Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение»





Скачать 214.98 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение»
страница1/2
Дата публикации28.11.2014
Размер214.98 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Культура > Решение
  1   2

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

Чекун О.А.

_____________________

Решение заседания

кафедры Протокол №1

«30» августа 2013 г.



  1. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение»


Направление: 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль: Иностранный язык
Составители: доц. Чекун О.А.

Москва-2013


  1. Пояснительная записка

Дисциплина «Лингвострановедение и страноведение» относится к вариативной части профессионального цикла.

Для освоения дисциплины «Лингвострановедение и страноведение» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Введение в межкультурную коммуникацию», «Практический курс иностранного языка».

У специалистов в данной сфере должны сформироваться лингвострановедческие знания и умения, необходимые как для профессиональной педагогической деятельности, так и для повышения межкультурной компетентности, способствующей толерантно и эмпатически относиться к представителю другой культуры, эффективно осуществлять межкультурный диалог.

Дисциплина «Лингвострановедение и страноведение» обеспечивает целостность подготовки по иностранному языку за счет интеграции историко-культурной, географической, этнокультурной, социально-политической информации, способствует приобретению будущими специалистами основных знаний о странах изучаемого языка, их истории, культуре, экономическом развитии, внутренней и внешней политике и языковых реалиях этих стран.

Основные цели и задачи курса

Цели: практическая, образовательная, воспитательная и развивающая.

Практическая цель обучения заключается в овладении навыками накопления знаний, относящихся к истории и современным реалиям стран изучаемого языка, формировании способности к обсуждению изученных тем с носителями иностранного языка.

Образовательная цель состоит в изучении студентами географических, исторических, демографических, этнографических, политических и экономических особенностей, а также духовной и материальной культуры соответствующей страны изучения, что способствует формированию профессионально-значимых качеств будущего специалиста в области иностранных языков.

Воспитательная цель заключается в формировании у студентов положительного отношения и интереса к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, толерантного отношения к иной ментальности, способности понимать, находить различия и сравнивать различные культуры.

Развивающая цель состоит в формировании у студентов творческой любознательности, выработке логических навыков анализа страноведческой информации.  

Задачи:

- ознакомление студентов с фоновыми знаниями, включающими политико-географическую, историко-культурную, социокультурную и этнокультурную информацию о стране изучаемого языка;

- изучение национально-культурной семантики языковых единиц, представляющих совокупность знаний о культурной действительности страны изучаемого языка;

- выработка умений и навыков сбора и обработки страноведческой информации, подготовка и написание рефератов, докладов.

Объем в ЗЕ: 4

Время изучения: курс 4 семестр 7, 8

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий, нормативный, инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

ОК ПедБ-00-М06 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества;

ОК ПедБ-00-Н03 - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ПК ПедБ-14-И14 - умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Ф05ПедБ-14/16 - знание реалий общественно-политической жизни страны; государственного строя, политических партий страны, системы образования; основных понятий, относящиеся к истории развития страны, географии, социальным сферам и образованию.

Ф05ПедБ-14/17 - владение лексическим минимумом ключевых слов (топонимов, антропонимов и др.), которые содержат основную информацию социокультурного значения.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения.

Аудиторные формы: лекции (традиционная лекция, проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция с презентацией в Power Point), семинары, консультации.

Внеаудиторные формы: самостоятельная работа студентов, курсовая работа.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты, подстановочные упражнения

2 уровень сложности: диалоговые задания

3 уровень сложности: дискуссии, проекты

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

50/50 % - нормативный кластер

30/70 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК ПедБ-00-М06 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества


Введение в страноведение и лингвострановедение


конспектыпрезентации



устные ответы,

тесты, подстановочные упражнения

диалоговые задания

дискуссии, проекты





Рабочая тетрадь

Устный контроль, письменный контроль

ОК ПедБ-00-Н03 - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

Общие сведения о Великобритании и языковые реалии



конспектыпрезентации


устные ответы,

тесты, подстановочные упражнения

диалоговые задания

дискуссии, проекты






Рабочая тетрадь

Устный контроль, письменный контроль

ПК ПедБ-14-И14 - умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка


Общие сведения о США


конспектыпрезентации


устные ответы,

тесты, подстановочные упражнения

диалоговые задания

дискуссии, проекты





Рабочая тетрадь

Устный контроль, письменный контроль

2. Объем модуля и виды учебной работы

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Иностранных я зыков и международных коммуникаций/Лингвистика

Лингвострановедение и страноведение

Лекции

16/10

/12

7/8

Практические/семинарские

20/14




7/8

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен







7/8

Общий объем часов по дисциплине

60

12

72


3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Введение в страноведение и лингвострановедение


2




2

1

2.

Общие сведения о Великобритании и языковые реалии


2




2

1

3.

Великобритания в древности и в начале средних веков, языковые реалии этого периода


2




2

1

4.

Великобритания в Средние века


2




2

1

5.

Культурно-исторические события в Великобритании в XVI-XVII веках


2




4

1

6.

Великобритания в Новое время


3




4

1

7.

Великобритания в Новейшее время. Социальнолингвистическая характеристика британцев


3




4

1

8.

Общие сведения о США


2




2

1

9.

Становление Северо-американского государства


2




2

1

10.

США в XIX веке


2




2

1

11.

Политическое и экономическое развитие США в XX веке


2




4

1

12.

Американская модель развития. Политическое и экономическое развитие США в XXI веке



2




4

1



3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Введение в страноведение и лингвострановедение


Роль страноведческой и лингвострановедческой компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур. Основные этапы образования Европейского Союза и отношение к нему разных слоев населения (для европейских стран). Переход к единой европейской валюте (для стран Европы).

Лингвострановедение в ряду других наук изучающих язык и культуру. Общелингвистические теории и концепции, отражающие взаимосвязь языка и культуры (А. Вежбицкая, В. Гумбольдт, Э. Сепир, Б. Уорф). Основные положения лингвострановедческой теории слова (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров). Языковые реалии со страноведческой направленностью. Основные этапы истории страны изучаемого языка.

Языковые реалии, связанные с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими и социальными ассоциациями.

1. Роль страноведческой и лингвострановедческой компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур.

2. Основные этапы образования Европейского Союза.

Занятие 1.

Общелингвистические теории и концепции, отражающие взаимосвязь языка и культуры Занятие 2.

Языковые реалии, связанные с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими и социальными ассоциациями.



2.

Общие сведения о Великобритании и языковые реалии


Официальное название Великобритании. Государственные символы: флаг, герб, гимн Великобритании. Символы Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Стереотипы и архетипы. Географическое положение и природные условия страны. Заповедники, национальные и региональные парки. Проблема охраны окружающей среды. Национальный и социальный состав населения. Демографические и социальные проблемы. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны. Административно-территориальное деление страны и местные органы самоуправления. Общая характеристика экономики страны.

Образование и здравоохранение. Внутренняя и внешняя политика Великобритании. Культура страны. Национальные традиции и праздники страны изучаемого языка.

Языковые реалии, связанные с географическими понятиями (названия морей и океанов, особенности береговой линии, рельефа, климата и растительности и т.п.), особенностями национальной культуры, общественно-политической жизни, государственным устройством, экономикой, традициями и обычаями страны изучаемого языка.


1.Государственные символы: флаг, герб, гимн Великобритании. Символы Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

2.Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны.

Занятие 1.

Стереотипы и архетипы. Географическое положение и природные условия страны.

Занятие 2.

Национальный и социальный состав населения. Демографические и социальные проблемы.

3.

Великобритания в древности и в начале средних веков, языковые реалии этого периода


Британские острова в древности. Первые свидетельства жизни в Британии. Памятники культуры, сохранившиеся на ее территории.Stonehenge. Beaker people.

Кельтский период в британской истории. Британия под властью Рима. Ономастическая лексика данного периода.

Англосаксонское завоевание. Распространение христианства. Культурные тропы англосаксонских языческих завоевателей и их влияние на исконно-английскую лексику (например, название дней недели).

Скандинавское завоевание. Набеги викингов. Датское влияние на лексику и семантику местных диалектов. Вклад английского короля Альфреда Великого (871-899) в политическое и культурное становление английской нации.


1. Первые свидетельства жизни в Британии.

2.Кельтский период в британской истории.

3. Англосаксонское завоевание.

Занятие 1.

Памятники культуры, сохранившиеся на территории Британии.Stonehenge. Beaker people.

Занятие 2. Культурные тропы англосаксонских языческих завоевателей и их влияние на исконно-английскую лексику .


4

Великобритания в Средние века


Норманнское завоевание. Установление феодализма. Формирование новой военно-политической и культурной элиты при Вильгельме Завоевателе (1066-1087). Антагонизм между правящей верхушкой и народом. Французское влияние на английский язык. Политическое объединение страны и централизация государственной власти. Возникновение парламента и сословной монархии. Столетняя война (1337-1453). Война Алой и Белой розы (1455-1485) за политическое первенство двух королевских династий. Языковые реалии данного периода.


1.Норманнское завоевание.

2.Политическое объединение страны и централизация государственной власти.

3. Война Алой и Белой розы (1455-1485).

Занятие 1.Установление феодализма. Французское влияние на английский язык.

Занятие 2.Возникновение парламента и сословной монархии. Языковые реалии данного периода.

5

Культурно-исторические события в Великобритании в XVI-XVII веках


Политическая централизация при Генрихе VII (1485-1509). Абсолютизация королевской власти при Генрихе VIII (1509-1547). Золотой век правления Елизаветы. Вильям Шекспир, Френсис Бэкон.

Реформация и создание английской церкви. Первые английские колонии за рубежом. Правление династии Стюартов. Гражданская война и установление республики при О. Кромвеле (1599-1658).


1.Политическая централизация при Генрихе VII.

2. Генрих VIII.

3.Реформация и создание английской церкви.

4.Гражданская война и установление республики при О. Кромвеле

Занятие 1.Золотой век правления Елизаветы. Занятие 2.Первые английские колонии за рубежом.

Занятие 3.Правление династии Стюартов.

6

Великобритания в Новое время


Реставрация монархии. Образование двух политических партий (Тори и Виги) и их участие в английском парламенте.

Викторианская эпоха. Эпоха просвещения. Социальные и экономические улучшения. Британская империя в 19 веке. Заимствования Нового периода.


1.Реставрация монархии.

2.Викторианская эпоха.

3.Британская империя в 19 веке.

Занятие 1.Образование двух политических партий (Тори и Виги).

Занятие 2.Эпоха просвещения. Заимствования Нового периода.

7

Великобритания в Новейшее время. Социальнолингвистическая характеристика британцев


Великобритания в Первой мировой войне (1914-1918). Послевоенный экономический кризис и политическая стабильность 1930-х гг.

Великобритания во Второй мировой войне (1939-1945).

Современная Великобритания: культура, искусство, религия. Национальные ценности британцев: патриотизм, демократия, самодисциплина, хорошие манеры, социальные условности; роль традиций.

Семейные отношения. Отдых и развлечения. Религия и религиозность населения. Литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр, кинематограф.


1.Великобритания в Первой мировой войне

2.Великобритания во Второй мировой войне

3.Современная Великобритания

Занятие1.Послевоенный экономический кризис и политическая стабильность 1930-х гг.

Занятие 2. Национальные ценности британцев.

8

Общие сведения о США


Официальное название. Государственные символы: флаг, герб, гимн. Географическое положение США. Природные ресурсы. Демографический, национально-этнический и конфессиональный состав населения США. Экономический строй. Языковые реалии.


1.Государственные символы

2.Природные ресурсы.

3. Экономический строй.

Занятие1.Демографический, национально-этнический и конфессиональный состав населения США.

Занятие 2.Языковые реалии.

9

Становление Северо-американского государства


Коренное население Америки в доколумбовскую эпоху. Открытие Америки. Колонизация Америки и первые колонии поселенцев.

«Бостонское чаепитие» декабрь 1773 г. Первый континентальный конгресс в Филадельфии в сентябре 1774 г. Война за независимость (1775-1783). Второй континентальный конгресс в Филадельфии: избрание Дж. Вашингтона командующим армии. Декларация о независимости 4 июля 1776 г. Подписание мирного договора между Британией и США, в котором Британия признает США как свободное и независимое государство. Принятие Конституции США 1787 г.

1.Колонизация Америки и первые колонии поселенцев2. Мирный договор между Британией и США.

3.Принятие Конституции США 1787 г.


Занятие 1. Открытие Америки.

Занятие 2.«Бостонское чаепитие» декабрь 1773 г.

Декларация о независимости 4 июля 1776 г.

10

США в XIX веке


Территориальная экспансия США в XIX веке. Экономическое развитие США. Конфликт между северными и южными штатами. Выход 11 штатов из союза и образование Конфедерации во главе с Джефферсоном Дэвисом.

Гражданская война (1861-1865). Ку Клус Клан.

Послевоенное экономическое развитие США.


1.Экономическое развитие США в XIX веке.

2.Гражданская война (1861-1865).

3.Послевоенное экономическое развитие США.


Занятие1. Конфликт между северными и южными штатами.

Занятие 2. Гражданская война (1861-1865). Ку Клус Клан.


11

Политическое и экономическое развитие США в XX веке


Превращение США в богатейшую и наиболее промышленную развитую страну мира. США и Первая мировая война. “Великая депрессия” и “Новый курс” президента Ф.Д. Рузвельта. США во Второй мировой войне. “Холодная война”. “Охота на ведьм”. Президенты США и их вклад в прогресс США. Лексика, связанная с этим периодом.


1. США и Первая мировая война.

2. США во Второй мировой войне.

3.Президенты США и их вклад в прогресс США.

Занятие1.Политическое и экономическое развитие США в XX веке.

Занятие2. “Холодная война”. “Охота на ведьм”.

Лексика, связанная с этим периодом.

12

Американская модель развития. Политическое и экономическое развитие США в XXI веке



Формирование американской национальной культуры и цивилизации. Характерные черты американского образа жизни. Литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр, кинематограф. Наука и технология. Религия. Американская культура и понятия американского образа жизни. Языковые реалии.


1.Формирование американской национальной культуры и цивилизации.

2.Американская культура и понятия американского образа жизни.

Занятие 1. Характерные черты американского образа жизни.

Занятие 2. Языковые реалии этого периода.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лексикология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 30 августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 20 13 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лингвострановедение и страноведение» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск