№ урока.
Сроки проведения
| 1
|
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема
| ВВЕДЕНИЕ.
От Средневековья к Новому времени.
Понятие о Новом времени.
Человек Нового времени.
Кризис традиционного общества. Черты нового общества.
Возможная личностно значимая проблема:
понимание связи эпох - Нового времени и современности (через среду обитания и ценности).
|
Планируемые результаты изучения материала
| Учащиеся усваивают хронологические рамки Нового времени; понимают принципиальное отличие Нового времени от Средневековья; узнают о чертах личности человека Нового времени; углубляют знания об основных чертах традиционного общества и знакомятся с чертами зарождающегося индустриального общества.
|
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
| Частично поисковый метод. Варианты проблемных и познавательных заданий:
Определите, какие новые явления в обществе позволили людям в XVI в. заявить о начале Нового времени. Согласны ли вы с их точкой зрения?
Подумайте, какие личные качества человека, развивающиеся в XV—XVI вв., позволили сделать вывод о рождении нового типа человека - человека Нового времени.
Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, обучение решению проблемных и познавательных заданий, обучение предъявлению результатов своей деятельности, использование межпредметных и межкурсовых связей
|
Развитие умений учащихся
| Учатся использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического материала и оценке исторических явлений.
|
Основные понятия и термины
| Новое время, ценности, традиционное общество, индустриальное общество.
|
Источники информации: школьные и внешкольные.
Домашнее задание.
| Учебник. Введение.
|
ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (16 ЧАСОВ)
|
№ урока.
Сроки проведения
| 2
|
ТЕМА 1. ЭПОХА ВЕЛИКИХ ГЕОГРФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ (1ч)
|
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема
| Эпоха Великих географических открытий:
Новые изобретения и усовершенствования.
Причины Великих географических открытий.
Энрике Мореплаватель и открытие ближней Атлантики.
Вокруг Африки в Индию.
Возможная личностно значимая проблема: для реализации жизненных замыслов необходима вера в свои силы и возможности, овладение современными научными знаниями.
|
Планируемые результаты изучения материала
| Учащиеся понимают, что Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской активности части общества. Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию первых колониальных империй.
|
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
|
|
Развитие умений учащихся
| Учащиеся работают с картой, показывают марш руты путешествий, выделяют главное, составляют в тетради план по вопросу «Причины
Великих географических открытий», сравнивают знания о Земле мыслителей древности и мыслителей XV в., систематизируют изменения в обществе, учатся работать в группах и представлять результаты своей учебной деятельности
|
Основные понятия и термины
| Бомбарда, мушкет, каравелла
дух предпринимательства.
|
Источники информации: школьные и внешкольные.
Домашнее задание.
| §§ 1-2.
Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие графические открытия и их последствия. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты. Образовательное пространство расширяется за счет социокультурной Среды: индивидуальная, групповая или семейная экскурсия по городу с целью осмотра материальных памятников Нового времени. Произведения художественной литературы, скульптуры, живописи. Кинофильмы, видеофильмы об эпохе Нового времени.
|
ТЕМА 2. ЕВРОПА ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ (4 ч.)
|
№ урока
Сроки проведения
| 3
|
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема
| Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе:
«Рожденный подданным должен повиноваться».
«Один король — одна страна».
«Не будет больше войн всех против всех».
«Как мои предки могли допустить такое учреждение...»
Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем королей.
Монарх — помазанник Божий.
Армия и налоговая система на службе короля.
Единая экономическая политика.
Создание национальных, государств и национальной церкви
Возможная личностно значимая проблема: как должны складываться отношения между личностью и государством? Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения?
|
Планируемые результаты изучения материала
| Учащиеся осознают, что Новое время характеризуется созданием абсолютистских государств, имеющих национальные границы, одну государственную религию, одну «коренную» национальность
|
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
| Проблемный, частично поисковый, репродуктивный методы. 1. Проблемное задание: абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны «всех против всех». В то же время в XVII—XVIII вв. происходят революции, одна из задач которых — уничтожение системы абсолютизма. Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма? 2. Задание для самостоятельной работы при репродуктивном методе: составить в тетради схему, отражающую основные черты абсолютизма.
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника, с элементами дискуссии.
Приемы деятельности учителя: объяснение, образное повествование, организация самостоятельной работы с текстом учебника, обучение решению проблемы и самоанализу
|
Развитие умений учащихся
| Определять задачи и учебные проблемы, составлять устный рассказ по какому-либо сюжету, используя для этого внешкольные источники знания, анализировать свою учебную деятельность
|
Основные понятия и термины
| Абсолютизм, этикет, меркантилизм, резиденция
|
Источники информации: школьные и внешкольные.
Домашнее задание.
| Учебник, § 3.
Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся.
Карта «Западная Европа в 1648 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы. М. Твен. Принц и нищий. А. Дюма. Три мушкетера; Двадцать лет спустя; Виконт де Браже-лон, или Десять лет спустя; Графиня де Мон-соро; Сорок пять. Иллюстрации (репродукции картин и гравюр): Г. Риго. Людовик XIV. Ван Дейк. Карл I, король Англии. Луи Мишель Ван-Лоо. Людовик XV. Любые репродукции с видами Версаля
|
№ урока
Сроки проведения
| 4
|
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема
| Хозяйственная жизнь Европы в 16-17 веках
1. «Все продается на рынке...»
2. Развитие мировой торговли.
3. Банки и биржи.
4. Мануфактура — предприятие нового типа.
5. Рождение капитализма.
Возможная личностно значимая проблема: содержание урока позволяет понять некоторые проблемы в развитии современного общества: роль свободного рынка и банков в обществе (как вести себя на рынке, в магазине, насколько можно доверять банкам)
|
Планируемые результаты изучения материала
| Учащиеся узнают о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием и признаком рождения хозяйственного уклада, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве; понимают, что рождение капитализма свидетельствует о глубоком кризисе традиционного общества
|
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
| Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Приемы деятельности учителя: объяснение, эвристическая беседа, образное повествование, описание, комментирование рисунков в учебнике, организация проверки усвоения знаний, использование межкурсовых и межпредметных связей с курсами истории Средних веков, литературы, МХК. Повторение вопросов развития хозяйственной жизни, черт традиционного общества и т. д., необходимых для решения познавательных и проблемных заданий. Обучение решению проблемных заданий и предъявлению результатов учебной деятельности
|
Развитие умений учащихся
| Учатся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний. Сравнивать (рынки, банки в Средние века и в Новое время, мастерская ремесленника и мануфактура), определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне необходимо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать), самостоятельно работать с учебником (чтение баллады), предъявлять результаты учебной деятельности
|
Основные понятия и термины
| Монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталистическое хозяйство
|
Источники информации: школьные и внешкольные.
Домашнее задание.
| § 4.
Дух предпринимательства преобразует экономику
|
№ урока
Сроки проведения
| 5
|
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема
| Новые ценности преобразуют общество.
1. Буржуазия Нового времени.
2. Крестьянская Европа.
3. Новое дворянство.
4. «Люди с дорожной обочины».
|
Планируемые результаты изучения материала
| Учащиеся понимают, что дух предпринимательства и развитие капиталистического уклада меняют структуру общества: увеличивается численность буржуазии и наемных работников, крестьянство освобождается от зависимости
|
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
| Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных и познавательных заданий: 1. Как вы думаете, какие новые ценности больше всего влияют на изменение структуры европейского общества? Дайте оценку этим изменениям с позиции представителей каждой социальной группы. 2. Подумайте, какие изменения в составе населения, происходящие в XVI—XVII вв., говорят о разрушении традиционного общества. Форма урока: комбинированный урок, или работа в группах (создаются четыре группы, каждая из которых работает над решением проблем, исходя их изучения положения одной из социальных групп), или ролевая игра (учащиеся выступают от имени различных представителей общества и от их лица вносят вклад в решение поставленных проблем).
|
Развитие умений учащихся
| Самостоятельная работа с книгой, документами и другими источниками (рисунками, картинами), анализ и выделение главного (изменения в составе и характере общества). Умение взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе и при участии в ролевой игре; умение работать творчески в ситуации «так могло быть»; умение взглянуть на изучаемую эпоху глазами современников; умение «прожить» жизнь избранного персонажа; умение доказывать свою точку зрения и принимать чужую, если она убедительна
|
Основные понятия и термины
| Откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание, капиталист
|
Источники информации: школьные и внешкольные.
Домашнее задание.
| § 5.
Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. I. — С. 310. М. Твен. Принц и нищий. Иллюстрации, подходящие к теме урока
|
№ урока
Сроки проведения
| 6
|
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема
| Повседневная жизнь европейцев в 16-17 веках:
«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны».
«Столетия редкого человека».
«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть».
4. О чем может рассказать мода. Возможная личностно значимая проблема: ощущение связи эпох, поколений через предметы и вещи материального мира (продукты питания, одежду и т. д.)
|
Планируемые результаты изучения материала
| Учащиеся понимают, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.
|
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
| Репродуктивный метод с постановкой познавательного задания.
Познавательное задание:
подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI—XVIII вв. в сравнении с повседневной жизнью человека в XIV—XV вв. Чем эти изменения были вызваны?
Форма урока: комбинированный урок или урок работы в группах. При групповой работе класс делится на 4 группы и каждая выполняет свое задание, а затем предъявляет его результаты.
Приемы деятельности учителя: рассказ, картинное описание (описание бедствий — голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI—XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.), организация работы в группах (при групповой работе в классе формируются четыре группы учащихся). На уроке используются межкурсовые связи с историей Средних веков, межпредметные связи с курсом литературы
|
Развитие умений учащихся
| Уметь слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания; при работе в группе взаимодействовать с товарищами: слушать, доказывать свою точку зрения; принять другую точку зрения, если она более убедительна; предъявлять результаты своей работы
|
Основные понятия и термины
| Повседневность, канон
|
Источники информации: школьные и внешкольные.
Домашнее задание.
| Учебник, § 6.
Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся.
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Детская энциклопедия. — Т. 8; Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия (любое издание). Разделы: Ренессанс. Реформация. Тридцатилетняя война. Мода эпохи Людовика XIV. Рококо, (с. 139—222, издание 1987 г.). М. Твен. Принц и нищий. М. Сервантес. Дон Кихот.
Репродукции картин голландских и французских художников (жанровые сцены, натюрморты, городские пейзажи). Якоб Корнелиус ван Остсанен. Портрет мужчины. Рембрандт Хар-менс ван Рейн. Портреты и жанровые сцены. Абрахам ван ден Темпель. Портрет молодой девушки. Экскурсии в художественные и этнографические музеи
|
|