СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель проекта,
канд. пед. наук, доцент
|
| А.А.Кармаев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕФЕРАТ
Объем: 119 стр., 16 рис., 7 табл., 7 использованных источников.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ, КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ.
Объект исследования: формирование у обучающихся и их родителей культуры здорового питания.
Цель работы: разработка методических рекомендаций по проведению семинаров, круглых столов, педсоветов, родительских собраний и других мероприятий, способствующих формированию культуры здорового питания у обучающихся и их родителей.
Методы работы: метод информационного поиска; метод анализа документации образовательного учреждения; методы электронного мониторинга; метод дистанционного анкетного опроса; метод интервьюирования; количественные методы обработки данных; экспертно-аналитический метод; анализ; количественные методы обработки данных; метод моделирования; сравнительный метод; презентация; метод визуализации; дискуссия; лекция; метод классификации; метод структурирования; метод типологизации; синтез; метод аналогии; метод анализа нормативной базы; метод анализа школьной документации; метод визуализации; редактура; корректура; метод аудиторного анкетного опроса; метод групповой дискуссии; логико-структурный подход; метод диаграмма Гантта.
Результаты работы и их новизна.
В рамках реализации проекта:
- проведен социологический опрос и анализ данных по изучению представлений и социальных ожиданий обучающихся общеобразовательных учреждений в Московской области и их родителей в контексте организации мероприятий по формированию культуры здорового питания;
- проведены два семинара для педагогов общеобразовательных учреждений в Московской области по формированию культуры здорового питания у обучающихся и их родителей;
- разработан и апробирован диагностический комплекс методик, позволяющий выявить мнение обучающихся и их родителей по вопросу качества питания в школьной столовой и организации питания в домашних условиях;
- разработаны и апробированы методические рекомендации по проведению семинаров, круглых столов, педсоветов, родительских собраний и других мероприятий, способствующих формированию культуры здорового питания у обучающихся и их родителей.
В результате выполнения работ подготовлены:
- диагностический комплекс методик, позволяющий выявить мнение обучающихся и их родителей по вопросу качества питания в школьной столовой и организации питания в домашних условиях;
- методические рекомендации по проведению семинаров, круглых столов, педсоветов, родительских собраний и других мероприятий, способствующих формированию культуры здорового питания у обучающихся и их родителей.
Новизна разработок заключается в том, что в сфере формирования культуры здорового питания педагогические работники получат возможность использовать предложенные рекомендации, разработанные в соответствии с современными требованиями.
Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики: методические рекомендации будут способствовать организации комплексной и системной работы при проведении семинаров, круглых столов, педсоветов, родительских собраний, способствующих формированию культуры здорового питания у обучающихся и их родителей.
Степень внедрения: методические рекомендации по проведению семинаров, круглых столов, педсоветов, родительских собраний и других мероприятий, способствующих формированию культуры здорового питания у обучающихся и их родителей, прошли апробацию в десяти школах в рамках двух семинаров для управленческих и педагогических работников образовательных учреждений Московской области.
Область применения. Результаты НИОКР могут быть использованы Министерством образования Московской области, муниципальными органами управления образованием для совершенствования организации работы по формированию у обучающихся и их родителей основ культуры здорового питания.
Значимость работы: результаты исследования могут использоваться в рамках повышения квалификации управленческих и педагогических работников системы образования Московской области по тематике проведения семинаров, круглых столов, педсоветов, родительских собраний и других мероприятий, направленных на формирование у обучающихся и их родителей основ здорового питания.
Прогнозные предположения о развитии объекта исследования: увеличение доли управленческих и педагогических работников системы образования Московской области, профессионально разрабатывающих мероприятия, направленные на формирование у обучающихся и их родителей основ здорового питания.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
| 7
| ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
|
| 1 Отчет о проведении социологического опроса и анализ данных по изучению представлений и социальных ожиданий обучающихся общеобразовательных учреждений в Московской области и их родителей в контексте организации мероприятий по формированию культуры здорового питания
| 9
| 2 Отчет о разработке и апробации диагностического комплекса методик, позволяющего выявить мнение обучающихся и их родителей по вопросу качества питания в школьной столовой и организации питания в домашних условиях
| 24
| 3 Отчет о подготовке и проведении двух семинаров для педагогов общеобразовательных учреждений в Московской области по формированию культуры здорового питания у обучающихся и их родителей
| 51
| 4 Методические рекомендации по проведению семинаров, круглых столов, педсоветов, родительских собраний и других мероприятий, способствующих формированию культуры здорового питания у обучающихся и их родителей
| 68
| 5 Отчет об апробации методических рекомендаций по проведению семинаров, круглых столов, педсоветов, родительских собраний и других мероприятий, способствующих формированию культуры здорового питания у обучающихся и их родителей
| 103
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ
| 118
| СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
| 119
|
ВВЕДЕНИЕ
О том, что питание играет большую роль в укреплении здоровья, знают и школьники и их родители. Однако на вопрос: «Что главное в питании?» чаще всего можно услышать расплывчатые, а иногда и противоречивые ответы.
За последнее время под давлением рекламы массовое представление о хорошем питании изменилось в худшую сторону. Стали больше потреблять фаст-фуд (гамбургеры, картофель фри, полуфабрикаты). Во многих семьях такое питание считается вполне нормальным. Натуральные продукты питания используются крайне редко. У большинства школьников отмечаются нарушения в режиме питания, на которые родители тоже не обращают особого внимания из-за своей занятости. Школа для родителей это место, где ребенка обучают и воспитывают. Большинство работающих пап и мам вообще не задумываются, чем кормят их детей и насколько полноценны, сбалансированы и полезны обеды в школьных столовых.
Аналитические данные социологического опроса по изучению представлений и социальных ожиданий обучающихся общеобразовательных учреждений в Московской области и их родителей в контексте организации мероприятий по формированию культуры здорового питания позволяют увидеть имеющиеся проблемы под другим аспектом. Насколько готовы родители участвовать в совместных с ребенком мероприятиях по формированию культуры здорового питания? Какие проблемы и барьеры существуют?
Разработанные в рамках проекта диагностические методики должны помочь управленцам выявить отношение родителей к организации и качественному содержанию питания ребенка в школе и дома, отношение к вопросам взаимосвязи пищевого рациона со здоровьем ребенка, уровень готовности предпринять усилия по изменению пищевого поведения в направлении здорового питания. Совокупность фактического материала, полученного в результате анализа ответов респондентов на вопросы диагностических методик, позволит грамотно построить работу по формированию культуры питания у обучающихся и их родителей.
Выполнение диагностических методик позволит родителям задуматься о том, какое питание получает их ребенок, какие проблемы в состоянии здоровья могут быть связаны с неправильным питанием. Кроме выявления осведомленности родителей в вопросах правильного питания, анкетирование позволит оценить уровень их готовности в формировании правильного питания ребенка. Ведь от того, как питается ребенок, напрямую зависит его здоровье.
Все родители хотят, чтобы дети были здоровыми. Однако не все знают, как правильно организовать питание ребенка в школе и дома, а некоторые не хотят что-то менять в питании семьи, объясняя это своей занятостью, и не понимая важность проблемы. Поэтому вторая часть проекта посвящена вопросам проведения семинаров, круглых столов, педсоветов, родительских собраний и других мероприятий, способствующих формированию культуры здорового питания у обучающихся и их родителей.
Данные рекомендации прошли апробацию в общеобразовательных учреждениях Московской области и получили положительные отзывы по их применению.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 Отчет о проведении социологического опроса и анализ данных по изучению представлений и социальных ожиданий обучающихся общеобразовательных учреждений в Московской области и их родителей в контексте организации мероприятий по формированию культуры здорового питания
Социологический опрос с охватом 308 респондентов был проведен с целью изучения представлений и социальных ожиданий обучающихся и их родителей в контексте организации мероприятий по формированию культуры здорового питания.
В опросе принимали участие 29 образовательных учреждений Московской области:
МОУ Горшковская СОШ Дмитровского муниципального района;
МОУ Ольявидовская ООШ Дмитровского муниципального района;
МОУ «Рогачевская СОШ» Дмитровского муниципального района;
МБОУ «Начальная школа №13»городского округа Железнодорожный;
МБОУ СОШ № 12 городского округа Железнодорожный;
МБОУ «Руновская ООШ» Каширского муниципального района;
МБОУ «Гимназия №8» городского округа Коломна;
МОУ «Карасевская СОШ» Коломенского муниципального района;
МБОУ «Видновский художественно-технический лицей» Ленинского муниципального района;
МБОУ Гимназия №1 Мытищинского муниципального района.
МБОУ «Куровская СОШ №1» Орехово-Зуевского муниципального района;
МОУ «Лицей №23» городского округа. Подольск;
МОУ «СОШ №17» городского округа Подольск;
МОУ «Власовская СОШ №13» Раменского муниципального района;
МОУ Речицкая СОШ Раменского муниципального района;
МОУ «Ульянинская ООШ» Раменского муниципального района;
МОУ «Петровская СОШ» Серебряно-Прудского муниципального района;
МБОУ «Гимназия №5» городского округа Сергиев Посад;
МОУ «Данковская СОШ» Серпуховского муниципального района;
МОУ «Куриловская гимназия» Серпуховского муниципального района;
МКОУ «Тимоновская СОШ с УИОП» Солнечногорского муниципального район;
МБОУ «Лицей № 10» городского округа. Химки;
МБОУ «Лицей №12» городского округа Химки;
МБОУ СОШ №14 с УИОП городского округа Химки;
МОУ «СОШ №25» городского округа Химки;
МБОУ ООШ п.Туголесский Бор Шатурского муниципального района;
МБОУ «Серединская СОШ» Шаховского муниципального района;
МБОУ «СОШ №16»Щелковского муниципального района;
МОУ «СОШ №16 с УИОП» городского округа Электросталь.
Возраст родителей распределился следующим образом: преимущественно 31-40 лет – 71%, 41-50 лет – 15%, 20-30 лет – 13%, более 50 лет – 1%. Данные представлены на рисунке 1. Рисунок — Возраст родителей, % Гендерные различия респондентов распределились следующим образом: преимущественно в опросе принимали участие женщины – 87%, значительно меньше мужчины – 13%. Данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 — Пол родителей, %
Ответ на вопрос о количестве детей в семье показал, что более половины опрошенных имеют по 2 ребенка (52%), более трети опрошенных имеют 1 ребенка (42%), 3 ребенка имеют всего 6% опрошенных. Данные представлены на рисунке 3. Рисунок 3 — Количество детей в семье, % Структура социологического опроса представляла 13 вопросов, касающихся организации совместных мероприятий для родителей и детей в школе по формированию культуры здорового питания.
Все вопросы были разделены на 2 блока. В первом необходимо было назвать наиболее актуальные вопросы по проблеме формирования культуры здорового питания у учащихся.
Второй блок касался непосредственно тематики мероприятий по организации питания, которые будут проводиться совместно с учащимися и их родителями в общеобразовательных учреждениях Московской области. Критерии оценивания мероприятий заключались в следующем.
Для определения положительных и отрицательных ответов было предложено два варианта ответа: «желают» и «участвуют». Далее проводилась оценка каждого варианта ответа по шкале от 0 до 100%.
Шкала оценивания: 0-25%; 26%-50%;51%-75%;76%-100%.
Ниже представлены результаты опроса родителей обучающихся.
Утверждение 1. Ученые утверждают, что семейные традиции питания оказывают огромное влияние на будущее здоровье ребенка, и советуют родителям интересоваться рекомендациями по культуре здорового питания.
Анализ полученных данных показал незначительный разрыв между желаемым отношением и реализуемым поведение. Результаты опросы свидетельствуют о том, что 74% родителей желают придерживаться данного утверждения, но на практике реализуют это – 65% информантов.
Значительный разрыв между желаемым и реально осуществимым наблюдается в интервале шкалы 76-100%. 40% родителей желают с вероятностью 76-100% изучать рекомендации по культуре здорового питания, но только 24% респондентов реально следует этому. При этом 3% родителей не желает интересоваться рекомендациями по культуре здорового питания.
Данные представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 — Рекомендации по культуре здорового питания, % Утверждение 2. Число детей с избыточным весом неуклонно растет. Чтобы изменить ситуацию педагогам рекомендуется приглашать родителей, хотя бы 1 раз в четверть на совместные мероприятия с детьми по теме «Культура здорового питания». Это будут не только классные часы, но и конкурсы, фестивали, социальные проекты и т.д.
Результаты опроса свидетельствуют, что 71% родителей желает участвовать в таких мероприятиях. Но реальное активное участие могут принять только 58%. Наблюдается определенная группа родителей, которая совершенно не желает участвовать в таких мероприятиях – 8%.
Также 18% показали, что вероятность реального участия очень низка (0-26%).
Данные представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 — Участие в мероприятиях по тематике здорового питания, % Утверждение 3. Тема «Культура здорового питания в семье». Представьте, что Вас пригласили в школу на совместное мероприятие с Вашим ребенком по данной теме. Выберите один или два вопроса, которые для Вас представляют наибольшую значимость:
- Как питаются в моей семье? Почему мы так питаемся?
- Как в нашей семье понимается правильное питание?
- Что необходимо знать в каждой семье о пище, питании и здоровье?
Более половины респондентов (51%) считают наиболее актуальной тему: «Что необходимо знать в каждой семье о пище, питании и здоровье?» Тему «Как в нашей семье понимается правильное питание?» выбрали около трети информантов (28%). И соответственно тема «Как питаются в моей семье? Почему мы так питаемся?» была выбрана 18% респондентов. Данные представлены на рисунке 6. Рисунок 6 — Наиболее значимые темы по «Культуре здорового питания», % Утверждение 4. Тема «Традиции питания в семье». Представьте, что Вас пригласили в школу на совместное мероприятие с Вашим ребенком. Выберите один или два вопроса, которые для Вас представляют наибольшую значимость:
- Как организуются приемы пищи в нашей семье?
- Как со вкусом накрыть на стол?
- Возможен ли компромисс? Семейные праздники, традиции и здоровое питание.
Среди наиболее значимых тем около половины опрошенных родителей (41%) выбрали тему: «Как со вкусом накрыть на стол?». 36% респондентов отметили тему: «Возможен ли компромисс? Семейные праздники, традиции и здоровое питание». Тему «Как организуются приемы пищи в нашей семье?» выбрали только 22% респондентов.
Данные представлены на рисунке 7. Рисунок 7 |