Скачать 0.49 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Рабочая программа по дисциплине ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ для направления подготовки
(квалификация (степень) «бакалавр») Кафедра: Истории, философии и культурологии Составитель: Купцова И.А., доктор культурологии, профессор Москва – 2013 Пояснительная записка Представленный учебно-методический комплекс разработан для студентов – искусствоведов, музыкантов, педагогов, психологов, журналистов, математиков, политологов, юристов и является важной частью общеобразовательных дисциплин. Он заключает в себе важнейшие разделы дисциплины: теоретическую базу теории культуры и теории цивилизаций, рассмотрение признаков, которые свидетельствуют о созревании какой-либо культуры в сердцевинную культуру-цивилизацию; анализ исторически исчезнувших цивилизаций и цивилизаций, продолжающих существовать до наших дней. Важное внимание уделено рассмотрению высших достижений художественной культуры культурных разных народов, а также механизмам цивилизационного взаимодействия как в прошлом, так и в условиях современных глобальных отношений между разными культурами и странами. Все это позволяет нацелить учебный материал на то, чтобы подготовить студентов к осознанию тех глобальных процессов, которые связаны в наши дни с интенсивными межкультурными и межцивилизационными связями разных народов и стран. Курс разработан на достижениях мировой научной мысли о культурах и цивилизациях, акцентирует внимание студентов на динамических процессах взаимодействия разных цивилизационных ареалов, а также на тех результатах, которые порождаются на основе этого взаимодействия. Также важной темой является рассмотрение сферы художественного творчества, раскрытие на примерах произведений искусства специфики развития, ценностно-мировоззренческих особенностей ведущих цивилизаций. Немало внимания уделено в учебном курсе проблемам сохранения национальных особенностей народов разных стран, что является одной из приоритетных проблем современного развития мировых культур и цивилизаций. Основные цели и задачи курса Цель настоящего курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с теоретическими и практическими особенностями исторического развития культурно-цивилизационных систем, а также с представленностью этих систем в современном глобальном мире. Эта цель достигается через решение следующих задач: 1. анализ развития научных представлений о культурных и цивилизационных системах, об этапах становления цивилизационной теории и взглядов на взаимодействие цивилизаций; 2. исследование исторической динамики первобытной культуры, а также важнейших цивилизаций Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времён; 3. проанализировать религиозные идеи, культурные достижения (изобретения, открытия, технологии и пр.), а также наиболее выдающиеся феномены мирового искусства как с точки зрения духовно-нравственной ценности образов, так и исходя из доминировавших в рассматриваемых цивилизациях аксиологических приоритетов; 4. рассмотрение механизмов взаимодействия и проблемы сохранения своеобразия современных цивилизаций в условиях расширения глобальных процессов и интенсивных межкультурных связей; 5. выработка у студентов умения использовать полученные в ходе курса знания в своей будущей профессиональной деятельности; развитие у студентов способностей анализировать и излагать материал данной дисциплины с научных позиций. Основные задачи курса заключаются в следующем: - выявить специфику предмета «Истории российской и мировой культуры» и методологию ее преподавания; - дать необходимые представления об общих закономерностях развития культуры и специфики ее проявления в разные исторические эпохи в разных регионах нашей планеты; - сформировать навыки и умение самостоятельно оценивать достижения культуры на основе изучения конкретно-исторических форм ее проявления; - пробудить интерес и уважение к истинным ценностям российской и мировой культуры, научить уважительно относиться к обычаям и традициям различных народов, одновременно почитая наследие своей отечественной культуры. Требования к уровню освоения дисциплины В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны: Знать: - важнейшие понятия, тематику курса, теоретические основы данной дисциплины; - культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, характерные для представителей разных цивилизаций; - место и роль истории культур и цивилизаций в контексте профильных дисциплин культурологического цикла Уметь: - различать в истории и в современном мире важнейшие цивилизационные системы; - видеть в свете культурологического подхода проблематику современной культуры, своей этно-национальной культуры, а также межкультурных и межконфессиональных взаимодействий в условиях глобального мира. - использовать основные приемы культурологического анализа в исследовании культур в синхронном и диахронном аспектах; - анализировать художественные произведения в контексте определённого исторического этапа развития рассматриваемой национальной культуры; Владеть: - методами самостоятельной работы с литературой по специальности; - навыками раскрытия духовно-нравственного смысла произведений мирового искусства, его связи с традиционной культурой определённого региона; - приёмами культурологического анализа важнейших сфер и областей социокультурной практики, включая практику массовой культуры и информационно-коммуникативного взаимодействия. Объем в ЗЕ: 2 кредита Время изучения: курс 1 семестр 2 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: История, История мировых религий Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Российская культура и искусство Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): К.1. Знание основных этапов развития мировой культуры и их важнейших характеристик, взаимосвязей культур в синхронном и диахронном аспектах. К.2. Понимание специфики ведущих мировых культур («мёртвых» и «живых») в социально-политической, экономической, семейной, художественно-эстетической сферах деятельности. К.3. Понимание смысловых и ценностно-мировоззренческих доминант, определяющих специфику, основные характеристики ведущих мировых культур и цивилизаций. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: Понимание специфики своей профессии в контексте современного мирового развития. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Содержание модуля преимущественно распределено между лекционной и практической частями по принципу дополнения, когда практические занятия не дублируют лекции. Аудиторная работа предполагает следующее сочетание: - традиционные формы обучения (лекции, семинары, доклады и т.д.); - активные методы обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглый стол); - формы обучения с использованием технических средств / информационных технологий (мультимедийные лекции, видеоматериалы, презентации); - самостоятельная работа студентов, включающая самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, текущему / рубежному и итоговому формам контроля и т.п. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: устный и письменный опрос, тестовые задания (с однозначными и многозначными видами ответа, с установлением последовательности). 2 уровень сложности: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование. 3 уровень сложности: историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе, обучающие упражнения (имитация поведения в конкретных ситуациях межцивилизационных взаимодействий). Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы Очно-заочная форма обучения
3. Содержание модуля / дисциплины 3.1. Разделы модуля / дисциплины и виды занятий Очно-заочная форма обучения
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю: История мировой культуры Форма обучения: очно-заочная Курс: 1
|
Рабочая программа по дисциплине история мировой культуры для направления подготовки Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный... | Рефератов по дисциплине «История мировой художественной культуры» «История мировой художественной культуры» для студентов 1 – го курса, обучающихся по направлению 101100. 62 «Гостиничное дело» профиль... | ||
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100 Педагогическое образование Содержание: умк по дисциплине в. Од. 8 История культуры для студентов направления подготовки 050100 Педагогическое образование | Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100 Педагогическое образование Содержание: умк по дисциплине в. Од. 10 История культуры для студентов направления подготовки 050100 Педагогическое образование | ||
Программа дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | ||
Программа дисциплины «История русской культуры» Для направления 033000. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Культурология»... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине б в. Од. 19 История зарубежной литературы эпохи Просвещения для студентов направления подготовки 050100... | ||
Учебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» составлен в соответствии... | Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной... Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме... | Программа по дисциплине «История мировой литературы и искусства» Программа по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного отделения... | ||
Рабочая программа для студентов направления подготовки 051000. 62... Содержание: умк по дисциплине в. Од. 1 История экономических учений для студентов направления подготовки 051000. 62 (44. 03. 04)... | Программа дисциплины «История и методы исследования культуры» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... |