Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления,





Скачать 352.25 Kb.
НазваниеПрограмма предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления,
страница1/2
Дата публикации16.02.2015
Размер352.25 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2




Раздел 1. Пояснительная записка
Программа рассчитана на студентов второго курса бакалавриата социологического факультета дневного отделения, направление 040100.62 «Социология».

Исходный уровень знаний и умений: предлагаемая программа рассчитана на студентов, прослушавших курс «Введение в социологию» и «История социологии». Предполагается наличие навыков самостоятельного анализа текстов, умения самостоятельно работать с литературой, наличие базовой культуры письма.

Основная цель курса – познакомить студентов с работами, задающими образцы анализа в социальной теории и создающими новые перспективы в исследовании современного общества. Материал курса сформирован вокруг решения двух фундаментальных для современной социальной теории вопросов: как возможно общество (какова природа социального) и как возможно знание о социальном.

Различные ответы на вопросы об условиях формирования, поддержания и разрушения различных образцов социальной организации и способах, которые социология может предложить для анализа этих процессов, определяют логику курса и структуру изложения материала.

Учебная задача курса - сформировать у студентов представление о социальной теории не только как об особом типе мышления, но и как о рабочем аппарате, предлагающем инструментарий для решения конкретных социологических задач.

Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых - приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, научить использовать широкий спектр понятий современной социологической теории для анализа актуальных общественных проблем.

Структура курса.

Курс состоит из 18 лекций и 18 семинарских занятий.

Форма проведения занятий: лекции и семинары. Самостоятельная работа по курсу предполагает подготовку к семинарским занятиям (чтение рекомендованной литературы, выступление с докладами).

Форма контроля. Текущая – участие в семинарах, домашние задания – аналитическая работа с текстами из ридера по дисциплине к каждому семинару, выборочный контроль – письменные ответы на вопросы по текстам (вопросы даются заранее), написание эссе, промежуточная контрольная работа, итоговая – сдача экзамена (письменно).

Итоговая оценка за курс складывается из трех компонент: работа на семинарах – 30% (сюда входят оценки за домашнее задание, контрольную работу), 2 эссе – по 25% каждое, экзамен – 20%.

Оценки за эссе выставляются по 25–балльной шкале по следующим критериям. 23 – 25 – отличная работа, выполненная самостоятельно, изложение логично, оригинально решение поставленной проблемы, выдвинутый автором тезис доказан, продемонстрировано уверенное владение материалом, работа грамотно оформлена.

17 – 22 – очень хорошая работа, продемонстрированы навыки самостоятельного анализа материала,

16 – 21 – хорошая работа, продемонстрированы навыки анализа материала и самостоятельного мышления, но не хватает аргументированности в раскрытии заявленного тезиса.

10 – 15 – работа, близкая к реферату, состоящая в основном из компиляции чужих текстов, работа правильно оформлена, имеются ссылки на использованные источники.

1 – 9 – чистая компиляция чужих текстов и отсутствие корректных ссылок, отсутствие списка литературы.

0 – «скачанный» или отсканированный реферат.
Итоговые градации: 0 – 40 – неудовлетворительно, 41 – 60 – удовлетворительно, 61 – 80 – хорошо, 81 – 100 – отлично.
Раздел 2. Содержание дисциплины.

Лекция 1 (Вводная лекция)


Основной вопрос социологической теории и способы его решения. Классические оппозиции соц. теории. Понятие парадигмы и полипарадигмальная структура современного социологического знания.
Часть I. Структурная перспектива. Империализм объектов.
Лекция 2 - 3. Э.Дюркгейм. Социология как анализ социальных фактов. Суицид как социальный факт. Разделение труда как социальный факт. Коллективное сознание и формы организации общества. Общество – машина производства богов. Социальные функции религии. Общество как система символических образцов. Развитие структурного направления во французской и современной американской традиции.
Лекция 4. Т.Парсонс и теория социального действия.

Понятие системы. Структура элементарного действия. Специфика человеческого действия как системы (интеграция, нормативность, волюнтаризм). Обобщенная система действия и ее подсистемы, и их иерархичность (по степени контроля). Функции подсистем действия. AGIL. Социальная система и ее подсистемы, и их функции. Нормативный характер социального устройства. Взаимодействие подсистем. Обобщенные эквиваленты и символические посредники. Личность в системе Парсонса. Статусно-ролевой комплекс и понятие роли. Типовые переменные социального действия.

Структурный функционализм Р.Мертона.

Критика классических постулатов функционализма. Функции, дисфункции и нонфункции. Понятие явных и латентных функций. Социальная теория и эмпирические исследования. Теории среднего уровня. «Социальная структура и аномия» как образец структурно-функционального анализа. Типы и причины девиантного поведения.

Часть II. От социальных структур к взаимодействиям. Империализм субъектов.
Лекция 5. Знать – значит понимать. Методология социального познания М.Вебера. Новая теория социального действия.

Методология социального познания М.Вебера. Понятие социальной реальности и предмет социологии. Социальная реальность как смысловая структура. Определение социального действия и его типы. Инструменты анализа социального действия. Категория «идеальный тип». «Свобода от ценностей» и «ценностное суждение». Идеальный тип и его применение в социально-исторических исследованиях. «Протестантская этика и дух капитализма». Теория исторически-прогрессирующей рациональности и понятие бюрократии. Определение и типы легитимного господства.

Лекция 6. Феноменологическая социология А. Шюца..

Как конструируется смысл человеческого действия. Влияние Э. Гуссерля. Понятия феноменологического epoché, жизненного мира, естественной установки. Интерсубъективность и коммуникация в трактовке Шюца. Типизация как основной механизм становления объективных форм жизни. Тезис взаимных перспектив. Миры опыта А. Шюца. Понятие когнитивного стиля. Повседневность как высшая реальность. Социальное конструирование реальности П.Бергера и Т. Лукмана.
Лекция 7. Этнометодология. «Вечное обычное общество» Г.Гарфинкеля.

«Вечное обычное общество» Г.Гарфинкеля. Социология здравого смысла и рутины. Общество как понимание, основанное на «искусных действиях участников». Концепция фоновых ожиданий, их основные характеристики и функции. Постулаты этнометодологии. Различие между профессиональным и «бытовым» социологом. Гарфинкелинг – кризисная экспликация смысла.

Развитие этнометологического подхода: конверсационный анализ (Х.Сакс, Э.Щеглофф, Г.Джефферсон).

Лекция 8. Социальный театр И.Гофмана.

«Быть – значит казаться» – драматургический подход как способ исследования общественного порядка.

Конформизм как основа общественного порядка. Повседневность – свободная импровизация в рамках жестких правил. Фокус анализа – ситуации соприсутствия. Фокусированное и нефокусированное взаимодействие. Гражданское «невнимание». Действующие лица, зональность взаимодействия. Техники презентации себя и концепция «самости». Ролевая дистанция. Проблема определения ситуации и понятие рабочего консенсуса. Принципы управления впечатлениями. Почему случаются фиаско. Правила успешной интеракции.

Концепция тотальных институтов, их классификация и отличие от повседневных взаимодействий.

Понятие стигмы, ее виды и типы стигматизации. Способы управления стигмой.
Лекция 9. И.Гофман Анализ фреймов – назад к структурализму?

Понятие фрейма. Фрейм vs ситуация. Первичные фреймы. Пять пониманий, задаваемых первичными фреймами. преобразование взаимодействия: переключение и фабрикация. Пять основных ключей. требования к переключению. Крепление, скобки и др. способы удержания фрейма.

Часть III. Критическая социология.
Лекция 10. В поисках истинных оснований. Предтечи критической теории: К.Маркс, З.Фрейд.

Универсальная топология общества по Марксу. Критика позитивизма и рационализма Марксом. Познание как «обработка людей людьми». Классовая борьба, интересы, ценности и идеалы. Идеологии и ложное сознание. Критика Марксом основных иллюзий эпохи капитализма: товарный фетишизм, иррациональность капитализма, Теория отчуждения.

З.Фрейд. Счастье, страдание, жизнь. Потеря свободы как цена безопасности. Концепция репрессивной культуры. Топология личности. Существование  мышление. Прогресс культуры = потеря счастья. Совесть, чувство вины, сублимация. Врачевание души (психоанализ) как терапия.
Лекция 11. Предтечи критической теории: Ф.Ницше.

3 основных вектора влияния Ницше на соц. теорию:

1) Социология знания. Реконцептуализация истины. Страх как основа познания. Знание как защитный купол. Функция истины – полезность для выживания вида. Факты vs интерпретации. Истина как метафора.

2) Реинтерпретация социологии ценностей. Генеалогия морали. Жестокость как основа культуры. Мораль и власть. Случайность норм. Естественная vs противоестественная мораль.

3) Социология власти. Бессубъектное понимание власти. Воля к власти как экзистенциальное условие живого.
Лекция 12. Франкфуртская школа. Критическая теория как метод.

Логика социальных наук и критика позитивизма (полемика с К.Поппером). История сумасшествия разума. Критика инструментального разума. Экспликация и анализ «бархатных форм господства».
Лекция 13. Критическая теория современности Ю.Хабермаса. В поисках «разумного потенциала» общества.

Теория коммуникативной рациональности и универсальный прагматизм. Типы знания, человеческие интересы и типы действия. Притязания на обоснованность. Коммуникативное действие и его рациональный потенциал. Коммуникативная рациональность. Идеальная речевая ситуация. Система и жизненный мир. Деньги и власть как средство интеграции двух миров. Коммуникативная рациональность, мораль, политика, общественность и публичная сфера. Делиберативная демократия.
Лекция 14. Современные импликации критической теории. М.Фуко

Археология знания. Понятие эпистемы и дискурсивной формации. Проблематизация. Игры власти М.Фуко. «Перевернуть Левиафана» - генеалогия дисциплинарной власти. Способы субъективации индивидов. Как сказать «нет» власти? Практики себя.
Часть IV. Интегративные подходы в социологии.
Лекция 15. Прагматический поворот в социальных науках.

Социология практик П.Бурдье. Агент, хабитус, стратегии, практики и поля. Виды капитала и структурное воспроизводства общества. Конкретные исследования практик (фотографии, вкусы, мода) как примеры воспроизводства социальной структуры.
Лекция 16. Социология критической способности Л.Болтански – Л.Тевено.

Социология критической способности vs критическая социология (П.Бурдье). Прагматические режимы вовлеченности и ситуативность социального действия. 4 основных состояния взаимодействия. Понятие практической компетентности. Вещность социального мира. Справедливость и повседневные взаимодействия. Миры справедливости и их структура. Тактики обвинения/оправдания.
Лекция 17. «Подчиняюсь, но не повинуюсь». Социология практик обыденного протеста Де Серто и Дж.Скотта.

Практики дисциплинарной власти vs практики сопротивления де Серто. Основные характеристики стратегии власти и тактик сопротивления ей. Повседневная креативность социальных акторов как борьба с макроструктурами власти.

Дж.Скотт об «оптике государства» в эпоху «высокого модерна». Метис как оружие славы. Скотт, де Серто в контексте социологической традиции (Гарфинкель, Мертон, Фуко)?
Лекция 18. Социогенетические и психогенетические исследования Н.Элиаса.

Социогенезис человека цивилизованного: история цивилизации как история манер. Власть и вежливость – рождение государства. Понятие фигурации.


Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.



Учебники и учебные пособия.

Базовые учебники.

  • Дж. Ритцер Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер. 2002.

  • История теоретической социологии. В 4-х тт. / Отв. ред. и сост. Ю.Н.Давыдов. М.: Канон+, ОИ «Реабилитация». 2002.



Основная учебная литература.

  • А.Ф.Филиппов (ред.) Социологическая теория. СПб.: Владимир Даль. 2007.

  • А.Арон Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, Университет. 1993.

  • Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс. 1978.

  • П.Монсон Современная западная социология. СПб: Нотабене. 1992.

  • Ф.Каркюф Новые социологии. М., СПб: Алетейя. 2002.

  • Дж.Тернер Структура социологической теории. М.:Прогресс. 1985.

  • Л.Г.Ионин Понимающая социология. М. 1978.


Хрестоматии.

  • Теоретическая социология: Антология. В 2-х ч. / Под ред. С.П.Баньковской. М.: Книжный дом “Университет”. 2002.

  • Социология. Хрестоматия. / Сост. Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая. М.: Галорлики. 2003.

  • А.И.Кравченко Социология. Хрестоматия для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2002.

  • Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ. 1994.

  • Западно-Европейская социология XIX в.: Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ. 1996.

  • Западно-Европейская социология XIX – нач. ХХ вв.: Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ. 1996.


Литература к семинарским занятиям.
К семинару 1. Структура современного социологического знания.

Основная:

Т.Кун Структура научных революций. М. 1977. Гл. 2-4, 6, 9, 10, Дополнение 1969 г.

Дополнительная:

П.К.Фейерабенд Избранные труды по методологии науки. М. 1989.

Л.Флек Возникновение научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М. 1999.

М.Полани Личностное знание. М., 1984. Гл. 4.

М.Уотерс Прошлое и будущее социологической теории. // А.И.Кравченко Социология. Хрестоматия для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2002. с. 75 – 89. http://socnetnarod.ru/rubez/10-11/waters/htm.
К семинару 2 – 3. Социология как анализ социальных фактов. Общество как система символических образцов.

Основная:

Э.Дюркгейм Социальный элемент в самоубийстве. // Э.Дюркгейм Самоубийство: социологический этюд. М.: 1994. http://sociology.extrim.ru

П.Шампань Начала практической социологии, СП.: Алетейя, 2001. с. 149 – 154.

Э.Дюркгейм Элементарные формы религиозной жизни. // Классики мирового религиоведения. М. 1998. с. 175 – 199.

Э.Дюркгейм, М.Мосс О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений. // М.Мосс Общества, обмен, личность. М.: «Восточная литература» РАН. с. 6 – 25.

Дополнительная:

Э.Дюркгейм Метод социологии. // А.И.Кравченко Социология. Хрестоматия для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2002. с. 11 – 20.

Э.Дюркгейм Определение моральных фактов. // Теоретическая социология: Антология. В 2-х ч. / Под ред. С.П.Баньковской. М.: Книжный дом “Университет”. 2002. Ч.1. с. 25 – 69.

К.Леви-Стросс Структура мифов. // Структурная антропология. с. 183 – 191.

Р.Барт Структурализм как деятельность // Р.Барт Избранные работы: семиотика, поэтика. М.: 194. с. 253 – 261.

Ж.Бодрийяр Система вещей. М.: Рудомино. 1995. с. 5 – 39.
К.Леви-Стросс Тотемизм сегодня. http://www.philosophy.ru/library/ls/totem.html

А.Вежбицкая Понимание культур через посредство ключевых слов. Языки славянской культуры. М. 2001. Гл. 1 (Введение), Гл. 2 (Понятие свободы).

В.Тэрнер Лиминальность и коммунитас. // Символ и ритуал. М. 1983. с. 168 – 181.

М.Мосс Очерк о даре. // М.Мосс Общества, обмен, личность. М.: «Восточная литература» РАН. с. 82 – 222.
К семинару 4-5. Структурный функционализм. Т.Парсонс. Р.Мертон

Основная:

Р.К.Мертон Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Р.Мертон, Дж.Мид, Т.Парсонс, А.Шюц. М.: МГУ. 1994. с. 379 – 448.

Р.К.Мертон Социальная и структурная аномия // Американская социологическая мысль . Р.Мертон, Дж.Мид, Т.Парсонс, А.Шюц. М.: МГУ. 1994. с. 289 – 308.

Т.Парсонс Понятие общества: компоненты и их взаимодействие. // Социология. Хрестоматия. / Сост. Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая. М.: Галорлики. 2003. с. 92 – 123.

Т.Парсонс Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. // Социология. Хрестоматия. / Сост. Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая. М.: Галорлики. 2003. с. 271 – 288.

Ч.Миллс Высокая теория // В кн. Американская социологическая мысль . Р.Мертон, Дж.Мид, Т.Парсонс, А.Шюц. М.: МГУ. 1994. с. 147 – 167.
К семинару 6. «Понимающая социология» М.Вебера

Основная:

М.Вебер «Объективность» социально-научного и социально-политического сознания. // Западно-Европейская социология XIX – нач. ХХ вв.: Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ. 1996. с. 124 – 142.

М.Вебер Протестантская этика и дух капитализма. ИФ: Ист-Вью. 2002. Гл.: Предварительные замечания; Постановка проблемы; Вероисповедание и социальное расслоение; Дух капитализма.

Дополнительная:

М.Вебер Протестантская этика и дух капитализма. ИФ: Ист-Вью. 2002. Гл.: Концепция призвания у Лютера; Аскеза и капиталистический дух.

М.Вебер Хозяйственная этика мировых религий. // М.Вебер Избранное. Образ общества. М.: Юрист. 1994. с. 43 – 78.

М.Вебер Социология религии. // М.Вебер Избранное. Образ общества. М.: Юрист. 1994. с. 191 – 308.

Р.Арон М.Вебер. // Р.Арон Этапы развития социологической мысли. М. 1993. с. 489 – 570.

Ю.Н.Давыдов Веберовская социология капитализма. // Макс Вебер, прочитанный сегодня. Сб. статей. / Под ред. проф. Р.П.Шпаковой. СПб: Изд-во СПбГУ. 1997. с. 93 –119.

П.Гайденко, Ю.Давыдов История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М. 1991.
К семинару 7. Социология повседневного мира А.Шюца

Основная:

А.Шюц О множественности реальностей // Социологическое обозрение. Т.3, № 2, 2003. С. 3 –34.

А.Шюц Формирование понятия и теории в общественных науках. // А.И.Кравченко Социология. Хрестоматия для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2002. с. 90 – 104.

П.Бергер, Т.Лукман Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. Введение; гл. 1, гл. 2 §1 (б), §2, гл. 3 §1 – 2.
Дополнительная:

А.Шюц Возвращающийся домой. // Социология. Хрестоматия. / Сост. Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая. М.: Галорлики. 2003. с. 183 – 189.

Феноменологические альтернативы. // Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс. 1978. Гл. 6 – 8.

Х.Абельс Романтика, феноменологическая социология и качественные социологические исследования. // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.1, № 1. 1998. с. 114 – 153.

Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс. 1978. Ч.2.

П.Монсон Современная западная социология. СПб: Нотабене. 1992.
К семинару 8. Вечное обычное общество Г.Гарфинкеля

Основная:

Г.Гарфинкель Исследование привычных оснований повседневных действий. // Социологическое обозрение. Т.2, № 1, 2002. С. 43 – 70.

Г.Гарфинкель Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов. // Социологическое обозрение. Т.3, № 1, 2003. С. 3 –19.

Дополнительная:

П.Филмер, Д.Сильверман Об этнометодолии Г.Гарфинкеля. // Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс. 1978. с. 328 – 376.

Л.Г.Ионин Две реальности «Мастера и Маргариты». // Вопросы философии. 1990. №2.

К семинару 9. Машинерия производства социального «Я» И.Гофмана
Основная:

И.Гофман Представление себя другим в повседневной жизни. Канон-Пресс-Ц. 2000. Избранные главы.

И.Гофман. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность. гл. 3 – 6 ( http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/145155/Gofman_-_Stigma._Zametki_ob_upravlenii_isporchennoii_identichnost%27yu.pdf )
Дополнительная:

И.Гофман Порядок взаимодействия // Теоретическая социология: Антология. В 2-х ч. / Под ред. С.П.Баньковской. М.: Книжный дом “Университет”. 2002. Ч.2. с. 60 – 104.

Л.Ионин Социология культуры. М.: Наука. 1996. Гл. 2 – 3.
К семинару 10. И.Гофман. Анализ фреймов.

Основная:

И.Гофман. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. Под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой; вступ. статья [Г. С. Батыгина|. М.: Институт социологии РАН, 2003. - 752 с. Введение, гл. 1 – 3.

Дополнительная:

Батыгин Г. С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана (вступительная статья) // В кн. И.Гофман. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. Под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой; вступ. статья [Г. С. Батыгина|. М.: Институт социологии РАН, 2003. - 752 с.

К семинару 11. Социология подозрения.

Основная:

К.Маркс Немецкая идеология // К.Маркс, Ф.Энгельс Сочинения. 2-е изд. т. 36. с. 15 – 78 (или в К.Маркс Социология. Сборник. М.: Канон-пресс. Кучково поле. 2000. с. 325 – 411.)

Ф.Ницше К генеалогии морали // Ф. Ницше Соч. в 2-х тт. М. 1990. т.2. с. 407 – 472.

З.Фрейд Неудовлетворенность культурой // Философские науки. № 1. 1989.

Дополнительная:

К.Маркс Экономико-философские рукописи // К.Маркс, Ф.Энгельс Сочинения. 2-е изд. т. 42. с. 43 – 151 (или в К.Маркс Социология. Сборник. М.: Канон-пресс. Кучково поле. 2000. с. 177 – 325.)

К.Маркс Капитал. т.1, п.4 (Товарный фетишизм).

Ф.Ницше По ту сторону добра и зла.  1 – 45.

Ф.Ницше Воля к власти. М. 1994. Кн. 3, ч. 1.

Т.Адорно Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, Универс. 1993. с.152 – 208 (К.Маркс)

Ю.Н.Давыдов Отчуждение и культура. // К.Маркс Социология. Сборник. М.: Канон-пресс. Кучково поле. 2000. с. 9 – 69.

Ж.Делез Ницше

З.Фрейд Я и оно. // З.Фрейд Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1990. с.

425 – 439.
К семинару 12. Теория неудавшейся цивилизации: история сумасшествия разума

Основная:

Т.Адорно, М.Хоркхаймер Диалектика просвещения. М-СПб: Медиум-Ювента. 1997. с. 149 – 209. Гл. Культуриндустрия.

Г.Маркузе Одномерный человек. // Американская социологическая мысль . Р.Мертон, Дж.Мид, Т.Парсонс, А.Шюц. М.: МГУ. 1994. с. 121 – 146.

В.Беньямин Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Меридиан. 1996. с. 15 – 65.

Дополнительная:

Н.Бирнбаум Кризис в марксистской социологии. // Американская социологическая мысль . Р.Мертон, Дж.Мид, Т.Парсонс, А.Шюц. М.: МГУ. 1994. с. 94 – 121.

История теоретической социологии. В 4-х тт. / Отв. ред. и сост. Ю.Н.Давыдов. М.: Канон+, ОИ «Реабилитация». 2002. Т. 4. с. 25 – 47, 139 – 163, 512 – 529.
К семинару 13. В поисках новой рациональности

Основная:

Ю.Хабермас Отношения между системой и жизненным миром в условиях капитализма // Теоретическая социология. Антология. Сост. С.П.Баньковская. М.: Книжный дом университет. 2002. Ч.2. с. 353 – 372.

Дополнительная:

Д.Хэлд Интересы, знание, действие // В кн. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Сост. А.В.Леденева. Новосибирск: НГУ. 1995. с. 81 – 114.

П.Монсон Современная западная социология. СПб: Нотабене. 1992. с. 307 – 345. Ю.Хабермас Демократия. Разум. Нравственность. М. 1995.

История теоретической социологии. В 4-х тт. / Отв. ред. и сост. Ю.Н.Давыдов. М.: Канон+, ОИ «Реабилитация». 2002. Т. 4. с. 597 – 624.

К семинару 14. Микрофизика власти М.Фуко
Основная:

М.Фуко Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad marginem. 1999. Гл.: Казнь; Дисциплина. (с. 7 – 46, 197 – 247, 285 – 333.)

М.Фуко Воля к знанию // История сексуальности , т.1. стр. 175 – 238, 265 – 268.

М.Фуко // Использование удовольствий. Введение. III. Мораль и практики себя. Стр. 297- 306.
Дополнительная:

М.Фуко Воля к истине. М.: Касталь. 1996. (отд. главы)

В.Подорога Власть и познание археологический поиск Мишеля Фуко. // Власть. М. 1989.

О.Хархордин Фуко и теория фоновых практик. // Мишель Фуко и Россия. / Под ред. О.Хархордина. СПб: Летний сад. 2001.

Мишель Фуко и история истины. // П.Монсон Современная западная социология. СПб: Нотабене. 1992. с. 345 – 374.

Статья из энциклопедии Foucault, Michel, 1926 - и How is Power Exercised
К семинару 15. Социоанализ П.Бурдье

Основная:

П.Бурдье Структуры, habitus, практики. // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Сост. А.В.Леденева. Новосибирск: НГУ. 1995. с. 16 – 39.

П.Бурдье Различение: социальная критика суждения вкуса (фрагменты книги). // В кн. Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классикию М.: РОССПЭН. 2004. с. 537 – 568.

Дополнительная:

П.Бурдье Практический смысл. М, СПб. 2001.

П.Бурдье Социология политики.

П.Бурдье Начала.

Ф.Каркюф Новые социологии. М., СПб: Алетейя. 2002. с. 42 – 57.

Социоанализ Пьера Бурдье. / Ред. Н.Шматко. М, СПб. 2001.

Я.Карле П.Бурдье и воспроизводство классового общества. // П.Монсон Современная западная социология. СПб: Нотабене. 1992. с. 374 – 415.
К семинару 16. Социология критической способности Л.Болтански – Л.Тевено.

Основная:

Л.Болтански, Л.Тевено Социология критической способности. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000, №3.

О.Хархордин Прагматический поворот. Социология Болтанского и Тевено. СОЦИС, 2001, №1.

Дополнительная:

П.Вагнер Вслед за оправданием. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000, №3.
К семинару 17. «Подчиняюсь, но не повинуюсь».

Основная:

Дж.Скотт Благими намерениями государства: почему и как провалились проекты по улучшению условий человеческой жизни. М.: Университетская книга. 2007. Избр. главы.

Дополнительная:

В.Волков Де Серто и Скотт: стратегии, тактики, асимметричный конфликт. // В кН. В.Волков, О.Хархордин Теория практик. СПб.: Изд-во ЕУСПб. 2008.гл. 11.
К семинару 18. Социогенезис человека цивилизованного

Основная:

Н.Элиас О процессе цивилизации. М-СПб: Университетская книга. 2001. Т.1. с. 5 – 48, 111 – 119, 172 – 177, 188 – 197, 220 – 233.

Юности честное зерцало. М.: Янтарь.

Дополнительная:

Н.Элиас О процессе цивилизации. М-СПб: Университетская книга. 2001. Т.2. с. 235 – 342 (Проект теории цивилизации).

Ф.Каркюф Новые социологии. М., СПб: Алетейя. 2002. с. 30 – 42.

Раздел 4. Тематика.
Примерные темы эссе:


  1. Возможны ли в социологии революции и открытия? Проиллюстрируйте Вашу точку зрения конкретными примерами.

2) «В высших сферах социологической теории … не только нет признанной парадигмы, но социологи часто, кажется, не стремятся к ее созданию» (Менель).

Можно ли назвать социологию полипарадигмальной наукой? (При аргументации используйте концептуальный аппарат Томаса Куна).

3) Согласны ли Вы с тем, что «социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение» (Э. Дюркгейм). Обоснуйте свой ответ. Какие методологические следствия для социологии имеет принятие или непринятие этого утверждения?

4) Что, на Ваш взгляд, имел в виду М.Вебер, рассматривая «идеальный тип» как «категорию объективной возможности»? Раскройте смысл этого положения на примере анализа Вебером возникновения буржуазного капитализма.

5) Православная этика и дух социализма. Возможна ли такая связь?

6) «Verstehen – это не метод, используемый в общественных науках, а особая форма опыта, в которой обыденное сознание получает знание о социально-культурном» мире (А.Шюц). Сравните концепцию «понимания» Шюца и Вебера.

7) Можно ли согласиться с точкой зрения Шюца, что повседневность является «верховной реальностью». Воспроизведите аргументы Шюца и обоснуйте свое мнение.

8) «Всякое исследование начинается и заканчивается внутри социально-культурной среды … , наука и ее самоорганизующийся процесс есть социальное предприятие» (А.Шюц). Каковы источники и статус научного знания по Шюцу?

9) Проанализируйте в терминах «явная и латентная функции», «функция и дисфункция» Р.Мертона какое-либо значимое, с Вашей точки зрения, социальное явление современной России (исключая бедность).

10) Сравните понятие роли у Т.Парсонса и И.Гофмана.

11) Почему И.Гофман акцентирует внимание на роли такта в повседневных взаимодействиях?

12) «Анализируя определенное социальное Я, можно отвлечься от его обладателя … , ибо его плоть попросту служит стержнем, вокруг которого временно упорядочиваются некоторые продукты коллективного сотрудничества … . И средства для производства и утверждения социального Я человека находятся не внутри этого организующего стержня: в действительности эти средства часто надо искать в существующих общественных учреждениях» (И.Гофман Презентация себя … с. 300.)

Проанализируйте концепцию «Я» Гофмана. Внес ли Гофман нечто новое в понимание социального индивида?

Тематика и планы семинарских занятий. Задания для текущего контроля
СЕМИНАР 1.
Т.Кун Структура научных революций.


  • В чем, на Ваш взгляд состоит новаторство Томаса Куна в рассмотрении истории науки?

  • Что такое парадигма? В чем ее отличие от интерпретации?

  • Что является толчком для смены парадигм? Приведите примеры парадигмальных революций в естественных науках. А в социологии?

  • Что такое нормальная наука? Приведите критерии «зрелости» науки.

  • «В высших сферах социологической теории … не только нет признанной парадигмы, но социологи часто, кажется, не стремятся к ее созданию» (Менель). Согласны ли Вы с такой оценкой современного состояния социологической теории. Аргументируйте свою позицию.

  • Можно ли назвать социологию полипарадигмальной наукой? (При аргументации используйте концептуальный аппарат Томаса Куна).

  • Возможны ли в социологии революции и открытия? Проиллюстрируйте Вашу точку зрения конкретными примерами.

  • Возможен ли, на Ваш взгляд, теоретический синтез в социологии («конфляционизм»)? Почему?

  • Попытайтесь представить свою версию современной структуры социологического знания.


СЕМИНАР 2


  1. Методологическая часть (общие вопросы на повторение)




    1. Почему в качестве обобщающего понятия социологии Э.Дюркгейма выступает понятие «социологизм»?

    2. Что такое «социальные факты» и какую роль они играли у Э.Дюркгейма в определении предмета социологии?

    3. В чем проявлялся методологический монизм Э.Дюркгейма?

    4. Как решает Э.Дюркгейм проблему соотношения личности и общества?

    5. Какую роль в социологической концепции Э.Дюркгейма играла идея солидарности? Назовите и охарактеризуйте выделенные Э.Дюркгеймом типы солидарности.

    6. Почему Э.Дюркгейма рассматривают в качестве одного из предшественников структурно-функционального анализа?




  1. Вопросы к тексту.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Программа предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий. В рамках самостоятельной работы студентов предполагается...
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconПояснительная записка Составитель
Данная программа предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов, в том...
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Педагогика»
Ооп для студентов бакалавриата по направлению подготовки 030300 «Психология». Содержание курса соответствует Государственному образовательному...
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconУчебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на...
Культурология разработан для студентов факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета. Главная задача курса состоит в...
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconРазвитие критического мышления учащихся через уроки чтения. Урок...
Цели: учить детей глубокому анализу содержания мифов, развивать навык чтения, умения работать с текстом, внимание, речь, критическое...
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconРабочая программа ♫ Тематика и планы семинарских занятий ♫
Элективный курс «История западноевропейской музыки» читается студентам-культурологам IV года обучения. Программа предусматривает...
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconПланы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий
Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconРабочая программа по социологии Планы семинарских занятий для студентов...
Выписка из фгос впо по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconПланы семинарских занятий новосибирск 2003г. Удк ббк у-01
...
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconПланы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения Планы...
«Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconСеминарских занятий по курсу
И 90 Планы семинарских занятий по курсу «История России. XX век»: Учебно-методические рекомендации для студентов исторического отделения...
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником...
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconПланы семинарских занятий
Спецкурс нацелен на углубленное изучение проблемы государственного регулирования макроэкономики, на формирование у студентов экономического...
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых приобщить студентов к самостоятельному глубокому анализу текстов, выработать навык социологического мышления, iconПланы семинарских занятий для высшего профессионального образования...
К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск