Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века





Скачать 398.07 Kb.
НазваниеСоциокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века
страница1/3
Дата публикации04.01.2015
Размер398.07 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи


Абдулаева Зарема Ахмедовна


Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века

24.00.01. – теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени


кандидата философских наук

Ростов-на-Дону - 2011




Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет»


Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

Акаев Вахит Хумидович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Пигулевский Виктор Олегович





доктор философских наук, профессор

Данилова Марина Ивановна


Ведущая организация:

Адыгейский государственный университет


Защита состоится «17» марта 2011 г., в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.2008.11 по философским наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, ауд. 434.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).
Автореферат разослан «15» февраля 2011 года.




Ученый секретарь

диссертационного совета М.В. Заковоротная



I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблемы культуры, различные формы её проявления в условиях социокультурной динамики актуальны, всегда вызывает научный интерес. Воспроизводство в художественной форме, в частности, в изобразительном искусстве, историко-культурных событий позволяет понять дух, времени и эпохи. В современном российском обществе значительно возрос интерес к истории, краеведению, культуре и это сопряжено с тем, что именно в условиях социальной нестабильности, культурного кризиса люди нередко обращаются к своему прошлому, пытаясь найти в нем социальные и культурные формы, которые позволяли бы создать образцы поведения и мировидения.

В социально-гуманитарных, культурологических исследованиях тема Кавказа получает все более углубленное осмысление в работах историков, этнологов, поэтов, художников, музыкантов, культурологов, философов. Она была актуальна в ХIХ веке, не потеряла свою актуальность и в ХХ веке. Различные её аспекты раскрыты в большом количестве исторических сочинений, художественных произведений, в научных исследованиях, выдающихся отечественных писателей, художников, ученых. Именно величественная природа Кавказа, образ жизни, традиции и обычаи, дух и свободомыслие народов – являлись для них источниками творческого вдохновения.

Прекрасный знаток Кавказа, его природы, народов, культуры Ю.А. Жданов писал: «передовое русское искусство создало немало произведений и образов, навеянных культурой Кавказа…. Русские художники вдохновлялись образами кавказской природы, отражали своеобразный быт горцев»1. В этом процессе нередко принимали участие и иностранные художники, оказавшиеся по разным жизненным ситуациям на Кавказе, оставившие значительное количество произведений изобразительного искусства в ХIX веке, вызывающие познавательный, культурологический интерес у современников.

В этой связи обращение к истории и культуре народов Кавказа ХIХ века оправдано и актуально. Как известно, соответствующая духовная атмосфера в обществе является важнейшим фактором общественного объединения. Этому способствует литература, поэзия, искусство, и в частности, живопись. Эстетически выдержанная наглядно-чувствительная форма живописи, идейно-нравственно, духовно «заряжает» человека, социальную группу, что способствует формированию специфического пространства духовной культуры.

Тема Кавказа, особенно период Кавказской войны, в отечественном искусствоведении и культурологии практически не исследована, что актуализирует необходимость её теоретического и эмпирического осмысления. Такой комплексный подход необходим при осуществлении анализа художественных произведений, живописи, составляющей отечественное культурное наследие. Сам по себе этот подход следует считать аналитическим, учитывающим, что искусство, как и идеология, религия, традиции, здравый смысл и т.д., формируется под воздействием культуры своей эпохи как целого1.

Степень изученности проблемы. Существует ряд исследовательских работ, являющихся объектом искусствоведческих исследований, имеющие эмпирическое и теоретическое значение, в которых дается анализ произведений живописи художников, конструировавших образ Кавказа.

Впервые в России русский художник, немецкого происхождения, В.Ф. Тимм2 в 1851-1862 гг. издавал журнал «Русский художественный листок», в котором отображались не только исторические события кавказской жизни, этнографические и социокультурные реалии. В журнале приводились различные иллюстрации живописцев Т. Горшельта (Хоршельта), Г. Гагарина, Н. Чернецова, А.И. Шарлемань, К.Н. Филлипова, А.И. Заурвейда, И.К. Айвазовского, В.В. Верещагина, Н.А. Зичи, М.О. Микешина и многих др. Работы перечисленных художников, иллюстрируемые В.М. Тимом, давали полноценную и достоверную картину событий, происходивших на Кавказе.

В 1872 году немецкий издатель И. Гофферть в Санкт-Питербурге издает репрезентативную работу «Теодор Горшельт. Кавказские сцены», в которой дан анализ значительных живописных работ Т. Горшельта, отражающих батальные сцены, костюмы народов Кавказа, типы лиц участников военных событий, динамику военных действий и других сюжетов времени.

Обзор художественных произведений изобразительного искусства М.Ю. Лермонтова дан в исследованиях Н.Н. Врангеля, Б.Д. Маслова, П.Н. Столопнянского, И.Л. Андронниковой3, в них описаны события его проживания на Кавказе, сопровождаемые рисунками выполненными акварелью, отображающими природу, баталии, типы лиц, этнографические сюжеты, касающиеся традиций кавказских народов.

В работах Е.И. Яковкиной4 анализируется пребывание на Кавказе знаменитых писателей, художников, композиторов, ученых, приносившие с собой идеи, знания, культуру, а также заимствовавшие у кавказцев обычаи, традиции, стремление к свободе.

О. Федорова, Г. Голдовский, Л. Тарасов, А. Эглит, А. Корнилова, О.И. Подобедова5 и др. раскрывают идейно-художественный замысел живописных работ художников, создававших в своем творчестве специфический образ Кавказа, это, в частности работы, Ф. Рубо, Н. Чернецевой, В.Ф. Тимма, Г. Гагарина. Анализ иллюстративных работ русского художника Е.Е. Лансере к произведению Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» осуществила О.И. Подобедова, раскрывшая замысел каждой иллюстрации художника. Теоретико-методологический анализ произведений искусства как культурных артефактов даны в работах: Б.Р. Виппера, В. Власова, Г. Грэма, Х. Зельдмайера, Р. Дж. Коллингвуда, М. Мерло-Понти, И.П. Никитиной, А.Ф. Лосева, И. Тэна, К.Г. Юнга и др.

Объект исследования диссертационного исследования является отображение художниками социокультурной реальности средствами изобразительного искусства.

В качестве предмета исследования рассматривается отображение социокультурной реальности Кавказа в изобразительном искусстве русских и европейских художников ХIХ века.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью работыраскрыть целостный характер феноменологического образа Кавказа, отображенного в произведениях изобразительного искусства художников ХIХ века, являющихся составной частью наследия и памятников отечественной культуры. Достижение сформулированной цели требует постановки и решения ряда конкретных задач:

1. Раскрыть основные теоретические принципы и технологии отображения социокультурной реальности, применяемые в изобразительном искусстве западных и русских художников ХIХ века.

2. Выявить целостный характер феноменологического отображения природы, быта и баталий на Кавказе в профессиональном творчестве русских художников. Проследить динамику видение Кавказа в изобразительном искусстве в период начала и до конца ХIХ века столетия. Изучая работы художников можно проследить дифференциацию стилей, которая определяется по времени написания работы, либо независимо от времени и стиля в этот период.

3. Рассмотреть основные аспекты творчества М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого в конструировании образа Кавказа и его отображенные в изобразительном искусстве русских и западных художников ХIХ века.

4. Установить культурологическую роль баварского художника Теодора Хоршельта, отобразившего в своем творчестве важные события социокультурной реальности Кавказа.

5. На материалах дневника Т. Хоршельта раскрыть специфику его понимание социокультурной реальности Кавказа как синтеза философского и художественного осмысления культуры и показать его значение для обогащения русской культурологической мысли.

Методология исследования построена на сочетании различных форм искусствоведческого, историко–культурного, социокультурного, семиотико- культурологического анализа с привлечением архивных документов и опубликованных источников.

К завершению исследовательской работы предшествовала многолетняя работа автора по изучению русской художественной культуры ХIХ века, отражающей тематику Кавказа, а так же выявлению и сбору необходимого разнообразного по характеру эмпирического материала, сопряженного с биографий художников, фактами истории их путешествия по Кавказу, выявлению и атрибуции произведений, созданных в экзотических местах региона.

Однако отдельной публикации, где культурологическими средствами проанализированы и обобщены творческие произведения художников по кавказской тематике нет. Тем более, что публикации по теме отображения социокультурной реальности, изображенной художественными Кавказа, также отсутствуют.

Научная новизна диссертационного исследования определяется проблематикой и системным культурологическим подходом к изучению отображения социокультурной реальности в изобразительном искусстве художников ХIХ века, конструировавших образ Кавказа.
- совершена попытка осмысления культурной целостности Кавказа сквозь призму изобразительного искусства;

- расширены теоретические представления об источниковедческой базе культурологических исследований, обосновано и введено в исследовательскую практику использование таких артефактов культуры, как произведения искусства, литературные произведения, документальные материалы;

- выявлена культурная парадигма классических живописных произведений художников XIX века в изображении социокультурной действительности Кавказа с позиций художественного творчества (природа, быт и баталии);

- определена культурная общность в художественном изображении Кавказа в XIX веке, включая произведения искусства и литературы, рассмотрена модель развития культуры, выстраиваемая на основании принципов интерпретации социокультурной реальности языком живописи;

- впервые в научный оборот вводится архивный материал - дневник путешествия по Кавказу баварского художника Теодора Хоршельта, его путевые заметки и записи, которые рассматриваются как важнейший источник, проливающий свет на культурную конкретику Кавказа; отмечается рефлексивная, художественная и научная роль Т. Хоршельта как очевидца и участника взаимодействия разных культурных миров;

Основные положения выносимые на защиту:

1. Воспоминания, письма, живописные творческие произведения художников ХIХ века насыщены глубокими философскими рефлексиями, и не только предлагают читателям богатые сведения по истории, этнографии, культуре народов Кавказа, но и наглядно освещают проблемы культуры и цивилизации, дают им богатый материал для историко-философской и художественно-эстетической интерпретации, несут в себе элементы культурологического анализа, вносят вклад в формирование русского культурного искусства живописи, поэтому искусство живописи может рассматриваться как один из источников формирования культурологи.

2. В историко-культурологический ряд вполне могут быть вписаны выставки частных коллекций, музеев, а также иллюстративный материал к литературным произведениям о Кавказе, которые связаны с культурной парадигмой времени их создания, а в своей жанровой дифференциации и эволюции отражают как смену больших культурных стилей, так и этапы становления культурологической мысли в России. В истории становления и развития русского искусства живописи особое место занимают произведения И.К. Айвазовского, Н.Г. Чернецова, Г.Г. Гагарина, Б.П. Виллевальде, В.Ф. Тимма, М. Врубеля, Ф.А. Рубо, И.Н. Занковского, П. Бабаева, Т. Хоршельта.

3. Создаваемый феноменологический образ Кавказа опирался на ставшие одними из самых популярных видов живописи изображения Кавказской войны и иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, создавших в своих художественных произведениях, непревзойденные образы Кавказа, его природы, характеры личностей, живших или прибывших сюда, их эмоционально-психологические черты, нравственно-интеллектуальные качества. Культурологической насыщенностью отличаются иллюстрации к поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова художников М. Врубеля и венгерского художника М. Зичи. Примечательно то, что каждый из художников, писавших мифический образ персонажа выдающегося русского поэта, противоречивая жизнь которого напоминала вспышки кипучей энергии, имели разные стилевые дифференциации.

4. Дневник немецкого художника Т. Хоршельта представляет собой культурный артефакт, который является специфическим способом познания действительности. Документальный материал сопровождается живописным рядом, в котором органично переплетаются художественно-поэтический и научно-философский языки культуры. На примере путешествий Т. Хоршельта по Кавказу, в его акварели и художественных зарисовках не только проявляется интерес художника к этнографии народов Кавказа, но и открываются культурологические перспективы анализа национально-этнических типов и рассмотрения проблем национальной самобытности и культурного развития народов как неотъемлемой составляющей историко-культурного процесса.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Результаты исследования имеют теоретический и практический интерес, они могут быть использованы в процессе чтения вузовских курсов по культурологии, регионоведении, а также спецкурсов по искусствоведению и кавказоведению.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования изложены в докладах и выступлениях на региональных, общероссийских и международных научных конференциях, проходивших в Грозном, Москве, Нальчике, Элисте, и получили отражение в тринадцати публикациях, в том числе и в одной монографии. Диссертация обсуждена совместном заседании кафедр философии и культурологи Чеченского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит их трех глав, литературы (178 наименований). Объем диссертации составляет 160 страниц.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается темы, и ее актуальность, характеризуется степень разработанности вопроса, указываются цель и задачи, методика исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, характеризуется научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconИстория культуры россии
Система восточнославянской мифологии в исследованиях русских ученых ХIХ – начала ХХ века
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconИстория культуры россии
Система восточнославянской мифологии в исследованиях русских ученых ХIХ – начала ХХ века
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Написать мини-реферат о творчестве художников—живописцев, художников-иллюстраторов
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconКонспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков»
Образовательная: на основе самостоятельной работы учащихся, владению ими навыка системного анализа, проследить эволюцию темы притчи...
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconВ. А. Субботина
Хiх века. При структурировании материала учитывается его обширность: рассматриваются наиболее существенные блоки, дающие возможность...
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой – одной из величайших русских поэтесс. Показать, как история страны преломляется и...
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. Н. Сахаров История России с древнейших времен до конца ХVI века, М.; Русское слово, 2008 А. Н сахаров, А. Н. Боханов История России...
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconЖизнь и творчество И. А. Бунина Классик русской литературы, почетный...
Мориак, Р. М. Рильке, М. Горький, К. Паустовский, А. Твардовский и другие. И. Бунин всю жизнь шел своим путем, он не принадлежал...
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconНачало века
Воспоминания охватывают период с 1901 по 1905 г. В них нарисованы портреты видных литераторов и художников, рассказано о зарождении...
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconТема Образование Европейских сообществ и становление Европейского Союза. 3
Формирование Европейских сообществ и европейского права – это единовременный и тесно взаимосвязанный процесс. Создание Европейских...
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconАрхитектура. История архитектурных стилей Графика: прошлое и настоящее
Образ Давида в творчестве скульпторов (Донателло, Верроккьо, Микеланджело) и в живописи итальянских художников
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconАрхитектура. История архитектурных стилей Графика: прошлое и настоящее
Образ Давида в творчестве скульпторов (Донателло, Верроккьо, Микеланджело) и в живописи итальянских художников
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока:  Познакомить с произведениями изобразительного искусства русских художников
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconC оциально-экономический факультет интеллектуальная биография альфреда маршалла
По влиянию на развитие экономической теории ХХ века его можно сравнить разве что с Вальрасом, а его "Принципы эко-номической науки"...
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века iconИ. Б. Ничипоров И. А. Бунин. Очерк творчества Художественное наследие...
Золотого века до психологической прозы второй половины ХIХ столетия и в то же время аккумулировало новейшие эстетические открытия,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск