Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов)





НазваниеМетодическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов)
Дата публикации09.10.2014
Размер97.4 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Культура > Методическая разработка
м

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

пос. им. Морозова»

Методическая разработка

урока черчения:

«Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности».
Модуль: «Эскиз и технический рисунок».

(для учащихся 8 классов).
Учитель технологии: Герцена С.А.

категория - высшая

2013 год

Пояснительная записка.
«Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность».

Б. Шоу

В настоящее время графические умения учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность и внимание.

Большой объем графических умений формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как, «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения», «Художественная обработка материалов», «Строительные ремонтно-отделочные работы», « Графика», «Техническое творчество». На уроках у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий.

На уроках черчения происходит формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.

Процесс и результат творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств ребёнка.

При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла. Развитие самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Актуальность технического рисунка во внеурочной деятельности.

Графические средства изображения информации широко используются во всех сферах жизни. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения.

Именно эти качества графических изображений обуславливают их расширенное использование.

Начиная с 12 лет, у детей наиболее интенсивно развивается интеллект, формально-логическое мышление, которое становится ведущим и к этому времени подростки психологически «вырастают» из предмета ИЗО. А в ИЗО-деятельности даже при лояльном отношении учителя чаще всего успех приходит к детям, наделенным природными способностями.

Поэтому именно в 8 классе учащиеся перестают любить уроки рисования и с большим уважением относятся к урокам черчения, где, помимо графических навыков, требуется логическое и образное мышление, а также решение творческих задач.

Опираясь на знания классического рисунка (форма, объем, перспектива), легко перевести учащихся на плоскость технического рисования и сформировать графическую культуру школьника, под которой принято понимать совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах изображения и прочтения информации, ее сохранении, передаче, преобразовании и использовании в науке, производстве, архитектуре и других сферах жизни общества.

Ни в одной из представленных программ технический рисунок не рассматривается как самостоятельный вид изображения предмета. Обычно в этих программах на овладение навыками технического рисунка отводится от 3 до 6 часов, что не позволяет оценить практической значимости этого вида изобразительной деятельности. На мой взгляд, технический рисунок дает широкие возможности для выражения творческой мысли на бумаге для любого человека, даже не обладающего особыми природными способностями.

Во-первых, технический рисунок, если им заниматься в системе, развивает глазомер, тренирует руку, развивает логическое и образное мышление.

Во-вторых, технический рисунок выполняется по определенному алгоритму, овладев которым каждый сможет выразить свою идею на бумаге.

В-третьих, технический рисунок учит читать геометрическую форму предмета, что облегчает изображение и прочтение формы любого предмета окружающего мира.

В-четвертых, технический рисунок – это этап поиска самостоятельной идеи, воплощение мысли, которую можно трансформировать, развивать, изменять при помощи графического языка. А значит, это общедоступный способ самовыражения и самореализации личности.

В отличие от чертежа, который требует соблюдения четких правил, технический рисунок допускает некоторые вольности (рисование от руки без инструментов, передача объема с помощью шатировки и шраффировки), которые придают ему живость и приближают к предмету ИЗО, поэтому от одного вида деятельности можно легко перейти к другому.

Так, некоторые темы уроков имеют продолжение во внеурочной форме обучения по предмету черчение в 8-х классах:
Тема урока: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности», 8 класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Закрепить и расширить знания по теме «Технический рисунок».
Задачи урока:

  1. Учебные:

Закрепление понятий по теме технический рисунок;

Закрепление умений по вычерчиванию технического рисунка.

2. Развивающие:

Продолжить развитие воображения, зрительную память, глазомер;

Продолжить развитие умений чертить без чертёжных инструментов и наносить растушевку;

Развитие практических навыков черчения и навыков самостоятельной работы.

3. Воспитывающие:

Воспитание коммуникативной культуры, патриотизма, эстетического вкуса.

Воспитание культуры труда.

Развитие активной жизненной позиции.

Краткий план урока.

п./п.


Ход урока



Работа учителя


Работа учащихся


Время

1.

Организационный момент. Объявление темы урока

Объявление темы урока


Подготовка к уроку на местах


2 мин.

2.

Вводная часть.

Объяснение цели и задач урока

Постановка цели, определение проблемы урока


Выбор путей и средств достижения цели


8 мин.

3.

Анализ формы деталей памятников по изображениям

Составление алгоритма анализа формы деталей по изображениям


Коллективная (устная) работа учащихся:

  • Составление алгоритма работы;





5 мин.

4.

Закрепление материала

Инструктаж


Самостоятельная работа учащихся по выполнению рисунков памятников


25 мин

5.

Подведение итогов урока


Рефлексия.

Оценка выполнения поставленных задач


Подведение итогов работы.

Выводы.

Домашнее задание

5 мин.

Оборудование:

для учителя: наглядные изображения памятников;

для учащихся: лист А4, карандаш, линейка, циркуль, ватные диски для растушевки.

Оснащение урока:

Классная доска:

- На центральной части доски: дата и тема урока; наглядные изображения памятников.

Рабочие столы учащихся:

- Дневник, листы А4;

- Чертежные инструменты, ватные диски для растушевки.

Ход урока.


  1. Организационная часть-2 мин.

Сегодня урок посвящен теме: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности».

Вопрос: «Скажите, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?»

Ответы уч-ся:


  1. Вводная часть-8 мин.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы откроем панораму наших знаний и умений.

Что такое панорама? Панорама – вид, открывающийся с высоты, с открытого места. Больших размеров картина с объёмными предметами на переднем плане.

Сведения об окружающих нас предметах можно передать различными средствами: описанием, фотографией, чертежом, тех.рисунком, рисунком и т. п.

Вопрос: «А какой рисунок мы с вами выполняли на уроке черчения?»

Ответы уч-ся: тех.рисунок

Ответь те на вопрос: «Что называется тех.рисунком?

Ответы уч-ся:

Сходства тех.рисунка и рисунка:

Тех. рисунок-это объёмное изображение, выполненное по правилам аксонометрии от руки на глаз без применения чертежных инструментов.

Тех.рисунок вычерчивается на проекционных осях и светотень наносится в виде штриховки.

Технические рисунки, применяемые в конструкторской практике, используют для того, чтобы более быстро выразить свою мысль в наглядной форме. … Применение технического рисунка позволяет закрепить техническую идею или предложение.


В понимании самого рисунка мы представляем некое изображение. В наше время, фактически, рисунок — это любое изображение, которое выполнено от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна.

Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом, либо с более или менее органическим использованием разных цветов. Чтобы добиться глубины изображения можно применить растушевку.


Основу формы многих предметов в окружающей нас жизни, в том числе и исторических памятников, составляют простые геометрические тела, которые легко различаются по характерным признакам – это параллелепипеды, призмы, пирамиды, конусы, цилиндры, шары.

Показ фото памятников и нарисованных проекций, в результате чего учитель задаёт вопрос: «Какие геометрические тела входят в состав памятников?

Учащиеся по желанию отвечают.

Чтобы выполнить рисунок памятника, необходимо мысленно разделить на составляющие его геометрические тела.

Мысленное расчленение форм предметов на составляющие их геометрические тела называют анализом их геометрической формы.

Кроме этого, мы с вами ещё нанесём и растушевку на рисунке.

Свет в создании рисунка является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства.

Мы выполним рисунки техникой полутень — место перехода от света к тени при помощи растушевки.

Как вы уже заметили, слово памятник тесно связан со словом память. Памятники, которые находятся на территории нашего посёлка – в них увековечена память наших земляков, которые в годы войны защищали наш посёлок от немецких захватчиков.

Чтобы, вспомнить о наших ветеранах мы создадим Вахту памяти из рисунков. Лучшие работы будут размещены на стенде в рекреации школы.
Устная работа учащихся-5 мин.

Анализ формы деталей по изображениям.

Составление алгоритма работы с определением на чертёжных листах местоположения изображения.
Далее учитель предлагает вопросы к представленным изображениям:

- Из каких геометрических тел состоят памятники?

- Какие тела ближе всех к наблюдателю, как вы определили?

- Какое тело выше всех, как вы определили и т.п.

- Как вы думаете, почему на проекции есть пунктирная линия?

Ответы уч-ся:

  1. Самостоятельная работа уч-ся-25 мин.

Выполнение уч-ся рисунка памятника на листах формата А4 по представлению или восприятию (по имеющимся изображениям).

Обход учителем рабочих мест, выявления ошибок при выполнении рисунка, и их устранение. Необходимость правильной посадки.

Физкультминутка:


  1. Окончание урока, подведение итогов урока, домашнее задание-5 мин.

Подводится итог работы на уроке, детям предлагается вспомнить, что они выполняли на уроке, чему научились, что узнали нового.

Выявление ошибок, выставление оценок.
Домашнее задание: повторить материал по теме.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconТема урока Типы уроков
«чертёж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развёртка», «прочитать чертёж»
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconПлан-конспект урока Тема : Машиноведение. История швейной машины
Цель урока: научить учащихся читать и выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, показать правила построения чертежей. Практический...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconУчебник для 6 класса под редакцией В. Д. Симоненко. М.: «Вента Граф»...
Цель урока: научить учащихся читать и выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, показать правила построения чертежей. Практический...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Снегурочка» (рисунок 1), И. И. Шишкин «Зима в лесу» (рисунок 2), «На севере диком…» (рисунок 3), «Лес зимой» (рисунок 4), А. К....
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconЭкспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического...
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование мультимедийных средств обучения дает учителю огромные возможности для повышения эффективности урока. Роль применения...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рисунок является основной учебной дисциплиной в системе художественно-педагогического образования. Данная учебная дисциплина имеет...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconРисунок Военный обвинитель и главный судья Рисунок Свидетели обвинения

Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconПрограмма «лето это маленькая жизнь»
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconВ аттестационную комиссию министерства образования и науки
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconМетодические рекомендации «портфолио педагогического работника»
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) icon«Портфолио» студента Соликамского государственного педагогического института
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconИнформационная карта участника районного конкурса «Учитель года-2012»
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconПояснительная записка рисунок характеристика учебного предмета, его...
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconА. И. Архипова, доктор педагогических наук, профессор к вопросу об...
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его возможности применения в практической деятельности». Модуль: «Эскиз и технический рисунок». (для учащихся 8 классов) iconО формах экспертных заключений для аттестации педагогических работников...
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск