Скачать 1.05 Mb.
|
Пропозиції та зауваження надсилати на електронні адреси: j_koshkina@mon.gov.ua holoborodko_yevdokiya@ukr.net РОСІЙСЬКА МОВА 5-9 класи Проект навчальної програми для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою Пояснительная записка ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ Современный курс русского языка в 5-9 классах – школьная дисциплина, предполагающая изучение языка как средства познания, общения и воздействия. Обучение русскому языку в средних учебных заведениях способствует формированию гуманистического мировоззрения, духовного мира личности, её моральных и эстетических ценностей; расширению культурно-познавательных интересов учащихся, воспитанию у них уважения к традициям своего народа, толерантного отношения к культурным традициям других народов; становлению гражданина Украины, воспринимающего и разделяющего национальные и общечеловеческие ценности. Основная цель обучения – формирование коммуникативной компетентности – свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций. Данная цель достигается в ходе реализации следующих задач:
Наличие в курсе русского языка теоретических сведений о языке и речи, нормах русского литературного языка и культуре речи обеспечивает выполнение поставленных задач. Русский язык как учебный предмет содействует развитию познавательных интересов, творческих способностей, совершенствованию умений самостоятельно пополнять знания и повышать культуру речи. Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся. Воспитательные возможности курса русского языка обеспечиваются средствами учебного предмета, общими сведениями о русском языке (его происхождении, развитии и др.), воздействием личности учителя, рациональной организацией учебного процесса, дидактическим материалом, привлекаемым для занятий, тематикой устных и письменных высказываний учащихся. Воспитание у школьников языкового эстетического вкуса, развитие потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи осуществляется путем анализа изобразительно-выразительных средств текста. Реализации цели и решению задач обучения русскому языку, поставленных в программе, будет способствовать использование и разумное сочетание элементов современных подходов к изучению русского языка: личностно-ориентированного (предполагающего отношение педагога к учащемуся как к личности, признание ученика субъектом учебного процесса, развитие личности школьника, его возможностей, становление самосознания учащегося), коммуникативно-деятельностного (предусматривающего организацию деятельности учащихся, направленную на собственное языковое развитие, учёт закономерностей психического и речевого развития ребёнка, учёт возрастных особенностей, ориентацию на ведущую деятельность учащихся определённого возраста), когнитивно-коммуникативного (обеспечивающего совершенствование речевой деятельности учащихся во всех её видах на основе осознанного усвоения ими языковых явлений, фактов, правил), социокультурного (предполагающего обучение языку не только как средству общения и познания, но и как средству приобщения к национальной культуре, овладение языком в неразрывной связи с изучением культуры; рассмотрение языка как основной формы хранения знаний о культуре русского народа и средства познания этих знаний). Программа строится в соответствии с психолого-дидактическими особенностями обучения учащихся основной школы и является продолжением пропедевтического курса русского языка в начальных классах. Для обеспечения преемственности учитель, работающий в 5-9 классах, должен знать Государственные требования к уровню подготовки учащихся начальной школы по русскому языку. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Содержание и структура программы соответствуют Государственному стандарту базового и полного среднего образования, в котором обозначены четыре содержательные линии обучения русскому языку: речевая, языковая, социокультурная и деятельностная. Речевая линия содержания находит отражение в первом разделе «Сведения о речи. Виды речевой деятельности», языковой линии соответствует вторая часть «Сведения о языке. Языковые единицы и нормы их употребления». Содержание социокультурной линии определено соответствующим разделом программы, а также представлено в темах «Введение», в разделах русского языка («Лексикология. Фразеология», «Синтаксис» и др.), в блоках тем «Общение», «Текст», «Типы и стили речи». Деятельностная линия нашла своё выражение в соответствующем разделе программы, а также в «Государственных требованиях к уровню общеобразовательной подготовки учащихся». Первая часть программы основной школы «Сведения о речи. Виды речевой деятельности» включает сведения об общении и речи, тексте и его основных признаках, о типах и стилях речи, а также перечень основных видов работ, соотнесенных с четырьмя видами речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение, письмо. Предлагаемые для каждого класса виды работ позволяют организовать речевую деятельность в тесной взаимосвязи и в единой системе: от слушания (чтения)–понимания текста через пересказ (устный и письменный) к созданию собственных высказываний в устной и письменной форме такого же стиля и типа речи. Программа предусматривает минимальное количество различных видов работ, которое должен выполнить учащийся за время обучения в определенном классе. Для активизации речевой деятельности школьников отдается предпочтение высказываниям, которые связаны с реальной жизнью учащихся, вызывают у них интерес, стремление поделиться своими мыслями и чувствами, выразить пожелания, предположения, оценить происходящие события. Вторая часть программы основной школы «Сведения о языке. Языковые единицы и нормы их употребления» содержит общие сведения о языке, основные лингвистические понятия, сведения о языковых единицах и особенностях их функционирования, нормы русского литературного языка, правила орфографии и пунктуации. Для раскрытия социальной роли языка и воспитания толерантного отношения к другим языкам и их носителям в программу включены соответствующие темы в начале изучения курса языка в каждом классе. Системные знания о языке являются основой сознательной работы над умениями пользоваться языком в речевой практике. Особое внимание в программе уделено языковому материалу, который служит базой для формирования речевых умений, а также обеспечивает обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие их способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Сведения о стилистической роли языковых единиц сообщаются при изучении единиц языка. Языковая линия обучения ориентируют учителя и на работу по культуре речи, ставя целью воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Важное познавательно-практическое значение имеет раскрытие взаимосвязей, существующих между языковыми явлениями разных уровней (лексики и словообразования, словообразования и морфологии, морфологии и синтаксиса, фонетики и орфографии, орфографии и морфологии, пунктуации и синтаксиса и др.). Это поможет учащимся осознать системный характер языка, увидеть специфику каждой изучаемой единицы, что является необходимым условием приобретения глубоких и прочных знаний. При отборе сведений, относящихся к нормам литературного языка, учитываются наиболее распространенные в речи учащихся ошибки и недочеты, особенно те, которые характерны для русской речи в Украине. Языковая линия содержания обучения построена в основном по линейному принципу, что соответствует логике системы языка. Линейность нарушается в таких случаях: в каждом классе во введении даются общие сведения о русском языке; в 5 классе в практических целях вводится раздел «Синтаксис и пунктуация». Некоторые отступления от линейного принципа расположения программного материала имеют место и в разделе «Лексикология. Фразеология». Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно и параллельно с изучением тем по фонетике, составу слову, словообразованию, морфологии и синтаксису, что дает возможность проводить систематическую работу над формированием орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Требования к уровню орфографической и пунктуационной подготовки учащихся вынесены в приложение 1. Программа сопровождается рекомендуемым количеством часов на изучение разделов и тем. В начале каждого класса указано общее количество часов, в том числе и часы, отведенные на контрольные работы. На изучение тем «Введение» и «Повторение в конце учебного года» выделены специальные часы. Учитель имеет право корректировать распределение учебного времени в пределах разделов и тем. Реализация социокультурной линии обучения способствует усвоению культурных и духовных ценностей своего и других народов, норм, которые регулируют социально-коммуникативные отношения между поколениями, нациями, обеспечивает эстетическое и морально-этическое развитие учащихся, формирование толерантной личности, способной понимать другую культуру. Социокультурная линия предполагает осмысление учащимися проявления культурного фона в лексике и фразеологии, морфологии и синтаксисе, предусматривает интерпретацию текстов как знаковых произведений духовной деятельности, нацеливает на знакомство с произведениями живописи, скульптуры, музыки, изделиями декоративно-прикладного искусства. Доминирующая роль отводится формированию у учащихся готовности к эмоционально-чувственному восприятию и оценке культуроведческих текстов, умению воспринимать этнокультурные смыслы, анализировать семантику сравниваемых единиц, принадлежащих различным языкам. Способствуют становлению социокультурной компетенции сведения о речевом этикете, стереотипах речевого поведения, отраженных в пословицах, поговорках, фразеологизмах, данные по ономастике и этимологии. К числу важных приемов, позволяющих реализовать цели социокультурной линии обучения, относятся: социо- и лингвокультурологический комментарий, социокультурные справки к использованным текстам, межъязыковое сопоставление, «этимологические этюды», работа с лексико-семантическими и тематическими объединениями слов, наблюдения за живой речью, конкурсы творческих работ, дискуссии, деловые игры, защита проектов. Для социокультурного развития учащихся используется дидактический материал, содержащий сведения о культуре, обычаях, традициях, праздниках, главных исторических событиях, выдающихся деятелях русского народа, мастерах художественного слова. Деятельностная (стратегическая) линия обучения предполагает формирование у школьников общеучебных умений и навыков: осмысливать структуру собственной познавательной деятельности: мотив-цель, план ее осуществления, оценивание результата; самостоятельно определять цель собственной познавательной деятельности и обеспечивать ее достижение (практически); выполнять мыслительные действия: анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, обобщать языковые факты; приводить нужные примеры, убедительные доказательства, делать выводы, критически оценивать воспринятую информацию, подбирать и соответствующим образом оформлять необходимый материал и т.п.; самостоятельно приобретать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками. Деятельностная линия обеспечивает развитие навыков работы в парах, небольших группах с целью воспитания умения бесконфликтного взаимодействия. Содержание деятельностной линии является основой для формирования у школьников информационной компетенции, обеспечивающей нахождение, переработку и использование информации. Основными источниками информации в процессе обучения являются тексты учебника, учебные книги, Интернет-ресурсы, а наиболее распространенным способом ее извлечения – слушание, чтение. В программе заложены и указаны межпредметные связи, реализация которых на уроках русского языка будет способствовать углубленному пониманию изучаемых языковых явлений, развитию мышления и речи учащихся, расширению их кругозора. 5 класс 105 часов (97 учебных + 8 контрольных) – 3 часа в неделю ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проект навчальної програми для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою | Програма 5 9 класи для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням... Сегодня изучение литературы призвано привлечь учащегося к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя... | ||
Обучающая цель урока «Російська мова. 5-12 класи. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання». – Чернівці, 2005. Именно... | Програма російська мова (курс за вибором) для загальноосвітніх навчальних... Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных... | ||
Програми для загальноосвітніх навчальних закладів Навчальні програми для профільного навчання Головного управління змісту освіти Міністерства освіти І науки України Н. Прокопенко | Програма для загальноосвітніх навчальних закладів із українською... Настоящая программа разработана для курса русского языка, который изучается в 5–9 классах общеобразовательных учебных заведений... | ||
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів із українською мовою навчання Настоящая программа разработана для курса русского языка, который изучается в 5–9 классах общеобразовательных учебных заведений... | Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з українською мовою... Программа представляет курс русского языка в общеобразовательных учебных заведениях с украинским языком обучения, который вводится... | ||
Інструктивно-методичні матеріали щодо контролю та оцінювання навчальних... Міністерства освіти І науки від 21. 08. 2013 №1222 «Про затвердження орієнтовних вимог оцінювання навчальних досягнень учнів із базових... | Програма для загальноосвітніх навчальних закладів (класів) з поглибленим... Вона є важливим чинником формування духовного світу особистості, її морально-естетичного розвитку | ||
Навчальна програма для учнів 5-9 класів загальноосвітніх навчальних закладів Програму підготували: М.І. Бурда, Г. В. Апостолова, В. Г. Бевз, В. В. Грінчук, Ю.І. Мальований, А. Г. Мерзляк, Є. П. Нелін, Н. А.... | Програма для загальноосвітніх навчальних закладів Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных... | ||
Олена Полякова, викладач кафедри З 1 вересня 2012 року в перших класах загальноосвітніх навчальних закладів розпочинається впровадження Державного стандарту початкової... | «Схвалено для використання у загальноосвітніх навчальних закладах» Екологічна етика та гуманне ставлення до тварин І рослин має на меті ознайомити учнів з положеннями екологічної етики, прищипити... | ||
Пояснительная записка Обоснование проблемы Исследовательская часть.... Проект «Птицы- наши друзья» представляет собой продолжительную по времени совместную деятельность учащихся, родителей и учителя | Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Разработка... Курсовой проект содержит: страниц – 22, источников – 8, рисунков – 9, таблиц – 1 |