Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла





Скачать 49.18 Kb.
НазваниеФормирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла
Дата публикации09.10.2014
Размер49.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок


Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно - эстетического цикла

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры.

На рубеже тысячелетий в России произошли изменения в гражданских и политических ориентирах, но сохранившиеся духовно-нравственные ценности воплощены в великих произведениях разных эпох.

В современных условиях становится актуальным воспитание гармонично развитой личности.

Знания человека не ограничиваются одной сферой деятельности, главным качеством является способность поддержать любую беседу, быть разносторонне развитым, постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира.

Педагоги эстетических дисциплин (музыка, искусство и т.д.) призваны формировать, развивать и воспитывать эмоциональную выразительность ребёнка, его эмоциональную отзывчивость,- т.е. способность понимать язык искусства, язык интонаций (речевых, природных и искусственных - музыкальных), язык линий и цвета, композиции светотеней; театральный язык сказок, метафор и мифов.

Нет ни одного современного музыкально-методического программы, которая бы не отмечало значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости ребёнка, его культуры чувств. Сегодня в свете освоения ФГОС второго поколения это провозглашается важнейшей задачей личностно - ориентированного эстетического воспитания.

Формирование, развитие чувственно-эмоционального опыта является важнейшей целью музыкальных видов деятельности на уроках музыки и искусства: слушанье, исполнение, сочинение, создание художественных композиций.

Чувственно-эмоциональная культура – это способность учащегося понимать систему разных ценностно-смысловых переживаний, она обеспечивает возможность сопереживания, сочувствия и формирование умения управления своими эмоциями и поведением на уроке.

Иными словами, чувственно - эмоциональная культура помогает учащимся своевременно «считывать», узнавать и понимать поток эмоциональной информации как о собственных переживаниях от знакомства с музыкальным или живописным произведением, так и о потребностях и состоянии других ребят при знакомстве с произведением искусства.

Эстетические предметы в общеобразовательной школе необходимы для развития и обогащения чувственной, сенсорной сферы учащихся. Они (музыка, искусство) сродни изучения точных наук, как средство развития рационального мышления, умственных способностей. Л.С. Выгодский считал, « что воздействие искусства на социально обусловленные чувства человека можно сопоставить с воздействием научно- технического прогресса на умственно - рациональное развитие человека»

Музыка в силу своей абстрактности сравнима с математикой, так как усвоение музыкально - чувственного материала требует определенной подготовки учащихся на наглядно-действенном и наглядно - образном уровне восприятия музыкального материала. Очень важно понимать, что у каждого ребёнка своя система восприятия невербальной информации, что характерно различными сочетаниями каналов восприятия: визуального, аудиального и т.д. Для педагогической практики это имеет огромное значение при выстраивания уроков эстетического цикла.

Из опыта работы с учащимися можно сделать вывод: что музыкальностью принято считать эмоциональную отзывчивость ребёнка на музыкальное произведение. Под эмоциональной отзывчивостью мы понимаем способность учащегося переживать музыкальное содержание или ценностно-смысловое осознание произведения изобразительного искусства. Эмоциональное состояние учащегося при знакомстве с произведением искусства можно представить следующим образом: таб.1
Направленность переживаний и активность можно представить следующим образом: позитивные и негативные эмоции

Таб.2

Таб.3

Используя слова – синонимы можно предложить учащимся различные варианты нюансов и оттенков переживания:
Таб.4

Таб.5

Примерная характеристика эмоций: таб.

Поэтому уроки музыкально-эстетического цикла строятся на следующих принципах.

Необходимо учитывать важнейшую возрастную особенность учащихся 1-3 классов:

I .высокую чувствительность (сезетивность)к воздействию невербального характера(музыка ,живопись ,танец и т.д.). Здесь важно, НЕ ЧЕМУ ОБУЧАТЬ, а ЧТО РАЗВИВАТЬ у учащихся. И главным становится развития у ребёнка ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ на произведение искусства.

Эстетические виды деятельности на уроках художественно-эстетического цикла должны соответствовать особенностям развития органов чувств у детей 6-10.лет. Только в этом случае возможна реализация развивающих функций искусства и накопления опыта ОСМЫСЛЕНИЯ и САМОВЫРАЖЕНИЯ личности учащихся в освоении:

1.Визуальной информации цвето-светолинейных композиций

( изобразительная деятельность)

2.Интонационой и аудиальной информации ( музыкальная деятельность)

3.Танцевальная деятельность.

II. Исходя из особенности возрастной психологии учащихся школы 1 ступени , можно сказать что процесс восприятия и самовыражения у детей всегда системно-образны, и уроки художестевенно-эстетического блока должны проходить в едином тематическом и временном пространстве. Только в этом случае возможно «включить» все каналы восприятия и самовыражения учащегося без ущерба его познавательных и психологических возможностей.

Связующей нитью для совместной деятельности (ученик- учитель, ученик-ученик)на уроках художественно-эстетического цикла станет расширение спектра чувственно-эмоционального опыта:
Уроки художественно-эстетического блока ставят своей задачей максимально расширить чувственно-эмоциональные границы самовыражения учащихся. Учащийся сам волен выбрать тот вид деятельности , который поможет выявить его индивидуальные способности( рисунок, пение или танец)

Огромное значение имеет игровая форма деятельности учащихся, что помогает самовыражению, а от педагога требуются навыки арт- педагогической деятельности.

Знание психоэмоциональной особенности ребёнка (гиперактивность или чрезмерная чувствительность, плаксивость или инертность и т.п.) продуктивно проводить уроки в соответствии с индивидуальными способностями и качествами учащихся.

Таким образом, уроки эстетического цикла в школе 1 ступени обеспечивают психоэмоциональное развитие ребёнка, накопление опыта эмоциональной отзывчивости на произведение искусства, нравственно-эмоциональное развитие.

Список литературы:

1.Абдулин,Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б,Абдулин ,Е.В. Николаева .-М.: академия, 2009.

2. Алеев,В.В. Музыкальный словарь учителя/ В.В. Алеев. Т.И. Науменко.-СПб., 1995.-С.52

3.Арановская И.В. Эстетическое развитие и его роль в современном музыкально –педагогическом образовании(Методологические основы ): монография/И.В. Арановская. - Волгоград: Перемена.2010-257с.

4Гостдинер, А.Л.К проблеме многосторонних музыкальных способностей /А.Л. Госдинер// Вопросы психологии.-1991.-№4.-82-86 с

5. Теория и методика музыкального образования детей: научно методическое пособие /Л.В. Школяр, М.С. Красильникова ,Е.Д. Критская и др).-М.: Флинта: Наука , 2010



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconАнализ работы методического объединения учителей Художественно-эстетического...
Научно-методическая тема объединения — «Создание развивающей среды для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся...
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconПлан работы на 2012-2013 учебный год. Проблема: низкая творческая...
Тема: Творческая и профессиональная активность педагогов как одно из условий качественного преподавания предметов художественно-эстетического...
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник»
Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях...
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconПрограмма художественно – эстетического воспитания обучающихся Паспорт программы
Программа художественно-эстетического воспитания построена в соответствии с потребностями и интересами детей и подростков, так как...
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прежде всего, урок изобразительного искусства должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания, потому что нравственно-эстетический...
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconМоу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла icon1 слайд. Формирование профессиональной компетентности педагогов посредством музейной педагогики
Родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Главной целью педагогической системы является создание условий для всестороннего...
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconВоспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного...
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы...
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconКурс: 1 Семестр: 2 Количество часов: 64 Цель дисциплины
Основная цель курса — формирование эстетического сознания личности, освоение способов философского осмысления явлений культуры как...
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconВоспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного...
Методические пособия 1 и 2, выданные на семинаре в мае 2011 г. (Правила международных соревнований по прыжкам на лыжах и лыжному...
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconПояснительная записка Цель курса: социокультурное развитие школьников,...
Курс несет культурообразующую функцию, обеспечивающую развитие культуры средствами образования
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconРабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconГ. Томск ул. Бирюкова, 22, т. 67-88-78, факс: 67-88-78
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №58 Г. Томска
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconТема: «Формирование ключевых компетенций у учеников на уроках русского...
Цель работы мо: повышение качества образования, качества обучения по русскому языку и литературе
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconИтоговый тест по математике за 5 класс
...
Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно эстетического цикла iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема кафедры: формирование и развитие духовно-нравственной культуры учащихся гимназии через предметы музыкально-эстетического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск