Доклад заместителя министра образования и науки





Скачать 182.92 Kb.
НазваниеДоклад заместителя министра образования и науки
Дата публикации18.12.2014
Размер182.92 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Культура > Доклад
Доклад заместителя министра образования и науки

Удмуртской Республики И.Н. Белозёрова

Слайд 1

О воспитании толерантности как основы формирования гражданской позиции молодежи в противодействии идеологии терроризма, экстремизма, этнической нетерпимости.
Уважаемые члены Коллегии!

Вопросы профилактики любых проявлений экстремизма, национализма, находятся в центре внимания Министерства образования и науки Удмуртской Республики. Это связано как с многонациональным составом населения нашей республики, так и с текущей социально-экономической ситуацией в обществе. В настоящее время в стране, особенно в крупных городах, отмечается рост проявлений этих негативных явлений. Наиболее чувствительны и легко поддаются подобным настроениям дети, подростки и молодежь.

Слайд 2

Возрастной диапазон экстремистки настроенных детско-подростковых и молодежных группировок колеблется от 12-13 до 30 лет, вместе с тем наибольшую криминальную активность проявляют подростки и юноши в возрасте от 15 до 18 лет.

Экстремистские и ксенофобские настроения среди несовершеннолетних характеризуются полярностью – от «мягких» форм ксенофобии до жестких агрессивно-расистских. Более того, подобные взгляды в последнее время становятся не только формой протеста, характерного для данного подросткового и юношеского возраста, но и в определенной степени специфической чертой молодежной субкультуры.

В современных условиях проблема совершенствования деятельности образовательных организаций в области профилактики экстремизма, ксенофобии и национализма среди обучающихся становится наиболее актуальной. При этом отмечается дефицит комплексных теоретических и прикладных исследований в области проблем профилактики и превенции преступлений данного вида.

Вместе с тем, анализ работы образовательных учреждений в направлении профилактики ксенофобии и экстремизма выявил ряд проблем, решение которых связано с необходимостью переосмыслением системы работы среди обучающихся и воспитанников в данной области. В частности, акции и мероприятия предполагают лишь поверхностную осведомленность обучающихся о культуре и традициях народов, их быте и нормах жизни. Необходимо развивать индивидуальную, адресную работу с несовершеннолетними.

Слайд 3

Министерством в соответствии со ст. 5 Федерального Закона № 114-ФЗ от 27 июля 2002 года «О противодействии экстремисткой деятельности» координируется организация воспитательной работы в образовательных организациях Удмуртской Республики, направленной на предупреждение экстремистской деятельности учащихся и молодежи.

Работа в этом направлении носит системный, многоаспектный характер, основанный на межведомственном взаимодействии и партнерских отношениях всех субъектов профилактики экстремизма и национализма в детско-подростковой среде.

Ежеквартально Министерство проводит мониторинг работы образовательных организаций, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, по профилактике этих явлений. Общая аналитическая информация обобщается в итоговом сборнике министерства, на Коллегиях и на межведомственных совещаниях со специалистами по воспитательной работе.

Ежемесячно делаются запросы в Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике о фактах, свидетельствующих об экстремистских проявлениях. В течение 2011, 2012 и в текущем году таких сведений, в том числе и из органов внутренних дел в Министерство не поступало. Не поступало также сведений о неформальных молодежных организациях, деятельность которых является общественно опасной. Тем не менее, работа с каждым годом в этом направлении совершенствуется.

Министерством ежегодно утверждается план работы, направленной на правовое воспитание обучающихся и воспитанников, формирование их законопослушного поведения, в том числе и на профилактику экстремизма.

Слайд 4

В рамках комплексных мероприятий, которые носят межведомственный характер, по данной деятельности реализуются следующие республиканские программы:

  • «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2010 – 2014 годы»;

  • «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики на 2010 – 2014 годы»;

  • Республиканская целевая программа «Безопасность образовательного учреждения (2010-2014 годы)»;

  • Республиканская целевая программа по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы.

Во исполнение протокола Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики от 01.03.2011 г. №1 (пункт 2) Министерством образования и науки Удмуртской Республики разработаны методики работы по формированию законопослушного поведения учащихся. Данный документ внедрен в практику работы образовательных учреждений республики.

В соответствии с этими нормативными документами образовательными организациями спланирована система информационно-просветительских, воспитательных мер, направленных на профилактику асоциального поведения обучающихся и воспитанников, в том числе на профилактику экстремизма.

Анализ деятельности образовательных организаций показывает, что сегодня система образования обладает всеми необходимыми ресурсами для проведения профилактики проявлений экстремизма и национализма, воспитывая детей, подростков и молодежь в духе понимания, межнационального мира и терпимости (толерантности).

Органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями ежегодно проводится комплекс мероприятий по поддержанию социальной стабильности в сфере межэтнических отношений, профилактики экстремизма.

Слайд 5

Так, например, в организациях профессионального образования проведены:

- классные часы «Общение без агрессии»;

- тренинги «Психологическое влияние. Защита от манипуляций»;

- родительские собрания «Микросоциум несовершеннолетнего. Как противостоять негативному влиянию среды»;

- классные часы по темам «Правила поведения человека в обществе» и «Кодекс поведения обучающихся» и др.

В школах проведены уроки обществознания по теме «Экстремизм в молодежной среде и борьба с его проявлениями», классные часы «Движение скинхедов и его опасность», «Экстремизм и его проявления», анкетирование учащихся на тему «Быть толерантным – это значит…», конкурсы рисунков и листовок «Мы и наши соседи» и т.д.

Также для формирования правового сознания ежегодно в образовательных организациях проходят единые дни правовых знании, круглые столы, семинары и конференции для специалистов системы образования.

За последние десять лет сложилась система мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, формированию здорового образа жизни среди детей и молодежи. Многие направления этой работы влияют на формирование толерантного сознания, профилактику экстремизма и ксенофобии.

Среди них:

- работа с ветеранами Великой отечественной войны и организация празднования Дня Победы;

- организация подготовки молодежи к военной службе.

Слайд 6

Только за 2012, 2013 годы были проведены такие крупные республиканские мероприятия противоэкстремистской направленности:

  • Республиканская очно-заочная школа юных краеведов-исследователей «ШАЕРЧИ». В ходе научно-исследовательской деятельность по изучению и сохранению историко-культурного наследия приняли участие более 1200 школьников из всех городов и районов республики.

  • Региональный этап Национального конкурса социальной рекламы «Новое пространство России». Ряд номинаций конкурса был направлен на формирование патриотизма, толерантного отношения к различным религиям, культурным традициям, терпимости к людям с ограниченными физическими возможностями («Разные религии – одна страна», «Культурное пространство России», «Мир равных возможностей», «С чего начинается Родина» - это неполный перечень номинаций).

  • Региональный этап XI Всероссийской акции «Я – гражданин России». В рамках акции коллективами школьников разрабатывались социальные проекты по номинациям «Гражданские инициативы», «Молодежная проблематика», «Социальные проблемы» и другие.

Слайд 7

Предприняты дополнительные меры, направленные на выявление и пресечение в сети Интернет неправомерного контента в рамках предупреждения экстремистских проявлений, рекламы алкоголя и наркотиков, вовлечения в секты и т.д. Приказом Министерства внесены изменения в Правила пользования сетью Интернет в образовательных учреждениях. Прописаны обязанности обучающегося, пользующегося Интернет-ресурсами, преподавателя, проводящего учебное занятие, и лица, ответственного за работу локальной сети и ограничение доступа к информационным ресурсам.

Ежегодно в образовательных учреждениях организуются встречи обучающихся с сотрудниками органов внутренних дел по разъяснению ответственности за правонарушения, посягающие на общественных порядок.

В 2011 году во все территории и республиканские образовательные организации направлены для использования в работе методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде, разработанные Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Целенаправленную работу по профилактике экстремистских проявлений среди детей и молодежи, повышения уровня подготовленности педагогических работников проводит Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики.

Слайд 8

Кроме того, проблемы экстремистского характера систематически рассматриваются на республиканских научно-практических конференциях:

- «Формирование культурно-образовательного пространства в современных тенденциях развития государства»;

- «Духовно-нравственные основы патриотического воспитания»;

- «Проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе».

По результатам конференций подготовлены сборники, в которые вошли методические разработки педагогов, доклады и иные материалы, связанные с профилактикой экстремизма, формированием толерантного сознания.

Поддержка национально-культурных традиций предотвращает развитие питательной почвы для проявления национализма. Сохранение национальной культуры рассматривается сегодня как базовая предпосылка безопасности общества, а отечественная культура как фактор душевного здоровья нации.

Министерством ведется систематическая работа, направленная на удовлетворение этнокультурных потребностей учащихся, гармонизацию межнациональных отношений.

Слайд 9

Задачи воспитания толерантности заложены и в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В соответствии с новыми стандартами, личностные достижения к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ должны отражать:

ФГОС начального общего образования:

– воспитание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

ФГОС среднего общего образования:

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

ФГОС основного общего образования:

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. №1666, отдельно обозначены задачи в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. Они заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России. Отмечено, что это должно осуществляться на всех этапах образовательного процесса.

В этой связи предполагается повышение роли гуманитарного направления в процессе образования, разработка учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности.

Так же необходимо совершенствовать систему обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России, наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям.

И Стратегия, и федеральные государственные образовательные стандарты ставят для всех образовательных организаций республики задачи, связанные с формированием этнической и российской гражданской идентичности обучающихся, способствующие духовной консолидации полинационального общества. Для этого целесообразно введение в программы общеобразовательных учреждений образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России (В нашей республике в 2011 году разработана и издана программа курса по ознакомлению учащихся 2-4 классов с историей и культурой народов, поживающих в Удмуртской Республике; в целях соблюдения преемственности в ближайшее время соответствующие программы будут разработаны для уровней дошкольного, основного и среднего общего образования).

Образовательным организациям необходимо активно разрабатывать и внедрять новые формы и методы организации учебно-воспитательного процесса по воспитанию у учащихся (воспитанников) культуры межнационального общения.

Повышению творческой активности учащихся, интереса к родному языку и истории края способствуют различные по содержанию и формам внеклассные мероприятия, проводимые ежегодно как на районном, так и республиканском уровнях.

Доброй традицией в республике стало ежегодное проведение Дня родных языков, Республиканской конференции школьников «Языковое образование в полиэтническом регионе», Республиканского полинационального лагеря для школьников, Межрегиональной лагерной смены для творческих детей «Шундыкар» (Город Солнца») и др.

Слайд 10

Целенаправленная работа по формированию поликультурной личности, которая должна сочетать в себе системные знания в области национальной культуры, ориентацию на этнокультурные ценности, способность к межэтническому и межкультурному диалогу, осуществляется в БОУ УР «Удмуртская государственная национальная гимназия имени Кузебая Герда». Коллективом особое внимание уделяется опытно-экспериментальной работе. Систематически проводимые не базе гимназии районные, городские, республиканские, межрегиональные и международные мероприятия получают высокую оценку педагогов. В этом году принято решение об открытии на базе Удмуртской государственной национальной гимназии республиканского ресурсного центра по изучению родных языков народов, проживающих на территории Удмуртской Республики.

(Пример мероприятия: в августе текущего года с большим успехом проведен 9-й Международный танцевальный лагерь в рамках реализации Международного проекта «Мост». Проект осуществляется с 2005 года.

Цель проекта: популяризация и сохранение народных танцев, традиций, языков и культуры финно-угорских народов, передача накопленного опыта молодому поколению через организацию диалога и сотрудничества между представителями молодежных и детских ансамблей народного танца - участниками лагеря.).

Слайд 11

Также заслуживает внимания опыт работы детского сада № 208 г. Ижевска, Ягульской средней общеобразовательной школы Завьяловского района, гимназий №24, №6, г. Ижевска, Кузебаевской средней общеобразовательной школы Алнашского района, являющихся республиканскими инновационными площадками по программам поликультурного образования.

Отсутствие массовых и единичных проявлений экстремистского характера в республике не дает повод успокаиваться, риск вовлечения детей и молодежи в названные противоправные действия остается высоким.

В течение 2013-2014 учебного года будет инициирована дальнейшая деятельность образовательных организаций в этом направлении. Предполагается привлечение к профилактической работе общественных организаций, религиозных конфессий.

В частности, в мае 2013 года заключено соглашение между Министерством и Ижевской и Удмуртской Епархией Русской Православной Церкви о совместной деятельности по предупреждению социальных отклонений в детско-подростковой и молодежной среде, включая профилактику межрелигиозной, межнациональной нетерпимости. В рамках соглашения готовится к распространению среди учащихся, воспитанников образовательных учреждений республики совместное обращение о недопустимости неуважительного отношения к представителям различных национальностей и вероисповеданий, применения физического насилия и унижения чести и достоинства по национальным или религиозным признакам.

Учитывая значимость проблемы предлагаем в 2014-2015 учебном году в целях формирования толерантности и гражданского самосознания в образовательных организациях провести уроки (занятия) «Мы – жители многонациональной Удмуртской Республики!».

Вместе с тем, принимаемые меры не позволяют изменить ситуацию в области воспитания коренным образом так как:

  • - снижен воспитательный потенциал ведущих институтов воспитания семьи, учреждений образования, культуры, спорта;

  • - интенсивная информатизация общества кардинально перестраивает пространство детства, процесс его духовного становления, влияет на психологию взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Профилактика правонарушений и преступлений должна быть не только планомерной и целенаправленной, но также и своевременной. Кроме того, необходимо постоянное обновление форм и методов профилактической работы. Основой профилактической работы должно стать развитие альтернативы совершению противоправных действий, способствующей социальной активности среди детей и подростков, повышение творческой активности подрастающего поколения, привлечение внимания всех участников образовательного процесса.

Возможно, нашим педагогам не хватает знаний в области конфликтологии, умений применять специальные техники по успешному разрешению конфликтных ситуаций. Для решения этой задачи мы видим большой потенциал в школьных психологических службах, центрах психолого-медико-социального сопровождения, районных методических центрах, высших учебных заведениях системы образования, реализующих программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Слайд 12

Перед Министерством и образовательными организациями системы образования определены задачи:

- активизации деятельности органов ученического самоуправления по формированию среди обучающихся идей межнационального согласия и гражданской солидарности, с использованием потенциала школьных служб примирения, работа которых направлена на профилактику конфликтов;

- организации на регулярной основе уроков интернационального воспитания в образовательных учреждениях;

- обучения педагогических работников по вопросам интернационального воспитания.

- разработке мер по профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма среди обучающихся с привлечением общественных организаций;

- организации взаимодействия образовательных организаций с органами системы профилактики (МВД, учреждениями здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, психологические центры и др.);

- обеспечения со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений через активизацию деятельности родителей.

Уважаемые коллеги!

Завершить свое выступление я хотел бы словами из обращения Председателя Правительства России Дмитрия Анатольевича Медведева к школьникам и студентам: «Современный человек – образованный, с уважением и интересом относящийся к взглядам и убеждениям других людей. Но, кроме необходимых личных качеств, важнейшим условием успеха является мир и порядок в нашем общем доме – России…».

Не случайно Конституция нашей страны начинается со слов «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле».

Слайд 13

Благодарю за внимание!







проект

РЕШЕНИЕ

Коллегии Министерства образования и науки Удмуртской Республики

от 18 декабря 2013 года № ------
О воспитании толерантности как

основы формирования гражданской

позиции молодежи в противодействии

идеологии терроризма, экстремизма,

этнической нетерпимости.

Заслушав и обсудив доклад заместителя министра образования и науки Удмуртской Республики И.Н. Белозерова «О воспитании толерантности как основы формирования гражданской позиции молодежи в противодействии идеологии терроризма, экстремизма, этнической нетерпимости», Коллегия отмечает, что в Удмуртии успешно реализуются республиканские целевые программы, направленные на предупреждение экстремистской деятельности учащихся и молодежи. Министерством образования и науки Удмуртской Республики в 2013 году разработан план мероприятий в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. №1666. Работа в этом направлении носит системный, многоаспектный характер, основанный на межведомственном взаимодействии и партнерских отношениях всех субъектов профилактики экстремизма и национализма в детско-подростковой среде. Тем не менее, остаются нерешенными проблемы:

- риск вовлечения детей и молодежи в названные противоправные действия остается высоким;

- наблюдается негативное влияние современных средств массовой информации на формирование нравственных ценностей учащихся.
На основании вышеизложенного Коллегия РЕШАЕТ:
1. Принять к сведению информацию о мерах по воспитанию толерантности как основы формирования гражданской позиции молодежи в противодействии идеологии терроризма, экстремизма, этнической нетерпимости, изложенную в докладе заместителя министра образования и науки Удмуртской Республики И.Н. Белозерова и выступлениях участников Коллегии.

2. Министерству образования и науки Удмуртской Республики:

2.1. Привлекать граждан и других заинтересованных лиц, учреждений в деятельность направленную на профилактику экстремизма и правонарушений несовершеннолетних.

2.2. Способствовать реализации эффективных социокультурных технологий формирования норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма.

3. Рекомендовать органам управления образованием муниципальных районов и городских округов:

3.1. Обеспечить сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей в республике с целью занятости детей и молодежи;

3.2. Разработать и внедрить в практику воспитательной работы образовательных организаций программ, направленных на сохранение и укрепление семейных ценностей, толерантное отношение к окружающим.

3.3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов путем обновления содержания и форм обучения через посещение курсов повышения квалификации, семинаров, конференций и др.

3.4. Усилить контроль за осуществлением воспитательной работы в образовательных организациях, направленной на профилактику экстремизма и правонарушений и повышение межэтнической толерантности.

4. Рекомендовать институту повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики:

4.1. Разработать методические рекомендации для педагогов по вопросам профилактики экстремизма и правонарушений, повышения межэтнической толерантности.

4.2. Включить во все учебные программы курсов повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных организаций обязательного модуля по вопросам поликультурного образования, воспитания гражданского самосознания, методики социокультурной адаптации мигрантов.

5. Контроль за исполнением решения Коллегии возложить на заместителя министра образования и науки Удмуртской Республики И.А Клименко.


Председатель Коллегии, министр А.Л. Кузнецов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад заместителя министра образования и науки iconДоклад Статс-секретаря-заместителя Министра регионального развития...
Доклад Статс-секретаря-заместителя Министра регионального развития Российской Федерации Ю. В. Осинцева
Доклад заместителя министра образования и науки iconДоклад заместителя председателя
Правительства Свердловской области – министра социальной защиты населения Свердловской области В. А. Власова
Доклад заместителя министра образования и науки iconИсследовательская работа студентов Выработка и систематизация объективных...
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Доклад заместителя министра образования и науки iconРазвитие и совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения...
Доклад заместителя Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Исаенко Д. В. на XXXI...
Доклад заместителя министра образования и науки icon«Ассоциация Родителей Детей Инвалидов «свет»
Рф по социальным вопросам Татьяны Голиковой, заместителя Министра образования и науки РФ натальи Третьяк, главного федерального инспектора...
Доклад заместителя министра образования и науки iconДоклад Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова...
Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова А. И. на аппаратном совещании Губернатора Челябинской области 13. 02....
Доклад заместителя министра образования и науки iconДоклад Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова...
Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова А. И. на аппаратном совещании Губернатора Челябинской области 13. 02....
Доклад заместителя министра образования и науки iconДоклад министра образования и науки рд
Успешность таких планов зависит то того, насколько все специалисты будут обладать такими качествами, как инициативность, способность...
Доклад заместителя министра образования и науки iconДоклад Министра образования Ульяновской области на пленарном совещании...
Доклад Министра образования Ульяновской области на пленарном совещании Регионального образовательного мега-форума 2011
Доклад заместителя министра образования и науки iconДоклад заместителя Председателя Правительства края министра финансов...
Председателя Правительства края – министра финансов края Кацубы А. С. на расширенном заседании Правительства Хабаровского края 28...
Доклад заместителя министра образования и науки iconПротокол №2 «18» октября 2011г
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Доклад заместителя министра образования и науки iconДоклад заместителя Министра транспорта С. А. Аристова на заседании...
«О комплексе мер по совершенствованию подготовки специалистов для транспортного комплекса в условиях реформирования экономики Российской...
Доклад заместителя министра образования и науки iconТипы текстов в структуре дискурса
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Доклад заместителя министра образования и науки iconПавлово-посадского муниципального района московской области
Реутове по вопросам реализации кпмо в Московской области. Были выслушаны полный исчерпывающий доклад Министра образования мо л. Н....
Доклад заместителя министра образования и науки iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное...
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Доклад заместителя министра образования и науки iconГуровиц Владимир Михайлович Кротков Павел Андреевич
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск