Формирование нравственно-эстетической культуры на уроках художественно - эстетического цикла
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры.
На рубеже тысячелетий в России произошли изменения в гражданских и политических ориентирах, но сохранившиеся духовно-нравственные ценности воплощены в великих произведениях разных эпох.
В современных условиях становится актуальным воспитание гармонично развитой личности.
Знания человека не ограничиваются одной сферой деятельности, главным качеством является способность поддержать любую беседу, быть разносторонне развитым, постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира.
Педагоги эстетических дисциплин (музыка, искусство и т.д.) призваны формировать, развивать и воспитывать эмоциональную выразительность ребёнка, его эмоциональную отзывчивость,- т.е. способность понимать язык искусства, язык интонаций (речевых, природных и искусственных - музыкальных), язык линий и цвета, композиции светотеней; театральный язык сказок, метафор и мифов.
Нет ни одного современного музыкально-методического программы, которая бы не отмечало значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости ребёнка, его культуры чувств. Сегодня в свете освоения ФГОС второго поколения это провозглашается важнейшей задачей личностно - ориентированного эстетического воспитания.
Формирование, развитие чувственно-эмоционального опыта является важнейшей целью музыкальных видов деятельности на уроках музыки и искусства: слушанье, исполнение, сочинение, создание художественных композиций.
Чувственно-эмоциональная культура – это способность учащегося понимать систему разных ценностно-смысловых переживаний, она обеспечивает возможность сопереживания, сочувствия и формирование умения управления своими эмоциями и поведением на уроке.
Иными словами, чувственно - эмоциональная культура помогает учащимся своевременно «считывать», узнавать и понимать поток эмоциональной информации как о собственных переживаниях от знакомства с музыкальным или живописным произведением, так и о потребностях и состоянии других ребят при знакомстве с произведением искусства.
Эстетические предметы в общеобразовательной школе необходимы для развития и обогащения чувственной, сенсорной сферы учащихся. Они (музыка, искусство) сродни изучения точных наук, как средство развития рационального мышления, умственных способностей. Л.С. Выгодский считал, « что воздействие искусства на социально обусловленные чувства человека можно сопоставить с воздействием научно- технического прогресса на умственно - рациональное развитие человека»
Музыка в силу своей абстрактности сравнима с математикой, так как усвоение музыкально - чувственного материала требует определенной подготовки учащихся на наглядно-действенном и наглядно - образном уровне восприятия музыкального материала. Очень важно понимать, что у каждого ребёнка своя система восприятия невербальной информации, что характерно различными сочетаниями каналов восприятия: визуального, аудиального и т.д. Для педагогической практики это имеет огромное значение при выстраивания уроков эстетического цикла.
Из опыта работы с учащимися можно сделать вывод: что музыкальностью принято считать эмоциональную отзывчивость ребёнка на музыкальное произведение. Под эмоциональной отзывчивостью мы понимаем способность учащегося переживать музыкальное содержание или ценностно-смысловое осознание произведения изобразительного искусства. Эмоциональное состояние учащегося при знакомстве с произведением искусства можно представить следующим образом: таб.1 Направленность переживаний и активность можно представить следующим образом: позитивные и негативные эмоции
Таб.2
Таб.3
Используя слова – синонимы можно предложить учащимся различные варианты нюансов и оттенков переживания: Таб.4
Таб.5
Примерная характеристика эмоций: таб.
Поэтому уроки музыкально-эстетического цикла строятся на следующих принципах.
Необходимо учитывать важнейшую возрастную особенность учащихся 1-3 классов:
I .высокую чувствительность (сезетивность)к воздействию невербального характера(музыка ,живопись ,танец и т.д.). Здесь важно, НЕ ЧЕМУ ОБУЧАТЬ, а ЧТО РАЗВИВАТЬ у учащихся. И главным становится развития у ребёнка ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ на произведение искусства.
Эстетические виды деятельности на уроках художественно-эстетического цикла должны соответствовать особенностям развития органов чувств у детей 6-10.лет. Только в этом случае возможна реализация развивающих функций искусства и накопления опыта ОСМЫСЛЕНИЯ и САМОВЫРАЖЕНИЯ личности учащихся в освоении:
1.Визуальной информации цвето-светолинейных композиций
( изобразительная деятельность)
2.Интонационой и аудиальной информации ( музыкальная деятельность)
3.Танцевальная деятельность.
II. Исходя из особенности возрастной психологии учащихся школы 1 ступени , можно сказать что процесс восприятия и самовыражения у детей всегда системно-образны, и уроки художестевенно-эстетического блока должны проходить в едином тематическом и временном пространстве. Только в этом случае возможно «включить» все каналы восприятия и самовыражения учащегося без ущерба его познавательных и психологических возможностей.
Связующей нитью для совместной деятельности (ученик- учитель, ученик-ученик)на уроках художественно-эстетического цикла станет расширение спектра чувственно-эмоционального опыта: Уроки художественно-эстетического блока ставят своей задачей максимально расширить чувственно-эмоциональные границы самовыражения учащихся. Учащийся сам волен выбрать тот вид деятельности , который поможет выявить его индивидуальные способности( рисунок, пение или танец)
Огромное значение имеет игровая форма деятельности учащихся, что помогает самовыражению, а от педагога требуются навыки арт- педагогической деятельности.
Знание психоэмоциональной особенности ребёнка (гиперактивность или чрезмерная чувствительность, плаксивость или инертность и т.п.) продуктивно проводить уроки в соответствии с индивидуальными способностями и качествами учащихся.
Таким образом, уроки эстетического цикла в школе 1 ступени обеспечивают психоэмоциональное развитие ребёнка, накопление опыта эмоциональной отзывчивости на произведение искусства, нравственно-эмоциональное развитие.
Список литературы:
1.Абдулин,Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б,Абдулин ,Е.В. Николаева .-М.: академия, 2009.
2. Алеев,В.В. Музыкальный словарь учителя/ В.В. Алеев. Т.И. Науменко.-СПб., 1995.-С.52
3.Арановская И.В. Эстетическое развитие и его роль в современном музыкально –педагогическом образовании(Методологические основы ): монография/И.В. Арановская. - Волгоград: Перемена.2010-257с.
4Гостдинер, А.Л.К проблеме многосторонних музыкальных способностей /А.Л. Госдинер// Вопросы психологии.-1991.-№4.-82-86 с
5. Теория и методика музыкального образования детей: научно методическое пособие /Л.В. Школяр, М.С. Красильникова ,Е.Д. Критская и др).-М.: Флинта: Наука , 2010
|