№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| форма урока
| Содержание урока
| Требования к уровню подготовки учащихся
| ИКТ
| Коррекция
|
По плану
| По факту
|
1
| Социология как наука.
| 1
| Вводный урок
| Урок- лекция
| Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии
| Знать понятия: социальная сфера (подсистема) общества.
|
| 09
|
|
Тема 2. Общество и общественные отношения. (4 часов).
|
2
| Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Социальная стратификация и мобильность.
| 1
1
| Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
| Урок- лекция
Урок- исследование
| Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.
Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.
| Знать понятия: общество, структура общества. Уметь объяснить изученные положения.
Знать понятия: социальное неравенство, социальная стратификация, социальная 09мобильность, социальный «лифт»
|
| 09
052013
| 4
4
|
3
| Социальные группы и их классификация.
Маргинальные группы.
| 1
| Комбинированный урок
| Урок- практикум
| Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.
| Знать понятия: классы, страты, люмпены, маргиналы. Уметь:
-характеризовать с научных позиций основные социальные группы;
-сопоставлять различные научные подходы анализа дифференциации общества
|
|
|
|
4
| Социальные институты
Социальная инфраструктура.
Социальные интересы и формы социального взаимодействия. Социальное поведение
| 1
1
| Комбинированный урок
Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с документами. Составление таблицы «Типы и функции социальных институтов»
урок-дискуссия
| Типы и функции социальных институтов, субъекты социальной инфраструктуры.
Социальные интересы Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.
| Знать понятия: социальные институты, социальная инфраструктура, социальная мобильность. Уметь осуществлять комплексный поиск информации.
Знать понятия: социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, сотрудничество.
|
|
|
|
5
| Социальный конфликт и пути его разрешения.
| 1
| Комбинированный урок
| урок-практикум
| Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.
| Знать понятия: компромисс, консенсус. Аргументировать привлекательность толерантной позиции.
| интернет
| 10
|
|
6
| Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
| 2
| Комбинированный урок
| семинар
| Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Современная социальная политика Российской Федерации.
| Знать понятия: социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение
|
|
|
|
Тема 3. Личность и общество.6 часов.
|
7
| Социальный статус. Социальная роль
| 1
| Урок обобщения и закрепления знаний
| ролевая игра
| Социальный статус. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт.
| Знать понятия: социальный, главный, приобретаемый статусы, престиж, социальная роль, имидж, ролевой конфликт.
Развитие умений, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой
|
| 11
| 4
5
|
8
| Социализация индивида. Социальное поведение. социальная роль.Социальные роли в юношеском возрасте.
| 1
| Комбинированный урок
| Урок-дискуссия
| Социализация индивида. Факторы формирования личности Специфика социальных ролей в юношеском возрасте
| Знать понятия: социальные нормы, ролевой набор; первичная, продолженная социализация; агенты социализации; манипуляция.
|
|
|
|
9
| Социальный контроль.
| 1
| Комбиниро
ванный урок
| Урок-дискуссия. Решение
проблемных заданий
| Формы социального контроля
| Знать понятия: отклоняющееся поведение, санкции. Использовать приобретенные знания для нравственной оценки социального поведения людей.
|
|
|
|
10
| Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
| 2
| Урок изучения
нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
| Урок-практикум. Составление сравнительных таблиц
| Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правоено культура.
| Знать понятия: мораль, право, правовая культура. Развивать умения самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления
выбора
|
|
|
|
11
| Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
| 2
| Урок изучения
нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
| Урок-практикум Решение
проблемных заданий
| Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.
| Знать понятия: отклоняющееся поведение, девиант, деликвент, правонарушения, преступление.
|
|
|
|
12
| Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры
Проблемы молодежи в современной России
| 2
| Комбиниро
ванный урок
| круглый стол «Способы решения проблем молодежи»
| Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в соврееной России Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.
| Знать понятия: молодежь,
Развивать умение участия в дискуссиях по актуальным проблемам
|
|
|
|
Тема 4. Виды социальных отношений. 4 часов.
|
13
| Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни
Экономика и политика.
Экономика и культура
| 2
| Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
| Урок-практикум Разбор проблемных заданий. Анализ материалов СМИ
| Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура
| Знать понятия: экономика, способ производства, собственность, уровень жизни. Уметь объяснить внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) подсистем и структурных элементов социальной системы
|
| 01-02
| 3
4
|
14
| Социология труда.
Социальное партнерство и перспективы его развития в России
| 1)
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа в группах: мини-проект «Перспективы развития социального партнёрства в России»
| Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
| Знать понятия: Рынок труда Безработица. Профсоюз. Государственная политика в области занятости. Развивать умение оценивать различные суждения
|
|
|
|
15
| Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности.
| 1
| Урок изучения
нового материала
| Урок-проект «Семья в современном мире».
| Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.
| Знать понятия: семья,
брак, неполная семья, национальные проекты, государственные пособия.
|
|
|
|
16
| Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей.
| 1
| Урок обобщения и закрепления знаний
| Урок-исследование. Анализ документов «Государственная поддержка семьи»
| Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Кризис семьи.
| Овладение умениями получения и осмысления социальной информации; освоение учебного материала с помощью практической деятельности в характерных социальных ролях
|
|
|
|
17
| Современная демографическая ситуация в РФ. Семейная и демографическая политика в России.
Культура бытовых отношений.
| 1
1
| Комбинированный урок.
Урок изучения нового материала
| Анализ текста «Концепции демографического развития РФ на период до 2015г.»
Урок-практикум
| Государственная политика поддержки семьи
Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.
| Знать понятия: депопуляция, миграция, воспроизводство населения, национальные проекты.
Развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, представляемую в различных знаковых системах (текстах, схемах, таблицах, диаграммах)
|
| 03
|
|
Тема 5. Этнические и конфессиональные отношения. (3 часов).
|
18
| Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса
Межэтнические отношения. Межнациональное сотрудничество и конфликты
| 1
| Урок изучения
нового материала
Урок обобщение и закрепления знаний
| Урок-дискуссия. Решение
проблемных заданий
Лабораторная работа: анализ материалов СМИ. Участие в дебатах по проблеме темы.
| Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений
| Знать понятия: этнос, народность, традиции, менталитет. Развивать умения передавать содержание информации адекватно. Осознавать национальную идентичность.
Знать понятия: сепаратизм, ксенофобия.
Знать причины межнациональных конфликтов. Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства (в том числе от противного)
|
| 04
| 3
4
|
19
| Роль религии в жизни общества. Мировые религии
| 1
| Комбинированный урок
| Урок-практикум
| Религия как форма духовного единства. Мировые религии. религиозные конфессии. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения
| Знать понятия: мировые
религии, буддизм, христианство, ислам. Формировать умение осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями.
|
|
|
|
20
| Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Урок-исследование
| Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
Принцип свободы совести.
| Знать понятия: межконфессиональный диалог.
|
|
|
|
Раздел 2. Экономическое развитие современного общества (28часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21
| Политология как наука
| 1
| Урок изучения нового материала
| Урок-лекция
| Политология как наука. Место политологии среди других наук. Основные вехи развития политологии. Политическое прогнозирование
|
|
|
|
|
Тема 7. Политика и власть. (5 часов).
|
22
| Власть и политика. Типология властных отношений
Легитимация власти.
| 2
| Урок изучения нового материала
| Интерактив
| Власть и политика. Понятие общественной власти. Происхождение власти. Типология властных отношений. Легитимация власти.
| Знать понятия: политика, власть, легитимность, типы легитимности
|
|
|
|
23
| Политика как общественное явление.
| 1
| Комбинированный урок
| Урок-лекция
| Политика как общественное явление. Политика как искусство. Особенности политического регулирования общественных отношений.
|
|
|
|
|
24
| Политическая система, ее структура и функции. Понятие политической культуры.
| 2
| Урок изучения
нового материала
| Интерактив
| Политическая система, ее структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Политическая культура. Типология политических систем.
| Знать понятия:
политическая система, ее структура, политическая культура.
|
|
|
|
Тема 8. Государство в политической системе. (7 часов).
|
25
| Государство в политической системе. Основные направления политики государства.
| 1
| Урок обобщения и закрепления знаний
| Урок-лекция
| Государство в политической системе. Его признаки, функции. Формы правления, формы государственно-территориального устройства.
Основные направления политики государства
| Знать понятия: суверенитет, монархия, республика унитаризм, федерализм.
|
| 03-04
| 5
2
|
26
| Понятие бюрократии.
| 1
| Урок изучения
нового материала
| Лабораторная работа: изучение документов
| Понятие бюрократии. Традиции государственной службы в России. Современная государственная служба, ее задачи.
| Знать понятия: государство, бюрократия, государственная служба, основные направления политики государства. Развивать умения структурно-функционального анализа
|
|
|
|
27
| Политический режим. Типы политических режимов.
| 1
| Комбинированный урок
| Урок- практикум. Составить таблицу «Типы политических режимов»
| Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличие.
| Знать понятия:
политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Развивать умения самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
|
|
|
|
28
| Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии.
| 2
| Урок изучения
нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
| Интерактив
| Демократия, ее
основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии.
| Знать понятия: демократия, парламентаризм, плюрализм, непосредственная демократия, представительная демократия. Развивать умение работать с текстами различных стилей, понимать их специфику.
|
|
|
|
29
| Парламентаризм Делегирование властных полномочий. Развитие традиций парламентской демократии в России.
| 2
| Урок изучения
нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
| Урок- практикум.
| Делегирование властных полномочий. Парламентаризм.
Современный российский парламентаризм. Традиции парламентской демократии в России.
| Знать понятия: многопартийность, политическое и правовое равенство, защита прав меньшинств
|
|
|
|
Тема 9. Гражданское общество и его институты. (5 часов).
|
30
| Правовое государство. Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
| 1
| Комбинированный урок
| Урок- практикум, тестирование в форме ЕГЭ
| Сущность и признаки правового государства, основы гражданского общества. Гражданское общество, его отличительные признаки. Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти.
| Знать понятия: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление; социальное партнерство, группы интересов
|
| 04
| 6
3
|
31
| Политическая идеология
| 1
| Урок изучения
нового материала
| Интерактив
| Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.
| Знать понятия: идеология,
консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, фашизм, Развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по определенной теме из неадаптированных текстов
|
|
|
|
32
| Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
| 1
| Комбиниро
ванный урок
Урок обобщения и закрепления знаний
| Урок-исследование
| Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные системы.
| Знать понятия: политическая партия, классификация политических партий, программа, устав, сетевые структуры. Развивать умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта
|
|
|
|
33
| Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
| 1
| Урок изучения
нового мате-
риала
| Участие в ролевой игре «Выборы в демократическом обществе»
| Избирательная
система. Избирательная кампания.
Избирательные
технологии
| Знать понятия: мажоритарная, пропорциональная, смешанная система, избирательная кампания, избирательные технологии. Освоение механизма реализации политических прав гражданина
|
|
|
|
34
| Группы давления (лоббирование).
| 1
| Урок изучения нового материала
| Ролевая игра
| Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом давлении. Классификация групп давления. Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России.
|
|
|
|
|
35
| Место и роль СМИ в политическом процессе.
| 1
| Урок изучения нового материала
| ролевая игра
| Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры.
| Знать понятия: СМИ, достоверная информация, типы информации, политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение Развитие умений поиска нужной информации по заданной теме
|
|
|
|
|