Скачать 189.76 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Кафедра теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Теория обучения второму иностранному языку» Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Квалификация – лингвист, преподаватель Курс 4 Семестр 8 Москва, 2012 Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Кафедра теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЬ1 «Теория обучения второму иностранному языку» Часть I. Программа учебной дисциплины Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Квалификация – лингвист, преподаватель Курс 4 Семестр 8 Москва, 2012 Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и методики обучения иностранным языкам 16.05.2012, протокол № ___ Программа утверждена на заседании ученого совета Института иностранных языков Программа рекомендована к печати Научно-методическим советом ГБОУ ВПО МГПУ. Составитель: к.п.н., ст. преп. Е.С. Файбусович Рецензенты: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Теория обучения второму иностранному языку» соответствует требованиям ГОС ВПО от 2005 года (№713 пед.п.) Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования - 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Общее количество часов на дисциплину составляет 60 часов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель изучения дисциплины состоит в совершенствовании лингводидактической компетенции как способности учителя второго иностранного языка обеспечить реализацию на межпредметном уровне профессионально-педагогических, методических стратегий в целях формирования у обучающихся МКК. Лингводидактическая компетенция представляет собой многокомпонентное образование, включающее компетенцию профессонального развития, исследовательскую и методическую, каждая из которых включает предметные методические, методологические и процедурные знания, профессионально-методические когнитивные, организаторские, конструктивные, коммуникативно-обучающие, мотивирующие и контролирующие умения, позволяющие учителю решать сложные методические задачи на творческо-репродуктивном уровне в общеобразовательных учреждениях. Задачи курса: - сформировать методические умения применять теоретические знания в процессе решения методических задач, соотнося их с конкретными условиями обучения; - способствовать развитию методического мышления и методической рефлексии путем экстраполяции теоретических знаний на воображаемые и реальные педагогические ситуации в процессе формирования речевых навыков и развития комуникативных умений учащихся с учетом факторов конкретной ситуации обучения; - совершенствовать умения работы с научной литературой: анализировать, обобщать и самостоятельно интепретировать профессионально значимую информацию; - способствовать развитию познавательной потребности, мотивов учебной деятельности, профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя. Курс построен с учетом знаний теории и психологии обучения, психологических и педагогических умений, сформированных в ранее пройденных студентами курсах. Дисциплина «Теория обучения второму иностранну языку» ориентирует выпускников к выполнению учебно-воспитательной и научно-методической видов профессиональной деятельности в образовательных учреждениях. Содержание учебно-воспитательной деятельности учителя ИЯ составляют: - анализ языкового и речевого материала с целью определения трудностей его усвоения с учетом явлений переноса и интерференции; - планирование и проведение учебно-воспитательного процесса в соотвествиии с целями, заявленными в государственном стандарте общего образования в начальной, основной и полной школе и программе для соответствующего класса; - организация различных форм учебного взаимодействия учащихся на уроке (коллективная, групповая, парная, индивидуальная); - создание речевых ситуаций на уроке; использование различных дидактических средств для создания благоприятного психологического климата на уроке; - мотивация речемыслительной деятельности учащихся с помощью современных технологий обучения; - контроль, оценивание и коррекция результатов учебной деятельности учащихся в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля. Научно-методическая работа по одной из актуальных методических проблем, постановка и проведение поисковой работы; выступление с докладами и сообщениями на семинарах, научно-практических конференциях, участие в международных грантах, подготовке к международным экзаменам. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к знаниям студентов по курсу «Теория обучения второму иностранному языку» подробно сформулированы в рамках каждой изучаемой темы и представлены во второй части УМКД. Ниже приводятся требования к владению инвариантными умениями практической, технологической и исследовательской деятельности в структуре методической компетенции учителя второго ИЯ. Практические умения: - анализировать учебную ситуацию с позиции педагогических, психологических, лингвистических, методических факторов учебной ситуации; - определить формируемые речевой навык и речевое умение, метод обучения, этап формирования речевого навыка и т.п.; - выбирать единицы учебного материала, приемы обучения, средства обучения, режимы работы и т.д.; - осуществлять контроль и коррекцию речевой деятельности учащихся в процессе фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы; - аргументировать действия анализа учебной ситуации, выбора, дозировки, выстраивания и реализации, контроля и коррекции учебного процесса; Технологические умения: - отбирать и методически организовывать языковой и речевой материал, тексты для аудирования и чтения; - проводить контрастивный анализ языкового и речевого материала с целью выявления трудностей, вызванных межъязыковой и внутриязыковой интерференцией; - моделировать речевые ситуации и формулировать учебные речевые задачи различных типов; - составлять упражнения; - разрабатывать опоры; - разрабатывать и изготовлять дидактический материал для стимулирования речевой активности учащихся; - использовать современные мультимедийные средства обучения для создания иноязычной языковой среды и активизации познавательной деятельности учащихся; - использовать современные технологии обучения (игровую, обучение в сотрудничестве, проектную, драматизацию, языковой портфель и др.). Исследовательские умения Аналитические исследовательские умения: - анализировать деятельность учащихся с целью выявления возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, уровня их обученности, общего развития и образования; - анализировать свои профессиональные знания и деятельность, оценивать задачи урока и конкретные условия учебной ситуации с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса и постановки новых методических задач. Умения работы с научной литературой: - пользоваться разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) при работе с текстом научной публикации; - оформлять выходные данные; - выделять проблему публикации, формулировать цель, объект и предмет исследования автора; - извлекать методически значимую информацию; - давать собственную оценку прочитанного с точки зрения теоретической и практической значимости публикаций для практики обучения. Умения наблюдать и обобщать педагогический опыт: - наблюдать, изучать и фиксировать результаты наблюдений; - изучать и обобщать педагогический опыт на базе просмотренных видеофрагментов. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Построение и организация учебной дисциплины "Теория обучения второму иностранному языку" базируются на дисциплине «Теория и методика обучении иностранным языкам». Текущая аттестация качества знаний осуществляется в форме тестов, обсуждения научной и учебной литературы, разработки планов фрагментов уроков, проигрывания микроуроков, сообщений и презентаций, анализа видеоуроков английского языка в языковых школах (с носителями языка). Промежуточная аттестация - экзамен. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Квалификация – лингвист, преподаватель Курс 4
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Типология упражнений в обучении иностранному языку Ключевые понятия и термины «упражнение, прием обучения», «activity» «task», «technique», «exercise». Основные понятия и характеристика упражнений, типы упражнений. Языковые и условно-речевые упражнения при обучении лексике и грамматике. Коммуникативные упражнения. Обучение рецептивным видам речевой деятельности. Чтение, аудирование, видео. Определение понятий «умения», «навыки», «skills». Различия в трактовках российской и зарубежной теории и методики обучения ИЯ. Основные понятия пр и обучении рецептивным видам речевой деятельности: аудированию, видео, чтению. Виды чтения в российской и зарубежной методике обучения: аналитическое, синтетическое чтение, чтение вслух, про себя, учебное чтение, коммуникативное чтение. Подходы при обучении чтению. При обучении аудированию, видео: основные психические процессы, виды аудирования (учебное, коммуникативное). Interactional listening, listening to interaction, transactional listening. Подходы при обучении аудированию, видео. Activities for video. Опоры при обучении иностранным языкам Определение «опоры», «опоры-стимулы», «cues», «prompts». По характеру информации: вербальные / невербальные опоры. По степение развернутости: содержительные, смысловые. Опоры, облегчающие процессы восприятия и понимания: (1) опоры, содержащиеся в самом тексте для чтения и аудирования: фонетические, грамматические, лексические, контекстуальные; (2) опоры, составляющие фоновые знания: фактологические опоры, социолингвистические опоры. Международные (кембриджские) экзамены по английскому языку Характеристика экзаменов, решение практических заданий (частично): YLE (Young learners English tests), KET (Key English test), PET (Preliminary English test), FCE (First Certificate in English), CAE (Certificate in Advanced English), CPE (Certificate in Proficiency in English), BEC (Business English Certificate), BULATS (Business Language testing service), IELTS (International English Language testing system), TKT (Teaching knowledge test), CELTA, DELTA. Профильное обучение в школе Основные характеристики профильного обучения. Цели профильного обучения ИЯ. Содержание профильного обучения ИЯ. Принципы профильного обучения ИЯ. Технологии в профильном обучении Организация самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов по курсу "Теория и методика обучения второму иностранному языку" предполагает изучение научных публикаций журнала "Иностранные языки в школе" по актуальным проблемам курса, монографических работ, учебников и учебных пособий по курсу, их обсуждение на семинарах в виде общей дискуссии, при обсуждении сообщений студентов по вопросам, предназначенным для самостоятельного изучения, электронная презентация проектов по ряду тем, разработка ориентировочных карточек, разработка планов фрагментов уроков, проигрывание микроуроков с последующим анализом, просмотр и анализ видеофильмов по отдельным темам курса. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература:
12. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку в 1-4 классах / Г.В.Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В.Языкова. –3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. 13.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций/ Е.Н.Соловова. – М.: Просвещение, 2003. – 239 с. 14. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаем ого языка // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4 15. Языкова Н.В. Иностранные языки: Теория и методика обучения: Учебное пособие. Часть 1/ Н.В.Языкова. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. – 243 с. 16. Языкова Н.В. Иностранные языки: Теория и методика обучения: учебное пособие. Часть 2/ Н.В Языкова. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. – 212 с. 17. Языкова Н.В. Иностранные языки: Теория и методика обучения: Учебное пособие. Часть 3 / Н.В.Языкова.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – 293 с. 18. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1986. - 212 с. 19. Scrivener, Jim. Learning Teaching. The essential Guide to English language teaching. – Macmillan Publishers Limited, 2011. – 414p. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Кафедра теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Теория обучения второму иностранному языку» Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Квалификация – лингвист, преподаватель Курс 4 Семестр 8 Форма обучения – очная Лекции – 12 часов Семинары – 12 часов Самостоятельная работа - 36 часов Экзамен – 8 семестр Всего часов - 60 Москва, 2012 Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры теории и методики обучения иностранным языкам 16.05.2012, протокол № __ Составитель: к.п.н., ст. преп. Файбусович Е.С. Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Языкова Н.В. Рецензенты: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ТИПОЛОГИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Овладеть следующими знаниями: Ключевые понятия и термины «упражнение, прием обучения», «activity» «task», «technique», «exercise». Основные понятия и характеристика упражнений, типы упражнений. Языковые и условно-речевые упражнения при обучении лексике и грамматике. Коммуникативные упражнения. ЛИТЕРАТУРА
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ОБУЧЕНИЕ РЕЦЕПТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Овладеть следующими знаниями и умениями:
ЛИТЕРАТУРА
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ОПОРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Овладеть следующими знаниями и умениями:
ЛИТЕРАТУРА
ПЛАН ЛЕКЦИИ
(б) диалоической речи, (в) монологической речи. МЕЖДУНАРОДНЫЕ (КЕМБРИДЖСКИЕ) ЭКЗАМЕНЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Овладеть следующими знаниями и умениями: характеристика экзаменов, решение практических заданий (частично): YLE (Young learners English tests), KET (Key English test), PET (Preliminary English test), FCE (First Certificate in English), CAE (Certificate in Advanced English), CPE (Certificate in Proficiency in English), BEC (Business English Certificate), BULATS (Business Language testing service), IELTS (International English Language testing system), TKT (Teaching knowledge test), CELTA, DELTA. ЛИТЕРАТУРА
ПЛАН СЕМИНАРА
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Овладеть следующими знаниями: а) понятия «профильное обучение»,«профильная школа», «базовые, профильные, элективные курсы», «портфолио ученика». б) цели профильного обучения; в) содержание обучения; г) принципы, технологии профильного обучения. ЛИТЕРАТУРА
ПЛАН ЛЕКЦИИ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (2011-2012 уч.г)
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 «Практика устной... ДС. Ф. 1 «Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (французский язык)» | ||
Учебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному... Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному... | Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю... Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины (модуля) «Методика обучения второму иностранному языку» | Учебно-методический комплекс по Иностранному (английскому) языку (название дисциплины) | ||
Учебно-методический комплекс по Иностранному (английскому) языку (название дисциплины) | Программа методики обучения английскому языку москва 2012 учебная... Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика доказательств... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Окружной учебно-методический центр реферат Использование мультимедийных... Использование мультимедийных средств обучения учащихся иностранному языку с использованием учебников | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика... Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ» Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы | Учебно-методический комплекс дисциплины Модернизация содержания образования предполагает выработку и реализацию нового, целостного подхода к содержанию учебного материала... | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Модернизация содержания образования предполагает выработку и реализацию нового, целостного подхода к содержанию учебного материала... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |