Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе





Скачать 228.59 Kb.
НазваниеЛекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе
Дата публикации17.07.2013
Размер228.59 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Культура > Лекция
ЛЕКЦИЯ №1

Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе




На современном этапе развития страны в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности наших сограждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

Образования в стране поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих специалистов.

В новых условиях повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все времена.

Первоначально слово “культура” в переводе с латинского означало “возделывание”, “обработка”. По мере развития общества понятие “культура” наполнялось новым содержанием.

Сейчас это слово в общечеловеческом понимании - это и определенные черты личности (образованность, аккуратность и т.п.) и формы поведения человека (вежливость, самообладание и т.п.), либо формы общественной, профессионально-производственной деятельности (культура производства, быта, досуга и т.п.).

В научном смысле слово “культура” это все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны - это результаты (продукты) этой деятельности.

В содержание “культура” в широком смысле слова входят, например, и философия и наука, и идеология, право, всестороннее развитие личности, уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т.д.

Таким образом “культура” - это творческая созидательная деятельность человека.

Основу и содержание культурно-психологического процесса развития “культуры” составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств.

Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

Физическая культура имеет 4 основные формы:

  • физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка);

  • восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

  • занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;

  • высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, т.е. это процесс окультуривания человека.

Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.

Спорт высших достижений и здоровье понятия далеко не однозначны. Спорт высших достижений занял сегодня в жизни общества место, которому нет аналогий в истории.

Его проблемы стали предметом пристального изучения не только медиков и педагогов, но и философов, социологов. Его влияние учитывают сегодня и политики.

Система физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как:

  • народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в демократическом характере физкультурных организаций, в широком использовании народных игр, как средства оздоровления и закаливания;

  • научность, системы физического воспитания заключается, в использовании всех достижений общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и углубляются во всех направлениях исследований, в том числе по совершенствованию самой системы физвоспитания.

Термин “физическая культура” впервые появился в Англии в конце прошлого века.

Физическая культура - это специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • массовость ее развития;

  • степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

  • уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;

  • уровень спортивных достижений;

  • наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;

  • пропаганда физической культуры и спорта;

  • степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

  • состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

Физическая культура - продукт развития определенных исторических условий.

Когда же и в силу каких причин возникла физическая культура? Какие стадии она прошла в своем развитии?

В истории человеческого общества не существовало времен, народов, которые бы не имели хотя бы в самой элементарной форме, физического воспитания.

Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:

  • географической среды;

  • условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил, экономических и социальных факторов.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки, укрепляли волю.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических войн. Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физвоспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, драматургией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.

В эпоху феодализма физическое развитие народов осуществлялось в процессе трудовой деятельности, подвижных игр, бытового, культурного и военного характера.

В период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом.

Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн.

В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции (клубы) по отдельным видам спорта.

В период существования СССР главная социальная функция физического воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.

Цель физического воспитания конкретизируется в его задачах, первый круг которых состоит в оздоровлении, воспитании и образовании занимающихся.

  • Оздоровительная задача состоит в гармоническом развитии форм и функций организма, направленном на укрепление здоровья, повышение устойчивой сопротивляемости к заболеваниям организма и его закаливания.

  • Воспитательная задача состоит в развитии двигательных качеств человека (сила, быстрота, выносливость и др.), а также волевых качеств, в умении противостоять утомлению.

  • Оздоровительная задача состоит в формировании жизненно важных двигательных умений, навыков и знаний.

Ко второму кругу задач относятся задачи связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, а именно, нравственным, умственным, трудовым и эстетическим.

Третий круг задач - это задачи общественно-политического характера, состоящие в привлечении молодежи к общественно-политической деятельности, в патриотическом воспитании, в укреплении дружеских связей между спортсменами нашей страны и других стран.

Для решения всех выше перечисленных задач необходимо придерживаться определенных принципов, состоящих из:

  • всестороннее развитие личности;

  • оздоровительная направленность физвоспитания;

  • связь физвоспитания с трудовой и военной практикой.

В условиях современного производства физическая культура способствует повышению работоспособности людей и экономической эффективности производства.

Социальные функции физической культуры и спорта.

Физическое состояние людей зависит от многих факторов, прежде всего естественных (наследственность, климатические условия и др.), а также социально обусловленных (условия жизни, производственная деятельность человека и др.). Физическое развитие человека - социально управляемый процесс. Используя физические упражнения в режиме труда и отдыха, рациональное питание и т.д., можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Выделяют такие социальные потребности занятий физическими упражнениями и спортом, т.е. физическим совершенствованием:

  • стремление улучшить или изменить показатели своего физического состояния, развития, здоровья (телосложения);

  • стремление достичь высоких личных результатов в спорте;

  • желание провести активный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности.

С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. Как правило, падает интерес к привычным ее формам. В тоже время глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья.

Для этого подбираются средства, которые чаще всего не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими упражнениями и спортом в детстве и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта по физической культуре.

Физическое воспитание в вузе.

Физическое воспитание является составной частью общеобразовательной системы воспитания молодежи и приобщает молодых людей к культуре через двигательную активность во всех формах, играет решающую роль е формировании индивидуальности молодых людей, что иногда более важно, чем оздоровительное воздействие физической культуры.

Основным звеном системы физического воспитания является физическое воспитание в школе и в вузе. Объясняется это, во-первых, тем, что физическим воспитанием в этих заведениях охвачены практически все школьники и студенты, а, во-вторых, тем, что этот возраст человека наиболее благоприятен для развития и совершенствования физических возможностей организма.

Физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе вузе выступают как средство социального становления будущих специалистов, как средство активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств, как средство воспитания их в духе коллективизма и взаимопомощи, с чувством ответственности и гордости за свой коллектив, страну, как средстве достижения физического совершенства.

Исходя, из выше сказанного, перед высшей школой ставится задача придать физическому движению студенчества массовый характер, создать научно-обоснованную систему физического воспитания.

Современные цели и задачи учебной дисциплины “ФВ” в вузе содействую! подготовке будущих специалистов к высокопроизводительному труду и к защита Родины, они определяются такими направлениями:

  • социально-обоснованным уровнем физподготовки студентов;

  • противодействие средствами физической культуры негативным факторам влияющим на здоровье и учебу студентов;

  • умение самостоятельно использовать средства физической культуры в труд и отдыхе;

  • формирование способностей использовать средства физической культуры и личной жизни и профессиональной деятельности.

Физическая культура” как учебная дисциплина в высших учебных заведениях.

Физическая культура как учебная дисциплина в вузе определяется такими направлениями, как поддержание социально-обоснованного уровня физической подготовленности студентов, противодействие средствами физической культуры и спорта негативным факторам, влияющим на здоровье и учебу в вузе, умение самостоятельно использовать средства физической культуры в труде и отдыхе, формирование общей и профессиональной культуры, здорового образа жизни и т.д.

Все эти направления едины общностью возникновения содержание используемых методов и средств.

Предметом этой учебной дисциплины является обобщенная теория и практическая методика, овладения которыми дает возможность успешно использовать их самостоятельно в целях гармоничного физического и духовного развития человека.

Формирование теории физического воспитания имеет многолетнюю историю. Она отражает систему (сумму) знаний, накопленных и сконцентрированных за определенный этап в специализированных научных дисциплинах, сложившихся в сфере спорта, систему знаний гуманитарных, естественнонаучных дисциплин, связанных с познанием и научным обеспечением спортивной практики. И если первоначально обобщали эмпирический опыт, то позже это уже были результаты специальных исследований, обеспечивающих создание научных методов познания теории физического воспитания.

Следовательно, теория физического воспитания представляет научную дисциплину, структурно оформившуюся в одно из направлений общей культуры.

Теоретический раздел курса “Физическая культура” требует постоянного внимания, ибо направлен на развитие интеллекта студента.

Эффективность практического использования теории физического воспитания связана с получением интеллектуальных знаний, приобретением умений и навыков, ведущих к формированию убеждений и развитию познавательных способностей в процессе практического обучения на учебных занятиях. Значение активных практических занятий физической культурой и спортом для молодого организма студента трудно переоценить.

Физическая культура и спорт укрепляют здоровье, повышают физическую и умственную работоспособность, создавая базу для успешного обучения и дальнейшей высокоэффективной работе в сфере производства.

Важное значение имеет при этом не только получение практических навыков в выполнении физических упражнений, но и приобретение соответствующих знаний по основам теории физического воспитания.

Нашей стране необходимы высокообразованные специалисты, воспитанные и сознательные, способные к активной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни, в науке, на производстве.

Профессия в значительной мере определяет образ жизни человека. Это один из основополагающих моментов вашей жизни, от него зависит, какой она будет: серой и безрадостной или яркой и творческой. Для человека главное - выразить себя, свои способности и таланты, самореализоваться. Вот почему правильно сделанный выбор профессии так жизненно важен для каждого из нас.

Правильный выбор профессии сложный социальный процесс, имеющий огромное значение не только для личности, но и для всего общества в целом, так как позволяет полностью реализовать способности человека в его практической деятельности.

Исходя из черт характера, наклонностей и темперамента, которыми мы наделены от рождения генетически, человек только в процессе своей деятельности (учебной и трудовой) может определить среду приложения своих сил, способностей и талантов. И чем будет больше соответствие между характером избранной профессии и генетическими задатками, тем полнее они смогут сформироваться в способности, и перерасти в талант.

В настоящее время, наука еще не выработала прогностических тестов, с помощью которых можно точно определить соответствие задатков и способностей человека характеру избранной профессии. В определенной степени это возможно только для ограниченного круга профессий (космонавты, летчики, водолазы). Сейчас это уже практикуется в некоторых военных университетах.

Одним из важных (принципиальных) факторов при выборе профессии является здоровье- самый драгоценный дар, который получает человек от природы (рождения).

Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. В основе здоровья лежат процессы развития и сохранения физиологических, психологических и социальных функций.

Физическое здоровье - важнейшая составляющая часть любого нашего успеха. Это важная характеристика производительных сил, это общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Это вроде бы понятно всем. Ведь недаром не только военные, но и политики, педагоги, психологи так много говорят о физическом и нравственном состоянии нации.

Физическое здоровье нации - вещь совершенно конкретная, до того осязаемая, что ее можно, например, разместить в статистических показателях.

Правда статистика эта жутковатая, она свидетельствует о том, что наше общество больное, что в нем практически не остается здоровых людей. В данном случае речь уже не идет о катастрофическом росте заболеваний СПИДом и венерическими болезнями, о все “молодеющих” наркомании и алкоголизме.

Современная жизнь закрутила нас в спираль. День-деньской бегаем, как белка в колесе, решая насущные проблемы. Все важно, все необходимо, все неотложно. Все, кроме нас самих! Меньше всего уделяем внимания себе.

Едим как попало и что попало, большей частью на ходу. Некогда! Некогда остановиться, расслабиться, подумать: Куда бежим? Что нас ждет?

При этом наш организм непрерывно подвергается воздействию внешней среды (меняются атмосферные условия, воздействуют возбудители инфекций, радиоактивные излучения и другие факторы).

Не надо быть большим провидцем, чтобы предсказать итог: Силы иссякнут, энергия куда-то испарится, здоровье, как говорят, пошатнется. И все на этом фоне покажется пустым и малозначительным.

Мрачная картина, но, увы, реальная. К сожалению, многие люди, а особенно молодые, тогда начинают думать о своем здоровье, когда оно уже серьезно нарушено. Это связано с тем, что молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Однако, здоровье не является чем-то постоянным и неизменным и необходимо думать о том, как сохранить здоровье, трудоспособность и активность для полноценной жизни на долгие годы.

Главным признаком здоровья является высокая работоспособность и приспосабливаемость организма к различного рода воздействиям и изменениям внешней среды.

Всесторонне подготовленный и тренированный человек легко сохраняет ГОМЕОСТАЗИС (постоянство внутренней среды), которой проявляется в поддержании постоянной температуры тела, химического состава крови, кислотно-щелочного баланса и т.д. (немаловажную роль в этом могут сыграть занятия физическими упражнениями). Снижение способности организма приспосабливаться к обычным условиям и раздражителям сопровождается развитием не свойственных здоровому организму функциональных и структурных изменений - болезни.

Болезнь - это нарушение нормальной деятельности организма под влиянием повреждающих воздействий, нарушающих динамическое равновесие между организмом и окружающей средой.

Между здоровьем и болезнью нет четкой грани, однако существуют различные переходные формы и состояния, учитывающие индивидуальные (генетические) особенности организма, возраст, пол, уровень физического развития и другие условия. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы. Болезнь проявляется и развивается тогда, когда уровень здоровья снижается до определенного предела (уровня).

Ежегодно в мире рождаются миллионы детей с наследственными недугами, число их растет (недугов, не детей). Украину (входит в восьмерку стран с низким уровнем рождаемости) тоже преследует этот бич. Все больше появляется на свет мутантов, имеющих изменения в организме, которых раньше людской род не знал.

Военные медики вынуждены констатировать, что с каждым новым призывом в ряды вооруженных сил так называемая широкая общественность начинает бить тревогу: дескать, из года в год снижается качество армейского пополнения, тех, кто будет защищать священные рубежи Родины.

С большим трудом удается отобрать из массы призывников парней, чей рост, вес и прочие физические кондиции соответствовали бы требованиям службы.

Ярче всего эта ситуация проявляется в медико-демографических показателях:

  • рождаемость падает (соц. положения страны);

  • смертность растет. Негативные тенденции этого показателя дополняются резким повышением смертности младенцев и не мудрено — столько курящих и пьющих женщин, девушек и даже девочек - продолжательниц рода человеческого и генофонда нашей нации - нет нигде в мире.

Поневоле вспоминаешь английского психолога и антрополога Френсиса Гальтона, который еще сто лет назад предупреждал, что те, кто не думают о завтрашнем дне своего здоровья, обречены на генетическую катастрофу, деградацию всего общества.

Как помочь людям, страдающим наследственными заболеваниями? Чем можно успешно лечить десятки различных заболеваний, исцелять ослабленных и больных, делать еще более сильными здоровых? Как остановить этот бесконечный конвейер горя? Как сохранить здоровье? Знаете ли вы средства способные предотвращать развитие многих грозных заболеваний, делать наш организм невосприимчивым к инфекции? Какое лекарство способно влиять на ход старения организма, предупреждая развитие преждевременной старости?

Отвечая на эти вопросы необходимо сказать, что с древних времен предлагались разные рецепты продления молодости, которые по мере развития науки изменялись. Но, усилия медицинской науки всегда, в основном, были направлены на лечение уже имеющихся недугов.

Среди сотен тысяч лекарств, составляющих арсенал современной медицины, нет ни одного, которое бы могло конкурировать с физическими упражнениями по диапазону своего воздействия и отсутствию побочного отрицательного влияния на наш организм.

Для того, чтобы быть здоровым, надо не лечить самого себя, а принять меры по предупреждению заболевания.

Важную роль в профилактике заболеваний (сердечно-сосудистых, опорно-двигательного аппарата, нарушение психики и др.) и вообще оздоровления людей умственного труда играет повышение их уровня физического развития, расширение и углубление знаний о человеческой природе, о сущности жизни, о творческом и физическом потенциале человека, о гармоничности умственного и физического развития. Особенно нужен такой “ликбез” для студенческой молодежи, т.е. той среды, которая, в основном, питает интеллектуальный потенциал нации.

Чем старше становится человек, тем больше он задумывается над своим здоровьем и начинает понимать, какое это благо быть здоровым и тем больше начинает его ценить.

Как средство оздоровления организма физические упражнения известны по меньшей мере несколько тысяч лет. В эти годы были выявлены важнейшие закономерности влияния физических упражнений на организм, обнаружена тесная связь между работой мышц и функционированием внутренних органов.

Как оказалось, надо помнить, что здоровье это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни.

Существует ряд факторов, которые, как оказалось, определяют здоровый образ жизни:

  • прежде всего, физическая культура и спорт:

  • активный труд и отдых;

  • рациональное питание;

  • личная и общественная гигиена;

  • отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).

Данные медицинской науки и многолетний опыт человечества показывает, что физические упражнения являются могучим средством укрепления здоровья и повышения стойкости и сопротивляемости организма человека по отношению ко многим инфекционным и в особенности не инфекционным заболеваниям.

Физические упражнения отодвигают возрастные границы старения, продлевают жизнь человека (действуют как аккумулятор энергии).

Идеи использования физических упражнений в интересах укрепления здоровья своими корнями уходят в глубь веков. “Ничто так не истощает и не разрушает организм человека как продолжительное физическое бездействие” (Аристотель). “Мышечное голодание” не менее опасно для человека, чем кислородное голодание или чем недостаток витаминов.

Интересно отметить, что по данным социальных опросов молодежи здоровье как ценность ставится на 10-15 место. О нем молодые вспоминают как о воздухе тогда, когда его не хватает.

Но, если воздух можно вернуть, открыв форточку, то здоровье вернуть намного сложнее.

Думается нет необходимости объяснять, что лучше не бегать за здоровьем в 40 - 60 лет трусцой, а лучше постоянно заниматься физическими упражнениями. Эти занятия должны войти в привычку, как мытье рук и лица, как чистка зубов. Если считать занятия физическими упражнениями второстепенным делом, то задачи оздоровления людей не решим.

И еще хочется отметить - движения, состязания, самоутверждение -естественная суть физической культуры и спорта. Они помогают человека раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся.

Они как и любая другая отрасль общечеловеческой культуры отличается скажем, от торговли или бизнеса тем, что их истинная отдача (ценность) не бывает мгновенной. Вложенные в физическое воспитание средства могут возвращаться сторицей в виде незаметных глазу вещей, например, повышением работоспособности людей. Эта материя не измеряется в долларах.

Формы физического воспитания студентов.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится Hi протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следующие формах:

  • учебные занятия;

  • самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями и спортом ;

  • физические упражнения в режиме дня;

  • массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия (см. рис.).

Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования.

Учебные занятия (обязательные и факультативные) - основная форма физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, их проведение обосновывается преподавателями кафедры физического воспитания на протяжении всего времени обучения студентов.

Содержание курса “Физическое воспитание” регламентируется государственной учебной программой для вузов. Учебный материал программы состоит из теоретического и практического разделов.

Самостоятельные занятия позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями и в совокупности с учебными обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, на увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые физкультурные и спортивные мероприятия организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни. Эти мероприятия проводятся спортивным :клубом на основе широкой инициативы и самостоятельности студентов.

Учебная программа по физическому воспитанию. Содержание и основные разделы учебной программы.

Учебная программа по физическому воспитанию - это программный документ определяющий для всех вузов основное содержание физического образования v воспитания, направленных на формирование личности студента.

Учебная программа содержит два раздела: теоретический и практический Содержание теоретического раздела программы предполагает усвоение студентами упорядоченной системы социальных, естественнонаучных, психологических и специальных знаний по физическому воспитанию и спорту, формирование профессионального мышления будущих специалистов. направленного на активное и широкое использование средств физического воспитания во всех сферах жизнедеятельности.

Содержание практического раздела программы направленно на формирование у студентов единства знаний и практических умений по физическим, психомоторным, профессионально значимым качествам, которые необходимы для организации здорового образа жизни, решения задач, возникающих в учебной, профессиональной, общественной, бытовой сферах жизнедеятельности.

Курс физического воспитания в высших учебных заведениях предусматривает:

  • воспитание у студентов высоких морально-волевых качеств и физических качеств;

  • сохранения и укрепления здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

  • всестороннюю физическую подготовку студентов в объеме требований необходимых для сдачи Государственных тестов;

  • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и практической организации занятий по физическому воспитанию и спортивной тренировки;

  • совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов.

Распределение студентов по учебным отделениям.

Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения - основное, специальное (медицинская группа) и спортивное. Распределения в учебные отделения проводятся в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовки. Постоянно освобожденных от занятий по физвоспитанию студентов нет.

Основное учебное отделение формируется из студентов, отнесенных по результатам врачебно-медицинского освидетельствования к основной или подготовительной группам, однородных по возрасту и физической подготовленности. В одну группу зачисляются не менее 15-20 человек.

Занятия этих групп, т.н. групп общефизической подготовки (ОФП) рекомендуется (у нас проводятся постоянно) проводить на открытом воздухе на спортплощадках или на стадионах.

В специальное медицинское учебное отделение зачисляются студенты,

имеющие постоянные или временные патологические отклонения в состоянии здоровья, согласно данным медицинского обследования.

В спортивное учебное отделение зачисляются студенты, выполнившие разрядные спортивные квалификации (не ниже I разряда), обладающие хорошим физическим развитием и физической подготовкой, имеющие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в университете, для которых в вузе имеются материальная спортивная база и квалифицированный тренерский состав.

В нашем вузе проводятся факультативные (дополнительные) занятия по видам спорта: атлетическая и ритмическая гимнастики, баскетбол мужской и женский, настольный теннис, волейбол мужской и женский, футбол и многие другие которые проводятся вне учебное время по 2 - 3 и более раз в неделю. Из одного учебного отделения в другое студент может переводиться после окончания учебного семестра (или года) согласно врачебно-медицинским рекомендациям, либо по согласованию с преподавателями-тренерами, проводящими практические занятия.

Обязанности студента.

  • систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы предусмотренные учебным расписанием;

  • выполнять контрольные упражнения и тестирования, сдавать зачеты по физической культуре в установленные сроки;

  • повышать свою физическую подготовку, выполнять требования и нормы Государственных тестов и совершенствовать спортивное мастерство;

  • соблюдать рациональный режим дня, учебы, отдыха и питания;

  • проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и физического развития;

  • регулярно самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом;

  • активно участвовать в массовых физкультурных и спортивных мероприятиях на курсе, факультете, в вузе и др.;

Зачетные требования по физическому воспитанию.

Студенты, занимающиеся в основном, подготовительной, специальной медицинских группах, в группах спортивного совершенствования сдают семестровые зачеты (один из них в учебном году является годовым) по трем разделам учебной программы. Раздел первый предполагает усвоение теоретического материала по курсу “Физическая культура ”.

Раздел второй предполагает усвоение методических знаний и овладения методикой проведения самостоятельных занятий и самоконтроля.

Раздел третий предполагает практическое выполнение контрольных тестирований и Государственных тестов.

Сроки и порядок выполнения контрольных требований и упражнений определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой Физической культуры.

К выполнению зачетных требований допускаются студенты, регулярно посещающие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.

Студенты, освобожденные по объективным причинам от практических занятий на длительный срок, сдают зачет только по теоретическому курсу и методическому разделу.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая...
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний...
Специальность 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...

Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconИнформационная справка
К в английском языке для студентов Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса 2 курса, обучающихся по направлению 034400....
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconТемы семинарских занятий по курсу История международного спортивного и олимпийского движения
Профили подготовки: Физическая реабилитация, Адаптивная двигательная рекреация, Адаптивное физическое воспитание, Лечебная физическая...
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего языкознания «10»
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconТемы рефератов по предмету "Адаптивная физическая культура"
Адаптивное физическое воспитание раскрыть содержание, цель, задачи и особенности
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconАннотации и к программам основной образовательной программы высшего...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconУчебно-методический комплекс дисциплины история художественной культуры...

Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы патологии и комплексной...

Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность 050720. 65 Физическая культура специализация 01 «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях»
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconФизическое воспитание
Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы...
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconВ. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconФизическое воспитание физическая культура в школе
Присоединяйтесь к Сети творческих учителей и станьте частью мирового сообщества педагогов, готовых учить и учиться, готовых применять...
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconУчебно-методический комплекс дисциплины менеджмент в физической культуре...
Умкд пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания «10» сентября 2012 г., протокол №1
Лекция №1 Физическая культура в стране и обществе. Физическое воспитание в вузе iconУчебно-методический комплекс дисциплины биохимия специальность 050720....
Умкд пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и методики медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности «10»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск