Литература. Приложение





Скачать 122.29 Kb.
НазваниеЛитература. Приложение
Дата публикации31.12.2014
Размер122.29 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Культура > Литература


VIII Региональный научно – практический симпозиум «Одарённые дети» образовательное пространство Российской научно – социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее».

«Развитие творческих способностей учащихся»

Белкова Елена Александровна

учитель изобразительного

искусства и черчения,

МОУ «СОШ №1» г. Зима.

г. Усолье-Сибирское 2005 г
Оглавление

Введение.


  1. Развитие творческих способностей учащихся среднего звена:

    1. изостудия.

  2. Творческий отчет, выставки, оформление учебных кабинетов и школы учителей.

  3. Изокружок «Тестопластика» в 5б классе.




  1. Участие учащихся в конкурсах:

    1. в областных, российских;

    2. школьных.



  1. Развитие познавательных и творческих способностей на уроках черчения и во внеклассной работе.


Вывод.
Литература.

Приложение.

«Творчество детей – это глубоко своеобразная

сфера их духовной жизни, самовыражение и

самовыражение, в котором ярко раскрывается

индивидуальная самобытность каждого ребенка»

В.А.Сухомлинский.

В наше время изобразительное творчество детей вызывает живой интерес у людей разных профессий и возрастов. Создаются музеи, где детские работы хранятся как большая художественная ценность. Рисункам посвящаются книги, статьи, научные исследования, кинофильмы и телепередачи. Это не случайно. Поучиться у ребенка можно силе и красоте композиции: безукоризненная ритмичность, подлинный этнос, нежная искренняя лирика, пафос глубокого драматизма.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых.
За то немногое время, что отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, учащихся не научить, конечно, в должной мере грамоте рисунка, композиции, живописи и скульптуре.

Начав работать в школе с 1993 года учителем изобразительного искусства и черчения, мне как преподавателю художественной школы пришлось столкнуться с необходимостью подготовки учащихся к более глубокому, расширенному изучению предмета.

Создались такие обстоятельства, при которых появилась возможность в 1994 году организовать работу изостудии. Пришлось продумать программу «Художественное творчество».Сначала было много проблем с материальным обеспечением студии. Несмотря на это, постепенно работа в изостудии нормализовалась. Сначала работа велась сразу в двух классах 5а, 5б по 2 часа в неделю, затем только в своем 5б классе – 3-4 часа в неделю.

Ведущими задачами изостудии являлись:

  1. Развитие художественных и творческих способностей учащихся.

  2. Воспитание средствами искусства эстетического отношения к действительности, воспитание эстетических чувств, понимания и восприятия красоты, воспитание культуры.

  3. Развитие познавательного интереса, художественное просвещение учащихся.

В течение 5 лет ребята с интересом занимались в студии, выполняли различные работы: рисунки, акварели, композиции, поделки из различных материалов, аппликации.

Несмотря на несовершенство детских первых рисунков, в них всегда передан живой интерес и любовь к окружающей жизни, к состоянию

природы, человеку и его деятельности.

Эти занятия доставляют учащимся радость, создают положительный, эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Ведущим видом работы студии было рисование с натуры. Эта работа дополнялась рисованием на заданную тему, будь то иллюстрация к прочитанной книге, аппликация или декоративная работа. Занятие рисунком сочетались с другими формами работы, способствующими расширению кругозора детей. В плане работы были предусмотрены и беседы по истории искусств. Так в 5 классе учащиеся познакомились с темой: «Виды и жанры изо искусства», в 6 классе – «Русское искусство», «Русские художники», «Эпоха Возрождения», в 7 классе – «Народное искусство», «Промыслы России», в 8 классе – «Античность», «Современное искусство», «Архитектура. Стиль в архитектуре». Учащиеся проявили большой интерес к истории искусств, они готовили доклады и рефераты к различным темам, выступали с беседами о художниках и их творчестве на уроках.

Ученики студии неоднократно выступали с докладами на Городской научно – практической конференции. Например: Неудачина Наталья заняла 1 место за доклад «Загадка Моны Лизы»; Харитонова Елена заняла 2 место за доклад «Источник вдохновения передвижников»; Розум Юлия заняла 2 место за доклад «Титан Возрождения - Микеланджело».

Занятие рисованием в изостудии имели целью дать учащимся знание основ грамотного реалистического рисунка, развивать художественный вкус, творческое воображение, научить видеть прекрасное в жизни и в искусстве. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Они группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм; композиция - как средства художественной выразительности.

Если во время не давать учащимся соответствующие знания, не вооружать их необходимыми навыками, то в подростковом возрасте обязательно наступит разлад между тем, что они хотят выразить и что умеют. Разочаровавшись в своих возможностях в художественном творчестве, подростки не только бросают карандаши и кисти, но и надолго, если не навсегда, охладевают к искусству.
Освоение учащимся элементарной грамоты изо искусства в средней школе в изостудии и на уроках – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно – выразительных средств. Именно благодаря практическому рисованию, развиваются качества,

необходимые как личности и как зрителю.

Изобразительная грамота дается не всем и не сразу, поэтому учиться ей сложно, но только то, что знаешь и умеешь сама, можно и нужно передать детям.

И сегодня я не забываю радовать своих учеников и коллег своими творческими работами. Периодически проходит моя персональная выставка творческих работ в школе. Мои панно и росписи украшают учебные кабинеты: литературы, музыки и МХК и изобразительного искусства, начального звена, а также коридоры и вестибюли школы.

Печать таланта педагога очень ярко отражается на детском творчестве.

Долг учителя – помочь сбросить шелуху и раскрыть «зерно» таланта терпеливо и настойчиво. Труд этот нелегкий, подчас неблагодарный, но необходимый. Помогая своим ученикам расти, сама расту вместе с ними, и в этом большая, ни с чем не сравнимая, человеческая радость. При подготовке к занятиям приходится много готовиться: рисовать наглядность, читать специальную литературу, творчески работать, анализировать детские работы. Рост творческий – это и рост духовный.

Проработав в школе более 10 лет, можно убедиться в справедливости слов: корни учительского авторитета – в поведении учителя. Надо помнить, что на своего наставника ребята смотрят очень взыскательно, быстро подмечая и хорошие и плохие качества его характера и отлично используя слабые его стороны в своих интересах. Очень важно, чтобы ученики верили своему учителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, должен уважать ребят, помнить, что у каждого есть свое «зерно». При этом сама становишься исследователем, педагогом-психологом, художником – профессионалом, учителем – наставником и ученицей. Уверена, что время, проведенное в студии, потрачено недаром. Мои ребята, окончившие студию и школу, не забыли часы, проведенные здесь. Мои ребята – студийцы не забывают меня и заходят в школу.
В новом учебном году уже в изокружок пришли другие ученики следующего 5б класса. В кружке сейчас уже 2-ой год новое направление-«Тестопластика».соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей. Лепить из теста одно удовольствие. Соль, мука, вода – вот и все, что для умелых рук. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает любую форму и изделия из него достаточно долговечны. Забавные игрушки, настенные украшения, сувениры и сюрпризы. Каких только сказочных и мультипликационных персонажей не умудряются они слепить, да еще и раскрасить. В своей работе изокружка использую такую литературу: «Лепим из соленого теста», «Украшения, сувениры, поделки, панно», «Соленое тесто» Москва ЭКСМО 2004 г.

Конечно работа учителя изо искусства не ограничивается только работой изокружка. Развитие творческих способностей учащихся происходит и на каждом обыкновенном школьном уроке. Одним из тех, которые учитель готовит десятками и дает сотнями. Каждый раз, изменяя, модифицируя, по-новому создавая урок в зависимости от уровня развития, настроения, интересов и возможностей классов.
В этом живом творчестве и заключается моя работа учителя, педагога –художника. Ребята любят мои уроки изо искусства. Учащиеся нашей школы неоднократно принимали участие в различных конкурсах рисунков.

Вот некоторые из них:

1. Финляндия: Международный конкурс детского рисунка на тему «Повседневная жизнь» (25 человек) 2001 год.

2. г. Москва: Международный детский конкурс «Рисунок – поздравление» по теме «Люблю тебя, Петра творенья!»,посвященный 300-летию Санкт-Петербурга (30 человек) 2003 г.

Оргкомитет Международного детского рисунка прислал свидетельство, в котором «жюри отметило высокий уровень и художественную выразительность представленных работ. Оргкомитет выражает глубокую благодарность педагогам, руководителям и юным художникам за участие в конкурсе». Александр Деген (выдержка из письма из Москвы).

3. г. Москва: конкурсов рисунков «Россия – Родина моя» (25 человек) 2003 г.

4. г. Иркутск: конкурс стенгазет на приз газеты «Комсомольская правда» - «Интересная рубрика».

Наша стенгазета «Окно в природу» заняла 2 место и получили приз волейбольный мяч, ее выполнили – ученики 11в класса (классный руководитель: Андреева Т.Н., и учитель изо искусства Белкова Е.А.

«…Эта газета вызвала бурный восторг у комсомольских дизайнеров»

(выдержка из газеты КП «Байкал»).

Помимо участия в российских и областных конкурсах ведется ежегодная внеклассная работа по изо искусству в школе. Это наши школьные выставки, конкурсы рисунков, плакатов и стенгазет, которые представлены на фотографиях. Посмотрите на эти фотографии, творческих работ они просто поражают нас своей неожиданностью эмоциональностью, свежестью и профессионализмом.

Например:

• выставка рисунков-портретов «Гордимся мы очарованием красавец русских и славим мужество богатырей» 5-8 кл. с 20.02.-08.03.2003 г;

• конкурс рисунков «Мой край родной. Мой город» 5-11 кл.2003-2004 гг;

• конкурс рисунков-плакатов «Волнения порочный круг» 7-9 кл. 2002-2003 гг;

• выставка творческих работ «Никто не забыт, ничто не забыто!» 5-9 кл. с 01.05-09.05.2003 г;

• выставка рисунков «Берегись огня» 1-4 кл, 5-8 кл 2002-2003 гг;

• конкурс агитационных плакатов по правилам дорожного движения «Дорога и пешеход» 1-8 кл 2002-2003 гг;

• конкурс стенгазет и поздравительных открыток «С новым годом!» 1-11 кл 2003-2004 гг.

Любая выставка в школе вызывает большой интерес не только у ребят – авторов, но и у остальных зрителей: одноклассников, учащихся других классов, учителей и гостей школы.

Нельзя представить себе профессию, которую не обогатило бы рисование. Не говоря о технике, где гораздо легче новую мысль «показать», нежели рассказать.

Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей осуществляется в школе на уроках черчения. При анкетировании учащихся школы в 2004 году многие учащиеся 8-9 классов отметили черчение, как самый интересный предмет. Индивидуальная работа с одаренными школьниками по черчению ведется на индивидуальных консультациях при подготовке к городской олимпиаде. Как она ведется, можно судить по результатам. Неслучайно ученики 9 классов школы №1 занимают призовые места в течение последних лет.

Например:

• Воробьев Игорь ученик 9б класса занял 2 место в 2000 г;

• Аблец Иван ученик 9а класса занял 2 место в 2001 году;

• Арсентьев Максим ученик 9б класса занял 1 место в 2003 году;

• Котова Анастасия ученица 9а класса заняла 3 место в 2004 году;

• Игнатьева Юлия ученица 9б класса заняла 2 место в 2005 году.

Также в 9-ых классах ведется факультатив по предмету «Занимательное черчение». Обучение ведется по учебнику И.А.Воротникова «Занимательное черчение» в основе занятий оригинальные вопросы и задачи, для решения которых требуется конструкторская смекалка и знание законов черчения.

С 2004 года в школе ведется эксперимент по черчению: в 8б классе – идет апробирование нового учебника «Черчение» под ред. проф. Н.Г.Преоброженской. издательский центр «Вентана Граф» 2002 г.

Учебник обеспечивает 2 уровня знаний и умений: базовый (обязательный) и повышенный (для учащихся, планирующих получение среднего специального и высшего образования). Данный учебник используется в сочетании с рабочими тетрадями по черчению (тех же авторов).

Все это также содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей школьников.
Вывод : Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно и интеллектуальному развитию ученика Вот какой вывод сделали современные педагоги в Национальном педагогическом институте Франции: «Ребенок рождается художником. Задача любой школы – развивать это дар». Однако начинать надо с детского сада, куда ходят маленькие дети. Уже их необходимо воспитывать по специальной программе. Много еще предстоит сделать в нашей стране для повышения интереса к рисованию у учащихся старших классов.

Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. И пусть человек не станет профессиональным художником, но он все-таки цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника. Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни.

И чтобы сделать искусство доступным растущему ребенку, мы должны не только очеловечивать, культивировать его чувство, мы должны тренировать его глаз, чтобы он стал глазом человеческим, чувствующим красоту формы искусства, то есть понимающим его язык.

Искусство существует для каждого человека. Но войдет ли в жизнь человека жалкий эрзац, некое антиискусство, несущее идеи человеконенавистничества, или это будет величайшее сокровище человечества – подлинное искусство, насыщенное идеями человеколюбия, свободолюбия, демократизма, зависит от многих условий воспитания человека. И зависит это также оттого, вошел ли в детство ребенка, и первый учитель помогающий различать красоту, и богатство природных форм. Первый несложный образ, нарисованный детской рукой человек, - один из коварных, фигурных ключей к волшебному замку искусства.

Литература
1.Винокурова Н.К «Развитие творческих способностей учащихся»

Приложение к журналу «Завуч» «Педагогический Поиск»

Москва, 1999.
2.Галкина С.Г. «Изокружок в пионерском лагере. Из опыта работы»

«Просвещение», Москва,1970.

3.Жукова А. «Похвала человеку» Учите детей рисовать. «Знание»,

Москва, 1971.

Приложение




Вашему вниманию представляются фотографии творческих работ учащихся изостудии, фотографии детских рисунков различных школьных выставок, фотографии детских творческих работ кружка «Тестопластика» и «Лепка» и другие.






























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. Приложение icon“ Литература + литература”
Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1)
Литература. Приложение iconРеферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14...
Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис
Литература. Приложение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,...
Литература. Приложение iconЛитература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение...
Тенденции развития мирового сообщества, в которое все в большей степени интегрируется российское образование характеризуется следующими...
Литература. Приложение iconЛитература приложения приложение рекомендации по составлению лсм...
При этом эффективность социальных и других систем определяется оперативным накоплением и использованием информации, от качества отображения...
Литература. Приложение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4
Литература. Приложение iconЛитература Приложение: цветные фотоснимки некоторых «чернокнижных»

Литература. Приложение iconЛитература Приложение: цветные фотоснимки некоторых «чернокнижных»

Литература. Приложение iconПриложение 1 Литература
Быконя Г. Ф. История Приенисейского края. Красноярск – 1997. Издательство Горница
Литература. Приложение iconЛитература. Приложение
Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления личности
Литература. Приложение iconУрока: образовательный аспект
Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), карточки-открытки (Приложение 4); листы цветной бумаги
Литература. Приложение iconЛитература Приложение
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
Литература. Приложение iconЛитература Приложение 1 Титул портфолио
Теоретические материалы к дистанционным модулям сетевой площадки моу сош №7 «Эдельвейс» г. Находки
Литература. Приложение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, экран, карта Кижингинского района, обучающее демонстрационная...
Литература. Приложение icon7. Литература Приложение
Муниципальное специальное (коррекционное) казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Литература. Приложение iconПриложение 3 Распределение дисциплин и практик по кафедрам, реализующим...
В 19 веке литература была учебником жизни, а писатели видели своей целью служение Человеку


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск