Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна





Скачать 125.1 Kb.
НазваниеМежпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна
Дата публикации06.10.2014
Размер125.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Межпредметные связи в рамках преподавания

курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Винакова Лариса Алексеевна,

учитель русского языка и литературы, ОРКиСЭ

МОУ СОШ № 53г. Тверь

Своевременное введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательную программу позволило вернуть в школу воспитательную функцию, задачами которой стали:

- нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей,

- развитие их интереса к окружающему миру,

- формирование честных и достойных граждан, готовых к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства,

- укрепление взаимопонимания и оздоровление морально-нравственной атмосферы в обществе.

В этой связи особое значение приобретает то, что в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Неслучайно периодом введения курса ОРКиСЭ становится младший подростковый возраст (учащиеся IV классов) как один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребенка и семью не всегда позитивное воздействие. В это время происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, сложных форм мыслительной деятельности, абстрактного, теоретического мышления, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний. Возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно-значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества. И тогда уместно говорить о необходимости курса ОРКиСЭ как одного из способов формировании компетентной личности, способной мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно значимую проблему.

Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности.

Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.

Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

Межпредметные связи внутри курса ОРКСЭ

Основным способом формирования компетентной современной личности становится вовлечение школьника в диалог: ребёнок-родители, семья-школа, учитель-ученик, диалог культур. Слово «диалог» можно заменить понятием «межпредметные связи», которые позволяют показать школьнику «мир в целом».

Курс ОРКиСЭ представляет собою шесть взаимосвязанных модулей, общими для которых являются:

- культурологический характер;

- общая цель – воспитание духовно-нравственной личности;

- три базовые национальные ценности: Отечество, семья, культурные традиции;

- каждый ученик получает представления о содержании всех модулей курса;

- несколько уроков проводятся вместе (конференции, праздники);

- сквозные темы, понятия, герои.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении.
Межпредметные связи между курсом ОРКСЭ

и учебными дисциплинами

Курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между образованием и воспитанием школьника.

Грамотно построенный урок, верно подобранный материал станет дополнением к основным дисциплинам школьного курса и предварит собой появление новых предметов в момент адаптации после начальной школы к среднему звену, таких как литература, русский язык, история, география, музыка, изобразительное искусство, технология, информатика. Интеграция предполагает не механическое совмещение в рамках одного урока различных учебных предметов, но их системное объединение в содержательную общность нового качественного характера, когда каждая составляющая системы испытывает «силовое притяжение» смежных областей, что помогает увидеть ее по-новому, «отстраненно» и более концептуально. «Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов.

Формирование у школьника представлений о духовности, морали и милосердии идет с опорой на примеры из русской и мировой литературы.

Литературному творчеству ребята учатся постепенно: элементы занимательность, литературные разминки, игры: «Предметы историй Библии», «Имена», «Третий лишний», «Третий не лишний», «Энциклопедическая строка» и др. Интересны детям литературоведческие разминки: «Пантомима», «Перевертыши», вопросы-шутки. На уроке предлагаются детям задания эвристического характера: ролевые игры, конкурсы, ребусы, работа с поговорками. Вместе с детьми оформляем собственные поэтические произведения. Такие формы работы приучают нестандартно мыслить, формулировать вопросы, рассчитывают на собственные силы, воспринимая себя как творчески одаренных исследователей. Самовыражение ребенка в творческом создании произведений литературы – одна из ступеней в душевном подъеме личности по лестнице благочестия. Здесь ребенок выступает не только носителем православного воспитания в традициях Руси, но и созидателем духовно – нравственной культуры.

В современном мире умение читать рассматривается гораздо шире, чем овладение собственно техникой чтения. Напомним, что к основным типам чтения относят: ознакомительное, изучающее, выразительное, рефлексивное чтение. Педагогу важно сформировать у учащихся умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт, научить детей понимать основную мысль текста, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме, анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Учителю курса ОРКСЭ важно напомнить учащимся, что любой текст быть разбит на фрагменты, имеет подзаголовки. Не надо думать, что младшие подростки не нуждаются в напоминании элементов структуры текста. Итак, текст – это система. Что должны уметь вычленять учащиеся в процессе освоения нового курса?

  1. Ключевые понятия. Это понятия, раскрывающие основной смысл текста.

  2. Факты, описания явлений. Это может стать поводом для последующих размышлений и поиска информации.

  3. Идеи, законы, закономерности. Любой текст опирается на совокупность некоторых теоретических утверждений, изложенных в виде проблем, идей, формулировок законов или закономерностей. Учитель может предложить учащимся составить тезисы или построить логическую схему. Большую помощь учащимся может оказать так называемый кластер (от англ. Cluster   гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

  4. Выводы, сформулировать собственную систему выводов или дополнить имеющиеся собственными заключениями.

Освоение образцов литературы позволит:

- качественнее изучать произведения,

- исследовать их в культурном и историческом контексте,

-совершенствовать навыки работы с художественным словом.

Детям будет проще и комфортнее перейти к самоанализу и самооценке через обсуждение и интерпретацию.
Работа с текстом.

Работа с текстом идёт по направлению от ключевых понятий к выводам.

Связь с уроками русского языка строится по этапам:

- система работы с терминами и понятиями

- обогащение лексического запаса

- совершенствование навыков построения устной и письменной речи

- повышение грамотности

- оформление тетрадей на пример словарной работы, тезисов, афоризмов, высказываний великих людей.

Незаменимым подспорьем для учителя стал учебно-методический комплект «Святыни Тверской земли» в 3-х частя. Стоит отметить удачно подобранные тексты по тематике, по насыщенности историческими фактами, по уровню духовно-нравственного роста.

Межпредметные связи с историей

Совершенствование представлений учащихся о закономерностях развития общества, исторического процесса, становления гражданского самосознания школьника идет в момент интеграции уроков истории и уроков курса ОРКСЭ. Идет обогащение конкретными историческими реалиями и персоналиями, а исторический раздел «Окружающего мира» - представлениями о политическом и культурном развитии России под влиянием религиозных культур, как идет становление российской гражданственности на основе общечеловеческих ценностей. Большое количество материала на уроке истории требует самостоятельного прочтения и анализа, предлагается соотнести исторические факты с современными морально-нравственными поступками. И тогда интересен вывод ученика, обладающего знаниями о морали, совести, законах нравственности.

Одним из видов диалога с уроками истории, краеведения, обществознания становятся экскурсии по местам боевой славы, посещение старинных Тверских городов, проведение торжественных линеек и спектаклей на историческую тему.

Обязательно на уроках истории после изученного материала даются терминологические диктанты, оформляются контурные карты.

Очень интересны школьникам уроки-диспуты, где каждый может высказать свою точку зрения по изученному материалу, что помогает развить аналитические способности, навыки устной речи, умения отвечать на вопросы.
Межпредметные связи с уроками информатики

В современном мире, где процесс развития общества движется с неумолимой скоростью уже с начальной школы дети умеют пользоваться ИКТ (информационно-коммуникативными технологиями). Для получения информации важно не обрекать школьника на постоянное общение с компьютером, а ставить конкретную задачу, чтобы общение с компьютером шло под присмотром взрослого и с целью нахождения или оформления информации. Информация для курса ОРКСЭ – это создание своих презентаций на основе собственных наблюдений, путешествий и поездок с семьей, летних впечатлений, к урокам по теме «Россия – наша родина», «Добро и зло», «Христианская семья». Презентации или видеоролики готовят ребята и на уроки «Подведение итогов» как отчет о проделанной работе.

Межпредметные связи курса ОРКСЭ

и дисциплин художественно-эстетического цикла
В рамках этой работы происходит знакомство учащихся с произведениями искусства (живопись, музыка, технология, декоративно-прикладное искусство, архитектура). В процессе знакомства с великими произведениями идет процесс осознания ребенком общекультурного, общечеловеческого значения произведений, развитие бережного и ответственного отношения к памятникам культуры.

Каждый урок технологии в начальных классах дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости, уроком, на котором открываются секреты мастерства, побуждая детей к творческому самовыражению. Фантазия воплощается в изделиях из природных материалов, пластилина, бумаги, соленого теста. Работы ребят по декоративно - прикладному творчеству постоянно являются украшением выставок, дают радость душе, так как наследие духовной культуры проходит через понимание ребенком собственной души, поступков.

Для уроков курса ОРКСЭ тщательно отбирается музыкальный материал. Музыка – пища для души. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Музыка может активно воздействовать на: выстраивания ритма всего урока или части; создание определенного настроения (работа с эмоциональным фоном); подготовку к восприятию определенного рода учебного материала; оформление музыкой стихотворной информации и т.д.

Личностные переживания души рождает фоновая музыка (сопроводительная). Иллюстративная музыка на уроке православной культуры помогает творческому созданию образа. Её на уроке уместно использовать при показе тематических слайдов; в ходе просмотра кинозарисовок; во время беседы на любую тему.

Прослушивая церковные песнопения, дети учатся различать интонацию, характер музыки. При этом в непринужденной форме приобщается душа маленького человека к духовной музыкальной культуре Руси.

Одним из самых сильных приемов обучения и воспитания – использование силы изобразительного искусства. Способность ребенка мыслить образами помогает подключить к процессу познания и воспитания духовные качества на основе образов красоты. Объекты прекрасного созерцания для глаз ребята находят в подборах картин великих художников. Через любование этими шедеврами дети начинают воспринимать истинную красоту Божьего мира, отраженную в предметах живописи. Восприятие мира Творца выливается в образы. Вместе с ребятами на каждом уроке рисуем то, что они услышали, поняли.

Развитие творческих художественных способностей, воображения идет в процессе выполнения творческого рисунка, который выполняется в соответствии с темой изучаемого материала. Рисование – любимое домашнее задание. Дети составляют «кинематографические ленты», иллюстрации к учебнику, к историям из Библии. С увлечением дети приступают к коллективному общему панно, изготовленного в различных техниках по темам: «Красота Божьего мира», « Широкая Масленица» и др.
Технологии театральной педагогики.

Театральное действие обладает необъяснимой силой, помогающей «выпрямить» человека: увлечь, повлиять на него, преобразить. Здесь сплетаются воедино и музыка, и изобразительное искусство, и история, и литература, и ораторское мастерство.

Урок учителя-гуманитария, лишенного артистических и режиссерских способностей, тянется мучительно долго для ребят. Ни о каком «последействии» урока, где бы ученики продолжали размышлять над жизненно важными вопросами, затронутыми учителем, – говорить не приходится. Урок же творчески работающего учителя воспринимается как интересный спектакль, где главная роль отводится ученику! Известно, что педагогическое искусство сродни театральному. Именно поэтому педагогу важно знать принципы театрального действия, его законы, так как современный урок культурологического направления – это своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится процесс коллективного творчества.

Учитель предмета ОРКСЭ должен быть творцом! Его творчество должно выражаться не только в живых человеческих движениях, в живой человеческой речи, но и в его живом общении с детьми, в живом обсуждении нравственных вопросов, затронутых на уроке! А в идеале – это выход на театрализованные спектакли, посвященные православным праздникам, государственным праздникам, таким как День Защитника Отечества, День Согласия и Примирения, День Победы, Международный женский день, Новый год.

Стремясь показать свои знания, проверить свою эрудицию, школьники с удовольствием участвуют в олимпиадах, которые проводит кафедра теологии ТвГУ.

Кабинет духовно-нравственной культуры

Не каждая школа может сегодня гордиться тем, что в её стенах есть уютный уголок, где жизнь течёт размеренно и спокойно, где каждая деталь настраивает на умиротворение и благодать. В кабинете духовно-нравственной культуры всё сделано с любовью и добром: выставочные стеллажи, тематические стенды, шкаф с куполами, устремленными в небо, макет храма, райское дерево. Обязательным условием стали выставки работ учеников, чтобы сохранить и укрепить в них веру в себя, свои силы.

Сохраним нашу историю,

нашу культуру,

нашу нравственность

и возродим былую

духовную мощь нашей

Великой России!

Уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики» не ограничиваются 45 минутами ,не заканчиваются со звонком на перемену…Эти уроки – сама жизнь с её ежедневными межпредметными связями!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconПрограмма «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской...
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconКогда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее орксэ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconПроект декабрь 2012 г. Концепция комплексного учебного курса «Основы...
Пр-2009 вп-п44-4632) о введении преподавания новых учебных предметов по религиозным культурам и светской этике и Распоряжение Председателя...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconПрограмма по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса
Пояснительная записка к рабочей программе курса «основы религиозных культур и светской этики», 4 класс составлена на основе следующих...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconКалендарно-тематическое планирование уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Планирование составлено на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»...
Межпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Винакова Лариса Алексеевна iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск