ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Согласовано
| Утверждаю
|
___________________
Руководитель ООП
по направлению 210100
декан ЭФ проф. В.А. Шпенст
|
Зав. кафедрой истории
профессор
____________ В.Г. Афанасьев
«___» ___________ 2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Направление подготовки бакалавра 210100–электроника и наноэлектроника
Профиль промышленная электроника Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Санкт-Петербург
2012
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной системы этических норм, технических достижений и эстетических ценностей современного человечества. Изучение данного предмета способствует становлению самосознания цельной личности и позволит представителям технической интеллигенции осуществлять профессиональную деятельность в таком многонациональном государстве, как Россия, и шире – в современном мультикультурном мире, опираясь на принципы толерантности и понимание типологических особенностей различных культур. Основные задачи курса:
- познакомить студентов с функциями культуры, её ролью в преобразовании природного мира, значением для развития человеческого общества и становления личности каждого человека;
- сформировать у студентов базовые навыки культурологического мышления с использованием таких понятий, как «язык культуры», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «типологические характеристики культуры», «культурная самоидентичность»;
- сформировать представление о многообразии культурных норм и ценностей, заложить основы толерантного поведения в мультикультурной и многоконфессиональной среде;
- познакомить с мировоззренческим и художественным наследием мировой культуры;
- осветить роль инженерной деятельности в истории мировой и отечественной культуры;
- научить студентов находить и анализировать информацию, необходимую для развития общей культуры и социализации личности;
- помочь выпускникам высшей школы ориентироваться в реалиях современного мира.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Культурология» относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть. Для изучения дисциплины «Культурология» достаточно знаний, умений и компетенций по гуманитарным предметам в объёме среднего (полного) общего или среднего профессионального образования. «Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социальная психология» и «Этика и деловой этикет». 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1 (обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения);
ОК-2 (быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения);
ОК-3 (логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь);
ОК-8 (осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм);
ОК-9 (стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства);
ОК-11 (осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности);
ОК-13 (использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач);
ОК-14 (анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции);
ОК-16 (понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций);
ОК-17 (осознавать ценность российской культуры, её место во всемирной культуре, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям);
ОК-18 (быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности);
ОК-20 (адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
- функции культуры; осознавать многообразие культурных (социальных, этнических, религиозных) ценностей в истории человечества, понимать значение этих ценностей для саморазвития личности;
- основные этапы развития цивилизации, наиболее значимые культурные достижения человечества, современные формы культуры;
- место и роль своей будущей профессии в системе культуры;
- особенности категориального освоения мира и моральных норм в различных региональных, этнических и конфессиональных культурах, значимые для формирования толерантного поведения и навыков межкультурной коммуникации в профессиональной и социальной жизни;
- место и роль культуры России в истории человечества и в современном мире. Уметь:
- осуществлять профессиональную деятельность в полиэтничном и многоконфессиональном коллективе, опираясь на принципы толерантности и сотрудничества;
- ориентироваться в мире норм и ценностей, оценивать явления и события с моральной и культурно-исторический точек зрения;
- самостоятельно находить в различных источниках и анализировать информацию социогуманитарного содержания, необходимую для формирования мировоззренческой позиции, решения социальных и профессиональных задач, адаптации к изменяющимся социальным и культурным ситуациям;
- аргументировано и ясно излагать свою позицию по вопросам общекультурного и мировоззренческого характера;
- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям;
- осуществлять осмысленный выбор предметов осмотра при посещении музеев и культурно-исторических достопримечательностей Петербурга, а также других регионов России и мира. Владеть:
- категориальным аппаратом для осмысления исторического и современного многообразия культур;
- навыками толерантного поведения и эффективного взаимодействия в поликультурной и полиэтничной среде на основе принятых в обществе моральных норм и основных принципов межкультурной коммуникации;
- навыками самостоятельного поиска информации общекультурного характера для формирования мировоззренческой позиции и аргументированного её обоснования
- навыками адаптации к различным социальным и культурным условиям. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2_______ зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 2
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| 54
| В том числе:
| -
| -
| Лекции
| 18
| 18
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
| 18
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
| В том числе:
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
| 12
| 12
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
| Подготовка к практическим занятиям, выполнение проверочных работ для текущего контроля знаний.
| 15
| 15
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачёт
| зачёт
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 72
| 72
| 2
| 2
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| Теория культуры: культура в жизни человека и общества.
| 1. Определение культуры. Культура как предмет изучения культурологии и родственных гуманитарных дисциплин (философия культуры, социология культуры, культурная антропология, история культуры).
2. Функции культуры.
3. Культура и природа. Культурогенез. Культура и общество. Место и роль инженерной деятельности в системе культуры. Культура и глобальные проблемы современности).
4. Культура и личность. Человек как субъект и объект культуры. Инкультурация и социализация. Культурная самоидентичность.
5 Основные понятия, используемые в теоретической и прикладной культурологии для описания исторического многообразия культур: «язык культуры», «символы культуры», «культурные коды», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «морфология культуры».
| 2
| Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.
| 1. Античная цивилизация: специфика отношения человека к природе, к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Античная идея калокагатии – гармоничного развития духовных и физических способностей человека. Важнейшие достижения в области науки, техники, искусства и социально-политической жизни. Культурное наследие Античности в современном мире.
2. Мировые религии в истории культуры. Буддизм, ислам, христианство: этические нормы, культурные ценности, исторические формы и основные направления. Буддизм, ислам, христианство в России.
3. Развитие цивилизации в Новое время. Эпоха Возрождения: становление антропоцентрического видения, формирование понятия «гуманизм», важнейшие образцы ренессансной литературы, живописи, науки. Установка на активное преобразование действительности – основополагающий императив европейской культуры. Культурное значение научных открытий XVI-XVII вв. и понятие «механистической картины мира». Эпоха Просвещения: «Энциклопедия» и энциклопедисты, концепция «прогресса». Индустриализация как культурный феномен. Культурные достижения XIX- нач. XX вв.
5. Историческое своеобразие российской цивилизации. Место и роль России в мировой культуре.
| 3
| Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации.
| 1. Современная типология локальных культур: этнические и национальные формы культуры, восточные и западные типы культур, специфические и «серединные» культуры.
2. Культурные традиции в контексте культурной модернизации. Процессы глобализации и тенденции культурной универсализации в современном мире. Своеобразие региональных культур.
3. Основные принципы взаимодействия в мультикультурном (полиэтничном или многоконфессиональном) коллективе.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
«Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социальная психология», «Этика и деловой этикет».
№ п/п
| Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| …
| 1
| «Философия»
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| «Политология»
| +
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин
| СРС
| Все-го
час.
| 1
| Теория культуры: культура в жизни человека и общества.
| 6
| 6
|
|
| 3
| 15
| 2
| Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.
| 26
| 8
|
|
| 12
| 46
| 3
| Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации.
| 4
| 4
|
|
| 3
| 11
|
6. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен. 7. Практические занятия (семинары)
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудо-емкость
(час.)
| 1
| 1
| Культура и личность: культурная самоидентификация, инженер как субъект культуры.
| 2
| 2
| 1
| Структура и функции культуры. Культура и природа, культура и общество.
| 2
| 3
| 1
| Закономерности исторического развития культуры: возникновение и развитие цивилизации, исторические типы культурных общностей.
| 2
| 4
| 2
| Мировые религии в истории культуры. Буддизм, ислам, христианство: этические нормы, культурные ценности, исторические формы и основные направления. Буддизм, ислам, христианство в России.
| 2
| 5
| 2
| Классическое культурное наследие Античной цивилизации. Античные темы в Петербурге.
| 2
| 6
| 2
| Классическое культурное наследие эпохи Возрождения, XVII века и эпохи Просвещения: образ человека в европейской культуре.
| 2
| 7
| 2
| Классическое культурное наследие Европы и России XIX-XX вв.
| 2
| 8
| 3
| Современная типология культур. Многообразие этнических традиций в культуре России.
| 2
| 9
| 3
| Основы межкультурной коммуникации в профессиональной сфере.
| 2
|
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Для получения итоговой аттестации студенты выполняют самостоятельную работу (реферат/презентацию) в рамках одной из следующих общих тем (конкретная формулировка согласуется с преподавателем):
1. Многообразие этнических традиций в культуре России.
2. Буддизм и мировая культура.
3. Буддизм в культуре России.
4. Христианство и мировая культура.
5. Христианство в культуре России.
6. Ислам и мировая культура.
7. Ислам в культуре России.
8. Традиционное наследие Индии в культуре современного мира.
9. Традиционное наследие Китая в культуре современного мира.
10. Традиционное наследие Японии в культуре современного мира.
11. Классическое наследие Античности в культуре современного мира.
12. Классическое наследие эпохи Возрождения в культуре современного мира.
13. Классическое наследие эпохи Нового времени в культуре современного мира.
14. Западноевропейское искусство в музеях Петербурга.
15. Отечественное искусство в музеях Петербурга. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература Бондарева О.Н., Рассадина С.А. Культурология. Тематический словарь понятий. – СПб.: СПГГИ, 2008.
Кириленко С.А. Культурология: Практикум. – СПб.: СПГГИ, 2005.
Науменко Н.В. Культурология. Психология искусства. – СПб.: СПГГИ, 2010. б) дополнительная литература Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. –М., 2007.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 2006.
Драч Г.В. Культурология. Учебное пособие. – М., 2006.
Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие. 10-е изд. – М., 2010.
Круглова Л.К. Культурология. Учебник для студентов вузов. – СПб., 2008.
Культурология : Учебник. / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2007.
Культурология. Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.Н. Марковой. 4-е изд. – М., 2009.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2006.
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. / под ред. С.А. Токарева. – М., 2008.
Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие. – СПб., 2008.
Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры. Учебник для студентов вузов. – М., 2009.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2008.
Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 2008.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии. – М., 2009.
Хейзинга Й. Homo ludens. – М., 2007.
Шпенглер О. Закат Европы. – М., 2006. в) программное обеспечение
Для изучения дисциплины «Культурология» специфического программного обеспечения не требуется.
Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Для изучения дисциплины «Культурология» не требуются специальные базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам:
Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/
Библиотека по культурологии: http://www.countries.ru
Информационный сайт по культурологии: http://culturolog.ru
Электронная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org
Энциклопедия Кругосвет: http://www.krugosvet.ru/
История древних культур и цивилизаций: http://www.ancient.gerodot.ru/default.htm
Искусство Античности: http://www.antica.lt/
Портал по изучению христианства: http://mystudies.narod.ru/index.htm
Ислам: история и современность: http://www.islam.ru/
Буддизм: основы вероучения: http://buddhism.org.ru/
Журнал «Гео»: http://www.geo.ru/
Журнал «Вокруг света»: http://www.vokrugsveta.ru/
Сайт о горном профессиональном сообществе дореволюционной России: http://www.russmin.narod.ru 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Лекции и практические занятия по дисциплине «Культурология» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Дисциплина «Культурология» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин. При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Теория культуры: культура в жизни человека и общества; 2. Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества. 3. Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации. Или два модуля: 1. Теория культуры: культура в жизни человека и общества, современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации; 2. Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества. Изучение дисциплины «Культурология» требует активного привлечения аудио- и видеоматериалов для полноценного отражения многообразия культур. Поэтому лекции и практические занятия по данной дисциплине должны сопровождаться мультимедийными презентациями и/или демонстрацией образовательных фильмов. Рекомендуется также (при наличии организационных возможностей) сопровождать изучение дисциплины «Культурология» экскурсиями в историко-культурные и художественные музеи Петербурга.
В целях развития навыков аналитического мышления и самостоятельного поиска информации, необходимой для развития общей культуры и социализации личности, студентам предлагаются задания для самостоятельной подготовки к дискуссиям на практических занятиях, задания на сопоставление различных культурных феноменов, ситуативные задачи (кейсы) по межкультурной коммуникации, а также творческие задания для самостоятельного изучения отдельных достижений мировой культуры. Примерами средств для текущего контроля являются тестовые или развёрнутые контрольные работы на усвоение понятийного аппарата культурологии и знание важнейших историко-культурных реалий.
Для получения промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины «Культурология» студенты выполняют самостоятельную творческую работу (реферат/презентацию) по одной из тем, указанных в п. 8.
|