Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология»





Скачать 120.98 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология»
Дата публикации10.01.2015
Размер120.98 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УМКД Научно-исследовательского семинара Направление: магистратура 032700.68 Филология (романо-германская)

Разработала:

Николаева О.В., канд.филол.наук, доцент

Идентификационный номер: УМКД. 77.64-11-4-19-032700.68-М3.Н.1-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации ШРМИ ДВФУ

Лист из


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

для умкд лебедько-ловцевич


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР

032700.68 «Филология»

Программа подготовки – романо-германская филология
Очная форма обучения

Школа региональных и международных исследований

кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

курс 1-2 семестр 1-4

лекции 0 час.

практические занятия 0 час.

семинарские занятия 72 час.

лабораторные работы 0 час.

консультации 0

всего часов аудиторной нагрузки 72час.

самостоятельная работа 288 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет с оценкой 1,2,4 семестр

экзамен 3 семестр

Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки № 24 от 14 января 2010 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации 22 сентября 2012 г.

Заведующая кафедрой: профессор, д.ф.н. Г.Н. Ловцевич 22 сентября 2012 г.

Составитель: к.ф.н, доцент Николаева О.В.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «__» ___________ 20____ г. № ____

Заведующий кафедрой _______________________Карелина А.А.

(подпись)
II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)
Аннотация

Рабочая учебная программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» разработана для магистрантов 1-2 курса по направлению магистратуры 032700 «Филология» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

«Научно-исследовательский семинар» входит в цикл «Практики и научно-исследовательская работа » (М.3).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 10 зачетных единиц, 360 часов. Дисциплина реализуется на 1и 2 курсах в 1-4 семестрах.

Целью дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является подготовка магистрантов к ведению научно-исследовательской работы по направлению «Филология», написанию магистерской диссертации и публичной защите выполненной работы.

Содержание дисциплины направлено на формирование следующих умений:

  • планирование научно-исследовательской работы, ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, обоснование темы работы, написание реферата по избранной теме;

  • проведение научно-исследовательской работы;

  • корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

  • составление отчета о научно-исследовательской работе;

  • публичная защита выполненной работы.

Научно-исследовательский семинар логически и содержательно связана с такими курсами, как «Филология в системе гуманитарного знания», «Когнитивная лингвистика», «Лингвистическая типология», «Методика преподавания иностранного языка в высшей школе», «Академическое письмо», «Взаимодействие языка и культуры», «Теоретические основы лингводидактики», «Актуальные аспекты лексикографии», «Информационные технологии в филологии», «Литература народов зарубежных стран».

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.

В процессе освоения данной дисциплины магистрант формирует и демонстрирует общекультурные компетенции (ОК-1; ОК-2; ОК-6):

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности; способность к адаптации в новых ситуациях, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-6).

В процессе освоения данной дисциплины выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК-1 – ПК-7; ПК-18; ПК-20):

способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7);

способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов (ПК-18);

владение навыками организации и проведения учебных занятий и практик, семинаров, научных дискуссий и конференций (ПК-20).



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (72 часа)


Занятие 1: Постановка проблемы исследования (6 час)

  1. Определение проблемы исследования, постановка цели и задач НИР.

  2. Ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области, выбор темы исследования, обоснование общей проблемы исследования (оценка актуальности, степени новизны).


Занятие 2: Работа с библиографическими источниками (6 час)

  1. Составление библиографического списка по теме работы.

  2. Подготовка реферата по теме исследования. Представление реферата на магистерском семинаре.

  3. Составление отчета по данному этапу работы.


Занятие 3: Работа с лингвистическим материалом (6 час)

  1. Отбор источников практического материала по теме исследования.

  2. Работа с лексикографическими источниками, текстовыми материалами

  3. оценка возможности использования экспериментальных и полевых методик.


Занятие 4: Представление плана научно-исследовательской работы (6 час)

  1. Обоснование темы работы.

  2. Оценка актуальности, степени новизны, практической значимости. Представление плана работы и основных этапов исследования.

  3. Логика построения научной работы.


Занятие 5: Аналитический обзор теоретических концепций в избранной области. (6 час)

  1. Обзор отечественных и зарубежных теоретических концепций в области исследования.

  2. Основные этапы развития общей проблематики.

  3. Научная полемика в избранной области.

  4. Смежные подходы и направления.

  5. Современный уровень решения проблемы.


Занятие 6: Методология исследования (6 час)

  1. Определение и обоснование методологической базы исследования.

  2. Интегрированный подход в филологических исследованиях.

  3. Междисциплинарность в филологии.


Занятие 7: Методика исследования (6 час)

  1. Выбор методики исследования в соответствии с методологической базой работы.

  2. Обоснование научной парадигмы и понятийно-категориального аппарата исследования.


Занятие 8: Методика написания теоретической главы (6 час)

  1. Определение спектра ключевых проблем в избранной области исследования. Содержание и структура теоретической главы.

  2. Принципы изложения теоретического материала.

  3. Анализ и синтез теоретического материала.

  4. Отражение научной полемики.

  5. Авторская позиция в теоретической главе.

  6. Подготовка теоретической главы диссертации.

  7. Публичное обсуждение главы на магистерском семинаре.

  8. Составление отчета по данному этапу работы.


Занятие 9: Выполнение анализа материала (6 час)

  1. Выполнение анализа материала на основе избранного подхода с применением соответствующей методики и инструментального аппарата.

  2. Публичное выступление по текущим результатам выполненной работы.

  3. Участие в семинарах, научных дискуссиях и конференциях,

  4. разработка проектов в рамках грантовой деятельности.


Занятие 10: Написание исследовательской части (6 час)

  1. Методика написания исследовательской части.

  2. Структура и содержание исследовательской части.

  3. Принципы анализа лингвистического материала.

  4. Логика изложения результатов лингвистического исследования.

  5. Написание исследовательской главы (глав) диссертации.

  6. Публичное представление на магистерском семинаре.

  7. Подготовка магистрантами итогового отчета о научно-исследовательской работе.


Занятие 11: Заключительный этап исследования (6 час)

  1. Оценка полученных результатов, их новизна и значимость.

  2. Степень выполнения поставленной цели и задач.

  3. Соответствие содержания работы теме исследования.

  4. Логика общей структуры научной работы.


Занятие 12: Репетиционная публичная защита диссертации (6 час)

III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Аттестация в форме зачета с оценкой проводится в 1,2,4 семестрах по результатам всех форм отчётности магистранта. Экзамен – 3 семестр. Семестровый отчет предоставляется по окончании каждого из первых трех этапов. Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом-магистрантом научно-исследовательской работе.

Семестровые отчеты отражают следующие виды работ:

  1. Составление индивидуального плана научно-исследовательской работы, обсуждение плана НИР на магистерском семинаре.

  2. Выбор и обоснование темы научно-исследовательской работы, представление темы на кафедре.

  3. Написание реферата на тему научно-исследовательской работы.

  4. Написание теоретической главы диссертации,

  5. Обсуждение текущих результатов научно-исследовательской работы (выступление на семинаре),

  6. Подготовка исследовательской главы диссертации,

  7. Итоговый отчет о результатах НИР, представление на кафедре.

  8. Подготовка Выпускной квалификационной работы.

Структура итогового отчета о результатах НИР

  1. Актуальность темы

  2. Обзор исследований в данной области

  3. Обоснование степени новизны, теоретической и практической значимости работы

  4. Описание методологии и методики исследования

  5. Изложение результатов НИР

  6. Выводы.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основная литература



  1. Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие / сост. Л.Н. Чурилина.- Москва: Флинта: Наука, 2009.

  2. Алефиренко, Н.Ф. Теория языка: Вводный курс: учеб. пособие. М.: Академия, 2009.

  3. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009.

  4. Амирова Т.А. История языкознания: учеб. пособие / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский; ред. С.Ф. Гончаренко. Москва: Академия, 2009.

  5. Даниленко В.П. Общее языкознание и история языкознания: учеб. пособие.- Москва: Флинта: Наука, 2009.

  6. Левицкий Ю.А. Общее языкознание: учеб. пособие.- Москва: Либроком, 2009.

  7. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: учеб. пособие.- Москва: Флинта: Наука, 2009.

  8. Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. Курс лекций: учеб. пособие.- Москва: Академия, 2009.

  9. Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания: учеб. пособие.- Москва: Флинта: Наука, 2009.


Дополнительная литература

  1. Аверинцев С.С. Филология // Краткая литературная энциклопедия. М.,1972. Т. 7. Или: Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

  2. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001.

  3. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.

  4. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М.: Олма -Пресс, 2005.

  5. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.

  6. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

  7. Воробьев В.В. Лингвокультурология: Монография. М.: РУДН, 2 008.

  8. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.

  9. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

  10. Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник. М.: Рос. гос. гуманит. ун -т, 2007.

  11. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

  12. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М.: Наука, 1981.

  13. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. (Любое издание.)

  14. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006.

  15. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс -медиа. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

  16. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: Гн о- зис, 2002.

  17. Кубрякова Е.С., Мельников Г.П. О понятиях языковой системы и структуры языка. // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., Наука, 1972.

  18. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

  19. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996.

  20. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.

  21. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.

  22. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Уч. пособие. 3 -е изд. Мн.: ТетраСистемс, 2008.

  23. Массовая коммуникация в современной России / Под ред. В.Д. Попова. М.: Изд –во РАГС, 2003.

  24. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001.

  25. Почепцов Г.Г.. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер,.2001.

  26. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979.

  27. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред. Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988.

  28. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1969.

  29. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когн и- тивных терминов / Под ред. Е.С. Кубряковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.

  30. Никитина С.Е. Тезаурус по теоретической и прикладной лингвистике (Автоматич е- ская обработка текста). М.: Наука, 1978.

  31. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь -справочник лингвистических терминов.: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985.

  32. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Научное изд -во «Большая Российская энциклопедия»; Изд. дом «Дрофа», 1997.

  33. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Пр оект, 2001.

  34. Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание / Сост. М.В. Панов. М.: Педагогика, 1984.

  35. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 3-е изд., перераб. и доп. / Гл. ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 2001.

  36. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.



Электронные источники

  1. Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа: Курс лекций / В.П. Даниленко. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 280 с http://www.znanium.com/bookread.php?book=320758

  2. Методология науки: проблема индукции: Монография / С.А. Лебедев. - М.: Альфа-М, 2013. - 192 с.: 

http://www.znanium.com/bookread.php?book=403166

  1. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. М.: ИНФРА-М, 2000. 304 с.

http://safbd.ru/students/fik/aspirantura/kak-pisat-dissertaciyu


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар «Национальный...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар «Национальный...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение...
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Современный литературный...
Программа предназначена для преподавателя, ведущего научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03....
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки 032700. 68 Филология Программа подготовки: Романо-германская филология Очная форма подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconРабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:...
Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700....
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconРабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700....
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма дисциплины Социология литературы для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар (Политический...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение...
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар»  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) научно-исследовательский...
Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины научно-исследовательский семинар 032700. 68 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск