Скачать 100.63 Kb.
|
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоиндентичность, культурная модернизация. Типология культур: этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур, специфические и “серединные” культуры, локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в современном процессе. Культура и природа, культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность, Инкультурация и социализация. Религия в контексте культуры. Основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Течения религиозной мысли. Современная религиозная картина мира. Студент после изучения курса должен:
11. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ КУРСА 1.1. Принципы построения курса
11.2. ЦЕЛИ КУРСА После изучения курса студент будет:
1V. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ
1У.1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ЛИТЕРАТУРА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Белогрудов О.А. Культурология. М., 1997 Гуревич П.С. Культурология. –М., 1996 Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону, 1997 Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996 Основы религиоведения. Под ред. Яблокова И.Н. М., 1998 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М., 1990 Вейдле В.В. Россия и Запад / Задачи России. – Нью-Йорк, 1956 Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. –М. 1990 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М. 1990 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991 Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988 Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека / В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Часть 2 – М, 1999 Сорокин П. Социокультурная динамика.//Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 Тойнби А. Постижение истории. -. 1991 Шпенглер О. Закат Европы - Новосибирск, 1993 Флоренский П.А. Богословские труды. –М., 1997 Фрейд З. Неудовлетворенность культурой/ Мир философии. - М Часть.2 Хейзинга Й. Homo Ludens.- М., 1992 Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994 Гоголев А.И. История Якутии, Якутск, 2000 Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. Якутск, 2000 Составитель Л.А. Кузьмина ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по курсу «Культурология» для гуманитарных факультетов 1. Культурологические воззрения И.Г. Гердера. 2. Ф. Ратцель о пространственном распространении культур. 3. Культурологичесике взгляды Л. Уайта. 4. Эсхатология А.Дж. Тойнби. 5. Концепция культуры и цивилизации О. Шпенглера. 6. Культурологическая концепция З. Фрейда. 7. Концепция Й. Хейзинги о происхождении культуры. 8. Культурологические идеи П.Я. Чаадаева. 9. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. 10. Феномен культуры и творчества в философии Н.А. Бердяева. 11. Интегральная модель культуры П. Сорокина. 12. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева. 13. Концепция культуры Н.К. Рериха. “Мир через Культуру”. 14. Концепция ноосферы В.И. Вернадского 15. Россия в системе Восток-Запад: противостояние или диалог культур. 16. Массовая и элитарная культура. 17. Мифы древности и их значение для современности. 18. Молодежная субкультура в современной ситуации. 19. Религия, фетишизм и анимизм в комплексе верований народа саха. 20. Конфуцианство: совмещение человечности и государственности. 21. Концепция времени в дзен-буддизме. 22. Агни-Йога – мезотерическое учение религий Древней Индии. 23. Роль православной Церкви в становлении русской культуры. 24.Особенности Просвещения в России: содержание, формы проявления, историческая роль. 25. Значение Петровских реформ для развития русской культуры. 26. “Золотой век” русской культуры: содержание, формы проявления, основные представители. 27.“Серебряный век” русской культуры. 28. Общая характеристика культуры России в советскую эпоху. 29. Культура эпохи “перестройки”, изменение общественного строя в России – значение этих явлений для современной ситуации в культуре. 30. Проблемы экологии в контексте развития культуры и цивилизации. 31. Культура и религия в современном мире: их соотношение и характер взаимовлияния. 32. Религия Дао. 33. Гуманизм и социальная справедливость как основные принципы развития человеческой культуры. 34. Культура информационного общества. 35. Художественный синкретизм первобытного искусства. 36. Культура Древнего Египта. 37. Характерные черты античной культуры. 38. Христианство – как духовный стрежень европейской культуры. 39. Стилевые и жанровые особенности искусства 17 столетия. 40. Основные доминанты культуры европейского Просвещения. 41. Модерн как явление культуры. 42. Постмодернизм как явление культуры. 43. Античное представление о культуре. 44. Понимание культуры в эпоху средневековья. 45. Специфика культуры Византии: основные черты и включенность в культурное наследие. 46.Основные характеристики культуры Возрождения и их влияние на духовно-практические и художественные установки западной культуры. 47. Сущность Реформации и ее роль в дальнейшем развитии культуры Западной Европы. 48. Духовная культура и ее структура. 49. Характер восточных влияний на русскую культуру. 50. Культура и глобализационные процессы. 51.Концепция диалога культур и признание равноправности и открытости культур. (М. Бахтин) 52. Миф, ритуал и символ в культуре. 53. Духовный кризис культуры и глобальные проблемы в концепции А Печчеи. 54. Психология воздействия и широкая доступность массовой культуры. 55.Соотношение понятий «культура», «цивилизация» (различные подходы к их сопряжению). 56. С.Хантингтон о столкновении цивилизаций. 57. Евразийство – как идеология и цивилизационный выбор. 58. Специфические черты российской цивилизации и ее культурной парадигмы. 59. Культура информационного общества. 60. Аюрведа. 61. Истоки ламаизма. Тантризм. 62. Арабо-исламская цивилизация. 63. Индуистско-буддийская цивилизация. 64. Китайско-конфуцианская цивилизация. 65. Теории религиоведения. 66. Символическая теория Э Кассирера. 67. Зороастризм и маздеизм. 68. Библия как священное писание. 69. Возникновение культа Яхве. Иудаизм. 70. Католицизм и Реформация. 71. Православная церковь в России. 72. Содержание корана. Тафсир. 73. Символ веры ислама. 74. Хариджиты и их секты. 75. Суфии и суфизм. 76. Культ святых и ваххабиты. 77. Ведическая религия. 78. Космография и мифология джайнизма. 79. Буддизм в Индии. 80. Религиозно-философские основы индуизма. 81. Социальный идеал Конфуция. 82. Китайский буддизм. 83. Буддизм и китайская культура. 85. Буддизм в Японии. 86. Эстетика дзэн. 87. Роль православной церкви в становлении русской культуры. 88. Религиозно-философские основы воззрения народа саха. 89. История христианизации Якутии. 90. «Ригведа» – старейший памятник религиозно-философской мысли. V.1. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ выполненных студентами работ Предлагаемый рейтинговый контроль построен на основе десятибалльной системы. Основой для определения количества баллов служит учебный план. Максимальное количество баллов за каждое задание – 10. За активное участие на занятиях, а также творческое выполнение задания, преподаватель имеет право поощрить студента, путем прибавления к уже полученной им сумме баллов, поощрительных. Максимальное количество поощрительных баллов -10. За пропуск занятий без уважительной причины от уже полученных студентом баллов отнимается – 5. В конце семестра подсчитывается общее количество баллов и выводится итоговый балл каждого студента. Набравший от 80%-100%- «отлично», от 70%-80% - «хорошо», 60%-70% - «удовлетворительно», Менее 60% - «неудовлетворительно. Студентам, получившим отличные и хорошие оценки, зачет проставляется автоматически. V.2. ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1 Объясните происхождение слова «культура». 2. Что обозначает греческий термин «пайдея»? 3. Как понимается «классическая модель культуры». 4. Как определяет О. Шпенглер цивилизацию и культуру? 5. Дать определение архетипа и коллективного бессознательного. 6. Определить основные характеристики «аполлонического» и «дионисического» начал культуры. 7. Как понимаете выражение «21 век будет гуманитарным или его может не быть»? 8. Что лежит в основе типологии культуры по П. Сорокину? 9. Назовите основные функции культуры. 10. Опишите основные положения концепции происхождения культуры Й. Хейзинги. |
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов... Требования государственного образовательного стандарта и квалификационные требования 5 | Об утверждении организационно – территориальных схем проведения единого... Рабочая программа составлена на основании требования Государственного стандарта высшего медицинского образования второго поколения... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и... Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию... | Программа по дисциплине «Логика» Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы | ||
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности «педиатрия» 060103 | Волгоградский филиал кафедра экономики и финансов поликарпова Т. И. Экономика Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине | ||
Гбоу впо ижевская государственная медицинская академия Требования федерального государственного образовательного стандарта (фгос) по специальности 060201 -стоматология | Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с... | ||
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности «Лечебное дело» 060101 | Учебно-методический комплекс По дисциплине: физиотерапия... Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности 040400 – Стоматология | ||
Музыка Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента... | Рабочая программа дисциплины фтд. 3 «Основы научной деятельности студента» Требования государственного образовательного стандарта к содержанию программы уточняются и детализируются | ||
Изобразительное искусство Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента... | Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки... Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки... Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования | Естествознание пояснительная записка Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполненнием учебных предметов федерального компонента... |