Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор





Скачать 104.31 Kb.
НазваниеФгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор
Дата публикации27.09.2014
Размер104.31 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Культура > Решение
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»
Факультет культуры и искусств

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор-

проректор по учебной работе

_________________О.А. Сидоров

«____»_________________201 г.



ПРОГРАММА

педагогической практики

по специальности 050403.65 Культурология
Курс 5 семестр 9

Программа утверждена:

на заседании

Ученого совета ФКИ

протокол № ___ от «___»__________201 г.

на заседании кафедры

социально-культурных технологий

протокол № ___ от «___»__________201 г.

Заведующий кафедрой социально-культурных технологий ____________ /С.К. Свечников/

Йошкар-Ола 2012

Сведения о переутверждении программы практики


Учебный год

Решение кафедры (№ протокола, дата заседания кафедры, ФИО, подпись зав. кафедрой)

Автор изменения (ФИО, подпись)

Раздел(элемент) программы

Номер изменения, дополнения










































































1. Цели педагогической практики.

Целями педагогической практики являются:

1. Обеспечить связь между научно-теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт педагогической деятельности и определенные навыки научно-психологического и педагогического исследования.

2. Ознакомить студентов с содержанием школьных курсов мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл, помочь им в освоении научной методики их преподавания и в приобретении первоначальных навыков работы учителя, ознакомить студентов с внеклассной работой.

3. Способствовать освоению студентами частных методик преподавания разделов школьных курсов мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл.

4. Расширить практические представления студентов о приемах речевого воздействия, дать начальные навыки осуществления профессиональной коммуникации.
2. Задачи педагогической практики.

Задачами педагогической практики являются:

1. Ознакомить студентов с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы по мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл школы в целом и отдельного класса.

2. Выработать у студентов умение слушать, фиксировать и анализировать уроки учителей и студентов.

3. Сформировать у студентов умения, связанные с подготовкой и проведением уроков по мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл в разных классах.

4. Ознакомить студентов с содержанием и методикой проведения факультативных и внеклассных занятий в школе.

5. Выработать у студентов умение проверять и исправлять письменные работы учащихся, оценивать их.
3. Принципы организации педагогической практики.

3.1. Принцип вариативности

Предусматривает опору на индивидуальные запросы и потребности студентов, предоставление им свободы выбора типа учебного заведения, содержания и форм практики. наиболее адекватных их интересам и склонностям.

3.2. Принцип теоретического подхода

Предполагает развитие будущего педагога как субъекта профессиональной деятельности, владеющего средствами и методами профессионального самообразования и развития.

3.3. Принцип актуализирующего диалога

Предполагает организацию группового коммуникативного взаимодействия на основе анализа реальных педагогических ситуаций и решения педагогических проблем в режиме диалога.

3.4. Принцип системности и комплексности

Предусматривает осуществление межпредметных связей психолого-педагогических и специальных дисциплин, подготовку к проведению интегрированных учебных курсов в учебных заведениях.

3.5. Принцип сочетания базового компонента практики с изучением инновационного образовательного процесса.
4. Формы проведения педагогической практики.

Формами проведения педагогической практики являются пассивная и активная практика, в ходе которой студенты выступают в роли учителя мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл.
5. Место и время проведения педагогической практики.

Место проведения практики: средние общеобразовательные школы и средние специальные учебные заведения (ССУЗы).

Время проведения практики: 9 семестр.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики.

В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие практические компетенции:

- способность использовать в процессе профессиональной деятельности знания об истории и особенностях развития современной системы среднего образования;

- способность использовать в процессе профессиональной деятельности современные информационные компьютерные технологии;

- владение навыками организации проектных работ, управления коллективом;

- способность использовать в профессиональной исследовательской и педагогической деятельности категориальный аппарат новейших научных теорий, связанных с изучением культурных процессов и практик;

- владение методиками современных образовательных технологий и способность применять их в процессе преподавания культурологических дисциплин;

- способность использовать в профессиональной исследовательской и педагогической деятельности знание об основных институтах человеческой культуры;

- способность использовать в профессиональной исследовательской и педагогической деятельности знания, полученные в ходе изучения специализированных дисциплин.
7. Порядок проведения практики студентов.

За неделю до начала практики проводится установочная конференция, на которой студентов знакомят с целями и задачами проведения педагогической практики. Каждый студент получает комплекс индивидуальных заданий по педагогике, психологии, методике преподавания культурологических дисциплин. На установочной конференции происходит распределение студентов по местам прохождения практики и закрепление за курирующими их практику школьными учителями.

Через полторы-две недели после окончания практики проводится итоговая конференция по результатам педагогической практики, где слушаются отчеты студентов о прохождении практики.

Руководители практики назначаются на заседании кафедры в начале учебного года.

Права и обязанности руководителя:

> руководитель обязан подготовить индивидуальные задания каждому студенту по методике преподавания культурологических дисциплин;

> на протяжении всей практики осуществлять контроль работы студента на практике;

> оказывать студенту методическую помощь при подготовке уроков;

> давать оценку работы студента на практике на итоговой конференции;

> руководитель имеет право настаивать на снижении оценки за практику при халатном отношении студента к своим обязанностям или формальном написании отчета о прохождении практики;

> ставить вопрос о повторном прохождении студентом педагогической практики при ее неудовлетворительном выполнении.

Форма и вид отчетности студентов о прохождении практики по окончании педагогической практики студент обязан сдать письменный отчет прохождении практики, включив в него в качестве обязательных разделы по педагогике, психологии. На итоговой конференции каждый студент обязан выступить с устным отчетом, в котором следует дать краткую оценку проделанной работы во время практики, проанализировать причины неудач и огрехов в проведении уроков, оценить уровень своей подготовленности к педагогической деятельности и определить круг проблем, вызвавших затруднения, для консультирования с преподавателями кафедры.
8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на педагогической практике.

В ходе практики студенты используют навыки конспектирования, реферирования, анализа научной и методической литературы по предмету, сбора и обработки практического материала; проведения психолого-педагогический эксперимента; написания отчета.

В ходе практики используются также такие научно-производственные педагогические технологии, как разработка поурочных планов, различные педагогические технологии и методики проведения уроков мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл, развивающие педагогические технологии и т.п.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на педагогической практике.

В период практики студенты самостоятельно выполняют следующие виды работ:

1. Посещают все уроки в закрепленном за ними классе с целью знакомства с учащимися и их школьным бытом.

2. Посещают уроки по предмету, проводимые разными учителями и практикантами.

3. Преподают предмет в закрепленном классе. Количество пробных и зачетных уроков, проводимых студентом-практикантом, определяет вуз (факультет).

4. Проверяют письменные работы учеников по предмету.

5. Готовят и проводят одно внеклассное мероприятие по предмету.

6. Знакомятся с работой методического объединения учителей мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл в образовательном учреждении.

7. Могут под руководством методиста работать над избранной методической проблемой.

Для проведения практики вузом разрабатываются рекомендации по проведению аудиторной и внеклассной работы с учащимися, формы для заполнения отчетной документации по практике (план прохождения практики, анализ уроков руководителем практики, учителем-предметником и классным руководителем; отзывы учителя, классного руководителя, психолога, преподавателя кафедры педагогики; образцы поурочных планов и сценариев проведения внеклассных мероприятий по предмету и т.п.).

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам педагогической практики)

По итогам практики студент представляет групповому руководителю следующую отчетную документацию:

1. Отчет о прохождении педагогической практики.

2. Индивидуальный план-дневник.

3. Конспекты уроков по предмету.

4. Характеристики, написанные учителем-предметником и классным руководителем и заверенные директором образовательного учреждения.

Формы промежуточной аттестации: составление и защита отчета, участие в итоговой педагогической конференции в вузе, дифференцированный зачет. Время проведения аттестации – в течение недели после окончания практики.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практики.
Основная литература

  1. Андреева Л.В. В помощь молодому педагогу. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 1998.

  2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб: Питер, 2000. –С.560.

  3. Игумнова Г.В. Классный руководитель. – Йошкар-Ола, 2002.

  4. Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет. – М., 1997.

  5. Пешикова Л.В. Методика преподавания МХК в школе. М., 2002.

  6. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: метод. рекомендации для преподавателя мировой художественной культуры. М., 2001.

  7. Себар Т. Уроки мировой художественной культуры. М., 2000.

  8. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – Йошкар-Ола, 1998.

  9. Современный урок: Мировая художественная культура: Методические рекомендации в помощь учителю / Под ред. Л.М. Ванюшиной. СПб., 2009.

  10. Химик И.А. Как преподавать МХК. М., 1998.

  11. Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов-на-Дону, 2005.


Периодические издания:

  1. «Вопросы культурологии»

  2. «Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика».

  3. «Мир культуры»

  4. «Вопросы философии»

  5. «Философские науки»


Интернет-источники для работы с текстами на педагогической практике:

  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

  2. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

  3. Словарь культуры XX века» под ред. В.П. Руднева http://www. philosophv.ru/edu/ref/rudnev/

  4. Словарь «Культурология XX в.» под ред. С.Я. Левит http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html

  5. Энциклопедия культур «Deja vu» http://ec-deiavu.ru/main.html

  6. Культурология: теория, школы, история, практика http: //countries.ru/librarу/

  7. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru


Дополнительная литература

  1. Бетчер Т. О человеческом и вечном: Роль предмета «Мировая художественная культура» в современной школе // Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 2009. №24.

  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2004.

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного похода в образовании. М., 2004.

  4. Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М., 2001.

  5. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

  6. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, 1995.

  7. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методы их использования. М., 2001.

  8. Кондрашов В.А. Методика преподавания культурологии в вузе. Ростов-на-Дону, 2008.

  9. Локтева О. Язык искусства // Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 2006. № 12, 13, 15, 18, 21, 22; 2007. №. 1, 3, 5, 9, 11.

  10. Метод проектов: Научно-методический сборник. Минск, 2007.

  11. Методические материалы по предметам «Музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «Искусство». М., 2001.

  12. Мировая художественная культура в современной школе: Рекомендации. Размышления. Наблюдения. СПб., 2006.

  13. Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. О.Е. Наделяева. Волгоград, 2009.

  14. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М., 2007.

  15. Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения / авт-сост. Т.В. Хуртова. Волгоград, 2007.

  16. Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Мировая художественная культура: материалы для учителя МХК. М., 2001.

  17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2002.

  18. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М., 2007.

  19. Романовская M.Б. Метод проектов в учебном процессе. М., 2006.

  20. Савенкова Л. Формула творческого обучения // Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 2009. №1.

  21. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М., 2005.

  22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

  23. Селиванова Т. Информационные и коммуникационные технологии в хдожественном образовании // Искусство в школе. 2005. №2; 2005. №3.

  24. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1980.

  25. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. Донецк, 1998.


12. Материально-техническое обеспечение педагогической практики.

Для проведения уроков студенту-практиканту необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

– возможность выхода в сеть Интернет для поиска по языковым и образовательным сайтам и порталам;

– персональный компьютер;

– принтер;

– сканер;

– DVD-плеер;

– телевизор;

– аудиооборудование.
Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС по специальности 050403.65 – Культурология.
Автор:

Доцент С.К. Свечников
Рецензент:

к. ист. н. доцент Г.Н. Кадыкова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconФгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма
Меняется ли Ваша жизнь, если дорогу перебегает черная кошка? Верите ли Вы в удачу, если на экзамене попался билет под номером 13?...
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор icon«Московский государственный университет культуры и искусств» «утверждаю» Проректор по научной
Ключевые слова: модернизация, социальная модернизация, человеческий потенциал, социокультурные изменения, факторы модернизации
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю
Учебная дисциплина: б 17 актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconГоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма
Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Псков» 6
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет физической...
Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Первый проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк департамента Биологии от декабря 2011, протокол №
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconФгбоу впо «кемеровский государственный университет культуры и искусств»...
Анализ потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconОлимпиада по страноведению в декабре 2012 г факультет иностранных...
Автор-составитель: д э н., профессор, сертифицированный оценщик бизнеса А. Ф. Пацкалев
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор icon«Петербургский государственный университет путей сообщения» (пкжт...
«Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconРеспублики Марий Эл гбоу дпо (ПК) с «Марийский институт образования» Марийское краеведение
Место проведения: фгбоу впо «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, учебный корпус №1)
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconРоссийской Федерации Российский государственный университет нефти...
Основная задача дисциплины вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками работы с нормативными правовыми актами,...
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconГоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов
Научное направление возникло в 2003 году, развивалось благодаря научной работе преподавателей кафедры, работающих над диссертационными...
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет
Учитель, работающий с детьми-художниками, должен помнить: познавательные процессы у этого типа детей имеют свои особенности
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств утверждаю первый проректор iconМинистерство образования и науки российской федерации фбгоу впо «Марийский...
Наименование результата: монография «Лингводидактика поликультурного образования»


Школьные материалы



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск