Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство»,





Скачать 127.57 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство»,
Дата публикации08.08.2014
Размер127.57 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
Министерство культуры Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ

«Пластическое воспитание с учётом

специализации (Сценическое движение)»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070201 «Актёрское искусство»

(среднее профессиональное образование)
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ___________________________________________3
Учебная нагрузка по дисциплине____________________________________3
Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины_________________5
Требования к уровню освоения содержания дисциплины_______________ 5
Учебно-тематический план_______________________________________ 6
Содержание дисциплины __________________________________________ 7
Формы, оценки и критерии контроля учебной деятельности студентов_______________________________________________________ 10

Библиографический список______________________________________ 11

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии:

– с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», специализации 070201.01 «Актер драматического театра и кино» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 г.;

– с «Требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса по дисциплине» ФГОУ ВПО Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий;

– с Программой для студентов актёрского факультета театрального института имени Б. Щукина по сценическому движению (составитель–профессор А.Б. Дрознин). Программа рекомендована Учёным Советом Института 04.10.2005г. протокол №1;

– педагогического и профессионального опыта составителя.

Цель дисциплины – воспитание основ пластической культуры будущего актёра. «Так развить тело и движения и всё то, что даёт возможность выявлять переживания артиста, чтобы инстинктивно, быстро, ярко воплощалась эмоция». (К.С. Станиславский)

Основными задачами дисциплины являются:

– всестороннее развитие тела путём разнообразной тренировки;

– выработка специальных сценических навыков;

– воспитание творческого мышления в области движения;

– воспитание творческих качеств, связанных с движением;

– освоение основных навыков сценической выразительности.

Место дисциплины в системе подготовки актёра

Выразительным средством актёрского искусства является действие – психофизический процесс, в котором оба начала – психическое и физическое – существуют в неразрывной связи как две стороны единого целого.

В процессе обучения пластичность воспитывается рядом специальных, взаимодействующих дисциплин: «Сценическое движение», «Танец», «Физическая культура».

Предмет «Сценическое движение» является основным (базовым). Он создаёт первооснову для формирования актёрского «аппарата воплощения» и напрямую связан с предметом «Актёрское мастерство», являясь наряду со «Сценической речью», главной вспомогательной дисциплиной, формирующей будущего актёра.

Дисциплина «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» рассчитана на 4 курса обучения, в объёме 222 часа практических занятий и 61 часа самостоятельной работы студентов.

Основными разделами дисциплины являются:

– основы пластической выразительности;

– основы акробатики и эксцентрики;

– сценический бой;

– сценическое фехтование.

Дополнительным курсом (возможно выделенным в отдельный предмет) является «Стилевое поведение», раскрывающее манеры и этикет различных социальных групп в различные исторические эпохи.

На занятиях по «Сценическому движению» на четвёртом курсе возможна работа над сложными постановочными решениями в пластике в дипломных спектаклях.

Учебная нагрузка по дисциплине

«Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)»

Виды

занятий

Всего часов

По семестрам

1

2

3

4

5

6

7

8

Теоретическое

обучение и

практические занятия


222


27


19


18


37


36


28


34


23

Итоговый контроль

к.р.

зачёт

экзамен

к.р.

экзамен

зачёт

экзамен

экзамен


Требования ГОСТ к минимуму содержания программы по дисциплине «Пластическое воспитание (Сценическое движение)»




Индекс дисциплины



Основные дидактические единицы

Всего

часов максим. учебной нагрузки студента

В т.ч.

часов обязат. учебных занятий

ДС 01.02

Основы сценического движения, свобода мышц, динамичность, сила, пластичность, гибкость, ловкость, равновесие, координация, тренировка способности ориентации в пространстве, взаимодействие, выразительность, сценическая гимнастика. Основы акробатики, основы жонглирования и эквилибристики. Расширение диапазона динамических и экспрессивных

возможностей актёра, выработка способности легко усваивать новые движения, приобретать новые навыки. Работа с предметом, пластические этюды. Навыки рече-двигательной и вокально- двигательной координации. Сценический бой без оружия, сценическое фехтование. Стилистика движений, манеры и этикет в различные исторические эпохи.

283

222



Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании курса студент должен:

– освоить базовый набор тренинговых упражнений;

– легко выполнять разнообразные двигательные задачи;

– владеть набором специальных сценических навыков;

– владеть всеми компонентами выразительного сценического действия.

Учебно-тематический план
Раздел 1. Физический тренинг актёра.

Тема 1.1. Коррекция.

Тема 1.2. Повышение уровня физической силы, подвижности и активности тела.

Тема 1.3. Осознание тела.

Раздел 2. Основы пластической выразительности.

Тема 2.1. Движение точки. Понятие и принципы.

Тема 2.2. Движение точки (точек), как метод создания пластической характеристики и характерности образа.

Тема 2.3. Движение точки – контроль за движением тела – повышение выразительности и пластичности тела.

Раздел 3. Основы акробатики и эксцентрики.

Тема 3.1. Прыжки.

Тема 3.2. Кувырки.

Тема 3.3. Стойки.

Тема 3.4. Поддержки.

Тема 3.5. Падения.

Тема 3.6. Перенос партнёра.

Тема 3.7. Жонглирование.

Раздел 4. Сценический бой.

Тема 4.1. Принципы безопасности.

Тема 4.2. Сценическая пощёчина и самоблокирующиеся удары.

Тема 4.3. Удары и блоки.

Тема 4.4. Партнёрская реакция, реакция на удар, озвучивание удара.

Тема 4.5. Захваты и броски.

Тема 4.6. «Болевые приёмы».

Тема 4.7. Использование предметов в бою.

Тема 4.8. Постановочные сцены боя.

Раздел 5. Сценическое фехтование.

Тема 5.1. Принципы безопасности.

Тема 5.2. Стойки.

Тема 5.3. Перемещения.

Тема 5.4. Постановка блоков и нанесение ударов.

Тема 5.5. Укол и уход от укола.

Тема 5.6. Приёмы обезоруживания.

Тема 5.7. Фехтование с использованием второго оружия.

Тема 5.8. Использование плаща при фехтовании.

Тема 5.9. Ритуальные действия с использованием холодного оружия.

Тема 5.10. Особенности фехтования на мечах и саблях.

Тема 5.11. Принципы ножевого боя.

Тема 5.12. Постановочные сцены.

Раздел 6. Стилевое поведение.

(В данном УМК раздел не представлен, так как выделен в отдельный предмет с собственной программой).

Содержание дисциплины
Раздел 1: Физический тренинг актёра.

Тема 1.1. Коррекция.

Введение: Профессиональное значение сценического движения. Требования к физической форме будущего артиста.

Знакомство с собственным телом: строение, возможности, персональные недостатки, способы их коррекции.

Коррекция осанки и походки. Контроль над мышечной свободой, способы расслабления.

Тема 1.2. Повышение уровня физической силы, подвижности и активности тела.

Физический тренинг: упражнения, способы, последовательность.

Упражнения на гибкость и подвижность, баланс и координацию.

Скорости движения, динамичность, ориентация в пространстве.

Физическая нагрузка и правильное дыхание. Способы релаксации.

Тема 1.3. Осознание тела.

Понимание собственных возможностей и работа над их расширением.

Психологическая установка на преодоление собственной инертности и страхов.

Раздел 2. Основы пластической выразительности.

Тема 2.1. Движение точки. Понятие и принципы.

Понятие точки, принципов её движения. Подчинение тела движению точки.

Тема 2.2. Движение точки (точек), как метод создания пластической характеристики и характерности образа.

Соотношение движения точки (точек) с характеристикой объекта. Построение характерности на основе движения точки (точек). Движение точек, как проявление индивидуальности актёра в построении образа.

Тема 2.3. Движение точки – контроль над движением тела – повышение выразительности и пластичности тела.

Психологическая независимость и пластическая индивидуальность, как следствие построения движения по принципу движения точки. Повышение уровня вариативности в построении пластической характеристики образа.

Раздел 3. Основы акробатики и эксцентрики.

Тема 3.1. Прыжки.

Варианты прыжков (на месте, с продвижением, через препятствие, на возвышение, с возвышения), техника исполнения.

Тема 3.2. Кувырки.

Варианты кувырков (из положения полуприсяда: вперёд, назад, вправо, влево; из положения стоя: вперёд, назад, «по-восточному»; кувырки через препятствие, кувырки с разбега; кувырок-«колесо»).

Тема 3.3. Стойки.

Стойка на руках, на локтях, на голове; стойка-«берёзка» с опорой на локти и без опоры, стойка-«мостик», ходьба на руках и в стойке – «мостик».

Тема 3.4. Поддержки.

Варианты страховочных поддержек. Поддержки в положении «партер», поддержки в положении стоя, поддержки в положении лёжа.

Тема 3.5. Падения.

Падение на месте расслаблением, падение вперёд, назад, вправо, влево из положения стоя, – из положения сидя на стуле, – из положения сидя на столе, падение в движении «самоподцепом», падения с возвышения.

Тема 3.6. Перенос партнёра.

В одиночку: лёжа, под руки, на плече, на спине, на руках. Перенос группой.

Тема 3.7. Жонглирование.

Варианты жонглирования. Жонглирование тремя предметами. Жонглирование в движении.

Раздел 4. Сценический бой.

Тема 4.1. Принципы безопасности.

Правила собственной безопасности и безопасности партнёра (партнёров).

Тема 4.2. Сценическая пощёчина и самоблокирующиеся удары.

Пощёчина без контакта с озвучкой, пощёчина контактная. Удар расслабленной кистью, расслабленной стопой. Удар дистанцированный (ребром ладони, кулаком, локтем, коленом, стопой).

Тема 4.3. Удары и блоки.

Варианты и техника нанесения ударов руками, ногами, головой. Соответствующие блоки и способы защиты.

Тема 4.4. Партнёрская реакция, реакция на удар, озвучивание удара.

Синхронизация действий партнёров, адекватность реакции, способы озвучивания ударов.

Тема 4.5. Захваты и броски.

Варианты захватов и бросков. Техника исполнения.

Тема 4.6. «Болевые приёмы».

Имитация болевых приёмов. Техника исполнения.

Тема 4.7. Использование предметов в бою.

Использование предметов в рукопашном бою. Жанровые особенности.

Тема 4.8. Постановочные сцены боя.

Игровые варианты сценического боя. Использование рече-двигательных и вокально-двигательных навыков в бою. Бой в жанре.

Раздел 5. Сценическое фехтование.

Тема 5.1. Принципы безопасности.

Правила собственной безопасности и безопасности партнёра (партнёров).

Правила поведения с холодным оружием.

Тема 5.2. Стойки.

Стойки: правая, левая, обратная. Перемена стойки.

Тема 5.3. Перемещения.

Шаги: вперёд, назад, вправо, влево, двойной. Подскоки вперёд, назад, вправо, влево, на месте. Выпад. Дистанция: ближняя, средняя, дальняя. Изменение и сохранение дистанции при передвижении.

Тема 5.4. Постановка блоков и нанесение ударов.

Позиции блоков (1,2,3,4,5,6). Техника нанесения ударов. Обманные удары.

Тема 5.5. Укол и уход от укола.

Техника нанесения укола. Варианты отражения и ухода.

Тема 5.6. Приёмы обезоруживания.

Обезоруживание выбиванием и «оплетением». Захват руки с нанесением удара.

Тема 5.7. Фехтование с использованием второго оружия.

Использование кинжала, даги, второй шпаги. Техника поединка.

Тема 5.8. Использование плаща при фехтовании.

Приёмы использования плаща при фехтовании и защите.

Тема 5.9. Ритуальные действия с использованием холодного оружия.

Обнажение шпаги, приветствие, вызов на бой, отказ от боя, клятва на оружии, передача оружия другому лицу, посвящение, сдача «на милость».

Тема 5.10. Особенности фехтования на мечах и саблях.

Особенности техник нанесения ударов и защиты.

Тема 5.11. Принципы ножевого боя.

Использование ножа в ближнем бою. Стойки. Техники.

Тема 5.12. Постановочные сцены.

Игровые варианты фехтования. Использование рече-двигательных и вокально-двигательных навыков в фехтовании. Бой в жанре. Время, уделяемое в рамках учебного курса на освоение тем, зависит от индивидуальных особенностей студентов, степени их подготовленности (физическая форма, состояние здоровья), ориентировано на освоение курса

большинством студентов и пропорционально обязательному числу занятий по учебному плану.
Самостоятельная работа студентов заключается в повторении и освоении изученного на обязательных занятиях материала (тем), не нуждающегося в специальном оборудовании и дополнительной страховке педагогом.

Темы и содержание постановочных сцен разрабатываются студентами (возможно участие преподавателя), проходят отбор у преподавателя (критерии: содержательность, зрелищность, безопасность, соответствие изучаемому разделу) и отрабатываются в рамках обязательных и самостоятельных занятий студентов. Готовые работы выставляются в качестве отчётных на зачётах и экзаменах по дисциплине.
Формы, оценки и критерии контроля учебной деятельности студентов

Формами контроля над освоением студентами навыков и умений являются контрольные работы (1 и 4 семестры), зачёты (2 и 6 семестры) и экзамены (3, 5, 7, 8 семестры).

Оценка производится на основе:

а) качества индивидуальной работы;

б) качества работы в творческой группе;

в) % посещаемости занятий.

Оценка «отлично» соответствует полному знанию и отличному владению навыками соответствующей темы (тем) курса обучения, с учётом вышеперечисленных критериев.

Оценка «хорошо» соответствует достаточно полному уровню знаний и владений навыками, с небольшим количеством недоработок и с учётом вышеперечисленных критериев.

Оценка «удовлетворительно» соответствует неполному уровню знаний и слабому уровню владения навыками, с учётом вышеперечисленных критериев.

Оценка «плохо» соответствует слабому уровню знаний и полному (почти полному) отсутствию приобретённых профессиональных навыков по темам, оцениваемым на экзамене (зачёте).


Библиографический список

  1. Карпов, Н. В. Уроки сценического движения / Карпов, Н. В. – Москва : ГИТИС, 1999. – 180 с.

  2. Кох, И. Э. Основы сценического движения : учебник / И. Э. Кох. – 2-е изд, испр. – Санкт-Петербург : Планета музыки. Лань, 2010. – 512 с.

  3. Кудашева, Т. Руки актера : учеб. пособие / Т. Кудашева. – Москва : Просвещение, 1970. – 190 с.

  4. Немеровский, А. Пластическая выразительность актера : учеб. пособие. – Москва : Искусство, 1976. – 126 с.

  5. Пластика и пантомима : учеб. программа / сост. Л. Ю. Лешукова. – Тюмень, 2005. – 15 с.

  6. Тышлер, Д. А. Искусство сценического фехтования / Д. А. Тышлер, А. Д. Мовшович. – Москва : СпортАкадем Пресс, 2004. – 272 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по специальности 070201 Актерское искусство» и является...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Эстрадное пение»...
Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения...
Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История исполнительства...
Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности 070201 Актерское искусство» и является...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»...
«Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии...
Разработан на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера»...
...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Изучение педагогического...
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Инструментальное исполнительство»,...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Данная учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными требованиями к повышенному уровню содержания и подготовки...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое воспитание с учётом специализации (Сценическое движение)» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск