Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации,





Скачать 329.23 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации,
страница1/4
Дата публикации12.01.2015
Размер329.23 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Приложение


Методические рекомендации

по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений
«Итоговая аттестация выпускников по физической культуре:

формы аттестации, типология заданий, критерии оценивания»

на 2011-2012 учебный год
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов по предмету «Физическая культура» и в соответствии со следующими документами:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ст.32);

- Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.12.1999 № 1075  (в ред. приказов Минобразования России от 16.03.2001 № 1022, от 25.06.2002 № 2398, от 21.01.2003 № 135);

- письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

К экзамену по предмету «Физическая культура» допускаются учащиеся 9 классов, освоившие учебную программу не ниже уровня обязательных требований. Экзаменационный материал для проведения выпускных экзаменов, составляется общеобразовательным учреждением самостоятельно с учётом примерных вопросов для проведения итоговой аттестации выпускников 9-х классов, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации, который предоставляется администрации общеобразовательного учреждений не позднее 01 апреля текущего года.

Все учащиеся, занимающиеся физической культурой по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная. Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр.

K основной группе относят обучающихся без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии.

K подготовительной группе относят обучающихся без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии.

K специальной медицинской группе относят обучающихся с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, выполняют практическую часть экзамена с учетом противопоказаний при выполнении физических упражнений.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в соответствии с рекомендациями, изложенными в письме Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» могут участвовать в экзамене по физической культуре по выбору, «…если они регулярно посещали занятия по физической культуре в специальной медицинской группе, старательно выполняли задания учителя, овладели доступными им навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры».

Учащиеся, занимающиеся в детско-юношеских спортивных школах и имеющие спортивные разряды по различным видам спорта, от экзамена не освобождаются. Теоретическая и практическая части экзамена сдаются ими на общих основаниях.

Учащимся, освобождённым от занятий физической культурой и не прошедших полный курс обучения, итоговая оценка не ставится и в аттестате данный учебный предмет не указывается (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 224 «Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учёта соответствующих бланков документов).

Для организации и проведения экзамена по физической культуре приказом по школе назначается экзаменационная комиссия в составе: председатель комиссии – директор школы (или один из его заместителей); члены комиссии – учитель физической культуры, преподаватель ОБЖ, учитель биологии.

В состав комиссии может быть приглашен учитель физической культуры другой школы – как независимый эксперт.

На экзамене обязательно присутствует медицинский работник, который осуществляет наблюдение за состоянием здоровья сдающих экзамен выпускников в течение сдачи практической части экзамена, но не является членом экзаменационной комиссии.

Время проведения экзамена по предмету «Физическая культура» включается в общее расписание школьных экзаменов.

Экзамен по предмету «Физическая культура» состоит из двух частей: практической и теоретической, проводится в один день.

В целях сохранения здоровья обучающихся перед началом практической части (в день экзамена) обязательно проводится осмотр учащихся медицинским работником, результаты которого фиксируются в справке о допуске учащихся к экзамену (форма – приложение № 1).

Перед началом проведения экзамена проводится инструктаж по технике безопасности, что фиксируется в книге регистрации по технике безопасности.

Основой для определения содержания экзаменационных билетов является федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089.

Экзаменационные билеты в целом позволяют определить уровень подготовки выпускников по использованию в практической деятельности и повседневной жизни приобретенных ими знаний и умений для укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни, организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях, профессиональной деятельности.

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2007 г. № 01_14/08_01 каждый билет состоит из трех вопросов. Первый вопрос относится к общим теоретическим основам физической культуры. Второй вопрос имеет целью выявить степень освоения выпускником системы знаний о занятиях физической культурой и их использовании в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций. Третий вопрос – практический (выполнить практическое задание, продемонстрировать комплекс упражнений и т.п.).

При составлении экзаменационных билетов учитель физической культуры обязан учитывать реальное функциональное состояние учащихся и уровень организации образовательного процесса для специальных медицинских групп в общеобразовательном учреждении. Практическое задание должно быть доступно и разрешено к выполнению для учащегося с конкретной формой заболевания.

На подготовку для ответа по билету отводится 40 минут.

В целях оценивания ответа экзаменуемого на вопросы билета можно использовать следующие рекомендации.

Отметка ответа ученика на экзамене по билету выводится как среднее арифметическое из оценок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.

При ответе на теоретические вопросы (первый и второй) экзаменуемый должен показать:

- знание теоретических основ физической культуры;

- понимание роли физической культуры в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;

- содержание физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- правила поведения и техники безопасности во время занятий физической культурой и спортом;

- способы контроля за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки.

При оценивании ответа экзаменуемого на теоретические вопросы билета предлагается опираться на следующие критерии:

отметка «5» (отлично): учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал вывод;

отметка «4» (хорошо): учащийся правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно раскрыл суть вопроса или допустил незначительные неточности; на заданные экзаменатором дополнительные вопросы ответил правильно;

отметка «3» (удовлетворительно): учащийся смог частично раскрыть теоретический вопрос, привести некоторые примеры и аргументы, подтверждающие те или иные положения; на заданные экзаменатором дополнительные вопросы ответил не полностью;

отметка «2» (неудовлетворительно): не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

При ответе на третий (практический) вопрос билета экзаменуемый должен показать не только овладение теоретическими основами предмета, но и свою компетентность, т.е. способность к применению этих знаний для формирования здорового образа жизни посредством занятий физической культурой, спортом с учетом индивидуального здоровья и физического развития.

При оценивании ответа важно учитывать также отношение экзаменуемого к занятиям физической культурой, его ценностные ориентации и установки относительно ведения здорового образа жизни.

При определении качества ответа на третий вопрос билета предлагается опираться на следующие критерии:

отметка «5»: экзаменуемый полностью правильно выполнил задание, грамотно применил соответствующие умения и теоретические знания в предложенной ситуации, обосновал свои действия;

отметка «4»: экзаменуемый выполнил задание, но допустил незначительные ошибки при объяснении или обосновании своих действий;

отметка «3»: экзаменуемый в основном справился с заданием, но не смог объяснить и обосновать свои действия;

отметка «2»: экзаменуемый не смог выполнить задание даже при помощи экзаменатора.

Каждое общеобразовательное учреждение вправе использовать данные экзаменационные билеты, а также заменить (или дополнить) вопросы билетов вопросами из регионального компонента содержания образования (приложение № 2).

При этом при составлении билетов необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся, уровень их физического развития, физической подготовленности, а также климатические условия региона.

Теоретическая часть экзамена по предмету «Физическая культура» лучше проводить в спортивном зале, который подразделяется на три сектора.

В первом секторе располагаются члены аттестационной комиссии, число которых должно быть не менее трех человек и медицинский работник.

Второй сектор спортивного зала отводится для подготовки учащихся к сдаче экзаменов. Здесь устанавливаются учебные столы, за которыми располагаются школьники. Число одновременно готовящихся к экзамену школьников не должно превышать 5–6 человек. Школьники приходят на экзамен по физической культуре в спортивной одежде.

Третий сектор отводится для выполнения учащимися практических заданий, связанных с демонстрацией комплексов физических упражнений или технических действий. Во время экзаменов учащимся предоставляется право выбора либо устного описания содержания комплекса упражнений или двигательного действия, которые определены в экзаменационном билете, либо продемонстрировать его практическое выполнение. В первом случае оценивается правильность использования терминологии и точность описания последовательности упражнений, элементов и связок, во втором случае – техника выполнения упражнений и двигательных действий. Поэтому в данном секторе необходимо поместить спортивный инвентарь и оборудование, которое необходимо для выполнения практической части экзамена.

Результаты экзамена доводятся до сведения обучающихся.

Реферат как форму итоговой аттестации целесообразно предлагать учащимся, проявившим глубокий познавательный интерес к теоретическим и практическим вопросам физического воспитания, имеющим навыки самостоятельной работы с научной литературой, освоившим методы реферирования, имеющим достаточно высокий уровень коммуникативно-речевой компетентности и опыт публичных выступлений, а также планирующим профессиональную деятельность, связанную с физкультурой, спортом. Примерные темы рефератов и исследовательских проектов представлены в приложении № 3.

Написание реферата (исследовательского проекта) занимает длительное время. Организация работы с учащимися по определению темы, составлению программы исследования начинается в конце учебного года перед выпускным годом или в начале выпускного учебного года. Только в этом случае можно рассчитывать, что у выпускников произойдут серьезные приращения:

- приобретение умений работы с библиографическими каталогами;

- выработка умений эффективной работы с текстами литературных источников;

- приобретение умений анализировать, абстрагировать, систематизировать, обобщать, аргументировать;

- овладение умением представлять и защищать реферат, результаты исследования;

- овладение умением решать проблемы, обусловленные планируемым результатом;

- овладение методами научных исследований;

- приобретение умения анализировать результаты исследования;

- приобретение умения представлять прикладные материалы.

В основной части работы представляется состояние избранной к рассмотрению проблемы; изложение различных точек зрения на проблему (материалы публикаций, позиции ученых); раскрываются основные положения. В научно-практической работе необходимо рассмотреть актуальность проблемы; обосновать выбор методов решения проблемы; оценить полученные результаты и раскрыть их практическую значимость. По каждой проблеме в основной части работы необходимо делать выводы.

В заключении суммируются частные выводы, определяется степень решения поставленной задачи или задач, дается самооценка своего труда (приобретенные знания, умения, проявленные личностные качества).

Роль учителя (руководителя проекта) в подготовке выпускника к такой форме итоговой аттестации значительна: он сопровождает деятельность ученика до самой защиты работы (совместное определение темы, поддержка в самостоятельном выборе ученика, помощь в составлении программы исследования, в планировании работы, консультирование, оформление отзыва, характеристика учащегося как автора работы и т. д.).

Защита реферата (исследовательского проекта) проводится автором в присутствии членов экзаменационной комиссии. Время защиты основных положений, выводов и обобщений, подтвержденных примерами, 10-15 минут. Наглядные материалы готовятся заранее. После выступления автору могут быть заданы вопросы. Экзаменационная комиссия оценивает работу в соответствии с выработанными критериями. Защита реферата (исследовательского проекта) может проходить с участием других учащихся в форме дискуссии.

Критерии оценивания реферата.

- актуальность проекта для образовательного учреждения, для обучающегося;

- творческий, неординарный подход к выполнению работы;

- оригинальность представления работы;

- способность четко сформулировать проблему;

- общая логика выступления, способность четко сформулировать цели и задачи работы, охарактеризовать этапы и методы исследования;

- умение анализировать информацию, оценивать ее качество и надежность;

- умение применять теоретические знания для решения проблемы;

- наличие альтернативных вариантов решения проблемы;

- умение оценивать важность и значение альтернативных решений;

- умение предъявлять результаты исследования;

- владение терминологией в рамках темы исследования;

- аргументированность представления и защиты материала;

- адекватность различных способов предъявления информации содержанию публичного выступления;

- речевая компетенция выпускника;

- общая эрудиция выпускника, умение заявлять и отстаивать собственную позицию;

- практическая значимость выдвигаемых проектов и идей.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации...
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации...
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconИнформация о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Государственная (итоговая) аттестация проводилась в традиционной форме (по билетам) и форме гиа, руководствуясь Положением о государственной...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconРекомендации по организации итоговой аттестации выпускников IX классов...
При организации итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений необходимо руководствоваться в первую очередь...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconЭкзаменационные билеты по литературе 9 класс. Примерные экзаменационные...
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, icon«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»...
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconПриказ №01- 624 «Об организации и проведении государственной (итоговой)...
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconПриказ 16. 04. 2012 Вяземский №153 о получении и хранении экзаменационных материалов
В целях осуществления организованного проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных...
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, iconО формах проведения экзаменов для проведения государственной (итоговой)...
Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск