Скачать 223.96 Kb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №25 Рассмотрена на ШМС протокол №1 от Председатель ШМС ______________________Бурцева СВ. Утверждена на педагогическом совете протокол №1 от Директор школы _____________________ Жиляева В.В. Рабочая программа театрального кружка «Литературная гостиная» Разработал: учитель технологии Капошко Е.Ю. 2012 год Пояснительная записка .. Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание. Г.Ревеш Современная педагогическая наука, смотрящая на : образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности. Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Школьный театр» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт. Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям. Программа «Школьный театр» помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле - инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию. Специфичность программы проявляется; • в возможности начать обучение с любого момента, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. • в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку; • в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы. • в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: 1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда. 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий. 3. Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми. 5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Цель будет достигнута при решении следующих задач: 1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии. 2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке. 3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности. 4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр- драматизаций, упражнений актерского тренинга. 5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства. Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью. Задачи:
находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков. Задачи;
Цель третьего года обучения: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки. Задачи:
деятельности;
сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой. По целевой направленности программа является:
По сложности программа является интегрированной. Организационные условия реализации программы Программа предназначена для детей и подростков 6-16 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года. В театральный кружок принимаются дети с 6 лет по интересу, без предъявления специальных требований. Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности. Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах. На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом. На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание. Учебно-тематический план Учебно-тематический план I года обучения.
Характеристика разделов.
воспитанника;
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр - драматизации. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
Учебно-тематический план Учебно-тематический план II года обучения.
Характеристика разделов.
воспитанника;
Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства к создание образа.
Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.
Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап - Ознакомительный Цели:
2 этап - Репетиционный Цели:
3 этап - Завершающий Цели:
4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров. Учебно-тематический план Учебно-тематический план III года обучения.
Характеристика разделов.
воспитанника;
Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.
Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюда. Этюд на беспредметное, действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционньгх недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над. стихотворением, басней.
Система упражнений включают в себя:
собственным телом
образа
1 этап - Ознакомительный Цели:
2 этап - Репетиционный Цели:
3 этап - Завершающий Цели:
4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
Летние задания, например:
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Ожидаемые результаты К концу первого года занятий ребёнок: Знает:
Имеет понятия:
Умеет:
Приобретает навыки:
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом. В конце второго года занятий ребенок Знает:
Умеет:
Имеет понятие:
Имеет навыки:
В конце третьего года обучения воспитанники должны знать:
должны:
контактов, свободного общения;
мышление;
постановки; Методические условия реализации программы Тины занятий:
Формы организации учебного занятия:
Программой предусматривается также
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения. Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том. чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер. Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков яз пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений. Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
Литература Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. -СПб.: Речь. 2006.- 125 с. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ ("Я вхожу в мир искусств"), 2008. - 144с. Буяльскин Б.А. Искусство выразительного чтения. 1VL: Просвещение, 1986. -176 с. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. — М.: ВАКО, 2007. -256 с. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. - 168 с. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная пресса..-2000.-96 с. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ("Репертуар для детских и юношеских театров"), 2008. - 160 с. Скрипник И.С. Театр теней. - М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2005. - 221 с. Танникова Ё.Б. Формирование речевого творчества дошкольников (обучение сочинению сказок). - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 96 с. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. - М.: ООО «Издательство АСТ». -2002. - 445с. |
Программа кружка «Литературная гостиная» Программа поможет учителю-словеснику расширить гуманитарное пространство лицея, позволит усилить культурологический аспект в преподавании... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литературная гостиная: «Давайте говорить друг другу комплименты».( по творчеству Окуджава) | ||
График проведения методического фестиваля мобу сош №33 в феврале 2012 года Литературная гостиная «А. К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. (Личность. Судьба. Творчество)» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литературная гостиная «Сохраним в своём сердце только хорошее». Встреча с семьёй литераторов Гончаровых | ||
Комитет театрального искусства общероссийской федерации искусств Программа курсов повышения квалификации в сфере театрального искусства включает в себя широкий спектр дисциплин театрального образования,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литературная гостиная «Красною кистью рябина зажглась», посвящённая 120-летию Марины Цветаевой-8-е-11кл, актовый зал на 7 уроке | ||
Уроки фантазии джанни родари Сказочная гостиная и литературная викторина, посвящённая 90-летию со дня рождения писателя Джанни Родари (23 октября) | Литературная гостиная для учащихся 10 -11 – Х классов Данный ресурс можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках проведения предметной недели, а также на уроке литературы в... | ||
Урок внеклассного чтения для 9 11 класса Учитель: Острикова Л. Н.... Обучение литературоведческому анализу художественного произведения; умению пользоваться историческими справками и газетно – телевизионной... | Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе... Развитие навыков аудирования. Now you are going to listen to a story about Professor Carter and his friends. In this story you will... | ||
Литературная гостиная «Красною кистью рябина зажглась…» (по творчеству... Встреча с поэтом. Поэтом, для творчества которого характерен романтический порыв, страстный протест против всего "нечеловеческого",... | Программа «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель:... Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Направленность модификационной программы театрального кружка «Колокольчик» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной,... | «Документирование театрального наследия» программа 27–29 ноября 2012 года Москва М о д е р а т о р – Дмитрий Викторович Родионов, доцент Российского университета театрального искусства гитис | ||
Конспект урока по литературе Поэты-декабристы (Литературная гостиная... Учитель. Это ответ Одоевского, который принадлежит к поэтам – декабристам. Кто они, поэты-декабристы, и о чем они пипсали? Послушаем... | Программа учебного предмета «история театрального искусства» дополнительной... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей |