Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области





НазваниеДепартамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области
страница1/11
Дата публикации02.11.2014
Размер1.88 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области

Государственное автономное учреждение

дополнительного образования детей Тюменской области

«Областной центр дополнительного образования детей и молодёжи»

Проблемы, пути и перспективы развития молодежного самодеятельного творчества в новых социально-экономических условиях

Сборник материалов межрегиональной

научно-практической конференции

12 апреля 2010 года


Тюмень

2010
Проблемы, пути и перспективы развития молодежного самодеятельного творчества в новых социально-экономических условиях: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, 12 апреля 2010 года / отв. ред. Г.Н. Кудашов. – Тюмень, 2010. – с.
Творчество – это специфический процесс, приводящий к созданию нового. Творчество молодёжи – это процесс ещё более специфичный, так как молодёжь более открыта к новому, её опыт ограничен (а, значит, и ограничено количество шаблонов и установок в разных видах деятельности). Самодеятельное же творчество молодёжи – это уже целое движение. Это отдельное социокультурное явление, имеющее целый ряд специфических черт, каждая из которых по своему интересна для науки и практики педагогики, психологии, социологии, культурологи и др. Кроме того, данное движение, явление содержит в себе мощнейший ресурс личностного, группового, социального и культурного развития. Развивающий потенциал этого явления (можно даже обозначить его в качестве феномена) и, самое главное, то, как обеспечить оптимальную актуализацию, развитие и реализацию этого потенциала – именно на эти вопросы и отвечают авторы статей, представленных в данном сборнике.

В сборник вошли материалы межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы, пути и перспективы развития молодежного самодеятельного творчества в новых социально-экономических условиях», которая состоялась в рамках фестиваля «Всероссийская студенческая весна» 12 апреля 2010 года. Авторами статей являются преподаватели высших и средних учебных заведений, аспиранты, студенты, работники сферы молодёжной политики, дополнительного образования и культуры.

Материалы сборника адресованы преподавателям, аспирантам, студентам, специалистам по работе с молодёжью и всем, кто интересуется рассматриваемыми вопросами.

Содержание

Шерегова В.А., Кудашов Г.Н. Областной центр дополнительного образования детей и молодёжи как центр развития самодеятельного творчества молодёжи

Огороднова О.В. Компетентностный подход как ориентир в развитии молодёжного самодеятельного творчества

Маркова А.Ю. Студенческое литературное объединение «СЛОВО» в научной библиотеке технического вуза: из опыта работы

Лукова Е.И. Клуб дебатов Тюменской области «CREATURA» как эффективная система самоорганизации молодежи с целью интеллектуального творчества

Вожигова Н. В. Некоторые аспекты развития художественного творчества на примере студентов МИФУБ

Коряков А. М., Корякова В.В., Катозова Ю. В. Специфические особенности создания и развития самодеятельного творческого коллектива

Кудашов Г.Н. Опыт деятельности и ориентиры развития молодёжного социально-творческого объединения

Ушакова Е.А., Корякова В.В. Школьные праздники и их влияние на развитие детского самодеятельного творчества

Мазурик А.В. Научное творчество молодёжи Международного института финансов, управления и бизнеса

Сибаева В.А. Творческая самореализация студентов через проектный подход в области воспитательной работы вуза

Кукуева О.Ф. Роль внеучебной творческой деятельности в личностном и профессиональном развитии студентов

Сибаева В.А., Шашорина М.Н. Творческая самореализация студентов Тверского государственного технического университета в рамках социального проекта «Поделись улыбкой!»

Гузенко А.С. Индивидуальные качества личности как предпосылки формирования профессиональной компетентности хореографов (опыт психодиагностического исследования)

Комбарова Е.В. Деятельность учреждения дополнительного образования как фактор снижения социальных рисков молодежи

Сидорова О.С. Областной конкурс поддержки молодёжных инициатив как средство стимулирования социально-творческой активности молодёжи

Соболь В.А., Скобелев А.С. Реализация творческого потенциала студентов-хореографов

Кубарькова И.С., Закалюкина Е.В., Колмогорова Я.А. Эстетическая функция воспитания студентов в условиях технического вуза

Ушаков А.Л. Театральное творчество в детском любительском театре как один из механизмов нравственного воспитания подрастающего поколения

Гаврилова В.Е., Беляева А.С. Школа актива «Лидер» - лаборатория социальных и творческих проектов студенчества

Колмогорова Я.А. К вопросу о формировании нравственных качеств личности средствами коллектива народного танца

Малюкина Е.П., Трушников Д.Ю. Аборигенная культура Севера как средство социализации студенчества

Овчинникова Л.З. Народный танцевальный фольклор: исторический и современный аспекты

Овчинников А.В. Проблемы создания репертуара молодежного танцевального коллектива на современном этапе

Кубарькова И.С., Закалюкина Е.В. К вопросу о клубно-игровой технологии воспитания

Лавренов А.П., Машкина Н.Г., Корякова В.В. РЭП как направление самодеятельного творчества в молодежной субкультуре Хип-Хоп

Дурасова О.Н. Подростково-молодежное движение «РАДоСТь» («Ребячья Академия ДОсуга и Социального Творчества»)

Арусланова Г.М. Поисково–исследовательская работа – высшая форма учебной деятельности

Бакланов И.Л. Комплекс педагогических условий формирования экономической культуры студентов вузов

Областной центр дополнительного образования детей и молодёжи

как центр развития самодеятельного творчества молодёжи

Шерегова В.А., Кудашов Г.Н.,

ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодёжи», г.Тюмень

Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области «Областной центр дополнительного образования детей и молодёжи» (ГАУ ДОД ТО «ОЦДОДиМ») было образовано в 2004-м году в результате объединения сразу шести областных учреждений дополнительного образования детей и молодёжи. Сегодня ГАУ ДОД ТО «ОЦДОДиМ» состоит из трёх крупных структурно-территориальных комплексов (СТК): СТК «Дворец искусств «Пионер», СТК «Областной центр туризма «Азимут» и СТК «Дом природы, техники и спорта». Также достаточно самостоятельными структурами при Областном центре дополнительного образования детей и молодёжи являются Центр реализации областных программ и проектов и Отдел научно-исследовательской и внеучебной работы.

На сегодняшний день можно уверенно заявлять о том, что на территории Тюменской области работает довольно уникальное учреждение, причём, эта уникальность имеет множественную проявленность:

  1. Как уже отмечалось выше, Центр возник в результате объединения сразу шести учреждений областного уровня, осуществляющих свою деятельность в сфере дополнительного образования и молодёжной политики. Процесс объединения имел как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, данное объединение позволило интегрировать возможности и ресурсы (кадровые, методические, материально-технические) сразу шести учреждений, что, в свою очередь, позволяет ставить и решать задачи в значительной степени более высокого уровня. С другой стороны, в результате объединения значительно была сокращена общая площадь помещений, задействованных для реализации программ и проектов. В общем, общая площадь помещений сократилась в три раза. Но, при этом, практически в полном объёме удалось сохранить (а впоследствии даже и увеличить) количество. Кроме того, ушли из учреждения (или даже вообще из системы ДО) многие педагоги и специалисты, являвшиеся носителями традиций и опыта. Правда, на этом фоне особенно заметен приток новых, преимущественно молодых, кадров, являющихся, в свою очередь, субъектами различных инноваций.

  2. Уникальность Центра заключается ещё и в том, что, являясь, по сути, учреждением дополнительного образования, но, при этом, осуществляя свою деятельность в рамках молодёжной политики, Центр одновременно обеспечивает реализацию как программ по всем направлениям (художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, спортивно-техническое, социально-педагогическое и др.) дополнительного образования детей и молодёжи (в Центре на постоянной основе в различных образовательных, досуговых и общественных объединениях занимаются около 3-х тысяч детей и молодых людей), так и программ молодёжной политики («Молодая семья», «Ученическое и студенческое самоуправление», «Молодёжные парламентские дебаты», «Молодёжные субкультуры», «КВН», «Интеллект» и пр.).

При Центре была создана мощная молодёжная структура, отвечающая за организацию процесса решения задач государственной молодёжной политики – центр (отдел) реализации областных программ и проектов. Причём, молодёжной она является как в прямом, так и в переносном смысле: специалистами этого центра являются преимущественно молодые люди и, как нетрудно догадаться, ориентирован он именно на работу с молодёжью.

Большинство разнообразных и разнонаправленных мероприятий областного или российского уровня, проводимых с молодёжью и для молодёжи в Тюмени и Тюменской области, организуются специалистами Центра: Областная «Студенческая весна», интеллектуальные и творческие игры («КВН», «Что? Где? Когда?», «Парламентские дебаты» и т.п.), областные и зональные «Школы молодёжного актива», творческие конкурсы для разных групп молодёжи («Новое поколение», «Студвеснушка», «Суперсемья» и т.д.) и конкурсы профессионального мастерства, конкурсы молодёжных инициатив, выставки, научные конференции, обучающие семинары и многое другое.

  1. Кроме того, уникальность выражается в многообразной интеграции, осуществляемой в рамках программной деятельности Центра:

- Интеграция науки и практики.

Данный тип интеграции имеет в Центре различные проявления.

Например, многие из работников центра (педагоги, методисты, специалисты) являются одновременно преподавателями ряда вузов Тюмени, кандидатами наук, доцентами, аспирантами и соискателями различных кафедр. Как правило, они, организуя научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность, активно используют в этом процессе материалы, наработанные в рамках программы Центра. И, наоборот, результаты научно-исследовательской и преподавательской деятельности активно апробируются и (при положительных итогах) внедряются в практику работы «ОЦДОДиМ».

Кроме того, ученые, исследователи, вузовские преподаватели часто приглашаются в качестве участников (экспертов, членов жюри, соорганизаторов, ведущих мастер-классов и разнообразных занятий) на мероприятия, организуемые специалистами Центра: творческие конкурсы, соревнования, конференции, выставки, экспедиции, конкурсы различных программ и проектов, а также конкурсы профессионального мастерства. Как правило, такое взаимодействие бывает выгодным для обеих сторон.

Одним из наиболее ярких примеров интеграции науки и практики, вернее, вузовского и дополнительного образования, является кафедра спортивного и эстрадного танца Тюменской государственной академии культуры и искусств. Заведует кафедрой директор Центра – Вера Алексеевна Шерегова. Кафедра (на основании целого ряда официальных договоров и соглашений) работает на базе «ОЦДОДиМ». Студенты по специальности занимаются в первой половине дня, то есть в то время, когда подавляющая часть детей и молодёжи, занимающихся в Центре, учатся, получая основное образование, поэтому занятия, организуемые в соответствии с программой кафедры, не мешают занятиям, организуемым в соответствии с программой Центра, а, наоборот, они способствуют друг другу. Многие преподаватели кафедры являются одновременно и педагогами или специалистами Центра, используя опыт вузовского преподавания и научно-исследовательской работы в профессиональной деятельности, осуществляемой в Центре. Большинство студентов кафедры проходят практику на базе Центра, довольно активно участвуют в его мероприятиях. Те из них, кто уже в студенческие годы показали свою компетентность, затем приглашаются в Центр на работу в качестве педагогов и методистов, а также на кафедру в качестве преподавателей (некоторые из них поступают учиться в аспирантуру). Таким образом, в данном направлении, благодаря успешной интеграции вузовского и дополнительного образования, науки и практики, осуществляется воспроизводство кадров.

В перспективе такой опыт предполагается развивать и расширять. В частности, на данный момент ведутся предварительная проработка возможностей открытия в тесном взаимодействии с Центром на базах различных вузов Тюмени таких специальностей, как «Организация работы с молодёжью», «Туризм» и др.

Г.Н. Кудашов, заместитель директора по научно-исследовательской и внеучебной работе, являясь одновременно доцентом кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета, также периодически привлекает студентов университета к участию в программах Центра. Студенты имеют возможность проходить на базе Центра различные виды практик (адаптационную, педагогическую, социальную, преддипломную и др.), вести научно-исследовательскую работу, а также привлекаются в качестве волонтёров, участвующих в организации и проведении различных мероприятий. Многие из них затем становятся членами общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на базе Центра, или даже приглашаются на работу в качестве педагогов, методистов, специалистов. Ведь они уже прошли достаточно серьёзное предварительное испытание, отработав в разных качествах (но с высоким качеством) на десятках мероприятий, организуемых Центром.

Благодаря такой интеграции, Центр и, в целом, молодёжная политика и дополнительное образование области периодически получают «свежие», молодые, но весьма опытные и высоко мотивированные, «горящие» подобной работой кадры, а также разнообразный и уникальный продукт оптимальной интеграции теории и практики: программы, практикоориентированные научно-исследовательские проекты, результаты мониторингов, методические разработки и т.п.

- Интеграция разных направлений.

Здесь, в первую очередь, можно говорить об интеграции направлений молодёжной политики и дополнительного образования. В рамках программ Центра каждое из направлений является по-своему уникальным, так как «вбирает» в себя многое ценное из того, что способны дать другие направления.

К примеру, по результатам недавно проведённого большого мероприятия под названием «Экстрим-сессия», на базе Центра для детей и молодёжи стали преподаваться такие «экзотические» пока для традиционного дополнительного образования дисциплины, как брейк-данс, паркур, стрит-болл и др., а во дворе ДИ «Пионер» стали постоянно работать скейт-парк, площадка для стрит-болла и занятий паркуром.

- Интеграция профессиональной и общественной деятельности специалистов.

Одной из уникальных особенностей Областного центра дополнительного образования детей и молодёжи является также и то, что здесь многим специалистом удаётся оптимально интегрировать свою профессиональную (обозначенную в перечне функциональных обязанностей и оплачиваемую) и общественную деятельность. Целый ряд специалистов Центра являются одновременно руководителями или активными участниками общественных организаций. К примеру, директор Центра, В.А. Шерегова, является также президентом Федерации танцевального спорта Тюменской области. Заместитель директора по молодёжному туризму, Л.Ю. Бекдаирова, является президентом Федерации спортивного туризма Тюменской области, и, кроме неё, сразу три специалиста (С.Л. Максимова, Г.Н. Кобелев, О.Н. Денисов) структурно-территориального комплекса «Азимут» также являются руководителями общественных организаций и движений, каждый – по своему профилю. Заместитель директора по научно-исследовательской работе, Г.Н. Кудашов, является руководителем Тюменского областного молодёжного социально-творческого объединения «Искра», а более десятка «искровцев» работают специалистами, педагогами-организаторами, методистами в Центре. И подобных примеров в Центре наберётся немало.

Такая интеграция позволяет во многом оптимизировать возможности как общественных организаций, так и самого Центра. Ведь актив этих организаций является тем кадровым ресурсом, без которого невозможной была бы качественная организация Центром такого большого количества областных и всероссийских мероприятий практически по всем направлениям молодёжной политики и дополнительного образования. Материальная база этих организаций также используется в программных мероприятиях Центра и в долговременной работе, осуществляемой на его базе. В свою очередь, Центр предоставляет этим организациям помещения и транспорт, необходимые для работы, оказывает методическую и информационную поддержку и т.п.

- Интеграция традиционного и инновационного в работе «ОЦДОДиМ».

Коллектив Центра стремится к тому, чтобы инновации были основаны на традициях и, тем более, ни в коем случае не отвергали и не исключали их. Новые формы и методы работы, как правило, не отвергают традиционно используемые ранее (конечно, при условии их эффективности и адекватности изменяющимся условиям), а, наоборот, подкрепляют и дополняют их.

К примеру, наряду с мероприятиями, давно и традиционно организуемыми Центром, ежегодно рождаются и успешно закрепляются в программе десятки новых мероприятий, являющихся логическим продолжением уже существующих, либо заполняющих определённую «экологическую нишу», не заполненную традиционно реализуемыми проектами.

В традиционное содержание программ дополнительного образования постоянно делаются новые «вкрапления»: новые подпрограммы, новые темы и дисциплины, новые блоки. К примеру, в традиционной, классической хореографии могут использоваться элементы современной молодёжной хип-хоп культуры и т.п.

Даже изменив название одного из учреждений, вошедших в состав Центра – Дворца пионеров, в нём оставили ключевое слово, правда, внеся в него несколько иное смысловое звучание – Дворец искусств «Пионер» (но теперь слово «пионер» имеет иной идеологический смысл – «первый»).

- Интеграция формального и неформального (организованного, запланированного и «стихийного») в деятельности Центра.

Специалисты Центра довольно чутко и оперативно реагируют на то, как развиваются всевозможные молодёжные субкультуры и движения. Благодаря этому, помещения и площадки Центра стали сегодня тем местом, где достаточно комфортно проводят время молодые люди, увлекающиеся граффити, брейк-дансом, скейт-бордингом, паркуром и т.п., то есть всем тем, что ещё недавно имело исключительно стихийный и слабо оформленный, практически не организованный характер. Сегодня многие молодые люди, являющиеся активными или начинающими участниками таких (как правило, стихийно развивающихся) движений, ни в коем разе не потеряв своей свободы, с удовольствием занимаются этим в рамках программ Центра, плодотворно сотрудничая с ним (например, участвуя в мероприятиях Центра).

Вся обозначенная деятельность осуществляется, опираясь на концептуальный фундамент, которым является программа развития Областного центра дополнительного образования детей и молодёжи «РОСТ».

Название программы – «РОСТ» - отражает главные целевые и идеологические установки программы, а также является своего рода формулой, выражающей сущность программы. РОСТ – это аббревиатура-формула (Развитие → Образование → Самореализация → Творчество), позволяющая в доступной форме выразить идеологическую сущность и собственно структуру программы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconУтверждаю директор департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области Д. В. Грамотин
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconI. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов
Тюменской области, департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, департамента образования Тюменской области, Управления...
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconI. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов
Тюменской области, департамента образования и науки Тюменской области, Управления по охране, контролю и регулированию использования...
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconПояснительная записка к проекту Закона Тюменской области «О внесении...
Ений ряда статей действующего Кодекса Тюменской области об административной ответственности, а также упорядочения привлечения к административной...
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconПлан мероприятий по реализации партийного проекта «Дороги «Единой...
Заслушивание информации угибдд гувд по Тюменской области о состоянии безопасности дорожного движения в Тюменской области за 2011...
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconОплата по-тюменски
Администрации Тюменской области от 6 декабря 2004 г. №164-пк «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных...
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по специальности
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по специальности
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconКомплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю
Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Тюменской области «Профессиональное...
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconГридин Л. А. Методы оценки и коррекции функционального состояния человека
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области «Тюменский медицинский...
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconРассмотрено
Автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования тюменской области
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области iconЗаместитель Губернатора Тюменской области, директор департамента...
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения, критерии оценки, механизм подведения итогов областного общественного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск