Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства.





Скачать 145.49 Kb.
НазваниеПояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства.
Дата публикации04.08.2014
Размер145.49 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно – прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.

В жизни человек оперирует преимущественно зрительными образами. Одни несут к нашему сердцу красоту, другие навевают грусть, третьи складываются в эпическое повествование.

Без зрительных образов нет изобразительного искусства, но без них не могут существовать и театр, и балет, и кино.

Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.

Так, без приобщенности к изобразительному искусству образы, возникающие при чтении литературного произведения, будут беднее.

Одной наблюдательности мало, чтобы обладать способностью замечать красоту рассматриваемого или описываемого. Нужно хотя бы немного рисовать самому и при этом необходимо понимать и любить изобразительное искусство.

Грамотно нарисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не ставит перед собой цель стать профессиональным художником, он узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько трудна и трудоемка работа художника. Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни.

Конечно, за это время, которой отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, детей не научить в должной мере грамоте рисунка, живописи и скульптуры. Но важно воспитывать у них отношение к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.

Без учебы, без труда невозможно эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.

Поэтому главной задачей учителя изобразительного искусства ставится задача побуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, карандашей, самой хорошей бумаги. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.

Именно на решение этой основной задачи и направлена данная программа изобразительного искусства.

В течение учебного года учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись, композицию.

Все это позволит учителям целенаправленно и последовательно обучать шестиклассников грамоте рисования, основам теории и истории изобразительного искусства.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство», из расчета 1 учебный час в неделю. В 3 и 4 четвертях выпадают праздничные дни – 8 марта, 1 мая, 9-10 мая. В связи с этим наблюдаются уплотнения в программе за счёт прохождения 2-х тем за 1 урок.

Учебно-тематическое планирование по ИЗО в 6 классе

урока

Дата

Тема учебного занятия

Стандарт темы

Результат урока

Способы организации деятельности учащихся

Этапы изучения темы

Домашнее задание

1.

7.09

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Знать понятие искусство и его виды

Знать пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные и изобразительные

Практикум. Свободная тема

Вводный урок по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

Сбор информации по теме

2.

14.09

Рисунок – основа изобразительного искусства

Знать виды рисунка, графические материалы и их выразительные возможности.


Знать творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Самостоятельная работа карандашами разной твердости.

Практикум (зарисовка с натуры и по памяти карандашами разной твердости)

Расширение знаний

Принести словари по изобразительному искусству

3-4.

21.09

28.09

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Понятие силуэта. Тональная шкала. Ритм пятен.

Знать роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Композиция места. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Практикум (изображение осенних состояний в природе: дождь, ветер, туман, яркое солнце)


Расширение знаний

Найти работы русских художников о природных явлениях

5.

5.10

Цвет. Основы цветоведения

Знать основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Свойства цвета

Нарисовать фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета.

Практикум («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца». Работа красками)

Расширение знаний


Чтение сказок, подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты и т. д.

6.

12.10

Цвет в произведениях живописи

Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция


Изобразить осенний букет с разным настроением – радость, грусть, нежность. Работа красками.

Практикум

Расширение знаний

Сбор информации по теме. Принести пластилин, бумагу

7.

19.10

Объемные изображения в скульптуре

Знать выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др.


Изобразить в объеме животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.

Практикум

Расширение знаний

Поиск информации по теме

8.

26.10

Основы языка изображения. Контрольная работа

1

Обобщение материала темы: Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие


Создать рисунок по замыслу на свободную тему

Контроль знаний и умений

Обобщение материала по теме «Виды изобразительного искусства»

Написание реферата по теме: «Рисунок по замыслу»

9.

9.11

Художественное познание: реальность и фантазия

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве.

Различать реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения. Работа карандашами на тему: «Этот фантастический мир»


Практикум

Вводный урок по теме: «Мир наших вещей. Натюрморт»

Написать мини - рассказ к рисунку

10.

16.11

Изображение предметного мира

Разнообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства.

Знать понятие натюрморт, историю его возникновения. Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например, кухонной утвари. Работа красками.

Практикум

Расширение знаний

Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрмортов

11.

23.11

Понятие формы Многообразие форм окружающего мира

Знать многообразие форм в мире, виды форм: линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть на основе всего многообразия форм


Знать понятие формы, виды форм, выразительность формы. Сконструировать из бумаги простые геометрические тела.

Практикум

Расширение знаний

Сбор информации по теме

12.

30.11

Изображение предметов на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел.


Знать понятие ракурса. Построить конструкцию из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом.

Практикум

Расширение знаний

Сбор информации по теме

13.

7.12

Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет как средство организации композиции в картине

Знать понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками

Практикум

Расширение знаний

Сбор информации по теме

14.

14.12

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник

Знать ритм цветовых пятен, композицию и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Создать натюрморт в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками.

Практикум (предполагает оттиск с аппликацией на картоне)

Расширение знаний

Подобрать вырезки из газет, открыток, журналов с изображением натюрмортов

15.

21.12

Выразительные возможности натюрморта. Контрольная работа

2

Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений окружающего мира.

Выставка лучших работ по теме. Экскурсия по выставке; выступления «экскурсоводов», «критиков», «авторов» картин

Контроль знаний и умений

Обобщение знаний по теме: «Мир наших вещей. Натюрморт»

Оформление своих творческих работ

16.

28.12

Образ человека – главная тема искусства

Изображение человека в искусстве разных эпох. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира

Знать историю возникновения портрета. Изобразить портрет соседа по парте, работа красками

Практикум

Введение в тему: Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека

17.

18.01

Конструкции головы человека и ее пропорция

Знать закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика

Знать пропорции лица человека, среднюю линию и пропорции лица. Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и др.)

Практикум

Обобщение знаний

Сбор информации по теме


18.

25.01

Изображение головы человека в пространстве

Знать понятие поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.

Создать объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом

Практикум

Расширение знаний

Сбор иллюстраций по теме

19-20.

1.02

8.02

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на лице. Линия и пятно.

Закрепить знания по теме: «Изображение головы». Рисунок-набросок с натуры 1-й урок – работа в карандаше, 2-й урок – в цвете.

Практикум

Обобщение знаний

Принести пластилин. Описание внешности и характера литературного героя

21.

15.02

Портрет в скульптуре

Знать выразительные возможности скульптуры. Человек – основной предмет изображения в скульптуре.

Изобразить из пластилина портрет выбранного литературного героя с ярко выраженным характером

Практикум

Расширение знаний

Описание внешности и характера литературного героя

22.

22.02

Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве.


Усвоить понятия карикатура, дружеский шарж. Изобразить сатирические образы литературных героев или создать дружеские шаржи

Практикум

Расширение знаний

Подобрать иллюстрации по теме из газет и журналов

23.

1.03

Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Пространство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения.


Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель

Практикум

Расширение знаний

Подготовить рефераты на тему: «Жизнь и творчество И. Е. Репина»

24.

1.03

Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи эпохи Возрождения, в 16-19 и 20-х вв.


Зарисовать композиции портретов с натуры в карандаше

Практикум

Расширение знаний

Сбор информации по теме

25.

15.03

Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура


Знать понятия: цвет и тон, цвет и освещение. Создать автопортрет или портрет близкого человека (члена семьи, друга)

Практика

Расширение знаний

Подобрать материал на тему; «Великие портретисты»

26.

22.03

Великие портретисты. Контрольная работа

3

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Чтение докладов и рефератов по теме четверти

Презентация работ-портретов, отчет по рефератам, их анализ и оценка

Контроль знаний и умений

Обобщение знаний по теме: «Портрет в изобразительном искусстве»

Оформление своих творческих работ

27.

5.04

Жанры в изобразительном искусстве

Знать изменения видения мира в разные эпохи. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве

Знать жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр

Практикум

Расширение знаний

Проиллюстрировать в словарях жанры ИЗО

28.

12.04

Изображение пространства

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции

Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота

Практикум

Расширение знаний


Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой по ИЗО

29-30.

19.04

26.04

Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности

Знать понятие плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Изобразить уходящую вдаль аллею с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

Практикум

Расширение знаний


Сбор информации по теме

31.

3.05

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта

Создать большой эпический пейзаж «Дорога в большой мир, «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями

Практикум

Расширение знаний

Собрать иллюстрации с изображением пейзажей

32-33.

17.05

17.05

Пейзаж – настроение. Природа и художник

Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже

Знать понятие пейзаж-настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния весны.

Практикум

Расширение знаний

Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры

34.

24.05

Городской пейзаж. Контрольная работа

4

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве

Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую организацию листа

Практикум. Контроль знаний и умений

Расширение знаний

Подготовить доклады о работах художников пейзажистов

35.

31.05

Обобщение знаний по курсу 6 класса










Обобщение знаний




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconРабочая программа по изобразительному искусству 2а класс
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания,...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развитияобучающихся средствами...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconУрок музыки 3 класс тема урока "Образ матери-великая тема искусства"
Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью программы является формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconКурса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство...
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПояснительная записка в основу программы положены идеи и положения...
Ь в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconПояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
Школа этикета. Педагогический проект на тему «Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами...
Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. iconУрок музыки в 3-м классе " Древнейшая песнь материнства "
Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск