Требования государственного стандарта





Скачать 100.63 Kb.
НазваниеТребования государственного стандарта
Дата публикации19.06.2013
Размер100.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

  1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА


Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоиндентичность, культурная модернизация.

Типология культур: этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур, специфические и “серединные” культуры, локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в современном процессе.

Культура и природа, культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность, Инкультурация и социализация.

Религия в контексте культуры. Основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Течения религиозной мысли. Современная религиозная картина мира.

Студент после изучения курса должен:

  1. Понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества.

  2. Иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта.

  3. Знать исторические и региональные культуры, их динамику; основные достижения в различных областях культурной практики; развитие культуры в 20 веке.

  4. Понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.


11. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ КУРСА

1.1. Принципы построения курса

  1. Данный курс разработан для студентов института физической культуры и спорта в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом.

  2. Курс ориентирован на реализацию цели гуманитаризации образования и гуманизации общества.

  3. Курс отвечает задачам формирования у студентов гуманистического мировоззрения, воспитания высоких нравственных качеств, лежащих в основе овладения профессиональным мастерством.


11.2. ЦЕЛИ КУРСА

После изучения курса студент будет:


  1. Иметь представление:




    1. о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей;

    2. о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

    3. о месте и роли отечественной культуры в мировом историко-культурном процессе;

    4. о роли этнических и национальных факторов в эволюции культуры, знает специфику полиэтнической особенности межэтнической коммуникации;

    5. о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности.




  1. Знать:




    1. исторические и региональные типы культуры, их динамику;

    2. основные достижения в различных областях культурной практики;

    3. развитие культуры в 20 веке и начале 21 века;

    4. анализ опыта развития мировой культуры, познания феноменов культуры и культурно-творческого процесса, особенностей функционирования культуры в современном обществе;

    5. основные категории, понятия и термины культурологии и




  1. Уметь:




    1. охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества. Анализировать культурологическую проблематику, основные тенденции социального, культурного и духовного развития общества.

    2. понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.

    3. гармонически сочетать специальные (профессиональные) и культурологические знания;

    4. иметь навык самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой.

    5. использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности, занимающихся для воспитания патриотизма, формирование здорового образа жизни.



1V. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ



  1. Посещение лекций (конспектирование).

  2. Проработки (конспектирование работ культурологов, философов).

  3. Семинары (устные выступления, чтение докладов, сообщений).

  4. Контрольные работы (письменные ответы на вопросы, требующие умения сопоставлять, решать проблемные задачи).

  5. Подготовка рефератов, сообщений или оппонирование на одном из проводимых занятий.

  6. Зачет.

1У.1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ


Тема и содержание самостоятельной работы

Соответствие требованиям ГОС и целям курса

Форма контроля

Количество часов

  1. Культурология в системе гуманитарного знания.

1.1. От обыденных представлений к научному понятию «культура».

1.2. Основные направления в современной культурологии.

1.3. О предмете и методе культурологии.


Цели: 2.2 2.3


ГОС: 1.1, 1.2


Реферирование литературы по основным проблемам темы.

Составление терминологического словаря.


8




  1. Сущность культуры.

    1. Культура как «вторая природа». Соотношение культуры и натуры.

    2. Культура в качестве «неорганического тела» человека.

    3. Культура и «второе рождение человека». Различие между материальной и духовной культурой.


Цели:

2.3, 2.4, 3.1, 3.4

ГОС: 1.1, 1.4


Опрос, участие в диспутах

Реферирование



6




  1. Проблема субъекта культуры.

    1. О механизме созидания и трансляции культуры. Мир культуры и природа творчества.

    2. Исторические типы трансляции культуры.

    3. Субъект культуры: народ, интеллигенция, творческая личность?


Цели: 3.2, 4.2

ГОС: 1.2, 1.3


Реферирование

Опрос



6




  1. Единство и многообразие культур.

  1. Европоцентризм как идея и культурно-исторический ориентир.

  2. Культура на пути от монизма к плюрализму. Культура и цивилизация.

  3. О современных решениях проблемы «Восток и Запад».


Цели: 4.1, 4.5

ГОС: 1.2, 1.5


Реферирование

4




  1. Этническое и национальное измерение культуры.

  1. Этнос и своеобразие этнической культуры.

  2. Нация и формы национального самосознания.

  3. О способах овладения национальной культурой.


Цели: 3.1, 3.4


ГОС: 1.1, 1.2


Реферирование



6

Всего







30



ЛИТЕРАТУРА

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Белогрудов О.А. Культурология. М., 1997

Гуревич П.С. Культурология. –М., 1996

Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону, 1997

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996

Основы религиоведения. Под ред. Яблокова И.Н. М., 1998
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М., 1990

Вейдле В.В. Россия и Запад / Задачи России. – Нью-Йорк, 1956

Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. –М. 1990

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М. 1990

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991

Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988

Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека / В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Часть 2 – М, 1999

Сорокин П. Социокультурная динамика.//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

Тойнби А. Постижение истории. -. 1991

Шпенглер О. Закат Европы - Новосибирск, 1993

Флоренский П.А. Богословские труды. –М., 1997

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой/ Мир философии. - М Часть.2

Хейзинга Й. Homo Ludens.- М., 1992

Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

Гоголев А.И. История Якутии, Якутск, 2000

Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. Якутск, 2000

Составитель Л.А. Кузьмина
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по курсу «Культурология»

для гуманитарных факультетов
1. Культурологические воззрения И.Г. Гердера.

2. Ф. Ратцель о пространственном распространении культур.

3. Культурологичесике взгляды Л. Уайта.

4. Эсхатология А.Дж. Тойнби.

5. Концепция культуры и цивилизации О. Шпенглера.

6. Культурологическая концепция З. Фрейда.

7. Концепция Й. Хейзинги о происхождении культуры.

8. Культурологические идеи П.Я. Чаадаева.

9. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

10. Феномен культуры и творчества в философии Н.А. Бердяева.

11. Интегральная модель культуры П. Сорокина.

12. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева.

13. Концепция культуры Н.К. Рериха. “Мир через Культуру”.

14. Концепция ноосферы В.И. Вернадского

15. Россия в системе Восток-Запад: противостояние или диалог культур.

16. Массовая и элитарная культура.

17. Мифы древности и их значение для современности.

18. Молодежная субкультура в современной ситуации.

19. Религия, фетишизм и анимизм в комплексе верований народа саха.

20. Конфуцианство: совмещение человечности и государственности.

21. Концепция времени в дзен-буддизме.

22. Агни-Йога – мезотерическое учение религий Древней Индии.

23. Роль православной Церкви в становлении русской культуры.

24.Особенности Просвещения в России: содержание, формы проявления, историческая роль.

25. Значение Петровских реформ для развития русской культуры.

26. “Золотой век” русской культуры: содержание, формы проявления, основные представители.

27.“Серебряный век” русской культуры.

28. Общая характеристика культуры России в советскую эпоху.

29. Культура эпохи “перестройки”, изменение общественного строя в России – значение этих явлений для современной ситуации в культуре.

30. Проблемы экологии в контексте развития культуры и цивилизации.

31. Культура и религия в современном мире: их соотношение и характер взаимовлияния.

32. Религия Дао.

33. Гуманизм и социальная справедливость как основные принципы развития человеческой культуры.

34. Культура информационного общества.

35. Художественный синкретизм первобытного искусства.

36. Культура Древнего Египта.

37. Характерные черты античной культуры.

38. Христианство – как духовный стрежень европейской культуры.

39. Стилевые и жанровые особенности искусства 17 столетия.

40. Основные доминанты культуры европейского Просвещения.

41. Модерн как явление культуры.

42. Постмодернизм как явление культуры.

43. Античное представление о культуре.

44. Понимание культуры в эпоху средневековья.

45. Специфика культуры Византии: основные черты и включенность в культурное наследие.

46.Основные характеристики культуры Возрождения и их влияние на духовно-практические и художественные установки западной культуры.

47. Сущность Реформации и ее роль в дальнейшем развитии культуры Западной Европы.

48. Духовная культура и ее структура.

49. Характер восточных влияний на русскую культуру.

50. Культура и глобализационные процессы.

51.Концепция диалога культур и признание равноправности и открытости культур. (М. Бахтин)

52. Миф, ритуал и символ в культуре.

53. Духовный кризис культуры и глобальные проблемы в концепции А Печчеи.

54. Психология воздействия и широкая доступность массовой культуры.

55.Соотношение понятий «культура», «цивилизация» (различные подходы к их сопряжению).

56. С.Хантингтон о столкновении цивилизаций.

57. Евразийство – как идеология и цивилизационный выбор.

58. Специфические черты российской цивилизации и ее культурной парадигмы.

59. Культура информационного общества.

60. Аюрведа.

61. Истоки ламаизма. Тантризм.

62. Арабо-исламская цивилизация.

63. Индуистско-буддийская цивилизация.

64. Китайско-конфуцианская цивилизация.

65. Теории религиоведения.

66. Символическая теория Э Кассирера.

67. Зороастризм и маздеизм.

68. Библия как священное писание.

69. Возникновение культа Яхве. Иудаизм.

70. Католицизм и Реформация.

71. Православная церковь в России.

72. Содержание корана. Тафсир.

73. Символ веры ислама.

74. Хариджиты и их секты.

75. Суфии и суфизм.

76. Культ святых и ваххабиты.

77. Ведическая религия.

78. Космография и мифология джайнизма.

79. Буддизм в Индии.

80. Религиозно-философские основы индуизма.

81. Социальный идеал Конфуция.

82. Китайский буддизм.

83. Буддизм и китайская культура.

85. Буддизм в Японии.

86. Эстетика дзэн.

87. Роль православной церкви в становлении русской культуры.

88. Религиозно-философские основы воззрения народа саха.

89. История христианизации Якутии.

90. «Ригведа» – старейший памятник религиозно-философской мысли.

V.1. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

выполненных студентами работ
Предлагаемый рейтинговый контроль построен на основе десятибалльной системы. Основой для определения количества баллов служит учебный план. Максимальное количество баллов за каждое задание – 10.

За активное участие на занятиях, а также творческое выполнение задания, преподаватель имеет право поощрить студента, путем прибавления к уже полученной им сумме баллов, поощрительных. Максимальное количество поощрительных баллов -10.

За пропуск занятий без уважительной причины от уже полученных студентом баллов отнимается – 5.

В конце семестра подсчитывается общее количество баллов и выводится итоговый балл каждого студента. Набравший от 80%-100%- «отлично», от 70%-80% - «хорошо», 60%-70% - «удовлетворительно», Менее 60% - «неудовлетворительно.

Студентам, получившим отличные и хорошие оценки, зачет проставляется автоматически.

V.2. ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1 Объясните происхождение слова «культура».
2. Что обозначает греческий термин «пайдея»?
3. Как понимается «классическая модель культуры».
4. Как определяет О. Шпенглер цивилизацию и культуру?
5. Дать определение архетипа и коллективного бессознательного.
6. Определить основные характеристики «аполлонического» и «дионисического» начал культуры.
7. Как понимаете выражение «21 век будет гуманитарным или его может не быть»?
8. Что лежит в основе типологии культуры по П. Сорокину?
9. Назовите основные функции культуры.
10. Опишите основные положения концепции происхождения культуры Й. Хейзинги.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Требования государственного стандарта iconМетодические указания по организации самостоятельной работы студентов...
Требования государственного образовательного стандарта и квалификационные требования 5
Требования государственного стандарта iconОб утверждении организационно – территориальных схем проведения единого...
Рабочая программа составлена на основании требования Государственного стандарта высшего медицинского образования второго поколения...
Требования государственного стандарта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и...
Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию...
Требования государственного стандарта iconПрограмма по дисциплине «Логика»
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы
Требования государственного стандарта iconУчебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура
Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности «педиатрия» 060103
Требования государственного стандарта iconВолгоградский филиал кафедра экономики и финансов поликарпова Т. И. Экономика
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине
Требования государственного стандарта iconГбоу впо ижевская государственная медицинская академия
Требования федерального государственного образовательного стандарта (фгос) по специальности 060201 -стоматология
Требования государственного стандарта iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с...

Требования государственного стандарта iconУчебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура
Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности «Лечебное дело» 060101
Требования государственного стандарта iconУчебно-методический комплекс По дисциплине:­­­­­­­­­­­­­­ физиотерапия...
Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности 040400 – Стоматология
Требования государственного стандарта iconМузыка
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента...
Требования государственного стандарта iconРабочая программа дисциплины фтд. 3 «Основы научной деятельности студента»
Требования государственного образовательного стандарта к содержанию программы уточняются и детализируются
Требования государственного стандарта iconИзобразительное искусство
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента...
Требования государственного стандарта iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки...
Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Требования государственного стандарта iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки...
Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Требования государственного стандарта iconЕстествознание пояснительная записка
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполненнием учебных предметов федерального компонента...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск