«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»





Скачать 292.97 Kb.
Название«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
страница1/2
Дата публикации19.07.2013
Размер292.97 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Института культуры
________________Е.А. Каюмова

«______»________________ 2011 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ

ГСЭ.В.02
Специальность: Технология и предпринимательство




030600

1. Цели и задачи дисциплины

Курс лекций «Социология» представляет собой концентрированное изложение основных параметров современного общества. Курс можно рассматривать как комплексное введение в социальные науки, позволяющее сформировать научную культуру студентов, их профессиональное мышление и язык, практическое представление о социальной реальности. Основу курса составляет социологический анализ системы взаимодействия составных частей и процессов общества. Этот анализ основан как на рассмотрении социальных фактов, так и на рассмотрении социальных моделей (теорий), их объясняющих.

В курсе изложены основы теоретической социологии. Наряду с разделами общей социологии, формирующими основы знаний об обществе, в программу включены темы, посвященные отдельным отраслям социологии (социология культуры, личности, семьи, организаций, коммуникаций, методика проведения социологических исследований). Материал курса демонстрирует возможности социологической науки в сфере исследования социально-экономических процессов, учит практическому применению социологических знаний. Особенностью курса является демонстрация возможностей современных социологических теорий в понимании социальной реальности, с одной стороны, и научение студентов интерпретировать социальные факты. Для каждой темы предложены вопросы и рекомендуемая литература. Программа рассчитана на 28 часов лекционных занятий.

Рабочая программа предназначена для студентов, изучающих социологию в цикле общегуманитарной и социальной подготовки. В программу включены все разделы, предусмотренные государственным образовательным стандартом РФ.

Цель данного курса заключается в формировании представления о социологии как научной дисциплине, в овладении её основными понятиями и исходными методологическими принципами, современными социологическими теориями и методами эмпирического исследования.

Задачи курса:

раскрыть теоретические предпосылки возникновения социологии как науки, показать основные этапы становления и развития мировой и отечественной социологической мысли;

сформировать представления о предметной области социологии, её целях, задачах, методах;

дать представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе;

представить технологию разработки программы социологического исследования;

сформировать целостный образ социального мира;

сформировать понимание социологии как составной части социального и гуманитарного образования.

Учебная задача дисциплины:

В результате изучения данного курса студент должен:

- знать основные принципы и понятия социологии, некоторые основные и теоретические подходы к изучению общества и его подсистем;

- уметь анализировать события и факты с позиций социологии;

- иметь представление о некоторых главных социологических категориях и отраслях социологического знания.

Форма контроля:

Промежуточный и текущий контроль предполагает проверку реферата.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен после изучения курса по требованиям ГОС:

- знать теоретические основы и закономерности социологического познания;

- освоить основы социологической культуры (основные идеи, термины и понятия, знания и модели);

- знать основные положения, концепции и определения, составляющие основу социологии;

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах её формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

  • владеть основами методологии социологического исследования и анализа данных.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы
«Безопасность жизнедеятельности»

Виды учебной работы

Всего часов

семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72

7

Аудиторные занятия

36



Лекции

36




Практические занятия






Семинары







Лабораторные работы







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

36




Курсовой проект







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля




зачет


«Технология и предпринимательство»

Виды учебной работы

Всего часов

семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72

7

Аудиторные занятия

36



Лекции

36




Практические занятия






Семинары







Лабораторные работы







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

36




Курсовой проект







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля




зачет


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




Разделы

лекции

семинары

всего

часов

1

Предмет и метод социологии

2




2

2

История социологии

4




2

3

Социальная структура общества

2




2

4

Социальные институты:

структура, функции, отношения

4




2

5

Социальные группы и

общности, социальные движения

2




2

6

Социальная стратификация и мобильность

2




2

7

Социология личности

2




2

8

Социальные взаимосвязи. Природа социальных конфликтов. Сущность и значение социального консенсуса.

4




2

9

Социология конфликта

2




2

10

Социальные изменения

2




2

11

Социология организаций

2




2

12

Социология общественного мнения

2




2

13

Социология культуры

2




2

14

Методы сбора социологической информации

4




2


4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Предмет и метод социологии

1. Социология как наука об обществе. Место социологии в системе социальных и гуманитарных наук. Социология и история, социология и политология, социология и экономика, социология и психология.

  1. История формирования предмета социологии (О.Конт, Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, М.Вебер, Г.Зиммель). Современные дискуссии о предмете социологии.

  2. Понятие социального. Социальные законы, социальные отношения, социальные системы, социальные структуры. Понятие «социального факта» для формирования и развития социологии как науки.

  3. Структура социологического знания. Макросоциология и микросоциология. Понятия «фундаментальное», «прикладное», «эмпирическое» и их соотношение.

  4. Функции социологии в обществе: познавательная (информационная и теоретическая) и практическая (прогностическая и прикладная).

2. История социологии

  1. Развитие европейской общественной мысли в период до возникновения социологии: социальные идеи античности и средних веков, западно-европейская социальная теория эпохи Ренессанса и Реформации, новоевропейская социальная мысль XVII – начала XIX веков.

  2. Объективные предпосылки возникновения социологии. Развитие сравнительных и эмпирических социальных методов исследования. Критерии выделения основных этапов развития социологического знания. Содержание каждого этапа: круг исследуемых проблем, развитие отдельных школ и направлений.

  3. Становление научной социологии в сер. Х1Х века. О.Конт и позитивизм как способ обоснования науки. Закон трех состояний, учение о социальной статике и социальной динамике.

  4. Классический период в развитии социологии. Развитие идей О.Конта в учении Э.Дюркгейма. Учение о «коллективном бессознательном» и концепция социальной солидарности. Становление и развитие русской социологической школы.

  5. Понимающая социология М.Вебера. Концепция рациональности и теория идеальных типов. Понятие целерационального действия. «Веберовский ренессанс» в развитии современной социологии.

  6. Современная социология. Неопозитивизм и его роль в развитии эмпирической социологии. «Критическая социология» Франкфуртской школы. Структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон). Символический интеракционизм, этнометодология и феноменология: основные методологические принципы.

  7. История Российской социологии XIX-начала XX века. Появление и распространение социологии в России. Субъективная школа в социологии: Н.К.Михайловский. Социологические идеи М.М.Ковалевского, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, А.Кистяковского, П.Б.Струве. П.Сорокин: сельская и городская социология, история социологии, теория социальной мобильности, социальная и культурная динамика, теория конвергенции, критика американской «сексуальной революции», теория творческого альтруизма, интегрализм. Сорокин и современность.


3. Социальная структура общества

1.Общество как социальная система: проблемы понимания и изучения: Системно-функциональная концепция общества Т.Парсонса. Типологии общества. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество: социологическое понимание. Формационный и цивилизационный подход к развитию общества. Современные социологические теории социально-экономической модернизации. Проблемы модернизации российского общества.

2. Системный характер организации общества. Понятие «социальная структура» и его соотношение с понятием «социальная система». Социальная структура общества и её основные элементы. Внесубъектные элементы структуры общества. Понятие «социального института». Типы институтов, их структура и содержание. Социальный контроль. Проблема развития социальных институтов, их взаимосвязь с другими компонентами социальной системы.

3. Субъектные элементы структуры общества. Понятие социальной стратификации. Сущность и основа социальной стратификации. Факторы социальной стратификации: политическая власть и социально-экономический статус. Формы социальной стратификации. Гипотезы динамики стратификации (В.Парето, П.Сорокин). Тенденции развития социальной структуры современного российского общества.

4. Интегральная модель общества в социологии П.Сорокина. Теория социальной мобильности. Формы социальной мобильности. Принципы вертикальной мобильности. Проблема индивидуальной мобильности современного общества. Понятие маргинала и факторы формирования данного типа личности.
4. Социальные институты: структура, функции, отношения

1.Определение и признаки социального института.

2.Типология социальных институтов.

3.Жизненный цикл социального института.

4.Функции и дисфункции социальных институтов.

5. Институциональная система России и реальные социальные практики.
5. Социальные группы и общности, социальные движения

1. Понятие социальной общности.

2.Массовые и групповые общности, их специфические черты. Типы массовых социальных общностей и их характеристика.
3.Понятие группы. Общество как совокупность групп, объединенных деятельностью. Большие и малые формальные и неформальные группы, группа членства и реферативная группа.

4.Динамические процессы в группе (групповая динамика). Руководство, лидерство, авторитет. Их характеристика.

5. Типология социальных групп по степени внутригруппового контроля. Большие и малые группы. Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Морено). Первичные и вторичные группы (Ч. Кули), референтные группы (Г.Хаймепа). Внутренние и внешние группы.

6. Коммуникационные связи в группах. Определение и функции лидерства. Конформизм. Группообразующие процессы в современном обществе.

7. Понятие социальной общности. Характерные черты социальной общности. Виды социальных общностей. Территориальная общность и поведение личности. Понятие урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей.
8. Национально-этнические общности. Определение понятия «этническая группа» (этнос). Теория этногенеза Л. Гумилева. Типы этносов: племя, народность, нация. Этническая стратификация. Шкала социальной дистанции Э. Богардиса. Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования общества. Причины обострения межнациональных отношений.

9.Социальные движения как способ воздействия на общественное развитие. Содержание политических, экологических, национальных и др. движений в регионах России. Виды движений, лозунги и требования участников, количество и социальный состав участников.
6. Социальная стратификация и мобильность

1. Предметная область и проблематика социологической теории социальной структуры: западный и отечественный подходы.

2. Природное (естественное) и социальное неравенство. Половая, возрастная, расовая, этническая стратификация.

3. Понятие социальной стратификации, ее исторические типы.

4.Социальная мобильность: формы и каналы.

5. Концепции социальной стратификации К.Маркса и М.Вебера: сходство и различия.

6.Функционалистское прочтение социальной стратификации (Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Мур, Л.Уорнер, Б.Барбер).

7.Критика ключевых аргументов функционализма ( Р. Миллс).

8.Трансформация социально-классовой структуры России в условиях рыночных преобразований.

9.Феномен рассогласованности социального статуса.

10.Трансформация элит в России: обновление и преемственность.

11.Новые социальные группы в российском обществе: предприниматели, менеджеры, фермеры и другие.

12.Перспективы становления среднего класса.
7.Социология личности

1. Социологический подход в изучении личности. Сущность и структура личности. Механизмы социализации. Роль общей теории личности. Теория зеркального «Я» Дж.Мида и Ч.Х.Кули. Теория социальных ролей (Т.Парсонс, Дж.Морено). Понятия социальной роли (традиционное и в трактовке И.С.Кона). Личность как единство социальных ролей. Характеристики социальной роли по Парсонсу (эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация). Основные элементы роли: ценности, мастерство, полномочия. Гомологичные структуры социальных процессов и явлений. Основные способы регуляции человеческого поведения. Теория символического интеракционизма.

2. Личность в системе социальных связей. Социальный статус. Типология личности. Р.Мертон: социальная структура и аномия, пять реакций индивида по отношению к социальной структуре, бюрократические структуры и личность, роль интеллектуалов в бюрократических структурах. Понятие аномии у Э.Дюркгейма, Т.Парсонса.

3. Введение в социологию девиантного поведения. Основные понятия социологии девиантного поведения. Соотношение понятий «норма» ––«девиация». Вариативность подходов в изучении девиантного поведения. Девиантное поведение: показатели, состояние, основные причины. Первичная и вторичная девиация. Вариативность подходов в определении видов девиантного поведения. Девиантный случай. Девиационное отречение. Девиационная карьера. Девиационное преувеличение. Анализ криминогенной мотивации в современных условиях (по данным исследований).

4 Личность в российском обществе. Взаимосвязь русского национального характера и особенностей развития страны. Личностные типы в российской цивилизации. Современные реформы в России: необходимость, стратегия и тактика, последствия. Личность в пореформенной России. Проблемы, цели, перспективы развития российского общества с учетом глобальных тенденций.
8. Социальные взаимосвязи. Природа социальных конфликтов. Сущность и значение социального консенсуса

1. Социальное действие и взаимодействие. Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, У.А. Томас, Г. Блумер. Теории социального обмена Дж. Хоманс и др. Концепция структурированных социальных отношений П. Бурдьё: «Habitus». Обмен как основа социальных отношений. Теории социального обмена. Человеческая деятельность в теории Э. Гидденса. Рационализация действий. Теория социального действия Т. Парсонса. Неформальная коммуникация в социокультурном пространстве: слухи. Общение как социологическая проблема.

2. Социальная связь как взаимодействие субъектов социальной действительности. Структура социальной связи и её основные компоненты. Предмет связи, её устойчивость, формальный и неформальный характер, непосредственные и опосредованные особенности. Общие принципы регуляции социальных связей.

3. Социальная связь как социальное взаимодействие. Отличительные черты социального взаимодействия. Основные формы социального взаимодействия. Конфликт как форма проявления социальной взаимосвязи. Понятие конфликта, его природа и причины возникновения. Механизм протекания социального конфликта.

  1. Понятие социального консенсуса. Его значение и сущность. Взгляды М.Вебера на социальную природу консенсуса. Объективные причины, способствующие формированию консенсуса. Консенсус как компонент макросоциального порядка. Понятие полного и достаточного консенсуса.



9. Социология конфликта

  1. Объект и предмет социологии конфликта. Методы изучения конфликтов: мониторинг, опрос (анкетирование, интервьюирование, фокусированное интервью). Основные парадигмы теории социального конфликта (социобиологическая, социально-психологическая, классовая, функционализм, диалектико-созидательная, насилия/ненасилия).

  2. Причины и условия социальных конфликтов. Типология социальных конфликтов. Типы конфликтов (внутриличностный, межличностный, межгрупповой, институциональный, политический, этнический, расовый, социальный, гендерный, организационный).

  3. Действующие силы и динамика социального конфликта. Линейные и циклические модели социального конфликта. Динамика и фазы конфликта (латентная, фаза формирования, инцидент, открытая, послеконфликтная). Разрешение конфликта, его позитивные и негативные последствия.

  4. Управление конфликтом, основные позиции в разрешении конфликта (переговаривающиеся стороны, переговорник, посредник, арбитр, судья). Стратегии разрешения конфликта (уход от конфликта, бездействие, приспособление, скрытые действия, быстрое решение, компромисс, сотрудничество, силовая). Социальные технологии в разрешении социальных конфликтов (интегральные и методические).

  5. Конфликт в современном обществе. Принципы организации социального партнерства. Законодательное регулирование трудовых конфликтов в России. Деловая культура России и социальный конфликт.


10. Социальные изменения

  1. Смысл и структура социальных изменений. Микро- и макроуровни. Теория модернизации. Источники социальных измерений. Социальные движения. Технологический прогресс. Идеи. Распространение культуры. Народонаселение.

  2. Модели социальных изменений. Время в социологии. Факторы социальных трансформаций. М.Вебер и концепция протестантской этики.

  3. Пределы индустриального роста. Модели постиндустриальных обществ. Глобализация и ее варианты. Возможности и опасности глобализации. Опыты социальной прогностики (Римский клуб, Д.Медоуз, И. Бестужев-Лада).

  4. Глобализация и модернизация как социологические парадигмы. Главные парадигмы глобализации: (а) глобальное-локальное и "глоколизм", (б) культурна гибридизаиця, (в) проблема национальных государств, (г) примордиальность как социальное явление, (д) гражданское общество, (е) новые типы рационализации.

  5. Типы глобализационных теорий. (а) глобализация как линейный процесс модернизации, (б) "мир-системная" модель И.Уоллерстайна, (в) модель "мировой культуры" (М.Арчер, М.Феверстоун, Р.Робертсон), (г) теория глобального сообщества (Э.Гидденс), (д) модель глобальной системы, (е) теория "обществ, основанных на знании" (Н.Стер).



11. Социология организаций

  1. Социологический подход к анализу организаций. Организации в современном обществе. Организационная дилемма. Определения организаций. Организационные цели (природа, функции, процесс принятия целей, измерение успешности исполнения). Смещение, смена и расширение целей. Многоцелевые организации. Принцип «институционального изоморфизма» в эволюции современных организаций. Механизмы «институционального изоморфизма» (принудительные, миметические, нормативные).

  2. Социологические парадигмы и анализ организаций. Основные социологические парадигмы и модели объяснения в социологии. Структурно-функциональный и системный подходы к анализу организаций; натуралистская парадигма и теории рационального выбора; необихевиоризм и парадигма обмена; интерпретативный подход – символический интеракционизм и культурная антропология.

  3. Рациональные модели организации. Организации как коллективные действия. Классические теории управления и рациональная модель организации. Критика классических теорий. Экономические и социологические теории организаций как иерархических структур для координации индивидуальных целей. Центральная проблема: могут ли коллективные организации выражать индивидуальные интересы? М.Олсон о невозможности рационального коллективного действия. Формальные модели общего интереса и организации коллективного действия. Условия возникновения организаций как интенциональных проектов: избирательные подкрепления (материальные – Олсон; солидарные и нормативно-целевые – Дж.Уилсон); «конституции» (Дж.Бьюкенен); рациональная диктатура (Э.Даунс, К.Эрроу, У.Нисканен) и бюрократическая иерархия (О.Уильямсон). Экономические теории организации (Р.Коуз, Уильямсон) и их критика (Ч.Перроу).

  4. Экономические организации как игры. Теоретико-игровой подход к моделированию совместного экономического действия (Бинмор, Дасгупта). Основные понятия теоретико-игрового подхода: некооперативные и кооперативные игры, Нэш-равновесие и оптимальность, решение игры, чистые и смешанные стратегии. Центральная проблема: субоптимальные исходы индивидуально-рациональных действий («дилемма узника»). Моделирование социального сотрудничества и координации: проблема Олсона как согласуемая «дилемма узника» с n игроками (Р.Хардин). Эволюционные игры и моделирование естественного отбора «альтруистических» стратегий (Р.Аксельрод и «эволюция сотрудничества»).

  5. Сети и организации.Необихевиористские и структуралистские подходы к анализу дифференциации и организации в сетях социального обмена (Хоманс, Блау). Коммуникативные сети: распространение информации и влияния. Сетевой анализ и организационные структуры: соревнование, контроль и возникновение норм. Моделирование дифференциации статуса и власти в сетях (Блау, Эмерсон, Коулмен). Типы сетевых связей в организациях (Грановеттер о важности «слабых связей»; потенциал «сильных» социальных связей в организациях). Перспективы сетевых моделей организации: сети малых фирм (Перроу), электронные коммуникации и виртуальные сетевые организации.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Познакомиться с основными разновидностями современного культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Данный курс является естественно-научной базой, определяющей основной принцип целесообразного построения учебно-воспитательного процесса,...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомить студентов с основными понятиями и положениями современной генетики (наследственность, изменчивость, ген и его свойства,...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель предмета — сформировать у студентов знания об истории развития балетного искусства, его основных представителях
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» icon«томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель – приобретение студентами знаний о разнообразии растений Сибири и о возможностях их использования в качестве лекарственных


Школьные материалы



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск