Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУВПО «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств УТВЕРЖДАЮ Первый проректор- проректор по учебной работе _________________О.А. Сидоров «____»_________________201 г.
ПРОГРАММА
педагогической практики
по специальности 050403.65 Культурология Курс 5 семестр 9
Программа утверждена:
на заседании
Ученого совета ФКИ
протокол № ___ от «___»__________201 г.
на заседании кафедры
социально-культурных технологий
протокол № ___ от «___»__________201 г.
Заведующий кафедрой социально-культурных технологий ____________ /С.К. Свечников/
Йошкар-Ола 2012
Сведения о переутверждении программы практики
Учебный год
| Решение кафедры (№ протокола, дата заседания кафедры, ФИО, подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения (ФИО, подпись)
| Раздел(элемент) программы
| Номер изменения, дополнения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Цели педагогической практики.
Целями педагогической практики являются:
1. Обеспечить связь между научно-теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт педагогической деятельности и определенные навыки научно-психологического и педагогического исследования.
2. Ознакомить студентов с содержанием школьных курсов мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл, помочь им в освоении научной методики их преподавания и в приобретении первоначальных навыков работы учителя, ознакомить студентов с внеклассной работой.
3. Способствовать освоению студентами частных методик преподавания разделов школьных курсов мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл.
4. Расширить практические представления студентов о приемах речевого воздействия, дать начальные навыки осуществления профессиональной коммуникации. 2. Задачи педагогической практики.
Задачами педагогической практики являются:
1. Ознакомить студентов с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы по мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл школы в целом и отдельного класса.
2. Выработать у студентов умение слушать, фиксировать и анализировать уроки учителей и студентов.
3. Сформировать у студентов умения, связанные с подготовкой и проведением уроков по мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл в разных классах.
4. Ознакомить студентов с содержанием и методикой проведения факультативных и внеклассных занятий в школе.
5. Выработать у студентов умение проверять и исправлять письменные работы учащихся, оценивать их. 3. Принципы организации педагогической практики.
3.1. Принцип вариативности
Предусматривает опору на индивидуальные запросы и потребности студентов, предоставление им свободы выбора типа учебного заведения, содержания и форм практики. наиболее адекватных их интересам и склонностям.
3.2. Принцип теоретического подхода
Предполагает развитие будущего педагога как субъекта профессиональной деятельности, владеющего средствами и методами профессионального самообразования и развития.
3.3. Принцип актуализирующего диалога
Предполагает организацию группового коммуникативного взаимодействия на основе анализа реальных педагогических ситуаций и решения педагогических проблем в режиме диалога.
3.4. Принцип системности и комплексности
Предусматривает осуществление межпредметных связей психолого-педагогических и специальных дисциплин, подготовку к проведению интегрированных учебных курсов в учебных заведениях.
3.5. Принцип сочетания базового компонента практики с изучением инновационного образовательного процесса. 4. Формы проведения педагогической практики.
Формами проведения педагогической практики являются пассивная и активная практика, в ходе которой студенты выступают в роли учителя мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл. 5. Место и время проведения педагогической практики.
Место проведения практики: средние общеобразовательные школы и средние специальные учебные заведения (ССУЗы).
Время проведения практики: 9 семестр. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики.
В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие практические компетенции:
- способность использовать в процессе профессиональной деятельности знания об истории и особенностях развития современной системы среднего образования;
- способность использовать в процессе профессиональной деятельности современные информационные компьютерные технологии;
- владение навыками организации проектных работ, управления коллективом;
- способность использовать в профессиональной исследовательской и педагогической деятельности категориальный аппарат новейших научных теорий, связанных с изучением культурных процессов и практик;
- владение методиками современных образовательных технологий и способность применять их в процессе преподавания культурологических дисциплин;
- способность использовать в профессиональной исследовательской и педагогической деятельности знание об основных институтах человеческой культуры;
- способность использовать в профессиональной исследовательской и педагогической деятельности знания, полученные в ходе изучения специализированных дисциплин. 7. Порядок проведения практики студентов.
За неделю до начала практики проводится установочная конференция, на которой студентов знакомят с целями и задачами проведения педагогической практики. Каждый студент получает комплекс индивидуальных заданий по педагогике, психологии, методике преподавания культурологических дисциплин. На установочной конференции происходит распределение студентов по местам прохождения практики и закрепление за курирующими их практику школьными учителями.
Через полторы-две недели после окончания практики проводится итоговая конференция по результатам педагогической практики, где слушаются отчеты студентов о прохождении практики.
Руководители практики назначаются на заседании кафедры в начале учебного года.
Права и обязанности руководителя:
> руководитель обязан подготовить индивидуальные задания каждому студенту по методике преподавания культурологических дисциплин;
> на протяжении всей практики осуществлять контроль работы студента на практике;
> оказывать студенту методическую помощь при подготовке уроков;
> давать оценку работы студента на практике на итоговой конференции;
> руководитель имеет право настаивать на снижении оценки за практику при халатном отношении студента к своим обязанностям или формальном написании отчета о прохождении практики;
> ставить вопрос о повторном прохождении студентом педагогической практики при ее неудовлетворительном выполнении.
Форма и вид отчетности студентов о прохождении практики по окончании педагогической практики студент обязан сдать письменный отчет прохождении практики, включив в него в качестве обязательных разделы по педагогике, психологии. На итоговой конференции каждый студент обязан выступить с устным отчетом, в котором следует дать краткую оценку проделанной работы во время практики, проанализировать причины неудач и огрехов в проведении уроков, оценить уровень своей подготовленности к педагогической деятельности и определить круг проблем, вызвавших затруднения, для консультирования с преподавателями кафедры. 8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на педагогической практике.
В ходе практики студенты используют навыки конспектирования, реферирования, анализа научной и методической литературы по предмету, сбора и обработки практического материала; проведения психолого-педагогический эксперимента; написания отчета.
В ходе практики используются также такие научно-производственные педагогические технологии, как разработка поурочных планов, различные педагогические технологии и методики проведения уроков мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл, развивающие педагогические технологии и т.п. 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на педагогической практике.
В период практики студенты самостоятельно выполняют следующие виды работ:
1. Посещают все уроки в закрепленном за ними классе с целью знакомства с учащимися и их школьным бытом.
2. Посещают уроки по предмету, проводимые разными учителями и практикантами.
3. Преподают предмет в закрепленном классе. Количество пробных и зачетных уроков, проводимых студентом-практикантом, определяет вуз (факультет).
4. Проверяют письменные работы учеников по предмету.
5. Готовят и проводят одно внеклассное мероприятие по предмету.
6. Знакомятся с работой методического объединения учителей мировой художественной культуры и истории и культуры народов Марий Эл в образовательном учреждении.
7. Могут под руководством методиста работать над избранной методической проблемой.
Для проведения практики вузом разрабатываются рекомендации по проведению аудиторной и внеклассной работы с учащимися, формы для заполнения отчетной документации по практике (план прохождения практики, анализ уроков руководителем практики, учителем-предметником и классным руководителем; отзывы учителя, классного руководителя, психолога, преподавателя кафедры педагогики; образцы поурочных планов и сценариев проведения внеклассных мероприятий по предмету и т.п.).
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам педагогической практики)
По итогам практики студент представляет групповому руководителю следующую отчетную документацию:
1. Отчет о прохождении педагогической практики.
2. Индивидуальный план-дневник.
3. Конспекты уроков по предмету.
4. Характеристики, написанные учителем-предметником и классным руководителем и заверенные директором образовательного учреждения.
Формы промежуточной аттестации: составление и защита отчета, участие в итоговой педагогической конференции в вузе, дифференцированный зачет. Время проведения аттестации – в течение недели после окончания практики.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практики. Основная литература
Андреева Л.В. В помощь молодому педагогу. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 1998.
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб: Питер, 2000. –С.560.
Игумнова Г.В. Классный руководитель. – Йошкар-Ола, 2002.
Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет. – М., 1997.
Пешикова Л.В. Методика преподавания МХК в школе. М., 2002.
Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: метод. рекомендации для преподавателя мировой художественной культуры. М., 2001.
Себар Т. Уроки мировой художественной культуры. М., 2000.
Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – Йошкар-Ола, 1998.
Современный урок: Мировая художественная культура: Методические рекомендации в помощь учителю / Под ред. Л.М. Ванюшиной. СПб., 2009.
Химик И.А. Как преподавать МХК. М., 1998.
Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов-на-Дону, 2005.
Периодические издания:
«Вопросы культурологии»
«Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика».
«Мир культуры»
«Вопросы философии»
«Философские науки»
Интернет-источники для работы с текстами на педагогической практике:
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
Словарь культуры XX века» под ред. В.П. Руднева http://www. philosophv.ru/edu/ref/rudnev/
Словарь «Культурология XX в.» под ред. С.Я. Левит http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html
Энциклопедия культур «Deja vu» http://ec-deiavu.ru/main.html
Культурология: теория, школы, история, практика http: //countries.ru/librarу/
Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru
Дополнительная литература
Бетчер Т. О человеческом и вечном: Роль предмета «Мировая художественная культура» в современной школе // Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 2009. №24.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2004.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного похода в образовании. М., 2004.
Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М., 2001.
Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, 1995.
Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методы их использования. М., 2001.
Кондрашов В.А. Методика преподавания культурологии в вузе. Ростов-на-Дону, 2008.
Локтева О. Язык искусства // Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 2006. № 12, 13, 15, 18, 21, 22; 2007. №. 1, 3, 5, 9, 11.
Метод проектов: Научно-методический сборник. Минск, 2007.
Методические материалы по предметам «Музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «Искусство». М., 2001.
Мировая художественная культура в современной школе: Рекомендации. Размышления. Наблюдения. СПб., 2006.
Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. О.Е. Наделяева. Волгоград, 2009.
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М., 2007.
Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения / авт-сост. Т.В. Хуртова. Волгоград, 2007.
Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Мировая художественная культура: материалы для учителя МХК. М., 2001.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2002.
Поташник М.М. Требования к современному уроку. М., 2007.
Романовская M.Б. Метод проектов в учебном процессе. М., 2006.
Савенкова Л. Формула творческого обучения // Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 2009. №1.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М., 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Селиванова Т. Информационные и коммуникационные технологии в хдожественном образовании // Искусство в школе. 2005. №2; 2005. №3.
Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1980.
Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. Донецк, 1998.
12. Материально-техническое обеспечение педагогической практики.
Для проведения уроков студенту-практиканту необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
– возможность выхода в сеть Интернет для поиска по языковым и образовательным сайтам и порталам;
– персональный компьютер;
– принтер;
– сканер;
– DVD-плеер;
– телевизор;
– аудиооборудование. Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС по специальности 050403.65 – Культурология. Автор:
Доцент С.К. Свечников Рецензент:
к. ист. н. доцент Г.Н. Кадыкова |