока: групповая, парная, индивидуальная, игровая, игра-путешествие, урок с использованием мультимедийных средств.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля: рисунок, аппликация, конструкции из бумаги, макеты, вылепленные из пластилина фигуры животного и героя сказки.
В результате изучения курса изобразительного искусства программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса 2 класса
Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого система уроков продолжается опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием основания детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. Умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов. Овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов
Обучающиеся должны знать/понимать:
Три сферы художественной деятельности и их единство;
Роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
Роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
Многообразие природных форм, их рациональность и красота;
Основные и составные цвета;
Цель использования художником выразительности цвета, линий, пятна в творчестве;
Имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
Обучающиеся должны:
Уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
Иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
Иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
Иметь навыки построения композиций на всем листе;
Уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
Учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
Совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой;
Свободно заполнять лист цветовым пятном;
Уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
Уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
Уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
Творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).
Литература и средства обучения.
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9классы / под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Коротеева, Е.И. Избразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Коротеева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс: рабочая тетрадь / Н.А. Горяева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б.М. Неменский, Л.А Неменская, Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.
Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2009.
Дополнительное пособие для учителя:
Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 139с.: ил.
Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина.- Волгоград: Учитель, 2006.- 61с.
Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.- сост. О.В. Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2009.-74 с.: ил.
Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.- сост. А.В. Пожарская [и др.].- Волгоград: Учитель, 2010.
Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи / М. Ильченко.- М.: ИД «Грааль», 2002.
Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.- М.: Посвещение,2007.
Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И.А. Хапилина.- Волгоград: Учитель, 2010.- 199с.
Интернет- ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://moikompas.ru/tags/plastilin
http://art.thelib.ru/culture/pictures/iskusstvo_yaponii.html
http://orientmuseam.ru/art
http://www.vasnecov.ru
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по изобразительному искусству.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Телевизор
Видеомагнитофон
Мультимедийный проектор
Компьютер
Мимио студио
Ученические столы с комплектом стульев
Мольберт
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Подставки для книг
Тематическое планирование № уро-ка
| Тема урока
| Виды деятельности
| Виды и формы контроля
| Дата
| Чем и как работают художники (8 часов)
|
| 1.
| Три основные краски, строящие многоцветие мира
| Изображение цветов по памяти и впечатлению (заполнение крупными изображениями всего листа без предварительного рисунка)
| Рисунок. Устный опрос.
|
| 2.
| Пять красок – все богатство цвета и тона.
| Изображение природных стихий: гроза, дождь, солнечный день, туман (крупными кистями без предварительного рисунка)
| Рисунок. Устный опрос.
|
| 3.
| Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности
| Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью (по выбору).
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 4.
| Выразительные возможности аппликации.
| Создание аппликации «Коврик» на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа по памяти и впечатлению.
| Коллективная работа. Обсуждение работы.
|
| 5.
| Выразительные возможности графических материалов.
| Изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и памяти)
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 6.
| Выразительность материалов для работы в объеме.
| Изображение животных родного края по впечатлению и памяти.
| Вылепленная фигура животного. Устный опрос.
|
| 7.
| Выразительные возможности бумаги.
| Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. Работа по воображению.
| Макет игровой площадки. Устный опрос.
|
| 8.
| Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти)
| Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных материалов»: серпантина, конфети, семян, ниток, травы и т.д. на фоне темной бумаги.
| Устный опрос.
|
| Реальность и фантазия (7 часов)
|
| 9.
| Изображение и реальность.
| Изображение животных или зверей, увиденных в зоопарке или в деревне. Рисование по памяти.
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 10.
| Изображение и фантазия.
| Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц с соединением элементов разных животных и растений.
| Рисунок. Беседа.
|
| 11.
| Украшение и реальность.
| Изображение паутинок с росой и веточками деревьев при помощи линий по памяти и представлению.
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 12.
| Украшение и фантазия.
| Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка)
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 13.
| Постройка и реальность.
| Конструирование из бумаги «Подводного мира»: медузы, водоросли, и т.п. (индивидуально-коллективная работа)
| Конструкции из бумаги. Беседа. Устный опрос.
|
| 14.
| Постройка и фантазия.
| Создание макетов фантастических зданий, конструкций – фантастического города.
| Макет. Беседа. Устный опрос.
|
| 15.
| «Братья – Мастера» всегда работают вместе (обобщение темы)
| Конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растений.
| Беседа. Елочные игрушки. Устный опрос.
|
| О чем говорит искусство (11 часов)
|
| 16.
| Выражение характера изображаемых животных.
| Изображение веселых, стремительных, угрожающих животных гуашью (один-три цвета)
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 17.
| Выражение характера человека в изображении; мужской образ.
| Изображение доброго и злого героя сказки («Сказка о царе Салтане» А.Пушкина)
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 18.
| Выражение характера человека в изображении; женский образ.
| Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.)
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 19 - 20.
| Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
| Создание а в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т.д.
| Беседа. Устный опрос. Вылепленный из пластилина герой сказки.
|
| 21 - 22.
| Изображение природы в разных состояниях.
| Изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.)
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 23.
| Выражение характера человека через украшение.
| Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников.
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 24 - 25.
| Выражение намерений человека через украшение.
| Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов: злого (пиратского) и доброго (праздничного)
| Аппликация. Беседа. Устный опрос.
|
| 26.
| Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство».
| Экскурсия по выставке детских работ и репродукций с картин известных художников.
| Беседа.
|
| Как говорит искусство (8 часов)
|
| 27.
| Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
| «Изображение пера Жар-птицы» - работа по представлению (заполняя весь лист, свободно смешивая краски между собой)
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 28.
| Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета
| Изображение весенней земли (добиться колористического богатства внутри одной цветовой гаммы)
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 29.
| Линия как средство выражения: ритм линий.
| Изображение извивающихся змейками, задумчивых, тихих, стремительных весенних ручьев.
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 30.
| Линия как средство выражения: характер линий.
| Изображение ветки с определенным характером и настроением (нежные или могучие ветки)
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 31.
| Ритм пятен как средство выражения.
| Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная).
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 32.
| Пропорции выражают характер.
| Конструирование птиц с разным характером пропорций (большой хвост – маленькая головка – большой клюв)
| Рисунок. Беседа. Устный опрос.
|
| 33.
| Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности (обобщение темы четверти)
| Создание коллективного панно по теме «Весна. Шум птиц» смешанная техника (живопись, аппликация).
| Рисунок. Аппликация. Беседа. Устный опрос.
|
| 34.
| Обобщающий урок года.
| Открытие выставки детских работ. Просмотр, повторение видов и жанров изобразительного искусства.
| Беседа. Обмен мнениями.
|
|
|