№
п\п
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Тип
урока
|
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
|
Виды контроля
| Планируемые результаты освоения материала
|
Домашнее задание
| Дата проведения
|
план
| план
|
1
| Красота вокруг нас
| 1
| Введение новых знаний
| Свободная тема. Цветовое богатство окружающего мира. Видение прекрасного в предметах и явлениях
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-требования к организации рабочего места художника;
-материалы и инструменты для уроков изобразительного искусства.
Уметь:
-организовывать рабочее место;
-подбирать инструменты и материалы;
-видеть красоту окружающего мира;
-рисовать по памяти.
| Подобрать образцы предметов декоративно- прикладного искусства, подготовить сообщение о художественном промысле
|
|
|
2
| Народ-творец прекрасного
| 1
| Введение новых знаний
| Декоративно -прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Истоки и современное развитие народных промыслов
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
- Художественные промыслы России,, их особенности, образцы изделий.
- Связь народного искусства с жизнью
Уметь анализировать изделия художественных промыслов
| Подобрать репродукции, состоящие из букета цветов и народной игрушки
|
|
|
3
| Праздничный натюрморт.
| 1
| Введение новых знаний
| Рисование с натуры натюрморта, составленного из осенних цветов и 1-2 предметов декоративно-
прикладного
искусства. Отличительные особенности жанра натюрморта. Цвет как средство художественной выразительности.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-жанр произведений изобразительного искусства- натюрморт;
-виды натюрморта;
-понятия колорит, основные цвета;
-особенности постановки натюрморта
-художников- мастеров натюрморта В. Ф. Стожарова, М. А. Асламазян.
Уметь выражать в натюрморте свое настроение.
| Подобрать репродукции построек, украшенных резьбой.
|
|
|
4
| Праздничный натюрморт.
| 1
| Введение новых знаний. Закрепление изученного материала, выполнение практического задания.
| Рисование с натуры натюрморта, составленного из осенних цветов и 1-2 предметов декоративно-
прикладного искусства. Отличительные особенности жанра натюрморта. Цвет как средство художественной выразительности.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-жанр произведений изобразительного искусства- натюрморт;
-виды натюрморта;
-понятия колорит, основные цвета;
-особенности постановки натюрморта
-художников- мастеров натюрморта В. Ф. Стожарова, М. А. Асламазян.
Уметь выражать в натюрморте свое настроение.
| Подобрать репродукции построек, украшенных резьбой.
|
|
|
5
| Мы – юные краеведы и этнографы
| 1
| Введение новых знаний
| Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома. Архитектурно- строительная культура русского Севера. Характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-архитектуру русского Севера;
-музей деревянного зодчества;
-устройство крестьянской избы.
Уметь выполнять рисунок фасада северной деревянной архитектуры- крестьянской избы.
| Сделать зарисовки с натуры декоративных деталей деревянного дома, оформленных орнаментом: наличников, ставней.
|
|
|
6
| Национальный натюрморт.
| 1
| Введение новых знаний
| Рисование с натуры натюрморта, составленного из 2-3 предметов народных промыслов. Декоративно- прикладное творчество народов России. Народные промыслы. Роль цвета в произведениях декоративно- прикладного искусства. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Тёплые и холодные цвета
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-понятия хроматические и ахроматические цвета, светлота, насыщенность, тёплые и холодные цвета;
-народные промыслы;
-отдельные произведения живописи.
Уметь выполнять рисунок натюрморта, состоящего из предметов народных промыслов.
| Подобрать иллюстрации, рисунки различных видов орнамента: в народных костюмах, вышивках, в архитектуре.
|
|
|
7
| Национальные традиции в культуре народа.
| 1
| Введение новых знаний
| Выполнение эскиза одежды по мотивам национальных костюмов. Народный костюм. Национальный орнамент и его использование в народном костюме. Виды орнамента и типы орнаментальных композиции
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Разгадывания кроссворда
| Знать:
- что такое орнамент его виды и назначение;
-национальный костюм и его детали.
Уметь:
- создавать виды орнамента;
-выполнять эскиз современной одежды по мотивам национального костюма
| Подобрать сказку народов России для иллюстрации
|
|
|
8
| Иллюстрация сказок народов России.
| 1
| Введение новых знаний
| Иллюстрирование сказки народов России. Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-отличительные особенности графики;
-основные средства художественной выразительности графики.
Уметь:
-передавать выразительно действие сюжета;
-выражать художественными средствами свое отношение к изображаемому;
изображать многофигурную композицию.
| Доработать и приготовить к раскрашиванию.
|
|
|
9
| Иллюстрация сказок народов России.
| 1
| Закрепление изученного материала, выполнение практического задания.
| Иллюстрирование сказки народов России. Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-отличительные особенности графики;
-основные средства художественной выразительности графики.
Уметь:
-передавать выразительно действие сюжета;
-выражать художественными средствами свое отношение к изображаемому;
изображать многофигурную композицию.
| Подобрать поэтические зарисовки пейзажей.
|
|
|
10
| Красота родного края
| 1
| Введение новых знаний.
| Рисование на тему «Край, в котором ты живёшь». Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Изменение цвета в зависимости от освещения.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-жанр пейзажа, отдельные произведения живописи;
-законы линейной и воздушной перспективы, колорита;
-о степени холодности и теплоты оттенков.
Уметь выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы, светотени, колорита.
| Подготовить сообщения: биографии художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Микеланджело, Тициана.
|
|
|
11
| Изобразитель-ное искусство эпохи Возрождения
| 1
| Введение новых знаний.
| Информация о художниках эпохи Возрождения их творчество. Вечные темы и исторические события в искусстве.
| Рефераты «Биографии художников эпохи Возрождения» Ответы на вопросы
| Знать творчество художников эпохи Возрождения.
Уметь:
-определять произведения живописи, их авторов по особенностям композиции, светотени, колориту и др.;
-анализировать произведения изобразительного искусства.
| Письменно выразить своё отношение к творчеству одного из живописцев эпохи Возрождения.
|
|
|
12
| Мир Леонардо
| 1
| Введение новых знаний. Урок монография
| Информация о творчестве художника Леонардо да Винчи и вклад его в развитие живописи.
| Ответы на вопросы. Реферат, сообщение учащихся о творчестве Леонардо да Винчи
| Знать:
-отдельные произведения живописи Леонардо да Винчи;
-особенности живописных работ мастера.
Уметь:
-отличать живописные работы художника;
-анализировать произведения живописи.
| Знать произведения живописи Леонардо.
|
|
|
13
| Красота классической архитектуры
| 1
| Введение новых знаний.
| Рисование с натуры гипсовой капители. Знакомство с ансамблем афинского Акрополя. Ордер и его виды. Тональные отношения.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-стили древнегреческой архитектуры на примере афинского Акрополя;
-типы ордеров;
-понятия светотень, тень, полутень, рефлекс, блик.
Уметь:
-выявлять тоном цилиндрические, конические, кубические и т. п. формы;
-выполнять рисунок гипсовой капители с натуры.
| Доработать.
|
|
|
14
| Красота классической архитектуры
| 1
| Закрепление изученного материала, выполнение практического задания
| Рисование с натуры гипсовой капители. Знакомство с ансамблем афинского Акрополя. Ордер и его виды. Тональные отношения.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-стили древнегреческой архитектуры на примере афинского Акрополя;
-типы ордеров;
-понятия светотень, тень, полутень, рефлекс, блик.
Уметь:
-выявлять тоном цилиндрические, конические, кубические и т. п. формы;
-выполнять рисунок гипсовой капители с натуры.
| Подготовить сообщение «Краткий анализ эпохи 17 века в западных странах».
|
|
|
15
| Изобразительное искусство Западной Европы 17 века
| 1
| Введение новых знаний.
| Творчество художников Западной Европы XVII века: П.П. Рубенса., А. Ван Дейка. Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками 17 века
| Ответы на вопросы. Реферат: «Краткий анализ эпохи». Мини сочинение об отношении к творчеству одного из художников
| Знать:
- произведение художников Западной Европы 17 века;
- особенности западноевропейского искусства
17 века;
- особенности индивидуальной манеры художников 17 века.
Уметь:
- сравнивать, анализировать произведения живописи;
- высказывать в письменной форме свое отношение к художнику и его творчеству.
| Подготовить сообщение по темам:
«Краткая биографическая справка об основных событиях жизни Рембрандта», «Рассказ об одном из произведений Рембрандта»
|
|
|
16
| Творчество Рембрандта
| 1
| Введение новых знаний. Урок монография
| Своеобразие рисунка Рембрандта. вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведение Рембрандта.
| Сообщение учащихся о произведениях биографии Рембрандта
| Знать:
- отдельные произведения художника;
- о вкладе художника в развитие техники живописи, особенностях колорита в его произведениях.
Уметь:
- анализировать произведения живописи
| Найти картинки с изображением натюрморта
|
|
|
17
| Искусство натюрморта
| 1
| Введение новых знаний
| Рисование с натуры натюрморта. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
- жанр живописи – натюрморт;
- отдельные произведения живописи;
- роль рисунка в натюрморте;
- этапы работы над натюрмортом
Уметь:
- выражать в натюрморте настроение с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
- выполнять рисунок натюрморта, используя все выразительные возможности
| Подготовить рисунок к цвету
|
|
|
18
| Искусство натюрморта
| 1
| Закрепление и выполнение практического занятия
| Рисование с натуры натюрморта. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
- жанр живописи – натюрморт;
- отдельные произведения живописи;
- роль рисунка в натюрморте;
- этапы работы над натюрмортом
Уметь:
- выражать в натюрморте настроение с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
- выполнять рисунок натюрморта, используя все выразительные возможности
| Вспомнить закономерности в строении тела человека и его пропорции
|
|
|
19
| Изображение человека в движении
| 1
| Введение новых знаний
| Набросок с натуры фигуры школьника, на тему «Дежурный», «На перемене». Образ человека – главная тема в искусства. Закономерности в строении тела человека. Пропорции. Наброски и зарисовки человека с натуры.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
- отдельные произведения живописи;
- как передается движение в живописи;
- пропорции человеческой фигуры и лица.
Уметь делать наброски и зарисовки фигуры человека в движении.
| Завершить, подобрать иллюстрации с изображениями скульптурных произведений человека в движении.
|
|
|
20
| Красота фигуры человека в движении
| 1
| Введение новых знаний
| Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Элементы пластического языка. Передача движения в скульптуре.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Реферат об одном из известных художников-скульпторов.
| Знать:
скульптуру как один из видов изобразительного искусства;
- виды скульптуры;
-отличия скульптуры от живописи;
- материалы, используемые для скульптур;
- виды скульптурной техники;
- основной предмет изображения в скульптуре.
Уметь:
- анализировать произведения скульпторов;
- составлять схему движения фигур;
- выполнять скульптуру фигуры человека.
| Подготовить информацию об искусстве Древней Греции.
|
|
|
21
| Античная расписная керамика
| 1
| Введение новых знаний
| Выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи. Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи. Орнаменты, характерные для греческой вазописи.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
- произведения античного искусства;
-особенности росписи, мотивов в греческой вазописи;
-стили греческой вазописи;
-виды орнаментов, применяемых в греческой вазописи.
Уметь:
- анализировать предметы искусства, выявляя пропорции, цветовую гамму, особенности изображения людей;
- выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи.
| Усвоить стили и орнаменты греческой вазописи.
|
|
|
22
| Античная расписная керамика
| 1
| Закрепление, выполнение практической работы
| Выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи. Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи. Орнаменты, характерные для греческой вазописи.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
- произведения античного искусства;
-особенности росписи, мотивов в греческой вазописи;
-стили греческой вазописи;
-виды орнаментов, применяемых в греческой вазописи.
Уметь:
- анализировать предметы искусства, выявляя пропорции, цветовую гамму, особенности изображения людей;
- выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи.
| Подобрать иллюстрации по теме: «Костюмы разных эпох».
|
|
|
23
| Зарубежный друг ( гость).
| 1
| Введение новых знаний
| Выполнение рисунка по памяти и представлению.
Знакомство с произведениями художников: С. Чуйкова, А. Головина, Рембрандта и др. Изобразительное искусство как хранитель костюмов всех времён. Костюм как произведение искусства.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-отдельные произведения живописи;
- понятие костюм;
-особенности костюмов разных народов и разных эпох.
Уметь выполнять рисунок, изображающий фигуру человека в одежде.
| Выбрать полюбившееся литературное произведение.
|
|
|
24
| В мире литературных героев.
| 1
| Введение новых знаний
| Иллюстрирование одного из литературных произведений: «Робинзон Крузо», «Спартак» и т. д. Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
- задачи стоящие перед художником – иллюстратором;
- отдельные произведения художников – иллюстраторов, их особенности;
- вид графики – книжной.
Уметь:
- выразительно изображать действие сюжета, персонажей;
- выполнять иллюстрации к произведению.
| Доработать и исправить недочёты
|
|
|
25
| В мире литературных героев.
| 1
| Выполнение практической работы
| Иллюстрирование одного из литературных произведений: «Робинзон Крузо»,
«Спартак» и т. д. Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
- задачи стоящие перед художником – иллюстратором;
- отдельные произведения художников – иллюстраторов,
их особенности;
- вид графики – книжной.
Уметь:
- выразительно изображать действие сюжета, персонажей;
- выполнять иллюстрации к произведению.
| Подобрать иллюстрации с изображением натюрмортов, составленных из
предметов- инструментов.
|
|
|
26
| Трудовые ритмы
| 1
| Введение новых знаний
| Рисование натюрморта с натуры, составленного из предметов, характеризующих труд рабочего, художника и т. д. Натюрморт и трудовые будни. Знакомство с произведениями . Анализ формы, конструкции изображаемых предметов. Передача объёма средствами светотени.
| Ответы на вопросы. Разгадывания кроссворда. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-жанр натюрморта, отдельные произведения живописи, в которых предметом изображения являются инструменты, характеризующие труд.
Уметь:
- анализировать ь форму и конструкцию предметов сложной формы;
- передавать объем средствами светотени;
- выполнять рисунок натюрморта
| Доработать, передача эмоционального состояния с помощью цвета.
|
|
|
27
| Трудовые ритмы
| 1
| Выполнение практической работы.
| Рисование натюрморта с натуры, составленного из предметов, характеризующих труд рабочего, художника и т. д. Натюрморт и трудовые будни. Знакомство с произведениями . Анализ формы, конструкции изображаемых предметов. Передача объёма средствами светотени.
| Ответы на вопросы. Разгадывания кроссворда. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-жанр натюрморта, отдельные произведения живописи, в которых предметом изображения являются инструменты, характеризующие труд.
Уметь:
- анализировать ь форму и конструкцию предметов сложной формы;
- передавать объем средствами светотени;
- выполнять рисунок натюрморта
| Подготовить сообщения, устные зарисовки на темы: «Профессии моих родителей», «Моя будущая профессия».
|
|
|
28
| Трудовые будни
| 1
| Введение новых знаний
| Выполнения рисунка на тему «Моя будущая профессия». Тема труда в произведения изобразительного искусства. Роль композиции в передаче своего отношения к изображаемому. Основы движения фигуры человека.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
- как отражались темы труда в произведениях изобразительного искусства;
- отдельные произведения живописи;
- жанр портрета, бытовой жанр;
- основные пропорции тела и «механику» различных движений.
Уметь:
- анализировать произведения живописи;
- выполнять рисунок.
| Подобрать этикетки и другие фирменные знаки к различным видам изделий.
|
|
|
29
| Мы – юные дизайнеры
| 1
| Введение новых знаний
| Выполнение эскиза экслибриса или знака. Дизайн как область искусства предметного мира
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
- понятие дизайн;
-произведения дизайнерского искусства;
- особенности работы художника – дизайнера.
Уметь выполнять эскизы экслибриса, фирменного знака и др.
| Подобрать картинки с лошадьми.
|
|
|
30
| Рисуем лошадей
| 1
| Введение новых знаний
| Выполнение рисунка по памяти или по представлению лошадей. Знакомство с отдельными произведениями М. Грекова «Головы белых лошадей», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и др. Изображение животных в движении. Анатомическое строение, пропорции.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Разгадывание кроссворда.
| Знать:
- отдельные произведения живописи;
- особенности изображения животных;
- анатомическое строение лошади, пропорции.
Уметь:
- передавать в рисунке движение животного;
- выполнять рисунок лошади.
| Завершение работы.
|
|
|
31
| Мы охраняем памятники нашей Родины.
| 1
| Введение новых знаний
| Выполнение эскиза плаката на тему: «Мы охраняем памятники нашей Родины».Памятники истории и культуры, их сбережение Виды графики: станковая, книжная, плакат, промграфика. Использование языка графики в плакатном искусстве. Крупнейшие художественные музеи страны и мира
| Контроль выполнения практической работы. Сообщения учащихся о крупнейших музеях мира.
| Знать:
- виды графики;
- особенности языка плаката;
- памятники истории и культуры;
- художественные музеи страны и мира.
Уметь изобразительными средствами выразить в плакате свои эмоции по поводу охраны памятников нашей Родины.
| Подобрать поэтические зарисовки весны, иллюстрации к теме «Плакат».
|
|
|
32
| Мы охраняем памятники нашей Родины.
| 1
| Выполнение практической работы.
| Выполнение эскиза плаката на тему: «Мы охраняем памятники нашей Родины».Памятники истории и культуры, их сбережение Виды графики: станковая, книжная, плакат, промграфика. Использование языка графики в плакатном искусстве. Крупнейшие художественные музеи страны и мира
| Контроль выполнения практической работы. Сообщения учащихся о крупнейших музеях мира.
| Знать:
- виды графики;
- особенности языка плаката;
- памятники истории и культуры;
- художественные музеи страны и мира.
Уметь изобразительными средствами выразить в плакате свои эмоции по поводу охраны памятников нашей Родины.
| Подобрать поэтические зарисовки весны, иллюстрации к теме «Плакат».
|
|
|
33
| Весенний пейзаж
| 1
| Введение новых знаний
| Выполнение рисунка весеннего пейзажа по памяти. Лирический пейзаж, его отличие от других видов пейзажа. Тема весны в произведениях выдающихся художников. Тонально- цветовые отношения.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
- отличительные особенности лирического пейзажа от других его видов;
- отдельные произведения живописи;
- основные этапы выполнения рисунка.
Уметь выполнять рисунок пейзажа с соблюдением тонально- цветовых отношений.
| Принести картинки с изображением весенних цветов.
|
|
|
34
| Цветы весны
| 1
| Урок повторения
| Рисование с натуры букета весенних цветов в вазе. Знакомство с отдельными произведениями живописи художников: П. Кончаловского, А. Герасимова.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
- жанр натюрморта;
- Этапы выполнения рисунка с изображением цветов.
Уметь выполнить рисунок весенних цветов с соблюдением законов перспективы, колорита, композиции.
| Завершить в цвете.
|
|
|
35
| Итоговое занятие
| 1
| Урок обобщение
| Свободное рисование. Обобщение изученного.
| Разгадывание кроссвордов,
филвордов.Викторина.
| Знать:
- основные виды и эжанры изобразительного искусства;
- основы изобразительной грамоты;
- выдающихся художников и скульпторов;
- наиболее крупнык художественные музеи России и мира.
Уметь:
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
- узнавать изученные произведения
| Больше рисовать.
|
|
|