Скачать 400.95 Kb.
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России XIX–XX вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России XIX–XX вв.» включает в себя:
1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Спецкурс «Художественная культура России XIX–XX вв.» является предметом изучения по выбору для студентов всех специальностей. В результате изучения спецкурса студенты получат знания по узловым проблемам художественной культуры России ХIХ–ХХ веков, скорректируют существующие у них знания в соответствии с новыми методическими подходами, расширят свой кругозор, ценностные ориентации и систематизируют имеющиеся знания по вопросам художественной культуры, сформируют представление о динамике развития отечественной культуры. Получат некоторый опыт и умение анализа художественных ценностей произведений искусства и их использования. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучив, дисциплину студент должен: 2.1. Знать и уметь использовать в своей практической деятельности и повседневной жизни Художественную культуру в объеме программы. 2.2. Иметь опыт отличать высокохудожественное произведение от подделки, бездуховности, отрицательно влияющего на всестороннее развитие личности. 2.3. Иметь представление о быстро меняющихся процессах в художественной жизни России. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ Т е м а 1. Сущность, содержание и структура художественной культуры Основные понятия художественной культуры. Структура художественной культуры: материально-художественная сфера, духовно-художественная сфера, теоретическая сфера. Закономерности и социальные функции художественной культуры. Классификация видов искусства: пространственные, временные, синтетические, декоративно-прикладные, технические. Стили в искусстве: романский, готический, барокко, классицизм, реализм, натурализм, модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, дадаизм. Создание, распространение и освоение художественной культуры обществом и личностью. [1, 2, 7]. Т е м а 2. Художественная культура России первой половины XIX века Влияние общественно-политической ситуации в России на развитие художественной культуры. Возвышение нравственности и рост национального самосознания. Господство высоких общественных идеалов: преданность и защита Отечества, верность долгу и чести, героизм. Победа в Отечественной войне 1812 года. «Брожение умов» о судьбах России. Западничество и славянофильство. Путь от классицизма и романтизма к реализму. Феномен А.С. Пушкина. Общественная мысль о роли искусства и назначение художника. Высокая словесность и драматургия. Русский театр и великие русские актеры (Р. Симонов, В. Каратыгин, П. Мочалов, А. Мартынов). Русская оперная традиция и симфонизм. Павловские концертные сезоны. Архитектура. Русский ампир (А. Воронихин, К. Росси, О. Бове, Жилярди). Русско-византийский стиль архитектуры К. Тона (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата). Живописный романтизм О. Кипренского. Классицизм П. Брюллова, реализм А. Венецианова, П. Федотова. Связь русской художественной культуры с художественной культурой народов России. [5, 8, 11, 18]. Тема 3. Художественная культура России второй половины XIX века События экономической, политической и духовной жизни России второй половины XIX века и их влияние на художественную культуру. Социально-критическая направленность искусства. Развитие отечественной литературно-художественной критики (В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, В. Стасов и др.). Расцвет русского классического романа и повести. Изобразительное искусство. «Бунт 14 протестантов» и создание «Артели художников». Товарищество передвижников, его противостояние академизму. Социально-политические мотивы творчества П.Репина, В.Сурикова. Скульптура и исторические портреты А. Антокольского и монументальная скульптура А. Аникушина (памятник А.С. Пушкину в Москве). Музыка. Русское музыкальное общество (1859). Открытие Петербургской и Московской консерваторий. Творческое объединение «Могучая кучка». Музыкальные драмы М. Мусорского. Феномен П. Чайковского. Театр и драматургия. Малый и Александровский театры. [2–5, 8, 10, 13, 14]. Т е м а 4. Художественная культура России рубежа Х1Х–ХХ веков Социально-экономические и политические процессы в России на рубеже Х1Х-ХХ веков и их влияние на художественную культуру. Серебряный век русской поэзии. Русское деканденство рубежа веков. Рождение русского Кино. Театральная реформа начала века. Новые театры России: МХАТ в Москве, театр В. Комиссаржевской в Петербурге. Неоромантизм в искусстве. Драматургия А. Чехова и М. Горького. Социально-художественные утопии Г. Скрябина (цветомузыкальная революция). Русская вокальная школа (Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова и др.). «Мир искусства» как широкое культурно-эстетическое движение и его просветители (А. Бенуа, К. Сомов, С. Дягилев и др.). Веховцы и их философско-духовное кредо. Поиск духовности и выразительности: предпосылки русского авангарда («Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»). Феномен русского классического балета (М. Фокина, А. Павлова, В. Нежинский). Музыкальный авангард И. Стравинского. [5, 12, 15, 16]. Т е м а 5. Послереволюционная (20–30-е годы) художественная культура России Подлинное и мнимое в художественной культуре послереволюционного периода. Сущность культурной революции. Идеология пролеткульта. План монументальной пропаганды. Литературные объединения и их манифесты — РАПП, Леф, «Первая», Конструктивисты и др. Традиция МХАТа и новые направления сценического искусства (В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, А. Таиров). Тема революции и гражданской войны в произведениях М. Горького, А. Блока. А. Маяковского, А. Шолохова, А. Платонова, М. Булгакова, А. Фадеева; в кинофильмах режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина; в творчестве К. Петрова-Водкина, Б. Иогансона, Ф. Моора, И. Шадра и др.; в музыкальных произведениях С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Драматургия духовных исканий в поэзии (С. Есенина, О. Мандельштама, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Цветаевой). [1–3, 5, 12, 15]. Т е м а 6. Художественная культура периода Великой Отечественной войны Все для фронта. Все для победы — основная тема художественной культуры. Военно-патриотическая тема в художественном творчестве К. Симонова, И. Эренбурга, А. Твардовского, В. Гросмана, А. Ахматовой, О. Бергольц. Документальный, художественный кинематограф с фронтов Великой Отечественной войны. Художественное кино Великой Отечественной войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и Л. Каполин). «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. М. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Два бойца» (реж. Л. Луков), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер). Героико-символические образы защитников Отечества в изобразительном искусстве. Плакаты кукрыниксов: «Освободи», «Отомсти». «Родина-мать зовет» И. Таидзе, «Воин Красной Армии, спаси» В. Карецкого, «Дойдем до Берлина» А. Голованова; графика Д. Шмаринова; «Незабудем, не простим», художественные картины: «Фашист пролетел», «Оборона Севастополя», «Мать партизана». Тетрально-концертные бригады на фронтах Великой Отечественной войны. Музыка Великой Отечественной А. Александрова, Д. Шестаковича, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, И. Дунаевского. [3–5, 6]. Т е м а 7. Искусство 50-60-х годов Партийно-административное воздействие на художественную культуру. Постановление ЦК ВКПС(б) 1946–1948 гг.: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматургических театров и мерах его улучшения», «О кинофильме «Большая жизнь», об опере «Великая дружба». «Оттепель» и ситуация в культуре. Искусство «шестидесятников». Первые международные конкурсы, фестивали, выставки. Художественная культура в период застоя: обретения и потери. Идеи гуманизма в произведениях искусства. Общечеловеческая проблематика в национальном искусстве (Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, Н. Думбадзе и др.). Авторская песня как выражение социального протеста (Б. Окуджава, В. Высоцкий). Воинский и трудовой героизм народа в искусстве. [3–6]. Т е м а 8. Перестройка в России и ее влияние на художественную культуру Политика гласности — и ее значение в перестройке художественной культуры. Демократическое крыло в художественной культуре. Кадровые перестановки в творческих союзах, органах культуры. Раскол в рядах интеллигенции. Расширение культурных связей. «Новая волна» иммиграции. Массовая западная культура в России. Нравственные проблемы общества в произведениях: «Пожар» В. Распутина, «Печальный детектив» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова. Пересмотр истории страны в произведениях «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Зубр» Д. Гранина; в пьесах М. Шатрова «Брестский мир» и «Дальше, дальше, дальше...». [3, 4, 7]. Возвращение запрещенной литературы (А. Солженицын, В. Гросман, А. Ахматова, Н. Гумилев и другие); кинофильмов: «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Смирнова и другие; художников К. Малевича и В. Кандинского. [3, 4, 7]. Т е м а 9. Актуальные проблемы современной художественной культуры Демократизация общества, рост национального самосознания: проблемы и противоречия. Перспективы развития художественной культуры в условиях многопартийной системы и плюрализма мировоззренческих позиций. Усиление процессов политизации общества. Художественная культура в условиях перехода к рынку. Негативные последствия коммерциализации художественной культуры. Пересмотр нравственных ценностей в произведениях искусства. Отражение исторических процессов в современной художественной прошлого. Умонастроения общества и их отражение в искусстве. Противоречия между накопленными художественными ценностями и их бытованием. Взаимоотношения классического и массового искусства. Взаимосвязь профессионального, народного и самодеятельного творчества. [3, 4, 7, 9]. 4.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Тема 2а. Художественная культура России XIX века. (Занятия проводятся в музеях) — 4 часа. Ц е л ь : На основе полученных знаний в ходе лекций, самостоятельной работы студентов, в процессе занятий в музее проследить тенденции развития художественной культуры, отражения в ней духовной жизни России. 2. Тема 9а. Актуальные проблемы современной художественной культуры России. (Просмотр и обсуждение музейной выставки) — 4 часа. Ц е л ь : Проследить ведущие тенденции в художественной культуре, отображение в искусстве проблем современности, духовного состояния Российского общества 5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература Основная 1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественные искусства – М.: Высшая школа, 2009. 2. Эренгресс Мировая художественная культура – М.: Высшая школа, 2009. 3. Культурология. Курс лекций Под ред. Проф. А.А.Радугина М.: Центр.2007. 4. Волков, Соломон. История русской культуры XX века от Льва Толстого до Александра Солженицына [Текст] : Литературно-художественное издание / С. Волков. -М.: Эксмо, 2008. - 352 с. 5. Культура России от Древней Руси до наших дней (культуроведение России) //www.ibooks.ru 6. Игнатов В.С. Художественная культура России XIX–XX вв. Курс лекций. Электронный вариант, РГОТУПС. (CD) Дополнительная
10. История культуры России. — М.: 1993. 11. Рябцев Ю.С. История русской культуры XX века: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. 12. Кино. Энциклопедический словарь. — М.: 1984. 13. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. — М.: «АспектПресс», 1997. 14. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. — М.: Детская литература, 1989. 15. Литературно- энциклопедический словарь. Под ред. В. Кожевникова и П. Николаева. — М.: 1989. 16. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г.В. Келдыш — М.: 1990. 17. Милюков П.И. Очерки по истории русской культуры. — М.: 1990. 18. Малая история искусств ХХ века. — М.: 1991. 19. Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины XIX века. – М.: 1990. 20. Рапецкая Л.А. История художественной культуры России от древнейших времен до конца XX века. — М.: Изд-во «Академия» 2008. учебное пособие для вузов. 21. Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира /Под ред. С.Ю. Стернина. — М.: Наука, 1991. 22. Русская художественная культура второй половины XIX века. Диалог с эпохой. — М.: Наука, 1996. 23. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала XX века: Учеб. — М.: Просвещение, 1993. 24. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. — М.: Изд-во МГУ, 1993. 25. Эренгросс «Мировая художественная культура в двух томах». — М.: Изд-во Высшая школа, 3-е изд. 2009. Видеоматериал
6. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ 19-20 ВЕКОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА (РОАТ МИИТ) Кафедра «Философия, социология и история» Автор Игнатов Вячеслав Сергеевич, кандидат философских наук, профессор
Москва 2010 г. Общие положения Спецкурс «Художественная культура России XIX – XX вв.» является предметом изучения по выбору для студентов всех специальностей. В результате изучения дисциплины студенты получают знания по узловым проблемам Художественной культуры России XIX – XX вв., расширяя свой кругозор по проблемам культуры, формируют представления о динамике развития отечественной культуры. Получат некоторый опыт и умение анализа художественных произведений и их использования в своей практической деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучив дисциплину, студент должен: 2.1. Знать и уметь использовать в своей практической деятельности и повседневной жизни Художественную культуру в объеме программы. 2.2. Иметь опыт отличать высокохудожественное произведение от подделки, бездуховности, отрицательно влияющего на всестороннее развитие личности. 2.3. Иметь представление о быстро меняющихся процессах в художественной жизни России. Приступая к изучению дисциплины, студент знакомится с рабочей программой, тематическим планом, планом семинарского занятия, основной и дополнительной учебной литературой, объемом дисциплины и видами учебной работы. На установочных лекциях – это основная форма заочного обучения, необходимо обратить внимание на содержание и методику излагаемого преподавателем материала, рекомендаций изучения дисциплины в целом и отдельных тем в частности. Важной формой обучения является семинар, он проводится по одной из актуальных тем дисциплины. В ходе проведения семинарского занятия могут быть использованы такие формы как круглый стол, деловая игра, рефераты, оппонирование источников, дискуссия, диспут и другие формы. Подготовка студента к семинарскому занятию начинается с изучения лекционного материала и рекомендованной литературы. На семинарском занятии студент может выступить с докладом или научным сообщением. Продолжительность не более 10-15 минут. Готовя доклад, необходимо уделить внимание подбору новой литературы. В ходе изложения доклада могут быть использованы схемы, произведения искусства и другие материалы. План проведения семинара. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» России изучается студентами исторического факультета в 4 семестре (дневное отделение), в 6 семестре (заочное отделение). Она призвана... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401.... Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) Умк обсуждено и одобрено методической комиссией факультета педагогического образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:... Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 4 курса очной формы обучения по направлению: 071300. 62 Народная... | Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,3 курса очной формы обучения по направлению: 531100 (071300.... | Учебно-методический комплекс международное частное право Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 Физическая культура Пьянзин А. И. Спортивная метрология: Учебно-методический комплекс по дисциплине (Специальность 033100 Физическая культура, срок обучения... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура повседневности России» Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности России Направление/ специальность — 031400. 62, культурология Форма... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» Конева Н. А., Волохов Е. Н; Малеев Д. О. Лыжный спорт. Учебно методический комплекс для студентов Института физической культуры направление... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «муниципальное право россии» Кипров И. А., кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин. Учебно-методический комплекс по дисциплине... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология... Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |