КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
Информационная справка В школе (на 2012 г) обучается 25 учащихся, в 8 классах
Источники положительного влияния - библиотеки села, музеи, медицинские учреждения, семья.
Источники отрицательного влияния –торгующие предприятия, не соблюдающие правила продажи алкогольных и табачных изделий.
Молодежная среда: Интеллектуальная молодежь предпочитает получить высшее образование в основных Государственных ВУЗах.
Школа активно взаимодействует с другими учреждениями. Участвуют в сельских мероприятиях, соревнованиях, концертах. Проблемы воспитания.
Современное состояние социально – экономического положения находит отражение в воспитательной деятельности школы. Социальная ситуация развития общества требует учета специфики региона в построении системы воспитания в школе.
Данная концепция представляет собой совокупность идей, принципов, установок, определяющих стратегию педагогических действий.
Объективно существующая потребность в повышении духовно – нравственной культуры населения.
Недостаточный уровень повышения психолого – педагогической культуры родителей и тесного сотрудничества с каждой семьей. Вместе с тем в школе есть неоспоримые достижения:
В школе создается воспитательная система, работающая на идею добровольного выбора учащимися предпочитаемой деятельности и способствующая развитию личности
Коллективная творческая деятельность стала основой технологизации процесса воспитания в школе.
Развивается самоуправление школьников, родителей и учителей школы, а также различные формы клубной работы в школе
При этом в организации эффективного воспитательного процесса существуют следующие недостатки:
Ориентация на учебный процесс и недооценка роли воспитания как самостоятельного и самоценного вида педагогической деятельности, стимулирующей самовоспитания личности. Концептуальные идеи воспитания:
По методологии – Гуманистический подход – отношение к человеку, как к субъекту познания, общения и творчества, где человек рассматривается, как высшая ценность общества
По содержанию: Культурологический подход в основе которого - овладение детьми общечеловеческими и культурными ценностями.
По технологии: эмоционально – ценностные средства воспитания, способствующие эффективности овладения учащимися духовно нравственной культурой, стимулирование активности учащихся, направленное на деятельностное культурное совершенствование себя и своей малой родины.
Главная цель воспитательной системы школы: воспитание физически и нравственно здоровых молодых людей, являющихся патриотами своего родного края, своей страны, занимающих активную жизненную позицию, умеющих адаптироваться в нелегких жизненных условиях.
Педагогический коллектив рассматривает в качестве главных задач своей педагогической деятельности следующие приоритетные направления:
- создание воспитывающей и образовательной среды, в которой ценности жизни, здоровья и развития ребенка стали приоритетными;
- создание условий для формирования адекватной самооценки ребенка, развития способностей к саморегуляции, навыков контроля и самоконтроля;
- укрепление и совершенствование единого адаптивного пространства, где каждый ребенок мог бы найти себе место в соответствии с развитием, способностями, интересами, физическим и психическим состоянием, пожеланиями родителей; Задачи:
Воспитание детей на общечеловеческих ценностях путём индивидуально-личностного подхода к каждому ученику.
Социальная ориентация в окружающем мире, воспитание целеустремлённой личности, способной развивать и реализовывать свои творческие способности.
Воспитание в личности стремления к физическому и нравственному самоусовершенствованию, формированию потребностей к самообразованию. В основе процесса воспитания следующие взаимосвязанные принципы:
Принцип гуманистической ориентации означает практическое воплощение идеи о развитии личности школьника как самоценности. Ключевая идея гуманистического воспитания – психологическая и этическая защита личности. Необходимо, чтобы педагог принял ребенка как данность, со всеми его ошибками и несовершенством. А это требует высокого уровня толерантности (терпения) педагога и одновременно поиска путей поддержки воспитанника. Такими средствами могут быть доверие, авансирование или создание ситуации успеха, коррекция отклонения в нравственном развитии личности творческими средствами. В основе данного принципа – гуманистические отношения, доброжелательность, педагогический такт.
Природосообразность воспитания, т.е. следование природе ребенка, его динамизму, активности, процессу естественного саморазвития. Природосообразность предполагает опору на природные предрасположенности личности и их развитие, на интересы и потребности школьника и возрастной группы с ориентацией на возвышение потребностей, на следование развитию здоровья, и внутренней необходимости личности ребенка в здоровом образе жизни, как природной потребности.
Культуросообразность воспитания составляют следующие взаимосвязанные идеи: ориентация на формирование человека Культуры, а следовательно, овладение культурными ценностями как источником духовности и нравственности. Культура личности – это гармония интеллекта, эмоций, воли и деятельности, это гармония с самим собой, с окружающей жизнью, опора на национальные традиции народов, населяющих г. Вятские Поляны, своеобразие их культуры.
Целостность и системность воспитательного процесса исходит из посылки о целостности личности, поэтому исключена однобокая направленность воспитания. Целостность воспитания организационно реализуется через создание воспитательной системы, которая обеспечивает личности выбор деятельности в соответствии с ее потребностями и интересами. В свете вышеизложенных положений концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания):
Спортивно – оздоровительная деятельность
Духовно - нравственная культура
Гражданско – патриотическая культура
Учебно – познавательная культура
Профессионально – трудовая деятельность
Спортивно – оздоровительная деятельность
Здоровье – важнейший фактор, определяющий успешность всей деятельности личности.
здоровье подрастающего поколения существенно зависит от психологического климата в школьных коллективах, в семье; от психологической культуры педагогического коллектива образовательного учреждения;
развивающая среда является частью здорового психологического климата и имеет свои специфические особенности для каждого этапа возрастного развития; среда определяется типом ведущей деятельности, в ней всегда должны быть представлены два аспекта — предметный и межличностный (общение);
показателями эффективности развивающей среды является полноценное развитие способностей, свойственных данному возрасту, и формирование побуждающих к деятельности мотивов, обеспечивающих инициативу ребенка, его собственную активность;
организация здоровьесберегающей образовательной среды школы требует значительных финансовых затрат и дополнительного материально-технического обеспечения.
В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.
Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно.
Что нужно сделать, чтобы школа, как важнейший социальный институт, внесла достойный вклад в решение проблемы здоровья школьников?
Во-первых, нужно пересмотреть требования к максимально допустимым нагрузкам, оптимизировать учебную нагрузку за счет снижения ее аудиторной составляющей и использования здоровьесберегающих технологий, не допускать превышения максимально допустимых часов аудиторных занятий, контролировать объемы домашних заданий.
В то же время нельзя идти по пути формального уменьшения объема программного. Мы не должны допустить снижения общего уровня образования, поэтому особое внимание необходимо уделить внедрению в школу эффективных здоровьесберегающих технологий, условий организации современной здоровьесберегающей среды, как микро- (в классе, в школе, в семье), так и макросреды (ближайшее окружение школы, дворы жилых домов и пр.). Кроме того, важнейшим направлением деятельности школы должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Во-вторых, необходимо заняться проблемой оснащения школьной здоровьесберегающей среды соответствующим оборудованием. С учетом состояния здоровья школьников нужно пересмотреть требования к школьному зданию, классным помещениям, оборудованию, техническим средствам.
Необходимо во внеклассной работе школы на первое место поставить мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, активизировать в работе класса и школы мероприятия по формированию здоровьеукрепляющей среды. Под этим углом зрения нужно пересмотреть отношение к школьным рекреациям — они, должны также работать на создание условий для отдыха во время перемены.
Предметом беспокойства является организация детского досуга. Нужно восстанавливать связи между семьей, школой и учреждениями дополнительного образования. Значительную часть времени дети проводят перед телевизором, компьютером. Нежелание многих семей создать для ребенка посещение стадиона, спортивных секций и пр. снижает возможности компенсировать утомляемость детей и недостаточность двигательной активности. Нужно продумать все возможные варианты включения школьника и его семьи в спортивную жизнь микрорайона, города, региона.
Исходя из вышеизложенного школе необходимо создать условия и принять меры для:
повышения физической активности детей;
обеспечения медицинских услуг в школе и организации психологического и социального консультирования;
повышения квалификации работников школы в области здравоохранения;
активного участия семьи, общества в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.
Духовно - нравственная культура Школа рассматривает воспитание духовно – нравственной культуры детей как одну из первостепенных педагогических проблем, ибо решение педагогических и социальных задач зависит не только и не столько от уровня образовательной подготовки, сколько от внутренне принятых личностью духовно – нравственных ценностей.
Понятие духовно – нравственной культуры включает следующее:
Духовность – способность сохранять человеческое в человеке, активное внутренне стремление к истине, добру и красоте путем самосовершенствования.
Нравственность – Внутренне принятые личностью нормы общественной морали, регулирующие ее поведение и отношение к миру и себе в этом мире. Это качества личности, определяемые основными этическими категориями: добро, честь, совесть, любовь к Родине, труду, другим людям
Духовность - это ориентация на другого человека, его эмоциональное самочувствие. Поэтому школа формирует потребность личности к проявлению гуманных чувств: чуткости, добрых отношений и поступков, предупредительности, сострадания, милосердия и заботы о другом человеке.
Духовность и нравственность имеют объемный диапазон спонтанного и организованного взаимодействия и входят во внутренний мир подрастающего человека через создание воспитывающей и развивающей среды жизнедеятельности в школе, а также благодаря духовно – нравственным ценностям семейного уклада и воспитания в семье. Поэтому, мы выделяем 3 основных компонента педагогической деятельности, в которых формируется духовно – нравственная культура:
- Учение
- Внеучебная воспитательная и развивающая деятельность
- Семья Учение — основной вид деятельности школьника, и поэтому его правомерно рассматривать как эмоционально значимую среду формирования духовно-нравственной культуры личности. Такую среду необходимо создать, организовать. Важно, чтобы с первого класса ребенок был погружен в атмосферу понимания, доброжелательности, заботы. Теплый микроклимат межличностных отношений, ориентация на эмоциональное самочувствие ученика — важнейшие условия личностно-ориентированного воспитывающего обучения.
Деятельностно - операционный компонент педагогического процесса— формы, методы, технологии — должен быть подчинен идее гуманистического развивающего личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников.
Поскольку развитие духовно-нравственной сферы — процесс индивидуально-личностный, наиболее эффективны групповые и индивидуальные формы взаимодействия педагогов и школьников на уроке и во внеклассной работе.
Следует считать оптимальными для развития духовно -нравственной культуры такие технологические приёмы, как проблемность и дискуссионность, игра в её различных модификациях, средства искусства, элементы соревнования. 'Эти технологии основаны на групповом взаимодействии и создании ситуаций заинтересованного общения в малых инициативных группах.
В них заключены возможности для актуализации и стимулирования нравственных чувств — важнейшей составляющей духовно-нравственной культуры личности.
Внеучебную воспитательную и развивающую деятельность необходимо рассматривать как ключевой компонент педагогически организованной среды, предусматривающей союз администрации школы, учителей, классных руководителей, воспитателей, ориентированных па внедрение идей духовно- нравственной культуры творческими гуманными средствами.
В каждом учебном заведении необходимо:
- Создать доброжелательные отношения заботы и внимания друг к другу: примером таких отношений должен стать учитель.
Организовать мобильное активно действующее школьное и классное самоуправление, работающее по технологии коллективной творческой деятельности, при этом сменные творческие группы учащихся заботятся о порядке и дисциплине, этике и эстетике межличностных отношений.
- Организовать клубы неформализованного общения в соответствии с возрастом.
- Ввести систему деятельностного этического просвещения, основанного на применении эмоционально-ценностных технологий; практиковать игровые и реальные задания, выполняющие функции этических упражнений.
- Вводить в опыт повседневной жизни школьников стиль поведения и отношений в соответствии с нормами и принципами духовно - нравственной культуры.
- При сотрудничестве с внешкольными учреждениями внедрять в опыт» поведения учащихся идеи ценности художественного образования и этических отношений.
- Организовать личностно-ориентированное взаимодействие со школьниками в процессе их духовного совершенствования, культурной самореализации сегодня и в перспективе.
Семья — исходный и постоянно присутствующий фактор, который оказывает существенное влияние на воспитание духовно-нравственной культуры школьника. Школа не может изменить семейные условия, но способна в известной мере влиять на стиль и тон отношений, культурные предпочтения, этическую линию поведения членов семьи.
Концептуальные положения:
- Считать необходимым создание союза единомышленников в воспитании детей — школы и семьи, основой которого является забота о гармоничном развитии личности ребенка.
- Использовать все многообразие современных форм взаимодействия школы и семьи - от включения родителей в органы самоуправления до квалифицированных групповых и индивидуальных консультаций, посвященных различным аспектам нравственного развития личности.
- Применять активные творческие формы и адекватные технологии взаимодействия с родителями: диспут, тематический «круглый стол», коллективную деятельность по проведению совместных праздников, спортивных и трудовых дел, выставок и смотров семейного творчества.
- Субъектность родителей и их детей необходимо обеспечивать коллективным творчеством на основе диалога при обсуждении актуальных проблем. Разыгрываются нравственные проблемные ситуации — каждая возрастная группа решает их со «своих» позиций в поисках компромиссов с учетом эмоционального состояния «другой» стороны.
- Главное направление воспитательного взаимодействия — психолого- педагогическая помощь и поддержка учителя и классного руководителя в решении нравственных проблем ребенка. Гражданско – патриотическая культура Важнейшей составляющей культуры является патриотический и национальный компонент. Опасность разрушения менталитета нации, основу которого составляют нравственно-духовные ценности, делает актуальной ориентации в воспитании подрастающего поколения на культурно- педагогические традиции народа.
Пренебрежительное отношение к культуре родного народа, недооценка исторического прошлого формируют у молодежи комплекс национальной неполноценности, обреченности. Люди, не помнящие своей родословной, не знающие истории и культуры своей Родины, не способны трудиться во имя ее процветания. Необходима систематическая воспитательная работа, ориентирующая школьников на государственно-историческую идею служения Отчизне, составляющую цель и смысл жизни.
Одной из приоритетных задач воспитания школьников является формирование потребности созидательной деятельности на благо родной страны и глубокого понимания того, что нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной.
Под национальным компонентом содержания образования понимается система знаний о национально-культурных и социально-исторических ценностях, отражающих этнопсихологическую самобытность родного народа, этнокультурные достижения других народов, мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, умения и навыки их использования в процессе жизнедеятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к ним.
Сегодняшние проблемы воспитания во многом обусловлены проблемами семьи. Прочность и устойчивость семьи, главной особенностью которой является задушевность и сердечность отношений между ее членами, душевная щедрость и доброта, неисчерпаемая родственная любовь, лежащие в основе многих побед и успехов России, в настоящее время подвергается испытанию вследствие сложной социальной ситуации. Вместе с тем именно семья обеспечивает приобщение к национальному образу жизни, связи с родной почвой и родными корнями, играет важнейшую роль в формировании национального характера.
Внеклассную воспитательную работу целесообразно начинать с изучения наследия родного края. Использование краеведческого материала способствует воспитанию у школьников чувства любви к малой родине. Большой объем краеведческого материала предусматривает вариативность его использования в соответствии с возрастными особенностями, интересами и уровнем воспитанности школьников.
Современный педагог должен не только хорошо знать национальную культуру тех детей, которых он обучает, но и умело пропагандировать национальные ценности среди родителей и учащихся, что способствует зарождению интереса школьников к национальной истории и культуре, поиску путей и средств участия в преобразовании социальной среды, осознанию своей национальной принадлежности
И уже через уважение к своей малой Родине нужно привлекать детей и родителей к регулярной работе с государственной символикой, изучать прошлое страны, ее героев, уважительно относиться к истории России. Учебно – познавательная культура
Удовлетворение потребности школьников стать личностью, реализующей себя в окружающей жизни, сталкивается с отсутствием у значительной их части интереса к знаниям, которые дает школа, с отсутствием способности преодолевать трудности учения, с недостаточной сформированностью умения узнавать новое в совместной с учителем деятельности.
Один из основных компонентов базовой культуры личности — познавательная культура. Познавательная культура — это наивысший уровень развития возможностей и способностей человека познать окружающую его среду, людей, самого себя, науку, мировую, региональную, национальную культуры. Познавательная культура предполагает высокий уровень культуры самоанализа, самооценки, рефлексии как привычки к осмыслению своей и окружающей жизни.
Основными задачами формирования познавательной культуры следует считать:
овладение умениями и навыками культуры умственного труда;
развитие в процессе воспитания и обучения умений пользоваться разнообразными источниками и способами познания мира;
формирование познавательного интереса и творческой активности в процессе познания: развитие способностей самостоятельно овладевать знаниями, преодолевать затруднения в процессе учения, пользоваться полученными знаниями и умениями в нестандартных ситуациях;
изменение в процессе деятельности школьника понятий о значимости знаний как одной из главных ценностей в жизни человека.
В содержание познавательной культуры личности входят эрудиция, гибкость мышления, высокая культура дискуссии, самостоятельность ума, способность к совместной познавательной деятельности. Познавательная культура характеризуется способностью выявлять и критически анализировать проблемы умением логично мыслить и убедительно выражать свои мысли, культурой речи.
Содержание познавательной культуры связано с овладением определенными знаниями и умениями:
Знание законов мышления, памяти, правил культуры умственного труда.
Знание методов познания процессов и явлений окружающего мира, самого человека: наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, классификации, тестирования. анкетирования и др.
Умение использовать разнообразные пути и способы саморазвития, самообразования, самовоспитания.
Умение правильно и быстро читать, грамотно и красиво писать, внимательно и целенаправленно слушать, формулировать и задавать вопросы по существу познаваемого.
Очень важно оказать педагогическую поддержку личностному росту каждого ученика: цель ее — устранить препятствия, мешающие самостоятельному продвижению ребенка в образовании, помочь ему в мотивации, самоорганизации, решении проблем в познании.
Формирование познавательной культуры школьника предполагает реализацию идеи сотрудничества на уроках и во внеклассной работе.
Развитие познавательной культуры осуществляется прежде всего в процессе обучения.
Необходима высокая культура самого урока, его положительный эмоционально-психологический климат.
Важно использование разнообразных современных технологий обучения, создание ситуаций, стимулирующих познавательную активность каждого учащегося.
Особую значимость имеет разнообразие учебных занятий учащихся — в группах, в парах, индивидуально. Положительное отношение к знаниям связано и с воспитывающим влиянием коллектива на каждого школьника через общественное мнение, использование коллективной творческой деятельности (познавательные КТД. развивающие игры, вечера, праздники, конкурсы и т.д.).
В воспитательной работе по формированию познавательной культуры учителя, воспитатели, классные руководители могут использовать самые разнообразные формы: классные часы, встречи с людьми умственного труда, беседы. дидактические и развивающие игры, диспуты, познавательные КТД, олимпиады, аукционы знаний, экскурсии в библиотеки, музеи, вечера занимательной науки, и др.
Формирование познавательной культуры осуществляется в системе, частью которой являются классные часы, объединенные одной тематикой. Так при работе над темой «Учимся учиться» могут быть использованы следующие вопросы: Как правильно читать книги? Развивайте свою намять. Как подготовить доклад, написать реферат? Внимание и его свойства. Развитие мышления. Познай себя. Самовоспитание. Самостоятельная работа дома, Гигиена умственного труда. Как работать в читальном зале. Тренинги по скорочтению и др.
Одним из элементов системы формирования познавательной культуры является внеклассная работа с учащимися. Например, школа и кружки культуры умственного труда составление рекомендаций и правил самостоятельной работы школьников, «круглые столы» - встречи с людьми умственного труда, а также правильная организация досуга — чтение, познавательные игры, занятия спортом и любимым делом.
Совместная с семьей работа по развитию познавательных интересов и общей культуры, постоянное внимание родителей к учебе детей, организация режима занятий и отдыха, создание условий для самостоятельной работы школьника дома, родительские собрания, педагогическое просвещение, консультации, совместные (учителя, дети, родители) познавательные, развивающие дела, игры, праздники, индивидуальная работа с родителями и детьми, являются частью системы формирования познавательной культуры. Профессионально – трудовая деятельность Существенные изменения социально-экономических условий жизни общества привели к необходимости пересмотра концепции формирования культуры трудовой деятельности подрастающего поколения.
Попытки реорганизации общей системы трудового воспитания учащихся общеобразовательной школы сводятся преимущественно к разработке и внедрению в школьную практику новой образовательной сферы - «Технология».
Она нацелена на заметное расширение направлений подготовки учащихся к будущей самостоятельной трудовой жизни и включает в себя ряд наиболее перспективных областей: информационные и высокие технологии, радиоэлектроника, основы предпринимательства, а также усиливает подготовку к индивидуальной трудовой деятельности, особенно в рамках домашнего или сельского хозяйства.
Культура трудовой деятельности включает сформированность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, позволяющих максимально оптимизировать трудовую деятельность в различных видах труда: интеллектуальном, физическом, учебном, бытовом.
Центральной задачей формирования трудовой культуры личности на всех возрастных этапах развития ребенка является воспитание трудолюбия, ведущее средство которого - самостоятельная трудовая деятельность, посильная для детей.
Следующая задача формирования общей культуры трудовой деятельности - развитие у детей активности, самостоятельности, умения самим находить сферу приложения собственных сил, что безусловно требует использования деятельностного подхода к педагогическому процессу, создания ситуаций, когда им самим необходимо решать учебные или жизненные задачи.
Исключительно важной задачей формирования трудовой культуры личности является выработка общетрудовых умений и навыков. При этом следует обратить особое внимание на развитие имеющихся у каждого ребенка природных задатков.
Особое место в современной концепции формирования трудовой личности отводится овладению новыми информационными технологиями, так как в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции умение быстро получить или передать (распространить) необходимую информацию часто является решающим условием успеха трудовой деятельности.
Результат воспитания — достаточно высокий уровень воспитанности личности, который характеризуется следующими показателями:
Устойчивое воспроизведение личностью нравственного выбора, соответствующего социальным ожиданиям, этическим нормам и культурным ценностям.
Развитые нравственные чувства, прежде всего, чувство совести и человеческого достоинства, долга и ответственности, любви и гуманности как основа положительных качеств, определяющих отношение личности к обществу, коллективу, труду, другим людям, самому себе.
Развитая потребность и способность личности к саморегуляции поведения, самообразованию и самовоспитанию.
Вместе с тем процесс самосовершенствования личности бесконечен. |