Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации





Скачать 292.3 Kb.
НазваниеРоссийский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации
страница1/3
Дата публикации21.02.2015
Размер292.3 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи


МАКАРОВА ИРИНА ИГОРЕВНА


РОССИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СТРАТЕГИИ КОММУНИКАЦИИ

Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Москва-2011

Работа выполнена на кафедре истории и теории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

ЗВЕРЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА


Официальные оппоненты: доктор культурологии,

доктор философских наук

КОСТИНА АННА ВЛАДИМИРОВНА


кандидат искусствоведения

СВЕТЛЯКОВ КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ


Ведущая организация: Российский институт культурологии

Защита состоится «26» декабря 2011 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.198.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, ауд. 228 .

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6.

Автореферат разослан «23» ноября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат культурологии С.А. Еремеева


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

В современных условиях заметно изменяется роль и место художественного музея в российском обществе. Динамика его общественных и культурных функций во многом обусловлена трансформациями социокультурного и коммуникативного контекста музейной деятельности.

Музеи все увереннее заявляют о себе как о значимых культурных центрах, которые способны оказывать заметное воздействие на жизнь города и региона. Художественные музеи в процессе социокультурных коммуникаций способны принимать участие в формировании или переопределении городского пространства, влиять на экономическое благосостояние городов, развитие творческих индустрий и культурного предпринимательства, поддержку народных промыслов в регионах.

В настоящее время во многом благодаря социокультурной деятельности художественных музеев российские регионы стали восприниматься обществом не только как целостные территориальные, но и как культурные объекты.

Развитие новых форм и способов коммуникации художественных музеев с обществом порождает потребность самих музеев в поиске нового самоопределения и позиционирования в социальной среде и виртуальном пространстве. Взаимодействие музеев и общества усиливается благодаря тому, что музеи выходят за пределы своей привычной экспозиционной деятельности и предлагают пользователям более активные формы воспроизводства и переработки информации, источником которой является сам музей. Значимыми являются тенденции размещения объектов художественной культуры в виртуальной реальности, создания и распространения такого феномена как «виртуальный музей», который предполагает активные взаимоотношения с пользователями.

Диссертационная работа посвящена изучению новых стратегий художественных музеев в социокультурном пространстве современной России.

Актуальность темы исследования определяется растущими запросами со стороны общества и государства к музею как одному из важнейших социально-культурных институтов, способных позитивно воздействовать на изменения жизненной среды современного человека.

Значительный научный интерес представляет возможность системного рассмотрения коммуникационной деятельности центральных, региональных и местных российских художественных музеев, которые имеют разный масштаб, ставят и решают разные задачи.

Центральные государственные музеи, имеющие мировую известность, например, Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, выстраивают свои коммуникативные стратегии с учетом запросов всего российского общества и мировых социокультурных вызовов.

Региональные музеи направляют свою деятельность преимущественно на развитие того или иного региона, области. В современных условиях первостепенными для них становятся задачи, связанные с созданием уникального бренда территории или города, в котором они расположены. К таким музеям можно отнести Музей современного искусства PERMM, Красноярский музейный центр, Сибирский центр современного искусства в Новосибирске, Новосибирский государственный художественный музей, Ярославский художественный музей, Ивановский областной художественный музей и др.

Самоопределение и коммуникативные стратегии музеев местного значения (например, музеи городов Мышкина, Петушков, Плеса и др.) в значительной степени связаны с процессами их трансформации в важные центры культурной жизни малых городов.
Степень изученности проблемы. В последние годы в российской научной литературе, посвященной музейной проблематике, заметно возрос интерес к обсуждению места и роли коммуникаций в основных направлениях деятельности музеев (экспозиционная и выставочная деятельность, формы работы с посетителем, музейная педагогика и пр.). Авторы стремятся рассматривать современный художественный музей как культурный феномен и обращают повышенное внимание на механизмы функционирования музейной коммуникации.

Так, исследование современных форм и новых способов внутримузейной коммуникации содержится в работах Н. Абдуллаевой, О.В. Беззубовой, М.М. Булыгиной, В. Ю. Дукельского, Н.Г. Копелянской, Н.С. Кудрявцевой, Е.Н. Мастеницы, Н.Н.Павлова, С.И. Сотниковой, А.А. Сундиевой, Н.Л. Селиванова, О.С. Сапанжи, А.Ю. Тимофеевой, Л.М. Шляхтиной, Т. Ю. Юреневой.

Отдельные, конкретные формы музейной коммуникации являются предметом специального изучения для сотрудников центральных и региональных музеев: Е. Акулича, Е.Г. Артемова, Ю.Э.Комлева, И. М. Коробьиной, Н.В. Нагорского, Л. Я. Ноля, Л.Я. Петруниной.

Проблемы музейного экспонирования и выставочной работы обсуждаются в работах Т.П. Полякова, М.Т. Майстровской, А. В. Лебедева, Е.Дукова, Б. Гройса, А. Романовой, А.Ю. Согомонова, И. Бакштейна, Е. Деготь.

Практики музейного менеджмента и маркетинга исследуются в работах таких исследователей, как: Т. В. Абанкина, Л.Е. Востряков, М.Б. Глотов, Р. Майлз, Е.Л. Шекова, Л.Г. Березовая, Е.Л. Игнатьева, Г.А. Зайцева.

Самостоятельный интерес представляют труды социологов Л. Гудкова, Б. Дубина, Ю. Левады, О.В. Крыштановской, М.В. Горностаевой, В. Куренного, в которых обсуждаются вопросы соотношения «массового» и «элитарного» в деятельности современного музея.

Несмотря на участившиеся обращения специалистов к проблематике музейной коммуникации, заметны лакуны в разработке тем, которые связаны с выработкой художественными музеями стратегий коммуникаций с социально-культурной средой. Между тем, изучение специфики выстраивания направлений и способов внешней музейной коммуникации позволяет глубже понять характер тех системных изменений, которые происходят в деятельности современных музеев.
В диссертационной работе предлагается исследовать музейную коммуникацию с учетом культурологического подхода. Его использование дает возможность рассматривать художественный музей в комплексе взаимосвязей с внешней средой, а основные направления музейной деятельности как компоненты единого коммуникационного процесса. Культурологический подход позволяет изучать музей как институт, способный не только адаптироваться к быстро меняющимся условиям социокультурной среды, но и активно воздействовать на характер таких изменений.
Объектом исследования являются российские центральные, региональные и местные художественные музеи, деятельность которых отражает процессы коммуникационного взаимодействия музеев с обществом.
Предмет исследования – современные способы и формы внешних коммуникаций художественных музеев России.
Хронологические рамки охватывают 1990-е – начало 2000-х.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы определить специфику коммуникативного взаимодействия художественного музея с обществом в современных российских условиях.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Выявить основные запросы музею от общества и государства,

  2. Доказать, что коммуникационная функция является одной из важнейших для музеев вне зависимости от их классификации, масштабов, самоопределения.

  3. Представить современный художественный музей как единую культурно-коммуникативную систему, фокусируя внимание на сферах внешней музейной коммуникации.

  4. Проанализировать способы и формы коммуникативного взаимодействия художественного музея с современным обществом,

  5. Исследовать роль художественного музея в формировании «брендинга территорий».

  6. Проследить основные тенденции в использовании информационных, мультимедийных технологий в музейной коммуникации во внешней среде.


Источниковая база исследования. Важное место в корпусе изученных источников занимают документы официального происхождения. Это - законодательные и нормативные акты, связанные с музеями1. Изучение законодательства за период с 1990-х по начало 2000-х годов позволило проследить изменения, происходившие в музейной деятельности, и показать, что значительное внимание в законодательных актах уделяется укреплению взаимосвязей между музеем и обществом.

Целью изучения нормативных актов было не только исследование внутримузейной деятельности, но и изучение тех аспектов, которые связаны с позиционированием музеев как культурных центров, их взаимодействию с внешней социально-культурной средой.

К документам официального происхождения относятся также целевые программы городов, в которых содержатся предложения и меры по повышению социально-культурной значимости музеев, а также роли музеев в формировании бренда города или региона2.

В диссертационной работе проанализирован комплекс документов, непосредственно связанных с деятельностью самих музеев. К ним относятся, уставные документы музеев, положения, отчеты, путеводители, каталоги. Музейные экспозиции и выставки, сайты музеев, «виртуальные музеи» в настоящем исследовании также используются в качестве значимых источников3.

Важным источником для диссертационной работы являются материалы научно-практических дискуссий, проводимых во внутримузейной среде, дебатов музейных экспертов, музейных конференций, отражающих проблемы взаимодействия общества и музея, интервью ведущих сотрудников художественных музеев как определенных «лидеров мнений» по обсуждаемым вопросам4.

В целях более глубокого понимания истории коммуникационных процессов в художественных музеях России в качестве источника была использована переписка создателя Государственного музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина И.В. Цветаева с предпринимателем Ю.С. Нечаевым-Мальцовым, архитектором Р. Клейном и директором немецкого музея «Альбертинум» Г. Треем. Этот особый источник, носящий историко-культурный характер, позволяет проанализировать особенности взглядов музейных профессионалов «изнутри» на развитие художественного музея, его адаптацию к меняющимся условиям «внешнего мира».

В процессе изучения темы в качестве источника использовались также дискуссионные публицистические материалы из периодической печати, радио, телевидения, Интернета5. В них отражаются позиции разных групп общества по отношению к современному художественному музею как культурному институту.

Важным представляется изучение материалов конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», организованный Благотворительным фондом В. Потанина при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК). Конкурс ориентирован на поддержку инновационных подходов в музейном деле, которые способствуют активной адаптации музеев к меняющимся условиям социально-экономической и культурной жизни.
Методологическая база исследования. Для изучения музея в контексте культурной коммуникации необходимо включить в проблемное поле философские, культурологические, и музеологические исследования, которые позволяют рассмотреть музей как феномен современной культуры.

В процессе теоретического осмысления темы диссертационного исследования важными для понимания специфики музейных коммуникаций оказались работы М. Маклюэна о технологиях и средствах коммуникации, их связи с массовой культурой и глобализацией. М. Маклюэн показал тесную взаимосвязь между развитием общества и массовыми коммуникациями, к которым автор причислял и музеи как институты, влияющие на человека и общество. В трудах Маклюэна акцент ставится на коммуникацию музея и общества, предлагаются способы решения проблемы нарушения музейной коммуникации, что особенно значимо для данной диссертационной работы.

Разработка концепции музея как коммуникационной системы связана с работами Д.Камерона. Эта концепция была использована в диссертационном исследовании для понимания специфики процессов коммуникативного взаимодействия художественного музея с обществом.

Полезными для решения задач, поставленных в диссертации, стали работы К.Хадсона, Е.А. Хупер-Гринхилл, Д. Портера, в которых дается характеристика основных компонентов коммуникационных процессов в музеях и показаны возможности разработки концептуальных моделей специфической музейной коммуникации. Авторы подчеркивают, что в современных условиях коммуникация становится ведущей функцией музея, а посетитель - полноправным субъектом в коммуникационном процессе. Музейные коммуникации во внешней среде формируют «новый язык» социокультурного общения.

При изучении темы диссертационного исследования автор использовал модели музейной коммуникации, которые разработаны И. Кнезом, Дж. Райтом, Х.Осборном и Д. Вайлером. В соответствии с ними целью посетителя при общении с музейным работником является получение информации и знания; при этом экспонаты и само пространство музея являются предметом и средством этого общения. Такие модели характерны в большей степени для художественных музеев, целью которых является создание специальной атмосферы и условий для эстетического восприятия произведений искусства.

Среди исследований, в которых обсуждались вопросы понимания музея как феномена культуры и возможности музейной коммуникационной деятельности, необходимо выделить труды В. Беньямина и П. М.Якобсона.

В рамках теории коммуникации изучались работы авторов, в которых ставятся проблемы связанности культуры с типами коммуникации (К. Леви-Стросс) и сам феномен массовых социокультурных коммуникаций (В. Шрамм, А. Моль и др).

Сопоставление проблематики исследований зарубежных теоретиков музейной коммуникации и музееведческих работ российских авторов позволяет говорить о том, что российские исследователи нередко отводят посетителю роль пассивного реципиента в структуре музейной коммуникации. Эта позиция автоматически переносится и на сферу внешних отношений музея с обществом.

В 1990-е – начале 2000-х годов в России появился ряд исследований, в которых представлены новые подходы в теории коммуникации (антропоцентрический, культурологический, диалогический, аксиологический). Результаты таких исследований находят применение в российской музеологии, где посетитель характеризуется как важный компонент и субъект музейной коммуникации. Среди исследователей, разрабатывающих новые коммуникационные модели деятельности музея, необходимо отметить М. Б. Гнедовского, В.Ю. Дукельского, Т.П. Калугину, Н.А. Никишина, Н. Н. Покровского, Т.П. Полякова, К.Э. Разлогова, М.Ю. Юхневич.

Для реализации поставленных задач возникла необходимость применить совокупность различных исследовательских подходов и методов.

В работе использованы общенаучные принципы анализа: историзма и системности, которые в единстве обеспечивают возможность рассмотрения процесса формирования взаимоотношений музея и общества, а также модернизационных процессов в художественном музее. Применяются комплексный культурологический, а также музееведческий и искусствоведческий подходы. Историко-культурный анализ позволил автору выявить изменения во взаимоотношениях художественных музеев с обществом. Сравнительный анализ проведен с целью сопоставления стратегий и методов коммуникационной деятельности различных музеев.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые коммуникации в публичном пространстве: пр, event marketing»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»...
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации icon«черноморская жемчужина» Еженедельный сборный тур для индивидуальных туристов
Факультитивно. Для самостоятельного осмотра предлагаем посетить музеи – Художественный музей, Краеведческий музей, Музей Западного...
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе (фгос ооо)
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения...
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconДуховное лидерство в социокультурном пространстве современной россии
Работа выполнена на кафедре культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconПрограмма дисциплины «Интернет маркетинговые коммуникации» подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура в социокультурном...
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconМурманский областной художественный музей мурманский областной краеведческий музей
Мурманский государственный гуманитарный университет мурманская организация союза писателей россии мурманская государственная областная...
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconОбеспечение формирования и развития профессиональных переводческих...
Художественный перевод как разновидность межъязыковой и межкультурной коммуникации. Понятие «художественный перевод». Цели и задачи...
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconНазвание работы: «австралия»
Осознание необходимости изучения иностранных языков в современном мире; получение знаний о социокультурном проекте «англо-говорящих»...
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconУроки знаний для взрослых на тему: «Место государства и гражданина...
«Место государства и гражданина в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство.»
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconИсследование Проблемы противостояния толпы и личности в современном цифровом пространстве
...
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование личности школьника, адекватной общественным запросам на основе единых идеологических, культурологических и профессиональных...
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconАнализ воспитательной работы мобу «сош №46» за 2013-2014 учебный год
Цель воспитательной работы в школе – укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве школы на основе...
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconВ современном информационном пространстве материалы I международной...
Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве: Материалы I международной научно-практической конференции...
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconВнеклассное мероприятие Тема: Место государства в современном интернет-пространстве....
Тема: Место государства в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации iconОсновной образовательной программы направления подготовки 071500....
Освоение дисциплины «Философия» способствует достижению студентами уровня овладения философским инструментарием и ориентированием...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск