Токаренко Елена Михайловна





НазваниеТокаренко Елена Михайловна
Дата публикации26.12.2014
Размер97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы



Токаренко Елена Михайловна,

заведующая читальным залом научно-технической библиотеки Марийского государственного университета
Использование электронных ресурсов в сотрудничестве библиотек и СМИ по продвижению чтения
Республика Марий Эл, как и любой другой регион Российской федерации, имеет свои культурные корни, собственное культурное настоящее и индивидуальную траекторию развития.

Центром научной информации по культуре и искусству в нашей республике является Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна, в структуре которой функционирует профильная информационная служба. Своей деятельностью Сектор способствует формированию и реализации на территории РМЭ локальной культурной политики, информационной поддержке специалистов сферы культуры и образования, повышению их профессионального уровня и информационной грамотности, в конечном итоге созданию единого научно-информационного пространства на основе взаимодействия и координации культурно-просветительных и образовательных учреждений.

Ее значимость значительно возросла с открытием в университетах республики факультета культуры и искусств (МарГУ) и факультета социально-культурных технологий (МарГТУ). Кроме того, в Йошкар-Оле есть колледж культуры и искусств. Преподаватели и студенты этих учебных заведений являются активными пользователями информационных ресурсов и услуг СНИКИ, а также вузовских библиотек.

Основное предназначение университетов во все времена состояло в накоплении знания, приобщении к культурным, этическим, интеллектуальным, духовным ценностям. Профессиональная подготовка студента – основная, но не единственная цель высшей школы. Одной из основных задач вузовской библиотеки является воспитание и приобщение студентов к чтению, развитие их читательского вкуса, психологическая поддержка подрастающего поколения. Информатизированный Запад (и особенно США, лидер мировой информатизации) давно признал, что традиционные функции библиотек (социально-педагогические, культурно-воспитательные, «клубные») делают библиотеку незаменимой, особенно для представителей молодого поколения - активных пользователей Интернета.

Так уж повелось, что именно способность к чтению стала своего рода показателем благополучия общества. Наверное, поэтому Советский Союз декларировал себя самым читающим государством в мире.

Фраза о том, что СССР - са­мая читающая страна в мире, была произнесена Брежне­вым с трибуны съезда, потом подхвачена, растиражирована и внедрена в массовое созна­ние. Советская пропаганда была очень эффективна. Тезис живет до сих пор. Более того, времена СССР по-прежнему остаются неким «эталоном» культурного уровня.

С тех пор страна изменилась, и место книги, чтения в ней стало другим. Издательский, информационный бизнес у нас процветает, есть из чего выбрать и есть от чего отказаться. Однако читать стали меньше. Настолько меньше, что это превратилось в проблему для всех. Издатели выпускают десятки тысяч наименований книг преимущественно маленьки­ми тиражами, приучившись попадать в крошечные (в еди­ницы тысяч человек) целевые аудитории. Книготорговцы мучают­ся с ассортиментным хвостом, который расходится со скоро­стью около одной книги в ме­сяц. Сотрудники библиотек видят, что их аудитория стано­вится более специфической, из нее вымывается массовый читатель. А читатели понима­ют, что им просто не с кем го­ворить о прочтенной книге.

Результаты социологических исследований подтверждают, что мы утратили позицию самой читающей в мире страны. По данным, опубликованным в «Литературной газете» (2006. №34-35), сейчас первую строчку уверенно занимают финны. А Россия по уровню интереса к чтению не попадает даже в десятку. По данным, опубликованным «Литературной газетой», 79 % россиян библиотеками не пользуются, 37% - не читают совсем; в Интернете читают 12% респондентов: основная часть – справочные материалы, чуть меньшее число – литературу по специальности, лишь 1% - художественную литературу; среди пользователей электронных библиотек преобладают две основные категории – учащаяся молодежь и интеллектуальная элита, главным образом ученые и преподаватели, т.е. у них выражена познавательная и прагматическая установка на чтение.

Эта проблемная ситуация образовалась в середине 90-х годов прошлого века и привела к осознанию масштаба и сокру­шительности происшедших изменений. Духовное обнищание нации представляется не менее страшным бедствием, чем экономическая нищета. Об этом много говорят, пишут. Библиография по данной проблематике обширна. Книги и публикации о чтении и деятельности библиотек по его продвижению перманентно и с максимальной полнотой отражаются в библиографических указателях и Базах данных НИЦ Информкультура РГБ «Библиотечное дело и библиография», в электронном каталоге на сайте.

Пропаганда чте­ния всегда была приоритетным направлением информационно-библиотечной деятельности, но сегодня она настоятельно требует объединения усилий всех заинтересованных в позитивном развитии страны, региона и готовых к сотрудничеству на основе базовых ценностей открытого общества. Взаимодействие библиотек и СМИ в продвижении чтения - действенный механизм привлечения читательского интереса к книге, созда­ния нового и позитивного образа книги и библиотеки.

Книга на радио, телевидении, в прессе – и гость желанный, и персонаж не скучный. Это еще недавно спорное утверждение сегодня не надо никому доказывать. В последнее время книга помещена в фокус медийного внимания. В электронных СМИ, в центральной прессе, на центральных теле- и радио-каналах работает целый ря­д проектов.

Определенный опыт наработан и в регионах. В Республике Марий Эл эффективно развиваются партнерские связи с масс-медиа. В продвижении книги и чтения библиотеки республики активно сотрудничают с местными СМИ, в том числе с ГТРК. Все наиболее значимые события библиотечной жизни находят свое отражение в новостных теле- и радио-выпусках, на страницах периодических изданий. Более того, транслируются постоянные рубрики, способствующие формированию у населения привычки к регулярному чтению художественной и профессиональной литературы. В настоящее время выходят телепередача «Арт-мари» и радиопрограмма «С миру по строчке, или Читать не вредно!»

Передача «С миру по строчке, или Читать не вредно!» начала свою жизнь как совместный проект марийского радио (ГТРК) и Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна. Следует сказать, что до этого сотрудничество библиотеки с радиокомпанией уже было налажено. Первой постоянной «библиотечной» передачей в марийском радио-эфире была программа «Детский вопрос» (отдел массовой работы). Затем получили свое начало большой радио-цикл о русской музыкальной культуре «Вечные современники» (отдел литературы по искусству) и передача «Философские сказки» (отдел социально-экономической литературы). Еженедельные утренние программы оказалась «долгоиграющими». Передача «Вечные современники» транслируется с 1999 г. Рубрика «С миру по строчке, или Читать не вредно!» (информационно-библиографический отдел, СНИКИ) впервые вышла в эфир в апреле 2002 г. Обратная связь со слушателями подтверждает, что они востребованы, имеют постоянную аудиторию. Все перечисленные программы находят спонсорскую поддержку местного бизнес-сообщества: производственных и торговых фирм, промышленных предприятий.

«Не корите меня за то, что не придумал ничего нового... Новым является расположение материала, возможно, его содержание, наше отношение к нему, взгляд...» - эти слова Паскаля можно отнести и к творческой работе над радио-проектом.

Книжный мир, проблемы и люди в этом мире – все изменилось. А как? И что из этого следует? И кто и каким образом? Этими вопросами можно очертить тематический круг радиопередачи «С миру по строчке, или Читать не вредно!». Сначала в программе были лишь самые известные имена, самые популярные новинки и их секреты. Затем тематика была расширена. Условно можно выделить следующие направления: литература, чтение, библиотека. Внутри литературной рубрики ведется речь об отдельных писателях, бестселлерах, жанрах, премиях, экранизациях. Интерес к конкретным литераторам, как правило, вызывают их популярность, юбилейные или другие памятные даты, выход новой книги. Подсказками в выборе персон зачастую являются литературные премии, рейтинги продаж, читательский спрос.

В своей программе мы также поднимаем вопросы чтения и проблемы библиотек, рассказываем об истории библиотек, говорим о домашних книжных собраниях, даем советы родителям с целью приобщения детей к чтению книг, освещаем самые интересные библиотечные события и акции. Так, например, в эфире звучали выпуски об открытии модельной библиотеки в п. Руэм и медиатеке в Национальной библиотеке, о выездном заседании Государственного собрания Республики Марий Эл по вопросам библиотечной политики, о Межрегиональной конференции по вопросам информационного обеспечения отрасли культуры, организованной осенью прошлого года при содействии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Российской государственной библиотеки. Стали традиционными передачи к Общероссийскому дню библиотек. С целью привлечения общественного внимания к книге проводились викторины по истории библиотек и марийской мифологии. Надо сказать, первая тема вызвала большой интерес, было много звонков. Первые дозвонившиеся за каждый правильный ответ получили призы. После викторины последовали программы, повествующие о развитии библиотечного дела в нашей стране.

Программа не претендует на максимальную полноту и глубину информации (она звучит в эфире 10 минут). Кроме того, идут субботние анонсы передач, которые также используются для рекламы библиотеки. При этом автор-составитель стремится избежать назидательности, старается звучать легко и оптимистично.

Цель радио-проекта – помочь слушателям быть в тенденции, сделать чтение доступным и модным, а так же формирование в местном сообществе эффективного имиджа библиотеки, повышение престижа нашей профессии.

Проект получил развитие в научно-технической библиотеке Марийского государственного технического университета. В вузовской газете «Инженер» инициировано появление постоянной рубрики «С миру по строчке, или Читают все!». В праздничном выпуске к 8 Марта была опубликована литературная викторина «Три француза о странностях любви», к Дню Университета увидела свет публикация о библиотеке вуза, 9 Мая – о творчестве С. Алексиевич, к Общероссийскому дню библиотек – викторина по истории библиотек и статья о значении и возможностях современных библиотек. На очереди – библиографические обзоры, рассказы о популярных литераторах и модных книжках.

Следует отметить, что у НТБ МарГТУ, одной из крупнейших вузовских библиотек Республики Марий Эл, наработан богатый опыт социального партнерства с прессой. История библиотеки, ее деятельность, каждое интересное событие освещается на страницах вузовской газеты; ведется информирование студентов и преподавателей о печатных новинках, электронных ресурсах, услугах НТБ.

С 1995 г. ведется База данных «НТБ в печати», основную часть которой составляют публикации из газеты «Инженер» и сборников научных трудов университета. В БД также отражены сведения о библиотеке из книг, республиканских и центральных периодических изданий. В 2004 г. увидел свет ретроспективный библиографический указатель «Листая прошлого страницы: история научно-технической библиотеки МарГТУ в печати», составителем которого является директор НТБ Л. К. Яшина. По сути это печатная версия БД, отражающая публикации за период с 1936 по 2003 годы (290 библиографических записей). Обращение к прошлому помогает нынешнему поколению сотрудников не только обобщить пройденный исторический путь, но и определить перспективы ее дальнейшего развития.

Радиопередача «С миру по строчке, или Читать не вредно!» и газетная рубрика являются формой массового информирования и, как правило, содержат библиографическую информацию. В процессе их подготовки используются распределенные информационные ресурсы: локальные электронные каталоги, Базы данных «Статьи», «Край», а также Интернет-ресурсы. Составительская работа ведется по принципу одноразовой переработки и многократного использования информации. В результате формируется электронный дайджест, который может быть предоставлен пользователям библиотеки в режиме «запрос-ответ». Программа имеет хорошие отзывы радиослушателей, влияет на читательский спрос. После выпусков часты обращения журналистов, преподавателей, библиотекарей, студентов. Иногда им бывает достаточно готовых файлов, в том случае, когда необходима дополнительная библиографическая информация, предлагается алгоритм самостоятельного информационного поиска или даются ссылки на Интернет-ресурсы.

Совместный проект библиотеки и ГТРК работает и развивается. По нашим прогнозам он будет существовать до тех пор, пока будет интересен, пока позволит сетка радиовещания. Как известно, нет предела совершенству, а информационный повод всегда найдется!

В конечном результате подобные акции помогают читателям (да и библиотекарям) ориентироваться в потоке книжной продукции, когда рынок кажется перенасыщенным. Здесь «работают» и наша профессия, и способности, и призвание. Кто, как не биб­лиотекари, владеет всей ин­формацией о книгах? Масс-медиа могут донести необходимую информацию до потенциального читателя, у СМИ есть сила для того, что­бы это сделать, но чаще всего нет собст­венно информации. По­ставщиками такой информа­ции (консолидированной и структурированной) становятся именно библиотеки.

Заявленная на 2007 г. общенациональная программа о защите чтения не может обойтись без библиотек и их сотрудников. Именно они – наиболее консолидированной части крайне разобщенного в целом книжного сообщества. Только совместная и перманентная деятельность издателей, книгораспространителей, библиотекарей, педагогов, средств массовой информации при поддержке органов власти и бизнес-сообщества - всех радетелей за духовность - может дать результаты. Нужны комплексные, крупномасштабные акции, позиционирующие чтение как занятие легкое и модное, повышающее ценность чи­тающего человека в глазах не абстрактного общества, а местного сообщества (тех же соседей и коллег). Настало время объединить усилия всех обеспокоенных данной проблемой.

И тогда, может быть, мы останемся ну, пускай не самой читающей нацией, хотя бы просто читающей. Читающая нация – не отживший анахронизм, а отражение прогрессивной тенденции в обществе. И тогда сам собой отпадет вопрос о престиже нашей профессии, сама собой отпадет проблема, как привлечь в библиотеку читателя, как его удержать.

И не так важно, в какой версии будет востребован документ – в полиграфической или электронной. Дело не в материальном носителе информации, а в ней самой – информации, органично и адекватно включенной в систему социального мониторинга. Информационный бум подразумевает использование информации на всех носителях. По прогнозам специалистов эти две формы хранения и распространения информации будут сосуществовать еще на протяжении нескольких десятков лет. Успешная навигация во все возрастающих ресурсах способствует созданию развивающей и комфортной информационной среды.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Токаренко Елена Михайловна iconПозднякова Елена Михайловна
Кадровый состав мбоу анастасиевскаясош им. Про РФ в. А. Гретченко на 2013 – 2014 учебный год
Токаренко Елена Михайловна iconМбоу дод «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого» «Вольфганг Амадей Моцарт»
Ученица 5 класса, Карпова Мария Преподаватель: Сергеева Елена Михайловна
Токаренко Елена Михайловна iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс Учитель: Авдеева Елена Михайловна
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Литературное чтение. Руководитель проекта А. А. Плешаков. М: Просвещение, 2008 г
Токаренко Елена Михайловна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель Зыкова Елена Ивановна, концертмейстер Авдюшкина Виктория Михайловна
Токаренко Елена Михайловна iconПетрякова Елена Михайловна учитель английского языка мкоу «Белозерская сош»
Развивающая: развивать внимание, память, воображение; фантазию, устную речь, логическое мышление
Токаренко Елена Михайловна iconПротокол Оценочных листов Секция Филология (русский язык и литература)
Ф. И. О (полностью) членов жюри: Нефедова Галина Михайловна, Сорочинская Валентина Николаевна, Проскурнина Елена Александровна
Токаренко Елена Михайловна iconПономарева Елена Михайловна. Статья. Педагоги, родители, учащиеся: Проблемы сотрудничества
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования...
Токаренко Елена Михайловна iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Токаренко Елена Михайловна iconИсследование траектории полета при катапультировании кресла к-36 А. П. Куринин, А. В. Токаренко
Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и внизу...
Токаренко Елена Михайловна iconРеализации требований фгос на уроках химии Рожкова Елена Михайловна
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования...
Токаренко Елена Михайловна iconПаркова Тамара Михайловна Родионова Светлана Михайловна Беч Евгения...
Организация модели профориентационной работы в школе как условие успешной социализации обучающихся
Токаренко Елена Михайловна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дню Знаний. В новом учебном году в школе 4 первых класса – это задорные девчонки и мальчишки. А помогать им постигать основы знаний...
Токаренко Елена Михайловна iconФилиппская Елена Михайловна 20. 10. 1957 30 лет 2010 2010 Высшая...
Развитие творческой компетентности учеников на уроках словесности (4г.); информационно-коммуникационная компетентность учителя русского...
Токаренко Елена Михайловна iconУчебно–методический комплекс по предмету информатика (пропедевтический...
На данном уроке дети знакомятся с понятием «кодирование», со способами кодирования, определяют значимость кодирования информации....
Токаренко Елена Михайловна iconБегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Токаренко Елена Михайловна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перми, учителя г. Перми и Пермского края: Алёшкина Татьяна Васильевна, Белова Вера Михайловна, Борцова Вера Владимировна, Караваева...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск