Скачать 166.95 Kb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И МУЗЕЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Мастерство (текстиль) Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению Специальность 071301 «Народное художественное творчество»
Составитель: доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна института изобразительных искусств и музейных технологий ФГОУ ВПО "Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий" Фахрутдинова Ф.Д. Содержание Пояснительная записка ………………………………….……………………….4 Тематический план курса «Мастерство»………………………………………..7 Содержание дисциплины…………………………………………………………8 Библиографический список……………………………………………………..15 Примерные темы курсовых проектов………….……………………………….16 Требования, предъявляемые к докладам, рефератам, творческим заданиям..17 Вопросы к зачету………………………..……………………………………….18 Пояснительная записка Курс «Мастерство» является профилирующим по отношению ко всем дисциплинам общепрофессионального и специального циклов учебных курсов Государственного профессионального стандарта высшего профессионального образования. Основные требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки выпускника по специальности 07.13.01 «Народное художественное творчество» в цикле дисциплин специализации по дисциплине «Мастерство» предусматривают: -изучение технологических и художественно-стилистических особенностей, а также приемов изготовления народными мастерами произведений художественного текстиля; - знакомство с традиционными видами вышивки, узорного ткачества и художественной росписи тканей. Целью данного курса является формирование у студентов теоретических и практических знаний о традиционных приемах изготовления произведений художественного текстиля. Задачи курса: - практическое освоение технических приемов ткачества узорных тканей; - умение создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традиционных техниках художественной росписи по ткани; - овладение способами вышивки и узорного ткачества как старинными способами декора костюма и текстильных изделий; - изучение и освоение способов выполнения традиционных швов разных локальных школ (владимирской, ивановской, архангельской, вологодской и народов Поволжья); - развитие художественно-творческих способностей студентов. - изготовление эскизов, технических рисунков и отработка приемов выполнения художественных текстильных изделий. Современное состояние культуры и образования предъявляет определенные требования к системе подготовки будущих специалистов и преподавателей народного творчества. К числу наиболее актуальных проблем относятся: сохранение и возрождение традиционных промыслов, восстановление уважительного отношения к родной культуре и ее традициям. Необходимость ведения дисциплины «Мастерство» обусловлена, прежде всего, тем, что дает возможность воплощения творческого замысла, оттачивания мастерства. Особое место данного курса в профессиональной подготовке педагога обусловлено необходимостью всесторонней подготовки будущих преподавателей, руководителей студий декоративно-прикладного искусства. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как композиция, цветоведение, технология материалов, краеведение, теория и история НХК. Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 071301 «Народное художественное творчество», квалификации «Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель». Данный курс преследует цель подготовить студента к проектированию и выполнению в материале различных тематических заданий; научить анализировать, систематизировать и перерабатывать опыт мастеров народного декоративно-прикладного искусства при создании собственного произведения. Основными задачами курса являются изучение, сохранение, развитие и передача текстильных промыслов как части национальной культуры. Особое место занимают практические занятия в мастерской, где студенты выполняют свои творческие проекты в материале. Большое значение имеет и самостоятельная работа. Программа рассчитана на 2 года. Курс предусматривает 150 часов, из них 75 – самостоятельных и 75 – аудиторных. Формы контроля – экзамен, зачет, курсовой проект. В учебном процессе проводятся промежуточные просмотры, предполагающие присутствие всех студентов группы. В конце каждого семестра проводится просмотр, в присутствии всех преподавателей кафедры, целью которого является анализ и оценка деятельности студента и преподавателя. Экзаменационные оценки выставляются в конце каждого учебного семестра. Экзамен включает в себя показ семестровых проектов, подготовительных упражнений и эскизов, а также изделий, выполненных в материале. Обязательным условием допуска студента к экзамену является наличие всех творческих заданий и эскизов проектов, выполненных в течение семестра под руководством педагога. Дисциплина «Мастерство» в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в области культуры и искусств не обозначена. Тематический план курса «Мастерство»
Содержание дисциплины Раздел 1. Вышивка Тема 1.1. История развития вышивки в России История развития вышивки в России. Семантика и орнаментика русской вышивки. Цветовой строй. Основные виды вышитых изделий, их функции в семейно-бытовых и календарных праздниках и обрядах. Знакомство с характерными чертами разных локальных школ: традиционные швы русского Севера, народная вышивка юга России, народная вышивка Центральной России. Сбор материала по народной вышивке и копирование музейных образцов. Принципы изготовления технических рисунков и патронов. Стилизация цветов и деревьев в вышивке. Тема 1.2. Выбор материалов и подготовка к вышивке Инструменты для выполнения вышивки – пальцы квадратные или круглые, иглы с различными размерами игольного ушка, сантиметр, наперсток, крючок, шило, ножницы, нитковдеватель. Особенности крепления ткани на пяльцах. Подбор нитей по цвету, согласно эскиза изделия. Подготовка картона. Способы перенесения рисунка на ткань: прометывание, «припорох». Тема 1.3. Техники выполнения швов (роспись, счетная гладь, мережки, крест, свободная гладь Роспись (полукрест, двусторонний шов, досюльный шов и т.д.) имеет одинаковый узор на лицевой и изнаночной стороне и представляет собой тонкие линий. Особенности выполнения шва «роспись». Счетная гладь – двустороннее скорое шитье, которое по фактуре напоминает узорное (браное) ткачество, где рисунок состоит из отдельных мотивов. Приемы выполнения шва «счетная гладь». Мережки – ажурная вышивка в виде полосы, которое выполняется по продернутой ткани. Свободнолежащие нити ткани объединяются в пучки. Виды мережек: простые, сложные, узкие, широкие и многорядные. Крест – шов, состоящий из двух косых перекрещивающихся стежков. На лицевой стороне узор представляет собой ряд из крестиков, а на изнанке две прямые параллельные полоски. Свободная гладь применяется в основном для вышивки узора растительного характера в сочетании с другими приемами. Узор образуется плотно уложенными стежками, заполняющими каждую форму орнамента. Литература
Раздел 2. Батик Тема 2.1. Свободная роспись с применением солевого раствора и загусток Разновидности способов применения солевого раствора и загусток при свободной росписи тканей. Виды загусток: крахмал рисовый или картофельный, декстрин, трагант. Способы приготовления загусток и их свойства. Соль и загустки закрепляют краску, делают ее цветовой тон ярче и не дают растекаться по ткани. Тема 2.2. Подготовка ткани к росписи Подготовка хлопчатобумажных тканей состоит из следующих этапов: промывка, выварка, выбелка. Подготовка шелковых тканей – выварка, выбелка. Организация рабочего места. Особенности закрепления ткани на раме. Способы перевода рисунка на ткань: карандашных штрихов, мягкого карандаша, припорохом, лекалами. Нанесение резервирующего состава на ткань. Тема 2.3. Выполнение изделия в материале Составление колористической палитры на используемой ткани. Приемы выполнения заливок внутри изображения: графическая зарисовка «по сухому», «по сырому». Заливка фона изделия. Способы оформления работы: стандартный – в багет; второй – при условии, если композиция построена в пропорциях вытянутого прямоугольника, оформить в виде свитка. Литература:
Раздел 3. Жаккардовое ткачество Тема 3.1. История развития жаккардового ткачества История возникновения тканей крупноузорчатого переплетения. Жаккардовая машина – специальный зевообразовательный механизм. Устройство и принцип действия жаккардовой машины. Классификация крупноузорчатых тканей по сырьевому составу, назначению и строению. Тема 3.2. Разработка эскиза жаккардовой ткани Применение жаккардовых тканей в интерьере и костюме. Ознакомление с образцами жаккардовых тканей. Построение структуры жаккардовых тканей. Разработка эскиза проекта жаккардовой ткани по заданной теме. Тема 3.3. Проектирование жаккардовой ткани Принципы изготовления канвового рисунка крупноузорчатого переплетения. Копирование контура узора на кальку. Канвовый рисунок представляет собой значительно увеличенное изображение модели узора. Расчет числа нитей основы и утка в раппорте узора. Расчет канвовой бумаги. Закрашивание канвового рисунка. Изготовление образцов переплетений, участвующих в тканеобразовании. Литература:
Раздел 4. Золотная вышивка Тема 4.1. Подготовка тканей для золотной вышивки Инструменты и материалы для золотной вышивки: иголки, ножницы, наперстки, витейка, шильце, пяльца круглые или прямоугольные, нитки (волоченное, пряденое, бить, скань, канитель). Продублирование ткани, запяливание ткани, перенос рисунка на ткань с помощью мелких стежков. Каждая деталь рисунка вырезается из картона по цвету, близкому к золоту и закрепляется на ткани с помощью небольших стежков (или клея для ткани). Тема 4.2. Техника шитья золотом Основные приемы золотного шитья: золотом разделками декоративных сеток, золотом плоской накладной гладью, высокое шитье золотом по настилу, канителью. Технические приемы выполнения основных швов. Особенности шитья золотом по тканям различного качества (бархат, замша, атлас, парча и др.). Способы обработки золотного шитья. Узоры, выполняемые на основе шва «в прикреп»: «рядки», «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «рогожка», «перышки», «шов по шнуру». Тема 4.3. Выполнение вышивки в материале Выполнение собственного проекта изделия в материале, выбранной техникой золотного шитья. Принципы применения золотной вышивки в деталях костюма. Литература:
Гончарова. – Ташкент, 1986.
Библиографический список Основная литература
Дополнительная литература
Примерные темы курсовых проектов
Требования, предъявляемые к докладам, рефератам, творческим заданиям Учебные, научно-исследовательские и творческие работы студентов являются зачетными, и к ним предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и по оформлению. Виды исследовательской деятельности студентов: исследовательский реферат, доклад, мультимедийный продукт и т.д.
Вопросы к зачету
|
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна института изобразительных искусств и музейных технологий | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист | Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист | ||
Учебно-методический комплекс специальность 071301. 65 «Народное художественное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс Дисциплина: Танец и методика его преподавания:... Постельняк А. И. преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев, заслуженный мастер спорта Российской Федерации по танцевальному... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Дисциплина «История кино» предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурная деятельность», а также... | Основной образовательной программы Основная образовательная программа: 071301. 65 – Народное художественное творчество | ||
Рабочая программа дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студентов» Государственным образовательным стандартом для специальности 071301 «Народное художественное творчество», утвержденным приказом Министерства... | Н. А. Рогачева русское устное народное творчество Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 Филология. Форма... | ||
Основной образовательной программы специальность 071301. 65 Народное... Квалификация – «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф мастерство... Решая творческие вопросы, студенты применяют полученные знания по предметам музыкального цикла, знания философско-эстетического характера... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний»... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по... |