МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Молодежная субкультура в современном обществе»
для студентов по направлению 040100.62 «Социология» (бакалавриат).
Автор:
Петошина С.И., к.ф.н., доцент кафедры социальных наук. Цель освоения дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе»:
- дать представление о феномене молодежной субкультуры, ее исторических и социально-культурных условиях становления и развития в современном обществе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
ведущие теоретические подходы к изучению молодежной субкультуры;
основной понятийный аппарат («молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т.д.);
исторические и социально-культурные условия, способствующие появлению и развитию молодежных субкультур;
- особенности трансформации субкультур в современном обществе;
содержание, идеологию, стиль и образ жизни наиболее фундаментальных субкультур Европы, США и России.
Уметь:
разбираться в основных субкультурных течениях;
анализировать влияние изменений в социокультурной сфере на процессы, происходящие в субкультурном сообществе, включая появление «новых» субкультур.
Владеть: навыками самостоятельного анализа проблем молодежной субкультуры в современном обществе; осмысления различных форм и методов научно-исследовательской работы при реализации практических задач в профессиональной деятельности.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№
п\п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР\СМ
| ЛБ
| Сам. раб.
| 1.
| Вопросы и проблемы исследования феномена молодежной субкультуры
| 6
| 4
| 2
| -
| 10
| 2.
| Контркультура и молодежная субкультура
| 6
| 4
| 2/2
| -
| 12
| 3.
| Субкультурные аспекты неформальных молодежных объединений
| 2
| 2
| -
| -
| 10
| 4.
| «Черные» субкультуры
| 2/2
| -
| 2/2
| -
| 10
| 5.
| Хипстеры, битники («Разбитое поколение» в США 40-50 гг. ХХв.); Тедди Бойз. Круг британских интеллектуалов. («Поколение сердитых молодых людей» в Великобритании)
| 2/2
| -
| 2/2
| -
| 10
| 6.
| Субкультуры «свободы и успеха»: моды, байкеры, яппи
| 2/2
| -
| 2/2
| -
| 10
| 7.
| Молодежные субкультуры с элементами асоциального поведения (хиппи, панки, рейверы, скинхэды, готы, эмо, хип-хоп культура)
| 4/2
| -
| 4/2
| -
| 10
| 8.
| Игровые субкультуры: хакеры, геймеры, ролевики
| 2/2
| -
| 2/2
| -
| 10
|
| Итого:
| 26/12
| 10
| 16/12
| -
| 82
|
Содержание практических занятий
Практическое занятие №1 (2 часа) Тема: Вопросы и проблемы исследования феномена молодежной субкультуры План
Понятие субкультуры. Сущностные характеристики субкультуры.
Молодежная субкультура: проблема нормы и девиации.
Молодежная субкультура как способ самоидентификации и социализации молодого человека.
Значение стиля для молодежной субкультуры и его основные элементы.
Культура, молодежная культура и молодежная субкультура: соотношение понятий.
Основные концепции молодежной субкультуры.
Типология молодежной субкультуры.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Почему вопросу изучения молодежных субкультур как и социальным аспектам развития молодежи исследователи стали наиболее пристально уделять внимание во второй половине ХХ века, преимущественно в 60-х гг.?
Кого можно отнести к молодежи согласно социологическим концепциям?
Почему, когда ведется речь о субкультуре, исследователями в большинстве случаев подразумевается именно молодежная субкультура?
Что объединяет молодых людей в субкультуры?
Когда были предприняты первые попытки типологизировать молодежные субкультуры?
Какая из различных типологизаций молодежных субкультур, рассмотренных вами, кажется вам наиболее удачной? Аргументируйте свою позицию.
Могут ли молодые люди принадлежать одновременно к нескольким субкультурам?
Задания для самостоятельной работы:
Выпишите из различных источников: словарей, энциклопедий, научной и учебной литературы понятия «субкультура»/ «молодежная субкультура» Какое из рассмотренных вами понятий наиболее точно дает определение? Аргументируйте свою позицию.
Проанализируйте влияние возрастных, психологических и социальных составляющих периода молодости, а также исторических и социально-культурных условий конкретного общества на формирование молодежных субкультур и процессов вовлечения в них молодежи, отразите полученные выводы посредством размышления-эссе на заданную тему.
Опираясь на изученные типологизации ряда исследователей молодежных субкультур (С.С. Фролова, Н. Фрадкина, А.В. Толстых, С.А. Сергеева, А. Тарасова, С.И. Левиковой и др.), попробуйте самостоятельно разработать критерии и предложите свою типологизацию как наиболее оптимальную.
Основная литература:
Александров Р.Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 5. - С. 77-81.
Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социс. - 1989. - № 4. - С. 48-56.
Бааке Д. Молодежь и субкультура. М.: Мысль, 1992. - С. 48-70.
Бобахо В.Д., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: Конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. - 1996.- № 3. - С.56-66.
Вавилина Н.Д., Социальный мир молодежи. - Новосибирск, 1999.
Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Екатеринбург, 1997.
Волков Ю. Г. Социология молодежи. / Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.
Воронков С.Г., Иваненков С.П., Куежанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. - Оренбург. 1993.
Григорьева Е.С. Толерантность и молодежные субкультуры // Вестник Воронежского института МВД России. - 2003. - № 1. - С. 19-22.
Громов Д.В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 3-7.
Дьячкова Ж.В. Молодежные субкультуры // Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права. - 2003. - № 1. - С. 114-118.
Елсуков А.Н. Социологический словарь. - М., 1991.
Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. - М., 1990.
Исламшина Т.Г. Молодежные субкультуры: учеб. пособие. – Казань, 1997.
Ковалева А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. - М.: Экономика, 2003.
Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2004.
Коряковцев А. Что такое «молодежная субкультура»? // Урал. - 2006. - № 9. - С. 86-99.
Левикова С.И. Молодежная культура. - М., 2002.
Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М., 2004.
Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России// Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 79-88.
Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи: учебное пособие. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008.
Метров Д.П. Молодежные субкультуры. - Саратов, 1996.
Молодежь в системе общественных отношений/ Под ред. В.Ф. Долгова. – Липецк, 1999.
Немцев М. Город больше, чем кажется: Субкультуры - угроза обществу или ресурс развития? // 60 параллель. - 2009. - № 1 (32). - С. 52-57.
Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000.
Основы ювенологии / Под ред. Слуцкого Е.Г. - СПб.: БИС-принт, 2004.
Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи – М., 1997.
Пономарева Г.М. Молодежные субкультуры // Основы культурологи. –М., 1998.
Соколова-Сербская Л. Молодежные субкультуры // Народное образование. - 2008. - № 7 (1380). - С. 265-268.
Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Кузнецова – М., Гардарики, 2005.
Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.- СПб: Изд-во СПб ун-та, 1996.
Токова Н.Ю. Молодежная субкультура: становление теоретико-методологических основ исследования: историографический аспект // Социология. - 2004. - № 1. - С. 59-66.
Туркатенко А. Молодежные субкультуры сегодня: попытка энциклопедии // Знание-сила. - 2007. - № 1 (955). - С. 59-64.
Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.
Филатова О.Г. Молодежная субкультура //Общая социология: уч. пособие. - М.: Гардарики, 2005. – С.312-316.
Чернышев А.С. Лунев Ю.А. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах)// Мир Психологии. 2002. – №2. – С. 92-106.
Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность - Томск: Томский государственный университет, 2005.
Шапинская Е.Н. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Обсерватория культуры. - 2005. - № 5. - С. 12-19.
Щеглова С. Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социологические исследования. - 2003. - № 3. - С. 119-122.
Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. - СПб.: Наука, 1993.
Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т высш. гуманит. исслед., Центр типологии и семиотики фольклора. - М.: ОГИ, 2004.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
Дополнительная литература:
Алещенок С.В. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. - М., 2000.
Арнольдов А.И. Человек и его мир: Введение в культурологию. - М., 1993.
Белоусова М.М. Молодежная мифология и субкультурные формы религиозности // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 3. - С. 35-40.
Богоявленская М.В. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Отв. ред. Б.М. Жедров. - Ростов н/Д., 1983.
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.; СПб., 2004.
Брешин А. Современная субкультура флешмоб как структурное образование системного мира человеческих отношений // Социальная политика и социология. - 2004. - № 2. - С. 58-69.
Выготский Л.С. - Проблемы возраста // Собрание сочинений: В 6 Т. - М., 1984. - Т.4.
Ентелис Г.С., Иванова Д.Г. Протестный потенциал российской молодежи / НИЦ при ИМ. - М., 1999.
Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. - М.: Социум, 1998.
Иванова О.В. Подростки с нарушениями слуха и молодежные субкультуры // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 5. - С. 48-52.
Криворученко В.К. Наука о молодежи: история и политика. - М., 1999.
Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М.» 1989.
Лисовский В.Т. Социология молодежи: Словарь прикладной социологии. - Минск, 1984.
Лукс Г.А. Молодежь: структура и социальные проблемы. - Самара, 1998.
Майерс Д.Г. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998.
Минюшев Ф.И. Духовная жизнь молодых россиян: что впереди? (прогноз социолога)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология. – М., 1999. – №3. – С. 64-71.
Молодежь в современном мире: проблемы и суждения // Вопросы философии. - 1990. - №5. – С.12-33.
Писарева В. Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. - М.: Российская академия наук Институт социологии, 1992.
Поляков Д. Наркокультура и молодежь. – М., 1998.
Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде. - М., 2000.
Росс Джоан К., Лангоуни Майкл Д. Является ли беспокоящее поведение вашего сына или дочери результатом вовлеченности в деструктивный культ?// Журнал практического психолога. – 2000. – № 1-2. – С. 150-155.
Рыбкин В.Р. Философия социальной безопасности молодежи. – Мурманск: МГГУ, 2011.
Рыбкин В.Р. Юность в хаосе реформ. (Опыт социально-этического становления самосознания молодежи Мурманской области в 1994-1996 гг.). - Мурманск: МГПИ, 1996.
Семина А.Е. Молодежная субкультура в эстетическом воспитании подростков // Искусство и образование. - 2008. - № 3. - С. 110-116.
Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2000.
Слуцкий Е.Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала России и ее регионов. - СПб., 2000.
Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
Созонова А. Суицид в молодежной среде как феномен субкультуры, или Темная мода // Нева. - 2006. - № 1. - С. 135-146.
Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. – М., 2004.
Социальная работа: уч. пособие / Под общей редакцией проф. Курбатова В.И. - Р. - на - Д.: ФЕНИКС,1999.
Ушакин С.А. Молодежь как субъект // Полис. – 1993. -№2- С. 23-28.
Фадеева И.М. Молодежные субкультурные феномены в оценках старшеклассников провинциального города // Образование и общество. - 2004. - № 4. - С. 49-52.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Цветков А.В альтернативной зоне // Дружба народов. - 2007. - № 1. - С. 148-155.
Цылев В.Р. Трансформация ценностей молодежи Мурманской области (Анализ материалов социологического исследования): Монография. - Мурманск: МГПУ, 2007.
Шапинская Е.Н. Очерки популярной культуры – М.: Академический Проект, 2008.
Щепанская Т.Б. Микроэкономика молодежных субкультур: стратегии безденежья // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 42-55.
Практическое занятие №2 (2 часа)
|