Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования





Скачать 205.4 Kb.
НазваниеЮго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования
Дата публикации09.07.2013
Размер205.4 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«ТЕПЛЫЙ СТАН»


«Согласовано» / __________ «Утверждаю» / _________

Методист-психолог лаборатории Директор ГОУ ЦДиК

психологического сопровождения «Теплый Стан»

и классов КРО ОМЦ ЮЗОУО ДО

Харисова Е.В. Митраков А.В.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-16 ЛЕТ




«СКАЖЕМ НАРКОТИКАМ-НЕТ,

ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ-ДА!»




Авторы: Митраков А.В., Катилина М.И., Ромашов А.В.;

Привлеченные кадры: Краснов С.И., Миленушкина И.Ю.

Москва, 2008 г.

Паспорт программы.

Пояснительная записка к программе.


  1. Наименование программы

«Скажем наркотикам: «НЕТ!»

  1. Основание для разработки:

потребность образовательных учреждений в программе для организации психопрофилактической работы по предупреждению использования подростками и молодежью наркотических и других психоактивных веществ.

  1. Разработчик программы

Митраков Алексей Владимирович – образование высшее, врач, директор Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан», заведующий Лабораторией охраны здоровья школьников ЮЗОУО ДО города Москвы,

Катилина Марина Ивановна – образование высшее, директор ГОУ школы № 533, категория высшая,

Ромашов Алексей Александрович - заместитель руководителя программы - заместитель директора Педагогического института физической культуры Московского городского педагогического университета. Образование высшее. Имеет первую тренерскую категорию. Член координационного совета ВУЗов ЮЗАО.

  1. Руководитель организации

Митраков Алексей Владимирович

  1. Исполнители

    • Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» (ГОУ ЦДиК «Теплый Стан»);

    • ГОУ СОШ № 533;

    • Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Департамента образования города Москвы;

    • Досуговый Центр «Ратмир»;

    • Центр детского творчества, искусства и спорта,

    • Детско-юношеский центр «Зюзино»;

    • Центр внешкольной работы «Аргус»;

    • Московский Городской Педагогический Университет;

    • Педагогический Институт Физической культуры.

  2. Источники финансирования

ЮЗОУО г. Москвы (в рамках бюджетного финансирования ГОУ ЦДиК «Теплый Стан», ГОУ СОШ № 533).

  1. Цели и задачи программы

Цель:

Формирование у подростков и молодежи негативного отношения к употреблению наркотиков и других ПАВ посредством создания комплексной системы социально-медико-психологических мероприятий и методик по пропаганде здорового образа жизни и профилактике девиантного поведения.

Задачи:

    • Создание системы социально-медико-психологических мероприятий, направленной на формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

    • Создание методик, обеспечивающих осознанный подход к здоровому образу жизни.

    • Разработка принципов взаимодействия организаций, призванных решать данную проблему. Осуществление взаимодействия с внешними организациями, работающими по проблеме внедрения здоровьесберегающих технологий;

    • Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами из числа врачей, психологов, педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей.

    • Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

    • Научно-методическая деятельность и тиражирование накопленного опыта, создание районной методической лаборатории на базе клуба «Юпитер».

    • Формирование навыков здорового образа жизни и интеграция вопросов здоровья в школьное и дополнительное образование;

    • Обеспечение системного подхода к реализации мероприятий спортивно-оздоровительного характера.

  1. Целевые группы

Подростки (12-14 лет), старшеклассники (15-17 лет), родители, педагоги

  1. Концепция деятельности

Использование в работе дифференцированного подхода к учащимся, интерактивных форм: круглые столы, тренинги, организационно-деятельностные игры, социально-культурные и пропагандистские мероприятия

  1. Сведения о ведущей организации

Государственное образовательное учреждение Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» открыт 1.07.2004 г. Является учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Вышестоящая организация: Юго-Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы.

Основные структурные подразделения: психолого-педагогическое, социально-педагогическое, научно-методическое.

Надструктурное образование окружного значения: Лаборатория охраны здоровья школьников окружного значения

В рамках деятельности Лаборатории охраны здоровья школьников ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» осуществляет взаимодействие со «Школами здоровья» Юго-Западного округа, разрабатывает, апробирует и реализует в них программы дополнительного образования, нацеленные на укрепление здоровья школьников и формирование здорового образа жизни.

Пояснительная записка

Уровень программы: учебная программа дополнительного образования детей.

Направленность: социально-педагогическая.

Вид программы: коррекционно-развивающая.
Актуальность программы

Современная концепция социальной адаптации детей и подростков включает в себя одну из важнейших проблем – проблему формирования здоровья как самую значимую ценность человека и воспитания осознанного подхода к здоровому образу жизни.

Очевидным является тот факт, что молодежь и подростки переживают кризисную социально-психологическую ситуацию. Размыты культурно- ценностные ориентиры. В дополнение ко всему подростки социально не адаптированы, нет жизненных навыков, в обществе не выработаны определенные нормы поведения. Современная социальная ситуация характеризуется быстрой сменой часто отрицательных, непредсказуемых воздействий на личность. Увеличение психологической и информационной нагрузки вызывает более частые срывы адаптационных механизмов, что проявляется снижением успеваемости, девиантным поведением, развитием вредных привычек. Эти воздействия оказывают влияние как непосредственно на ребенка, так и опосредовано, через окружающих ребенка взрослых и других детей. Это все способствует потере смысла жизни, и уходу от реальности, через употребление наркотических и психоактивных веществ.

За прошедшее десятилетие количество детей, нуждающихся в специализированном лечении, возросло в целом в десять раз.

Недостаточность знаний по данной проблеме у педагогов, родителей не позволяет оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку.

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в психическом развитии. Доля здоровых новорожденных не превышает 30% (Л.О. Бадалян, 1991; В.А.Доскин, 1999, Л.В.Кузнецова, 1998; И.И.Пуртов, 1996 и др.). Уровня школьной зрелости к 6-ти летнему возрасту достигают от 17% до 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей выявлено у каждого десятого ребенка школьного возраста (Н.И.Гуткина, 1993; Е.А. Екжанова, 1997; Н.А.Цыпин, В.И. Кондрашин, И.Ф.Марковская).

Кроме того, в настоящий момент отсутствуют фундаментальные научные исследования, посвященные комплексному изучению здоровья детей, несмотря на значительный объем зарубежных публикаций на данную тему (Kolbe, Allensworth, 1986), а также опыт российских координаторов сети школ, содействующих здоровью (Касаткин В.Н., 1999, 2003).

Также отмечается отсутствие методик обеспечивающих социальную адаптацию молодежи к действительности. Новые же технологии являются форсирующими и, не имея должного медико-психологического обоснования, могут отрицательно сказываться на физическом и психическом здоровье ребенка.

Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками – учителя, психологи, воспитатели, также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию с подростками.

Все это приводит к необходимости разработки нового подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, одним из которых является разработка и внедрение концептуально обоснованных профилактических программ нового поколения. Назрела острая необходимость проведения системной работы по предупреждению распространения наркомании среди подросткового поколения.

Программа предполагает работу с двумя возрастными группами:

Старшая группа – 15-17 лет,

Средняя группа – 12-14 лет.

В процессе реализации программы проводится работа с подростками, педагогами, родителями.

Цель программы

Формирование у подростков и молодежи негативного отношения к употреблению наркотиков и других ПАВ посредством создания комплексной системы социально-медико-психологических мероприятий и методик по пропаганде здорового образа жизни и профилактике девиантного поведения.

Задачи:

    • Создание системы социально-медико-психологических мероприятий, направленной на формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

    • Создание методик обеспечивающих осознанный подход к здоровому образу жизни.

    • Разработка принципов взаимодействия организаций, призванных решать данную проблему. Осуществление взаимодействия с внешними организациями, работающими по проблеме внедрения здоровьесберегающих технологий;

    • Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами из числа врачей, психологов, педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей.

    • Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

    • Научно-методическая деятельность и тиражирование накопленного опыта, создание районной методической лаборатории на базе клуба «Юпитер».

    • Формирование навыков здорового образа жизни и интеграция вопросов здоровья в школьное и дополнительное образование;

    • Обеспечение системного подхода к реализации мероприятий спортивно-оздоровительного характера.

Научно-методическое обоснование

Настоящая программа проводится в рамках концептуальной программы по профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи, разработанной НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ и Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании», городской межведомственной программы «Здоровье детей Москвы: 2003-2005 годы», окружной межведомственной программы «Здоровье детей Юго-Запада Москвы: 2003-2005 годы». В программе используются методики ассоциации Школ содействующих здоровью, ассоциации «Народный СпортПарк», технологий проектной деятельности института педагогических инноваций Российской академии образования.

Нормативно-правовая основа

Конституция РФ

Декларация прав ребенка

Устав ГОУ ЦДиК «Теплый Стан»

Закон «Об образовании в городе Москва»

Городская межведомственная программа «Столичное образование – 3»

Содержание программы. Механизмы реализации программы

Данная программа носит профилактический характер.

В основе реализации данной программы лежит пропаганда здорового образа жизни и формирование навыков здорового образа жизни.

Данная модель включает в себя следующие компоненты:

  1. образовательный (обучение навыкам здорового образа жизни как осознанной необходимости и ценности, выработка стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими веществами);

  2. социально-психологический (развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами. Формирование социально-психологической службы как оформленного структурного подразделения, расширение объема социальных и психологических мероприятий);

  3. средовой (создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы, организация образовательных сред, способствующих созданию комфортной, дружественной среды и формированию «дружественных» отношений между участниками сообщества);

  4. детско-взрослая общность (выработка собственной системы ценностей. (Лектории, проектная деятельность, привлечение родительской общественности к оздоровительным мероприятиям);

  5. медицинский (профилактические мероприятия по сохранению здоровья, координации деятельности медицинской службы, участие сотрудников медицинской службы в пропаганде здорового образа жизни);

  6. физическая культура (расширение объема спортивных мероприятий, формирование и проведение групп лечебной физической культуры, а также групп усиленной физической подготовки);

  7. взаимодействие с внешними организациями (привлечение специалистов внешних организаций к работе в координационном совете по реализации программы; совместная работа с районными и окружными органами по профилактике правонарушений, наркомании и т.д.).



Этапы работы:

I этап - проведение занятий по переподготовки специалистов (психологи, педагоги);

II этап – выявление среди подростков лидеров, для организации работы волонтерами. Обучение методикам проведения занятий.

III этап – работа с родителями, с целью создания актива для организации работы по созданию детско-взрослой общности.

IY этап – организация и проведение мероприятий по плану (лекторий, «круглые столы», организационно-деятельностные игры, досуговые мероприятия, спортивно-оздоровительные мероприятия, тренинги, дискуссии, ролевые игры, проведение методических занятий, организация и проведение профильных и оздоровительных лагерей, проведение марша «Скажем наркотикам «Нет!»).

Y этап – проведение аналитической работы по достижению планируемых результатов, апробация методик, создание центра социально-психологической службы.

YI этап – тиражирование опыта

Методическое обеспечение программы

Использование разнообразных форм и методов работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике злоупотреблений использования подростками и молодежью наркотиков и других психоактивных веществ:

  1. Обучающие мероприятия: тематические семинары для родителей, воспитателей, педагогов; обучающие детско-родительские семинары; проектные семинары; организация работы лектория.

  2. Проведение научно-практических конференций, круглых столов.

  3. Тренинговые занятия.

  4. Конкурсы: коллажей, листков здоровья, «Папа, мама и я – спортивная семья».

  5. Спортивно-оздоровительные и организационно-деятельностные игры.

  6. Тестирование, анкетирование учащихся.

  7. Спортивно-оздоровительные и оздоровительные лагеря

  8. Выпуск методических пособий

Условия реализации программы

Организационно – кадровое обеспечение программы.

В районе создается Координационный совет по реализации программы, в который входят:

  1. зам. главы Управы по социальным вопросам;

  2. директор ДЮКФП «Юпитер»

  3. психолог;

  4. логопед;

  5. социальный педагог.

Привлекаемые кадры:

Краснов С.И. – методолог, зав. лаборатории ИПИ РАО, кандидат педагогических наук,

Миленушкина И.Ю. – медсестра, среднее специальное образование, учитель первой категории, преподаватель ЛФК

Калинкина К.В. – образование высшее, тренер, учитель высшей категории.

Дрейлинг Т.П. – образование высшее, психолог, первая категория.

Привлекаемые организации: Московский Городской Педагогический Университет, Педагогический Институт Физической культуры, Институт педагогических инноваций РАО, НИИ наркологии МЗ РФ, Лаборатория ИПИ РАО, Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», Ассоциация «Народный СпортПарк», ДЮКФП клуб «Юпитер», Городская поликлиника восстановительного лечения № 6.

В работе по реализации программы участвуют: ГОУ ЦДиК «Теплый Стан», ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 533; ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Департамента образования города Москвы, Досуговый Центр «Ратмир»; Центр детского творчества, искусства и спорта, детско-юношеский центр «Зюзино»; ГОУцентр внешкольной работы «Аргус».

Схема управления программой

 

Координационный совет


программы



 

 

 

  

 


 

Руководитель программы




  

 


Детско-взрослые

группы




Группа обучения навыкам здорового образа жизни



Методические


объединения



Группа


методического

обеспечения

 




Группа управления





Ожидаемые результаты:

  1. уменьшение факторов риска употребления наркотиков среди подростков и молодежи;

  2. формирование осознанного подхода к здоровому образу жизни;

  3. развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами;

  4. разработка методик по профилактике наркомании, курения и др.;

  5. интеграция организаций в региональную сеть программы Здоровья


Результаты работы будут оформлены в виде методик, рекомендаций и программ для использования в образовательных учреждениях, центрах дополнительного образования, спортивных клубах, а также для применения в социальных сферах для работы с детьми и подростками.

Будет создан актив из детей, родителей, специалистов по координации движения «Скажем наркотикам «Нет!».

Контроль за ходом выполнения программы осуществляется Координационным советом по реализации программы. К консультированию по вопросам реализации программы могут привлекаться также внешние специалисты. Ориентировочные сроки реализации программы на 2005 год приведены в годовом плане:

Информация о ходе программы будет дана в методических изданиях управления образования ЮЗАО г. Москвы, информационных сборниках Школ, содействующих здоровью, сборнике «Образование и здоровье».


Планирование деятельности в рамках реализации программы

на 2005-2010 г.г.

 Наименование

мероприятия

Срок выполнения

Чем заканчивается работа

Исполнитель

1. Спортивно – оздоровительные игры,клуб «Юпитер», «Ратмир», «Аргус», ЦДТИиС, «Севастополец»

июль

 Выявление команд-победителей для участия в турслете

Колотов А.В.,

Калинкина К.В.,

Миленушкина И.Ю.

2. Проведение спортивно-оздоровительных лагерей (СОШ №533) «Севастополец», «Зюзино», ЦДТиС)

Июль-август

Создание групп усиленной физической подготовки

Институт физической культуры

3. Турслет (представители организаций, участвующих в программе)

Сентябрь декабрь

 Создание на базе школ, центров доп. образования, детско-взрослых активов пропагандирующих ЗОЖ

Методисты

4.Проведение детско-взрослого семинара по внедрению оздоровительных методик в учебно-воспитательный процесс

Сентябрь

 Конкурс коллажей «Нет вредным привычкам»

Методисты, врачи

5. Формирование

дифференцированных групп физической подготовки (школы, спортивные клубы «Юпитер», «Ратмир»)

Октябрь – декабрь

 Создание групп ЛФК и спортивных секций для учащихся и неучащихся детей и подростков на базе школ, клубов, центров

Тренеры, врачи 6 городской поликлиники восстановительного лечения, ЛФК

6.Диспансеризации, медицинские осмотры (на базе поликлиники №6, 56, 33)

В течение всего года

 Создание условий (мед. и социальные мероприятия) направления в мед. центры, санатории

Врач, медсестра

7.Тестирование:

(методика «Народный СпортПарк») (школы № 533,«Юпитер», «Ратмир»)

стартовое

промежуточное

итоговое


Сентябрь

Декабрь

Май

Определение группы физической подготовки

Корректировка группы подготовки

Разработка индивидуальной программы занятий

специалист

8.Проведение проектного семинара «Будьте здоровы»

(воспитанники «Юпитера», «Севастополец», «Зюзино», ЦДТиС)

ноябрь

 Разработка технологии «Подросток учит подростка», (тиражирование)

Методологи, игротехники – института пед. инноваций РАО

9.Тематические семинары для родителей (на базе школ, содействующих здоровью, спортклубов)

1 раз в

м-ц

 Тиражирование лекций, создание родительского актива

Педагоги, врачи, психологи, социальные педагоги

10.Кислородные коктейли (школа № 533)

Осень

Весна

 Повышение иммунитета детей

Врач, медсестра

11. Организация научно-практических конференций (на базе ОМЦ ЮЗОУ, школ, содействующих здоровью)

Весь год

Выпуск сборников, методических пособий

Районные методисты, директора школ, содействующих здоровью.

12 Беседы с учащимися по теме: «Жизнь без наркотиков»

(уч-ся ГОУ СОШ № 533)

В течение года

Снижение кол-ва правонарушений

Психологи, социальные педагоги

13.Конкурс «Листок здоровья» (все участники данной программы)

октябрь

 Формирование из участников конкурса группы для организации окружного марафона «Здоровье - дело серьезное»

Методисты

14.Лектории для педагогов и воспитателей

В течение всего учебного года

 Внедрение методик, способствующих обучению ЗОЖ

Специалисты, проводящие лекции

15.Фестиваль «Мойдодыр» (дети младшего школьного возраста, находящие в городских лагерях)



август


Привитие младшим школьникам навыков гигиены, тиражирование программы фестиваля 

Методисты, воспитатели летних городских лагерей

16.Аналитические исследования, посвященные изучению поведенческих рисков, связанных с употреблением наркотиков

В течение всего учебного года

рекомендации по профилактике наркомании среди детей и подростков

Лаборатория профилактических программ МГППУ, директора школ, содействующих здоровью,

ОМЦ ЮЗОУО)

17.Конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья»

(спортивные клубы)

Сентябрь, декабрь

 Награждение самой спортивной семьи, информация через окружные средства печати средства

тренеры

18.Работа Координационного совета по реализации программы


Заседание 2 раза в м-ц

 Отчеты ДЮКФП «Юпитер»

Отв. за программу

19.Проведение оздоровительного лагеря (организации доп.образования)

ноябрь

 Отчет о результатах работы в соц. отделах управ

Начальник лагеря

20.Проведение адаптивных развивающих физкультурно-оздоровительных занятий для учащихся

В течение учебного года, общая продолжительность 72 ч

Учетно-отчетная документация, разработка рекомендаций, выпуск методических пособий

Педагоги дополнительного образования ГОУ ЦДиК «Теплый Стан»

21.Научная конференция

«Здоровье детей - дело серьезное» (представители всех организаций, заявленных в программе)

Декабрь

 Резолюция, с целью активизации детского движения за ЗОЖ

Руководители программы

План проведения бесед с учащимися по теме:

«Жизнь без наркотиков»




Тема занятия

Количество часов

1

Что такое наркотики.

1

2

Как развивается наркотическая зависимость.

1

3

Общество и мы. Наркотики в мире людей.

1

4

Наркотики и нормы общения

1

5

Наркотики в школе

1

6

Наркобизнес как одна из форм организованной преступности.

1

7

Наркотики и закон

1

8

Органы борьбы с оборотом наркотиков в Российской Федерации

1

9

Виды наркотических зависимостей

1

6

Почему не бывает «легких» и «тяжелых» наркотиков

1

10

Курение и алкоголизм – «социальные» болезни

1

11

Курение как «латентная» форма наркозависимости

1

12

Последствия курения для физического и психического здоровья

1

13

Алкоголизм как «латентная» форма наркозависимости

1

14

Последствия алкоголизма для физического и психического здоровья

1

15

Источники получения наркотических веществ в природе

1

16

Опиатные наркотические средства. Механизм воздействия на организм человека.

1

17

Героин как основное наркотическое средство опиоидной группы

1

18

Марихуана. Предпосылки употребления марихуаны в молодежной среде.

1

19

Мескалиновая группа наркотических веществ. Источники в природе.

1

20

Способы употребления наркотических веществ

1

21

Последствия внутривенного введения наркотических веществ

1

22

СПИД и наркотики

1

23

Вирусный гепатит и наркотики

1

24

Итого:

24


Список использованной литературы



  1. Ахмадуллина Х.М., Харисова И.М. О влиянии медико-социальных факторов на здоровье школьников. Проблемы медицины и биологии. - Курган, 1996. -

  2. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Некоторые аспекты образа жизни детей школьного возраста. Избранные вопросы клинической медицины. - Челябинск, 1998. - №2. - С.101-102.

  3. Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. М.: Физкультура и спорт, 1989.

  4. Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Кирпичев В.Н. Здоровье человека и окружающая среда. Пособие для учащихся. М.: Новая школа, 1997.

  5. В Минздраве РФ. Официальная хроника (материалы заседания коллегии Минздрава РФ от 01.07.98 // Врач, 1998.

  6. Жданова Л.А., Шелкопляс Е.В., Бобошко И.Е., Бобошко В.А. Системный подход к медико-психолого-педагогическому сопровождению ребенка. Материалы конгресса педиатров России. М., 1999. с. 156.

  7. Кабанец О.Л., Усанова Е.П., Кузмичев Ю.Г. Динамика состояния здоровья детей, начинающих систематическое обучение в образовательных учреждениях. Материалы конгресса педиатров России. М., 1999. с. 232.

  8. Казначеева Л.Ф., Ростовцева Е.Е., Ландайс Я.Я. Адаптационные возможности учащихся начальных классов. Материалы конгресса педиатров России. М., 1999. с. 232.

  9. Касаткин В.Н. Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья детей: Афтореф. дис. докт. мед. Наук. М., 1999 г.

  10. Кучма В.Р., Вишневецкая Т.Ю. Физическое развитие детей и подростков как прогностический показатель здоровья и развития нации // VIII съезд педиатров России: Материалы. М., 1998. с. 103.

  11. Необходимость нового подхода к определению приоритетных проблем здоровья населения России / А. Яблоков, А Демин, С. Ермаков, Е. В. Аравикова и др. // Обозреватель. – 1993. – N 11 (15). – с. 97-104.

  12. О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году. Государственный доклад. М., 1999 г.

  13. Схема определения групп здоровья при массовых осмотрах в зависимости от характера и степени выраженности некоторых распространенных отклонений в состоянии здоровья: Утвержд. Департ. Здравоохр. г. Москвы, 1996. 88 с.

  14. Шанина Т.Г., Воробьева Е.А., Филькина О.М., Пыхтина Л.А. Факторы, формирующие состояние здоровья подростков. Материалы конгресса педиатров России. М., 1999. с. 538.

  15. Allensworth, D (1993) Health education: state of the art. Journal of School Health, 63, 14-20.

  16. Bullinger M., Ravens-Sieberer U. Health related quality of life assessment in children // Eur Rev Appl Psy. - 1995. - №189. – Р. 245-254.

  17. Devaney, B., Schochet, P., Thornton, C., Fasciano, N. And Gavin, A. (1993) Eventually of the Effects of School Health Interventions on School Performance: Design Report. Mathematica Policy Research, Inc., Princeton. NJ.

  18. Hopkins, D. (1995) Healthy schools, healthy students: development strategies for school effectiveness. In Rasmussen, V. (ed.) Health Promoting Schools Manual. Commission for European Communities, Brussels.

  19. Lister-Sharp, D., Chapman, S., Stewart-Brown, S. and Sowden, A. (1999) Health promoting schools and health promotion in schools: two systematic review. Health Technology Assessment, 3, 1-207.

  20. World Health Organization (1978) Primary Health Care: Report on the Conference of Primary Health care. WHO, Geneva.

  21. World Health Organization (1986) Ottawa Charter for Health Promotion. WHO, Geneva.

  22. World Health Organization (1996a) The Status of School Health. WHO, Geneva.

  23. World Health Organization (1996b) Research to Improve Implementation and Effectiveness of School Health Programs. WHO, Geneva.

  24. World Health Organization (1996c) School Health Promotion-Series 5: Regional Guidelines: Development of Health Promoting Schools: A framework for Action. WHO, Manila


6


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconРоссийская федерация департамент образования города Москвы Юго –...
Развитие ритмического и музыкального слуха через различные виды вокально –музыкальной и игровой деятельности
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconРоссийская федерация департамент образования города Москвы Юго –...
Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по...
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconЮго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа №521
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconЗападное окружное управление образования департамента образования...
Организаторами конкурса выступают Западное Окружное Управление образования г. Москвы, гбоу цвр им. А. С. Макаренко
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconЗападное окружное управление образования Департамента образования...
Программа авторов И. Н. Пономаревой, В. М. Константинова, Р. Д. Маш, Н. Д. Андреевой, Н. М. Черновой 6 класс. Растения. Бактерии....
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы рассмотрело Ваше обращение в электронную приемную...
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconДепартамент образования города москвы юго-западное окружное управление...
Мы признаем критически важную роль, которую играют малые фермерские хозяйства, особенно под руководством женщин, в трансформации...
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconЮго западное окружное управление образования департамента образования города москвы
Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на...
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconЗападное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное...
Планируемые результаты изучения курса (формирование и развитие универсальных учебных действий)
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление образования
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconДепартамент образования города Москвы Западное окружное управление...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский...
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconСеверное окружное управление образования департамента образования...
Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,...
Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы государственное образовательное учреждение центр диагностики и консультирования iconЗападное окружное управление образования государственное бюджетное...
Настоящее Положение рассматривается на педагогическом совете, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск