Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению
страница1/6
Дата публикации19.07.2013
Размер0.64 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Молодежная субкультура в современном обществе»

для студентов по направлению 040100.62 «Социология» (бакалавриат).



Автор:

Петошина С.И., к.ф.н., доцент кафедры социальных наук.
Цель освоения дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе»:

- дать представление о феномене молодежной субкультуры, ее исторических и социально-культурных условиях становления и развития в современном обществе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • ведущие теоретические подходы к изучению молодежной субкультуры;

  • основной понятийный аппарат («молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т.д.);

  • исторические и социально-культурные условия, способствующие появлению и развитию молодежных субкультур;

- особенности трансформации субкультур в современном обществе;

  • содержание, идеологию, стиль и образ жизни наиболее фундаментальных субкультур Европы, США и России.


Уметь:

  • разбираться в основных субкультурных течениях;

  • анализировать влияние изменений в социокультурной сфере на процессы, происходящие в субкультурном сообществе, включая появление «новых» субкультур.


Владеть: навыками самостоятельного анализа проблем молодежной субкультуры в современном обществе; осмысления различных форм и методов научно-исследовательской работы при реализации практических задач в профессиональной деятельности.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Вопросы и проблемы исследования феномена молодежной субкультуры

6

4

2

-

10

2.

Контркультура и молодежная субкультура

6

4

2/2

-

12

3.

Субкультурные аспекты неформальных молодежных объединений

2

2

-

-

10

4.

«Черные» субкультуры

2/2

-

2/2

-

10

5.

Хипстеры, битники («Разбитое поколение» в США 40-50 гг. ХХв.); Тедди Бойз. Круг британских интеллектуалов. («Поколение сердитых молодых людей» в Великобритании)

2/2

-

2/2

-

10

6.

Субкультуры «свободы и успеха»: моды, байкеры, яппи

2/2

-

2/2

-

10

7.

Молодежные субкультуры с элементами асоциального поведения (хиппи, панки, рейверы, скинхэды, готы, эмо, хип-хоп культура)

4/2

-

4/2

-

10

8.

Игровые субкультуры: хакеры, геймеры, ролевики

2/2

-

2/2

-

10




Итого:

26/12

10

16/12

-

82


Содержание практических занятий

Практическое занятие №1 (2 часа)
Тема: Вопросы и проблемы исследования феномена молодежной субкультуры
План


  1. Понятие субкультуры. Сущностные характеристики субкультуры.

  2. Молодежная субкультура: проблема нормы и девиации.

  3. Молодежная субкультура как способ самоидентификации и социализации молодого человека.

  4. Значение стиля для молодежной субкультуры и его основные элементы.

  5. Культура, молодежная культура и молодежная субкультура: соотношение понятий.

  6. Основные концепции молодежной субкультуры.

  7. Типология молодежной субкультуры.


Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Почему вопросу изучения молодежных субкультур как и социальным аспектам развития молодежи исследователи стали наиболее пристально уделять внимание во второй половине ХХ века, преимущественно в 60-х гг.?

  2. Кого можно отнести к молодежи согласно социологическим концепциям?

  3. Почему, когда ведется речь о субкультуре, исследователями в большинстве случаев подразумевается именно молодежная субкультура?

  4. Что объединяет молодых людей в субкультуры?

  5. Когда были предприняты первые попытки типологизировать молодежные субкультуры?

  6. Какая из различных типологизаций молодежных субкультур, рассмотренных вами, кажется вам наиболее удачной? Аргументируйте свою позицию.

  7. Могут ли молодые люди принадлежать одновременно к нескольким субкультурам?


Задания для самостоятельной работы:


  1. Выпишите из различных источников: словарей, энциклопедий, научной и учебной литературы понятия «субкультура»/ «молодежная субкультура» Какое из рассмотренных вами понятий наиболее точно дает определение? Аргументируйте свою позицию.

  2. Проанализируйте влияние возрастных, психологических и социальных составляющих периода молодости, а также исторических и социально-культурных условий конкретного общества на формирование молодежных субкультур и процессов вовлечения в них молодежи, отразите полученные выводы посредством размышления-эссе на заданную тему.

  3. Опираясь на изученные типологизации ряда исследователей молодежных субкультур (С.С. Фролова, Н. Фрадкина, А.В. Толстых, С.А. Сергеева, А. Тарасова, С.И. Левиковой и др.), попробуйте самостоятельно разработать критерии и предложите свою типологизацию как наиболее оптимальную.


Основная литература:


  1. Александров Р.Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 5. - С. 77-81.

  2. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социс. - 1989. - № 4. - С. 48-56.

  3. Бааке Д. Молодежь и субкультура. М.: Мысль, 1992. - С. 48-70.

  4. Бобахо В.Д., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: Конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. - 1996.- № 3. - С.56-66.

  5. Вавилина Н.Д., Социальный мир молодежи. - Новосибирск, 1999.

  6. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Екатеринбург, 1997.

  7. Волков Ю. Г. Социология молодежи. / Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.

  8. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Куежанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. - Оренбург. 1993.

  9. Григорьева Е.С. Толерантность и молодежные субкультуры // Вестник Воронежского института МВД России. - 2003. - № 1. - С. 19-22.

  10. Громов Д.В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 3-7.

  11. Дьячкова Ж.В. Молодежные субкультуры // Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права. - 2003. - № 1. - С. 114-118.

  12. Елсуков А.Н. Социологический словарь. - М., 1991.

  13. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. - М., 1990.

  14. Исламшина Т.Г. Молодежные субкультуры: учеб. пособие. – Казань, 1997.

  15. Ковалева А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. - М.: Экономика, 2003.

  16. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2004.

  17. Коряковцев А. Что такое «молодежная субкультура»? // Урал. - 2006. - № 9. - С. 86-99.

  18. Левикова С.И. Молодежная культура. - М., 2002.

  19. Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М., 2004.

  20. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России// Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 79-88.

  21. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи: учебное пособие. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008.

  22. Метров Д.П. Молодежные субкультуры. - Саратов, 1996.

  23. Молодежь в системе общественных отношений/ Под ред. В.Ф. Долгова. – Липецк, 1999.

  24. Немцев М. Город больше, чем кажется: Субкультуры - угроза обществу или ресурс развития? // 60 параллель. - 2009. - № 1 (32). - С. 52-57.

  25. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000.

  26. Основы ювенологии / Под ред. Слуцкого Е.Г. - СПб.: БИС-принт, 2004.

  27. Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи – М., 1997.

  28. Пономарева Г.М. Молодежные субкультуры // Основы культурологи. –М., 1998.

  29. Соколова-Сербская Л. Молодежные субкультуры // Народное образование. - 2008. - № 7 (1380). - С. 265-268.

  30. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Кузнецова – М., Гардарики, 2005.

  31. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.- СПб: Изд-во СПб ун-та, 1996.

  32. Токова Н.Ю. Молодежная субкультура: становление теоретико-методологических основ исследования: историографический аспект // Социология. - 2004. - № 1. - С. 59-66.

  33. Туркатенко А. Молодежные субкультуры сегодня: попытка энциклопедии // Знание-сила. - 2007. - № 1 (955). - С. 59-64.

  34. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.

  35. Филатова О.Г. Молодежная субкультура //Общая социология: уч. пособие. - М.: Гардарики, 2005. – С.312-316.

  36. Чернышев А.С. Лунев Ю.А. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах)// Мир Психологии. 2002. – №2. – С. 92-106.

  37. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность - Томск: Томский государственный университет, 2005.

  38. Шапинская Е.Н. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Обсерватория культуры. - 2005. - № 5. - С. 12-19.

  39. Щеглова С. Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социологические исследования. - 2003. - № 3. - С. 119-122.

  40. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. - СПб.: Наука, 1993.

  41. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т высш. гуманит. исслед., Центр типологии и семиотики фольклора. - М.: ОГИ, 2004.

  42. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.


Дополнительная литература:


  1. Алещенок С.В. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. - М., 2000.

  2. Арнольдов А.И. Человек и его мир: Введение в культурологию. - М., 1993.

  3. Белоусова М.М. Молодежная мифология и субкультурные формы религиозности // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 3. - С. 35-40.

  4. Богоявленская М.В. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Отв. ред. Б.М. Жедров. - Ростов н/Д., 1983.

  5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.; СПб., 2004.

  6. Брешин А. Современная субкультура флешмоб как структурное образование системного мира человеческих отношений // Социальная политика и социология. - 2004. - № 2. - С. 58-69.

  7. Выготский Л.С. - Проблемы возраста // Собрание сочинений: В 6 Т. - М., 1984. - Т.4.

  8. Ентелис Г.С., Иванова Д.Г. Протестный потенциал российской молодежи / НИЦ при ИМ. - М., 1999.

  9. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. - М.: Социум, 1998.

  10. Иванова О.В. Подростки с нарушениями слуха и молодежные субкультуры // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 5. - С. 48-52.

  11. Криворученко В.К. Наука о молодежи: история и политика. - М., 1999.

  12. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М.» 1989.

  13. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Словарь прикладной социологии. - Минск, 1984.

  14. Лукс Г.А. Молодежь: структура и социальные проблемы. - Самара, 1998.

  15. Майерс Д.Г. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998.

  16. Минюшев Ф.И. Духовная жизнь молодых россиян: что впереди? (прогноз социолога)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология. – М., 1999. – №3. – С. 64-71.

  17. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения // Вопросы философии. - 1990. - №5. – С.12-33.

  18. Писарева В. Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. - М.: Российская академия наук Институт социологии, 1992.

  19. Поляков Д. Наркокультура и молодежь. – М., 1998.

  20. Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде. - М., 2000.

  21. Росс Джоан К., Лангоуни Майкл Д. Является ли беспокоящее поведение вашего сына или дочери результатом вовлеченности в деструктивный культ?// Журнал практического психолога. – 2000. – № 1-2. – С. 150-155.

  22. Рыбкин В.Р. Философия социальной безопасности молодежи. – Мурманск: МГГУ, 2011.

  23. Рыбкин В.Р. Юность в хаосе реформ. (Опыт социально-этического становления самосознания молодежи Мурманской области в 1994-1996 гг.). - Мурманск: МГПИ, 1996.

  24. Семина А.Е. Молодежная субкультура в эстетическом воспитании подростков // Искусство и образование. - 2008. - № 3. - С. 110-116.

  25. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2000.

  26. Слуцкий Е.Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала России и ее регионов. - СПб., 2000.

  27. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

  28. Созонова А. Суицид в молодежной среде как феномен субкультуры, или Темная мода // Нева. - 2006. - № 1. - С. 135-146.

  29. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. – М., 2004.

  30. Социальная работа: уч. пособие / Под общей редакцией проф. Курбатова В.И. - Р. - на - Д.: ФЕНИКС,1999.

  31. Ушакин С.А. Молодежь как субъект // Полис. – 1993. -№2- С. 23-28.

  32. Фадеева И.М. Молодежные субкультурные феномены в оценках старшеклассников провинциального города // Образование и общество. - 2004. - № 4. - С. 49-52.

  33. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

  34. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  35. Цветков А.В альтернативной зоне // Дружба народов. - 2007. - № 1. - С. 148-155.

  36. Цылев В.Р. Трансформация ценностей молодежи Мурманской области (Анализ материалов социологического исследования): Монография. - Мурманск: МГПУ, 2007.

  37. Шапинская Е.Н. Очерки популярной культуры – М.: Академический Проект, 2008.

  38. Щепанская Т.Б. Микроэкономика молодежных субкультур: стратегии безденежья // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 42-55.


Практическое занятие №2 (2 часа)
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconПрограмма воспитательной системы класса
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconТема Предмет и метод конфликтологии
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного...
При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconПрограмма вступительных испытаний
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconПротокол №4 «20» декабря 2011г
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconИнформационный бюллетень №2: статьи из периодических изданий, поступивших...
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconИзвещение о проведении открытого аукциона Способ закупки: открытый...
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе» для студентов по направлению iconПонятие молодежной субкультуры
Молодежная субкультура достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. В последнее время понятие "молодежная субкультура"...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск