Скачать 131.26 Kb.
|
Разработка представленных материалов проведена в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» в 2003 году Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М АКУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕМУ «ЭТНОПЕДАГОГИКА» При разработке рабочей программы использованы материалы кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета Пояснительная записка Актуальность. Традиции воспитания любо народа являются важнейшим ресурсом организации современного педагогического процесса. Учет этих традиций, с одной стороны, позволяет преодолевать «размытость» нравственных идеалов в современном обществе, формулировать цели воспитания на основе народных идеалов совершенного человека, с другой, устанавливать прочное сотрудничество с родителями – представителями разных народов на основе понимания педагогами особенностей семейного воспитания, предписываемого той или иной национальной традицией. Духовное возрождение многонациональной России закономерно требует восстановления традиционной педагогической культуры народа, для чего необходимо обеспечивать подготовленность работников образования к адекватному использованию ценностей, содержания, методов и средств народной педагогики в современной практике обучения и воспитания. Сознательный отбор содержания и конструирование педагогического процесса на основе понимания проблем детей и родителей, обусловленных этническими процессами современности, являются профессионально важными умениями современного педагога. Повышение продуктивности социального воспитания в работе педагога возможно в случае его опоры на национальные культуры, умении гармонизировать межнациональные отношения субъектов педагогического процесса. Актуализация национальных культур как одно их существенных условий процветания ряда стран (Япония, Германия, Южная Корея и др.) – путь развития и России. Этнопедагогическая культура педагога – это личностное новообразование будущего педагога – строителя процветающей России. Цель курса: содействовать педагогам системы общего образования в формировании этнопедагогической культуры. В результате изучения курса слушатели должны иметь представления:
Слушатели должны знать:
Слушатели должны уметь:
Слушатели должны владеть:
Особенностями построения данного курса являются: направленность курса на самодиагностику и стимулирование саморазвития этнопедагогической культуры слушателей; направленность на проектирование системы действий педагогов на решение реальных проблем в системе образования. Учебно-тематический план
Программа лекционного курса Тема 1. Значение этнопедагогических знаний в практической работе педагога Этнопедагогика как наука о традициях воспитания разных народов. Проблемы педагогической деятельности, в решении которых применимы этнопедагогические знания. Этнопсихология и этнография как дополняющие этнопедагогику науки. Значение этнопедагогических и этнопсихологических знаний в работе педагога. Тема 2. Классификация этнопедагогических знаний Основные педагогические понятия народа (нравственный идеал, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, учение, приучение). Ребенок как объект и субъект воспитания. Функции, факторы, методы, средства и организация народного воспитания. Педагогическая роль коллективных форм в жизнедеятельности людей. Народные воспитатели (родители, старшие дети, уличные и общинные педагоги, неизвестные и малоизвестные педагоги, их деятельность, мысли). Тема 3. Нравственные идеалы человека у разных народов: общее и особенное Сущность народного идеала совершенного человека как обусловленная национальным менталитетом интерпретация общечеловеческих ценностей. Общее и особенное в нравственных идеалах человека у разных народов. Технология разработки целей воспитания образовательного учреждения на основе ценностей народных культур и этнопедагогического содержания. Тема 4. Принципы и методы воспитания у разных народов Религия как источник народной этики. Принципы и методы воспитания христианских народов. Воспитательные традиции мусульман. Воспитательные традиции народов, исповедующих иудаизм. Общее и особенное в принципах и методах воспитания у разных народов. Общее в традициях народной педагогики: идея гуманизма, народная дипломатия, воспитание нравственное, эстетическое, трудовое, умственное, физическое. Тема 5. Проблема отбора этнопедагогического содержания в проектировании педагогического процесса (на примере пословиц) Исследования воспитательных эффектов систематического применения народных пословиц. Проблема отбора этнопедагогического содержания в проектировании педагогического процесса. Технология отбора народных пословиц на основе модели «образовательной среды» В.А.Ясвина. Тема 6. Народные праздники как этнопедагогическая форма Классификация этнопедагогических форм. Критерии результативности этнопедагогического содержания и формы организации воспитательного мероприятия. Система календарных и семейных обрядов и праздников в народной культуре. Методика организации народного праздника. Тема 7. Основы этнопедагогического проектирования Основные задачи этнопедагогического проектирования: определение учреждением своей миссии и цели, выраженной в желаемых качествах личности выпускников; отбор этнопедагогического содержания, методов и средств воспитания и обучения, адекватных выработанным целям; определение наиболее актуальных для учреждения педагогических задач и составление проекта развития образовательного учреждения по решению этих задач; учет при проектировании таких условий, которые диктуются требованиями будущих видов деятельности выпускников и одновременно, являются характеристикой эффективных воспитательных систем; специальная подготовка учителей к использованию этнопедагогического содержания и средств воспитания и обучения. Программа практических занятий Тема 1. Этнопедагогическая культура педагога Заполнение и обработка методики В.А.Николаева – «Опросник уровня этнопедагогической культуры» студентов, как меры освоения традиционной педагогической культуры, понимания воспитательной сущности ее ценностей, способности их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания, понимания проблем родителей и учащихся, обусловленных современными этническими процессами. Информация об этапах развития этнопедагогической культуры студента. Тема 2. Планы исследования особенностей народного (этнического) воспитания Разработка критериев особенностей народного (этнического) воспитания для анализа этнографических, этнопсихологических источников, художественной литературы; разработка вопросов для выявления особенностей народного (этнического) воспитания в беседе с представителями разных народов (работа в микрогруппах студентов). Тема 3. Нравственные идеалы человека у разных народов: общее и особенное Сообщения студентов о нравственных идеалах человека у того или иного народа (по реферату). Групповое обсуждение общего и особенного в нравственных идеалах человека у разных народов. Тема 4. Воспитательные традиции разных народов Сообщения студентов о воспитательных традициях у того или иного народа (по реферату). Групповое обсуждение общего и особенного в воспитательных традициях у разных народов. Тема 5. Анализ воспитательного потенциала народных игр Критерии оценки этнопедагогического содержания и формы организации воспитательного мероприятия. Выбор одной из народных игр и анализ ее содержания (работа в микрогруппах студентов). Тема 6. Анализ этнопедагогических проектов Критерии оценки этнопедагогических проектов. Анализ и оценка одного из этнопедагогических проектов: в дошкольном образовательном учреждении, в общественном объединении, в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования, во временном коллективе летнего оздоровительного лагеря, в системе профессионального образования (работа в микрогруппах студентов). Тема 7. Разработка и обсуждение этнопедагогических проектов Опыт организации этнопедагогической работы как направления формирования чувства национальной гордости и культуры межнационального общения ребенка. Обсуждение индивидуально разработанных комплексных этнопедагогических проектов по решению актуальных проблем конкретного учреждения или организации. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Провести исследование особенностей народного (этнического) воспитания (по литературе и в беседе с представителями какого-либо народа). Задание 2. Выбрать и подготовить реферат о принципах и методах воспитания одного из народов, проживающих в Удмуртской Республике. Определить нравственные идеалы мужчины и женщины этого народа, факторы, методы, средства и организация народного воспитания. Задание 3. Провести самостоятельный анализ этнопедагогического проекта. Задание 4. Разработать комплексный этнопедагогический проект по разрешению одной из актуальных проблем конкретного учреждения или организации. Формы и методы работы студентов
Темы рефератов (реферативных сообщений)
Итоговая аттестация Осуществляется по результатам выполнения 4 заданий самостоятельной работы студентов. Основная литература
Дополнительная литература
|
Учебное пособие для системы повышения квалификации специалистов системы... Учебное пособие предназначено для работников социальной сферы, специального образования, административного управления, представителей... | Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» | Реферат слушателя курса повышения квалификации группы х-1 учителя... Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | ||
«Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации... Нной политики в области образования. Ведь от уровня профессиональных компетенций руководителей и педагогов зависит результативность... | Литература Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
2007 Обзор информационных ресурсов сети Интернет Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной... | «О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной... Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | ||
Самарская епархия русской православной церкви Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | Служба по контролю в области образования Красноярского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
Урока по информатике в 5 классе согласно фгос по теме «Хранение информации» Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессиональногообразования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
Программа элективного курса по информатике Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального... Профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» |