Скачать 58.57 Kb.
|
СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРУКТУРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И КАЗАХСТАНА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Собянин Ф.И.д.п.н., профессор Белгородский госуниверситет, г. Белгород, Россия Даупаев М.О. к.п.н, доцент Западно-казахстанская гуманитарная академия, г. Уральск, Казахстан Клименко Т.И. к.п.н, доцент Западно-казахстанская гуманитарная академия, г. Уральск, Казахстан Введение. В современной России и Казахстане понятие «физическая культура» признано ключевым, оно широко применяется в науке, практике, в нормативных документах [13]. Поэтому принципиально важно определение структуры физической культуры, как специфического социального явления в системе профессионального и непрофессионального физкультурного образования. Представление о структуре физической культуры в России и Казахстане начало развиваться в 60-70-е годы прошлого столетия. К настоящему времени сложились различные позиции по поводу представления о структуре физической культуры [1,2, 3, 4. 5. 6. 7. 8. 9. ЮЛ 1. 12, 13]. По этой причине возникает путаница в понятиях теории физической культуры, наблюдается несовершенство законодательства в сфере физической культуры, обнаруживаются противоречия в содержании физкультурного образования, отмечаются другие негативные явления. Актуальность сложившейся проблемы заключается в том, чтобы прийти к единому мнению в представлении о структуре физической культуры. Предварительное изучение поставленного вопроса позволило сформулировать гипотезу исследования: предполагалось, что утверждение понятия «физическая культура» в России способствовало развитию представлений о ее структуре. Анализ сложившихся представлений о структуре физической культуры позволит выявить наиболее типичные подходы к ее интерпретации и прогнозировать перспективу развития представлений о физической культуре в современной России и Казахстане в будущем Цель данного исследования - выявить типичные подходы к представлениям о структуре физической культуры и определить перспективу их развития в России и Казахстане. Методы исследования - изучение данных специальной литературы, анализ, синтез, сравнение. Изучение специальной литературы проводилась с 1995 по 2010 гг. Исследованы законы о физической культуре, содержание программных документов в системе общего, среднего специального и высшего образования (государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебно-методические комплексы по теории и методике физической культуры), учебники, учебные пособия, материалы научных конференций, конгрессов, научные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, диссертации (500 источников). Результаты исследования. Данные исследования свидетельствуют о том, что еще в 60-70-е годы прошлого столетия в структуру понятия «физическая культура» включали все, что относилось к физическому воспитанию, образованию, развитию как в самой системе физического воспитания, так и вне ее [12]. С 70-80-х годов в физической культуре начали выделять отдельные компоненты: общее физическое воспитание, физическое воспитание с профессиональной направленностью, физическое воспитание со спортивной направленностью [11]. В то время в основу представления о структуре физической культуры было положено интегративное значение «физического воспитания», как оригинальной педагогической системы, объединяющей все компоненты физической культуры (Рис. 1). Однако, в этой структуре отсутствуют некоторые компоненты, например, направленные на применение средств физической культуры для проведения досуга, активного отдыха, восстановления, адаптации инвалидов. Физическая культура Физическое воспитание Физическое воспитание со спортивной направленностью Общее физическое воспитание Физическое воспитание с профессиональной направленностью Рис. 1. Структура физической культуры по Б.А. Ашмарину (1990) Другой подход предполагает в структуру физической культуры включать: базовую физическую культуру, спорт и туризм, профессионально-прикладную физическую подготовку, оздоровительно-реабилитационную физическую культуру, «фоновые виды» физической культуры [4, 8]. В данном подходе нет особых оснований связывать воедино «спорт и туризм», поскольку спорт направлен на достижение максимальных результатов в соревновательной деятельности, а туризм имеет много разновидностей включая такие, где двигательная активность сводится к минимуму или вообще отсутствует. Нет четкого разграничения между компонентами «оздоровительно-реабилитационная физическая культура» и «фоновыми» видами физической культуры», потому что в каждом из них выделяется восстановление функций организма. Другое представление о структуре физической культуры также имеет большое распространение в различных документах. В 2008 году в России принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [13]. В нем нет структуры физической культуры. Словосочетание «физическая культура и спорт» свидетельствует о том, что эти понятия сочетаются как равные. В определении понятия «физическая культура» говорится, что она решает свои задачи с помощью «физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [13]. В отличие от указанных представлений существует позиция, основанная на культурологическом подходе [1, 6, 7, 10]. Смысл данного представления в построении структуры, исходя из анализа существующих человеческих потребностей в применении средств физической культуры. Первоначально структура физической культуры с позиции данного подхода была предложена профессором Выдриным В.М. еще в 1981 году. К настоящему времени это представление получает определенную поддержку [2, 3, 9], несмотря на имеющуюся критику [5]. Современное представление о структуре физической культуры учитывает имеющиеся и перспективные потребности (Рис.2). Рис. 2. Современное представление о структуре физической культуры Выводы. В России и Казахстане сложилось несколько научных подходов при рассмотрении структуры физической культуры. Большинство из них не имеет глубокого научного обоснования. Особо выделяется представление о структуре физической культуры, опирающееся на теорию деятельности и потребностей, системный и культурологический подходы. Однако, ни одно из существующих в России и Казахстане представлений о структуре физической культуры не утвердилось, как доминирующее. Анализ проблемы дает основание предполагать, что наиболее перспективным окажется представление, построенное на положениях культурологического подхода. Рекомендации: необходимо учитывать современные тенденции и представления о структуре физической культуры в научных исследованиях, в содержании физкультурного образования, при разработке программно-нормативных, законодательных документов, в целом в теории и практике физической культуры. Литература:
|
Программа городской научной конференции школы молодых ученых «современное... Иок, проректор по ур сгту; Борщов А. С., профессор, директор испм; Устьянцев В. Б., профессор каф. Флс; Елютина М. Э., профессор,... | Программа научно-исследовательского семинара «Современные проблемы... СПб ф гу-вшэ (д э н., профессор Ходачек А. М., д э н., профессор Виленчик В. И., д э н., профессор Малеева Т. В., д э н., профессор... | ||
Протокол ведения больных Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии Российской академии медицинских наук (академик рамн, профессор В. И. Кулаков,... | Профессор М. Е. Бурно Справка из Центра Терапии творческим самовыражением... Оппл (Президент – профессор В. В. Макаров) и кафедры психотерапии и сексологии (гбоу дпо «Российская медицинская академия последипломного... | ||
«РиаНовости» 03. 04. 12 России в марте по-прежнему остается мэр Москвы Сергей Собянин. Впервые за время исследования второе место занял президент Татарстана... | Т. А. Смелова Г. С. Мерзликина Рецензенты: заведующий кафедрой менеджмента сгсэу д э н., профессор Яшин Н. С., заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, ахд и аудит»... | ||
Приглашаем Вас принять участие в Первом Съезде многодетных семей города Москвы! На Съезд приглашены депутаты Московской городской Думы, Государственной Думы, Префекты округов, Главы Департаментов и ведомств, мэр... | Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00.... Составители рабочей программы: профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, к п н. Горбачев В. Т.; профессор кафедры гуманитарных... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины философия Составители: д ф н., профессор Сидоренко Н. И., д ф н., профессор Новикова Е. Ю., к ф н | Российской федерации Г. И. Пещеров, преподаватель высшей школы, доктор военных наук, профессор, профессор авн РФ | ||
Российской федерации Г. И. Пещеров, преподаватель высшей школы, доктор военных наук, профессор, профессор авн РФ | А. А. Рожнов А. А. Терениченко В. Е. Рубаник, профессор кафедры «Теория и история государства и права», доктор юридических наук, профессор | ||
Программа «Детство» Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности Составители рабочей программы: профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, д ю н., профессор Ситдикова Л. Б | ||
Отчет о результатах самообследования Рецензент: профессор кафедры предпринимательства и агробизнеса Уральской государственной сельскохозяйственной академии, д-р экон... | Программа дисциплины «Конституционное и муниципальное право России»... М. А. Краснов и д ю н., профессор В. Д. Мазаев, д ю н., профессор И. И. Овчинников |