Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
УДК 316
УТВЕРЖДАЮ
Ректор университета
д-р пед. наук, профессор
________________Е.Л. Кудрина
«____»______________ ______г. ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Анализ потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах по теме:
Анализ потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности
(заключительный)
Проректор по научной
и инновационной деятельности,
канд. филолог. наук, доцент ________________А.В. Шунков
Руководитель темы: ________________Е.Л. Кудрина
Кемерово 2012 СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель темы, ___________________________ Е.Л. Кудрина
д-р пед. наук Исполнители темы ________________________________В.И. Бедин ________________________________И.С. Пилко _______________________________А.В. Шунков ________________________________А.И. Юдина ___________________________С.А. Мухамедиева _______________________________О.Ю. Астахов Соисполнители
__________________________________Л. Ю. Егле _______________________________Н.С. Коргожа ______________________________Л.Г. Тараненко ______________________________О.В. Абалакова ________________________________С.В. Савкина
УДК 316 Ключевые слова: аналитический отчет о результатах научно-исследовательской работы, отчет, заключительный отчет, научно-исследовательская работа Реферат
Отчет 221 с., 9 рис., 26 табл., 110 источника, 4 прил.
ПРОФЕССИЯ, КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ, УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО, МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА ПОТРЕБНОСТЕЙ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРАХ
Объектом исследования является динамика спроса и предложений квалифицированных кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности отрасли культуры.
Цель научно-исследовательской работы: мониторинг потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности; разработка и апробация методики мониторинга потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах; анализ состояния и перспектив подготовки кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности с учетом многоуровневого образования на базе компетентностного подхода.
В ходе научного исследования использовались следующие методы: терминологический анализ дефиниций понятийного аппарата по проблеме исследования; анализ сайтов и публикаций по теме исследования; сравнительный анализ печатных и электронных источников; экспертный опрос; социологические методы (анкетирование, включенное наблюдение); моделирование.
В процессе работы были выявлены и дана оценка параметров социокультурной характеристики субъектов РФ Сибирского федерального округа; охарактеризована инфраструктура социально-культурной сферы 26 субъектов РФ; на основе оценки кадрового потенциала библиотек и учреждений культуры регионов, участвовавших в эксперименте, выявлены потребности современного рынка труда в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности с учетом различных уровней образования; оценена проблемная ситуация, связанная с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности, требующей решения на федеральном и региональном уровнях.
В ходе исследования был проведен экспертный опрос руководителей органов управления культурой субъектов РФ; социологический опрос потребителей социокультурных услуг; проведено исследование по выявлению и оценке параметров социокультурной характеристики региона на примере Сибирского Федерального округа, была дана оценка кадрового потенциала библиотек и учреждений культуры региона, проведена оценка проблемной ситуации, связанной с подготовкой, и повышением квалификации кадров в сфере культуры; проведено пилотное исследование удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов КемГУКИ и потребности работодателей в специалистах сферы культуры.
В результате исследования была разработана методика мониторинга потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности.
Результаты исследования были представлены на онлайн-дискуссии, организованной на официальном сайте университета, и межрегиональной научно-практической конференции «Подготовка квалифицированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития» (6 декабря 2012г.).
Прикладной характер научного исследования способствует его использованию в определении потребности в квалифицированных кадрах отрасли культуры в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности в субъектах Российской Федерации. Эффективность мониторинга потребности отрасли культуры в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности определяется формированием кадровой политики региона в области социально-культурной деятельности и библиотечного дела, а также повышением степени удовлетворенности потребителей качеством и разнообразием предоставляемых социокультурных услуг.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….7
Организационно-управленческая работа над проектом…………………………………………………………………..13
Разработка программы исследования………………………...…..13
Календарный график научно-исследовательской работы…….…28
Подготовительный этап исследования………………….29
Выявление и анализ сайтов администрации субъекта РФ, библиотек и учреждений культуры, учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности…………………29
Выявление и анализ публикаций по теме исследования в научно-теоретических и научно-практических изданиях и определение проблем, связанных с подготовкой кадров для библиотек и учреждений культуры…..54
Выявление печатных и электронных источников, отражающих наличие вакансий и требования к соискателям в библиотеках и учреждениях культуры и анализ статистики вакансий учреждений культуры, запросов работодателей на выпускников вузов и ссузов культуры и искусства и трудоустройства их выпускников в библиотеки и учреждения культуры………………………………………………………………………..60
Сбор исходных данных и результаты аналитической работы……………………………………………………………………….…65
Сбор статистической информации, формирование и анализ статистических таблиц, характеризующих состояние инфраструктуры социально-культурной сферы Сибирского Федерального округа…………………………………………………………………………..…65
Сбор сведений о трудоустройстве выпускников вузов и ссузов культуры и искусств, осуществляющих подготовку специалистов в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности……………………………………………………………………78
Социологический опрос потребителей библиотечных и социокультурных услуг в населенных пунктах Кемеровской области и обработка полученных данных…………………………………………………84
Экспертный опрос руководителей департаментов и управлений культуры; руководителей учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности субъектов РФ и интерпретация его результатов ……………………………….………………………………...89
Апробация результатов НИР «Анализ потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в ходе работы межрегиональной научно-практической конференции «Подготовка квалифицированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития»……………97
Заключение…………………………………………………………….115
Список использованных источников………………………………123
Приложение А. Описание методики мониторинга потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах……………………………134
Приложение Б. Программа и приглашение к участию в межрегиональной научно-практической конференции «Подготовка квалифицированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития»……………………….………………………………149
Приложение В. Проспект сборника докладов межрегиональной научно-практической конференции «Подготовка квалифицированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития»………….169
Приложение Г. Аналитическая справка по результатам пилотажного исследования «Удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов в области социально-культурной деятельности»…………………………………………………………………175
ВВЕДЕНИЕ Актуальность научно-исследовательской работы определяется тем, что прогнозирование потребностей рынка труда рассматривается как важная составная часть маркетинговой информации, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю за изменениями рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров отрасли культуры, ориентированной на спрос населения региона. Очевидно, что, с одной стороны, горизонт прогнозирования кадровых потребностей социально-экономического развития региона должен быть не менее пяти лет. Так как формируемые на основе его результатов планы приема в учреждения профессионального образования определяют структуру выпуска соответствующих специалистов через 2-3 года для профессиональных училищ и лицеев, 3-4 года для техникумов и колледжей или 5-6 лет для ВУЗов. С другой стороны, более длительные горизонты прогнозирования невозможны в связи с высокой рыночной динамикой развития рынка труда, характерной для современной России.
В отличие от теоретических исследований на тему управления кадровым потенциалом территорий, данная методика направлена на обеспечение практического результата: оценку и корректировку объемов подготовки в системе профессионального образования региона в соответствии с перспективными потребностями социально-экономического развития, запросами отрасли культуры.
Имеющиеся сейчас статистические данные не позволяют оценить динамику занятости в разрезе профессионально-квалификационной структуры в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности. Программы социально-экономического развития строятся на сведениях, полученных от органов государственной статистики и отражающих структуру занятости лишь в отраслевом разрезе. Для планирования системы подготовки кадров этих сведений явно недостаточно.
Объектом исследования является динамика спроса и предложений квалифицированных кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности отрасли культуры.
Предмет исследования – мониторинг и его результаты в определении потребности в квалифицированных кадрах отрасли культуры в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности.
Цель научно-исследовательской работы:
мониторинг потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности;
разработка и апробация методики мониторинга потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах;
анализ состояния и перспектив подготовки кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности с учетом многоуровневого образования на базе компетентностного подхода.
Задачи научно-исследовательской работы:
1. Выявление и оценка параметров социокультурной характеристики региона (на примере одного федерального округа).
2. Характеристика инфраструктуры социально-культурной сферы региона (на примере одного федерального округа).
3. Оценка кадрового потенциала библиотек и учреждений культуры региона, выявление потребности современного рынка труда в области социально-культурной сферы с учетом различных уровней образования.
4. Оценка проблемной ситуации, связанной с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности, требующей решения на федеральном и региональном уровнях.
В ходе научного исследования использовались следующие методы: терминологический анализ дефиниций понятийного аппарата по проблеме исследования; анализ сайтов и публикаций по теме исследования; сравнительный анализ печатных и электронных источников; экспертный опрос; социологические методы (анкетирование, включенное наблюдение); моделироване.
В процессе работы были выявлены и дана оценка параметров социокультурной характеристики субъектов РФ Сибирского федерального округа; охарактеризована инфраструктура социально-культурной сферы 26 субъектов РФ; на основе оценки кадрового потенциала библиотек и учреждений культуры регионов, участвовавших в эксперименте, выявлены потребности современного рынка труда в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности с учетом различных уровней образования; оценена проблемная ситуация, связанная с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности, требующей решения на федеральном и региональном уровнях.
В ходе исследования были проведены:
экспертный опрос руководителей органов управления культурой субъектов РФ;
социологический опрос потребителей социокультурных услуг; исследование по выявлению и оценке параметров социокультурной характеристики региона на примере Сибирского Федерального округа, была дана оценка кадрового потенциала библиотек и учреждений культуры региона, проведена оценка проблемной ситуации, связанной с подготовкой, и повышением квалификации кадров в сфере культуры;
пилотажное исследование удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов КемГУКИ и потребности работодателей в специалистах сферы культуры.
В результате исследования была разработана методика мониторинга потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности.
Результаты исследования были представлены на онлайн-дискуссии, организованной на официальном сайте университета, и межрегиональной научно-практической конференции «Подготовка квалифицированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития» (6 декабря 2012г.), что способствовало внесению необходимых корректив в выводах НИР.
Прикладной характер научного исследования способствует его использованию в определении потребности в квалифицированных кадрах отрасли культуры в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности в субъектах Российской Федерации. Эффективность мониторинга потребности отрасли культуры в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности определяется формированием кадровой политики региона в области социально-культурной деятельности и библиотечного дела, а также повышением степени удовлетворенности потребителей качеством и разнообразием предоставляемых социокультурных услуг.
Методология и методы исследования.
В исследования использован комплекс методологических подходов, включая сравнительный, структурно-функциональный, типологический подходы.
Сравнительный подход использовался для выявления и сопоставления основных этапов развития инфраструктуры социально-культурной сферы и системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для отрасли культуры.
Структурно-функциональный и типологический подходы – для определения основных характеристик, относящихся к библиотекам, учреждениям культуры клубного типа, учебным заведениям культуры и искусства различных типов и видов.
При этом базовыми являлись принципы объективности, восхождения от абстрактного к конкретному, от частного к общему, от эмпирики к теории, единства исторического и логического в познании явлений и процессов, деятельностного подхода к исследуемым явлениям.
При определении проблемы в методологическом аспекте учитывались синергетический, герменевтический и прогностический подходы.
В ходе исследования применялся комплекс разнообразных методов исследования, взаимодополняющих друг друга и определяемых междисциплинарным характером объекта исследования. Среди них:
- метод терминологического анализа дефиниций понятийного аппарата в области потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности;
- анализ сайтов администраций субъектов РФ, библиотек и учреждений культуры, учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности для определения основных тенденций в кадровой политике в области культуры и основных направлениях и специальностях подготовки кадров для отрасли культуры;
- анализ публикаций по теме исследования в научно-теоретических и научно-практических изданиях для выявления оптимистических и пессимистических прогнозов и определения проблем, связанных с подготовкой кадров для библиотек и учреждений культуры;
- сравнительный анализ печатных и электронных источников для определения наличия вакансий и требований к соискателям в библиотеках и учреждениях культуры и проведения анализа статистики вакансий учреждений культуры, запросов работодателей на выпускников вузов и ссузов культуры и искусства и трудоустройства их выпускников в библиотеках и учреждениях культуры;
- метод экспертного опроса руководителей департаментов и управлений культуры, руководителей учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности субъектов РФ для определения основных этапов мониторинга потребности в кадрах библиотечно-информационной и социокультурной деятельности в субъектах РФ;
- социологические методы (анкетирование, включенное наблюдение) для изучения и оценки современного состояния инфраструктуры социально-культурной сферы и определения удовлетворенности потребителей библиотечных и социокультурных услуг в их получении на территории Кемеровской области;
- метод моделирования для наглядного описания предлагаемой методики взаимодействия по модели «Работодатель - выпускник - вуз».
|