2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5





Скачать 240.45 Kb.
Название2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5
Дата публикации22.02.2015
Размер240.45 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат


№/№

Содержание

№ страницы




Введение

2

1

«Золотой век» русской культуры

3

2

«Серебряный век» русской культуры

5

3

Советская культура

8

4

Культура в постсоветский период

12




Заключение

14




Список литературы

16


ВВЕДЕНИЕ

В задачу моего реферата не входит описание исторических событий, происходивших в России в ХХ – ХХ веках. Одно только перечисление исторических событий займет объем, больший по размеру, чем данный реферат.

Я не случайно выбрала тему: «Русская культура ХХ – ХХ веков».

Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее время Россия находится на рубеже веков: двадцатого и двадцать первого. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии.

Жесткое государственное регулирование советского периода нашего государства меняется на новые общественные отношения. Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д. В этот период перестройки общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный период жизни. Поэтому меня заинтересовал период развития культуры России ХIХ -–ХХ веков..

В своем реферате я кратко опишу «золотой век» русской культуры, хотя мне хотелось бы поподробнее его описать. Затем – «серебряный век» русской культуры – это конец XIX века и начало XX века, который из-за многообразия направлений в искусстве называют культурный Ренессанс.

Затем коротко остановлюсь на советском периоде русской культуры. И в заключение – несколько слов о культуре в постсоветский период.

Целью моей работы является изучить прошлый период развития культуры России XIX и XX веков, понять необходимость желания обществом того времени перемен в жизни, что и его не устраивало, почему люди стремились к изменению отношений во всех сферах жизни. Попытаться понять его, чтобы объяснить настоящее и будущее русской культуры

1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...”

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать писатель Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

2. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
«Одной из самых утонченных эпох в истории русской куль­туры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А.Бердяев культурный Ренессанс начала века». Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.

Мистифици­рованное представление о мире — одно из важных отли­чительных свойств русской культуры 90-х годов ХХ века. После безвре­менья, депрессии 80-х годов начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столь­ко итогов, сколько начал. Поэты-восьмидесятники (С.Надсон, К.Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90-х годов (или старшего поколения символистов). В 90-е годы заяв­ляют о себе новые художественные течения, определяются меха­низмы их развития. Одним из течений этого периода был аван­гард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопут­ствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изна­чальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: оди­ночество — внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жиз­ни и ее финал.

В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900-м, чаще к 1910-м годам, в результате чего вне его сферы оказыва­ется символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей авангарда.

Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был син­тез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть ис­ключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тен­денция выразилась в переходе от реализма к символизму. Д.Ме­режковский утверждал три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художествен­ной впечатлительности. «В жизни символиста все — символ. Не символов — нет»,— писала М.Цветаева.

В 1900 г. младшие символисты — А.Блок, А.Белый, Вяч.Ива­нов и другие, стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общечелове­ческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Уже в первое десятилетие XX в. в России было так мно­го поэтов, что XIX в. по сравнению с XX столетием кажется безлюдным. И.Анненский называет 45 имен — от Бальмонта, Брюсова, Сологуба до Дм.Цензора и Поликсены Соловьевой.

Бурным и сложным было это время. В литературе и искус­стве сосуществовали различные течения и направления. Некото­рые из них были крайне эфемерными, преходящими.

К началу второго десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики: В.Маяковский, Б.Пастернак, С.Есенин, А.Ахмато­ва, М.Цветаева, А.Толстой и др. На смену символизму в этот пе­риод приходят другие литературные течения. Черты символиз­ма проявились в таких разных, соперничающих между собой на­правлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия.

Особый тип миропонимания ренессансного человека XX в. про­явился не только в литературе, но и в искусстве. Особенно тес­но с символизмом оказались художники кружка «Мир искусст­ва». В декоративно-прикладной области искания «Мира искус­ства» имели две тенденции. Одна из них шла из Абрамцева, имения С.Мамонтова, где в 80-е годы многие художники рабо­тали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М.Тенишевой Талашкино (Смолен­ской губернии). Другая тенденция представляла собой поиски со­временного стиля — стиля модерн. В рамках этого стиля зарож­дался конструктивизм.

В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь одну из своих старых идей: прославить русское искусст­во на Западе. Дягилев находит применение своему таланту орга­низатора. Он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII сто­летия были также широко представлены самые значительные ма­стера конца XIX—начала XX в. Так начиналось покорение Па­рижа — сердца культурной жизни Европы — русским искусст­вом. В 1907 г. парижан знакомят с русской музыкой. Успеху про­граммы из пяти концертов современной русской музыки в нема­лой степени способствуют участие самих композиторов: С.Рахма­нинова, Н.Римского-Корсакова и др.

Сезоны 1909—1911 гг. становятся событиями в мировой ху­дожественной жизни. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры. Во втором десятилетии XX в. появились многие художественные группировки. В 1910 г. в Москве, в помещении литературно-художествен­ного кружка на Б.Дмитровке была открыта выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие П.Кончаловский, М.Ларио­нов, Н.Гончарова, А.Лентулов, Р.Фальк — левые представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы и ку­бисты.

М.Ф.Ларионовым были организованы специальные выстав­ки — «Ослиный хвост», «Мишень». В 1913 г. он издает книгу «Лучизм» — манифест абстрактного искусства. В эти же годы работают первые подлинные зачинатели абстракционизма: В.Кан­динский, К.Малевич, В.Татлин. Ими созданы направления, по­лучившие широкое распространение в истории зарубежного ис­кусства 20-30-х годов нашего века: абстракционизм (Кандин­ский), супрематизм (Малевич), конструктивизм (Татлин).

Конец XIX—начало XX в. отмечается появлением новых ар­хитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассициз­ма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитекту­ру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работа­ют В.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь, С.В.Ми­лютин, А.С.Голубкина и др).

Хотя в целом русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого «я», однако русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм «немоты» («Черный квадрат» К.Малевича), и метафизические поиски нового религи­озного сознания. Задачи авангарда — выражать духовные абсо­люты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосущест­вованию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры серебряного века.

Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искус­ства и литературы той эпохи возникло и существовало множество на­правлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде куль­туры, ее конце.

Ощущение потребности в принципиально новом научном и художе­ственном истолковании действительности стало всеобщим в обществен­ном сознании. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип че­ловека, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы, и начало философии ненасилия, и создание куль­турной ауры нового типа.

Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений филосо­фии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками, ни широ­кой западной общественностью того периода, хотя дал новое направле­ние культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзи­стенциализм, философию истории, новейшее богословие.

Серебряный век — это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время со­здания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в Рос­сии. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.

Серебряный век в русской культуре — это своеобразное время, ко­торое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индиви­дуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррацио­нального, время господства мистического в культуре. Это время созда­ния нового менталитета, освобождения мышления от политики и соци­альности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпо­ха серебряного века — это культ творчества как интегрирующего эле­мента в разломе времени и личности художника.

Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.
3. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры.

Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М.Горький.

В Уставе Союза советских писателей, созданного в 1934 году, фор­мулировались основные принципы нового метода, указывалось, что он «требует от художника правдивого исторически конкрет­ного изображения действительности в ее революционном разви­тии, которое должно соче­таться с задачей идейной переделки и воспитания трудящих­ся в духе социализма».

Одной из главных задач советского искусства стало создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого долж­ны были равняться все советские люди, особенно молодежь. От­личительной чертой искусства стал социальный оптимизм. Им про­низаны романы М.Шолохова, Л.Леонова, В.Катаева, Н.Остро­вского, фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Земля» А.Довжен­ко, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Комсомольск» С.Герасимова, трилогия о Максиме Г.Козинцева и др.

Наиболее талантливые произведения тех лет отразили сохра­нившуюся инерцию революционного подъема, романтическое видение событий революции и гражданской войны, энтузиазм со­зидателей нового общества, искренне веривших в возможность осуществления своей мечты.

Главным критерием оценки произведений культуры в 30-е го­ды являлось их соответствие официальной идеологии. С деяте­лями культуру, произведения которых не соответствовали же­стким требованиям «социалистического реализма», велась непри­миримая борьба. Так, во второй половине 30-х годов была про­ведена кампания за преодоление в искусстве «формализма» и «на­турализма». В формализме обвинялись Д.Шостакович, С.Эйзен­штейн, Н.Заболоцкий, Ю.Олеша, И.Бабель. Художники А.Лен­тулов и Д.Штеренберг были названы «пачкунами со злостными намерениями ».

Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства. Уже в 20-е годы были национализированы учреждения культуры, начала складываться система управления ею, которая просуществовала вплоть до 90-х годов. В 1922-1923 гг. были созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных тре­бований в прессе и за репертуаром театров и кинотеатров.

По отношению к культурному наследию был провозглашен принцип переосмысления, переоценки духов­ного наследия прошлого под углом зрения классовых интересов пролетариата. Всю культуру разделили на прогрессивную и ре­акционную, которую можно и нужно было отбросить. В резуль­тате для целого ряда поколений советских людей литература, ис­кусство, философия начала XX века остались неизвестными.

Годы войны — особый период в развитии советской культу­ры.

Чувство ответственности рождало чувство собственной значи­мости, достоинства, а значит — чувство свободы. Поэтому, несмо­тря на все тяготы, потери и лишения, годы войны остались в па­мяти многих, прошедших через нее, как лучшие годы их жиз­ни. Эти чувства также нашли отражение в целом ряде произве­дений литературы и искусства. О.Берггольц, например, писала в дни блокады Ленинграда:

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали.

Такой свободой бурною дышали.

Что внуки позавидовали б нам.

Об этом позже писал и Б.Пастернак: «Война была благом. Лю­ди вздохнули свободнее, всею грудью и бросились в горнило гроз­ной борьбы, смертельной и спасительной».

Деятели культуры, таким образом, многое сделали для заво­евания победы. Советские ученые внесли ценный вклад в разви­тие военной техники, в организацию работы военной промыш­ленности, в освоение природных богатств восточных районов страны. В произведениях литературы и искусства выражалась об­щая коллективная воля к победе, дух сопротивления.

В эти годы усилилась изоляция советской культуры от миро­вой. В 1948—1949 гг. в Москве были закрыты Музей нового за­падного искусства и Государственный музей изобразительных ис­кусств имени А.С.Пушкина, в которых хранились коллекции произведений западного искусства. Объектами партийной крити­ки стали литература, кинематограф, театр, т.е. сферы культуры, наиболее доступные широким массам. В 1946-1948 гг. последо­вала целая серия постановлений, в которых нападкам подверглись известные деятели культуры — М.Зощенко, А.Ахматова, Д.Шо­стакович, С.Эйзенштейн и др. Все они обвинялись в аполитично­сти, безыдейности, формализме, пропаганде буржуазной идеоло­гии. Подобная политика привела к значительному сокращению ко­личества новых фильмов и спектаклей — в 1951 г. было выпу­щено на экран всего девять художественных фильмов. Каждый фильм или спектакль принимался и обсуждался по частям, ав­торы должны были постоянно переделывать свои произведения в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций. Произ­ведения, которые выходили за рамки реализма как бытового правдоподобия, не доходили до читателей и зрителей. Из одно­го произведения в другое кочевали расхожие сюжеты о кон­фликте новатора с консерватором, о превращении отсталого кол­хоза в передовой, причем выход из трудностей всегда связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старо­го. Даже горячий поборник социалистического реализма М А.Шо­лохов вынужден был признать в 1954 г. на II съезде писателей, что «нашим бедствием остается серый поток бесцветной по­средственной литературы». Однако и в эти годы создавались та­лантливые произведения, среди них — книги А.Твардовского, В. Гроссмана, К.Паустовского, фильмы А.Довженко и С.Гераси­мова, картины П.Корина, П.Кончаловского и многое другое.

Вторая половина 50-х—начало 60-х годов — время духовно­го обновления. Общественная жизнь была очень бурной, страс­ти кипели, дискуссии по самым разным вопросам проходили од­на за другой. Приметами времени стали поэтические вечера в По­литехническом музее, открытие театра « Современник», первые выставки западных художников, учреждение международных кинофестиваля и конкурса им. П.И.Чайковского. Начали изда­ваться новые литературные журналы. Признанным кумиром чи­тающей публики на протяжении 60-х годов был «Новый мир», возглавляемый А.Твардовским. После долгого перерыва увиде­ли свет произведения А.Ахматовой, М.Зощенко, М.Булгакова. Стали исполняться почти забытые произведения западноевро­пейских и русских композиторов конца XIX—начала XX в. На художественных выставках появились извлеченные из запасни­ков картины 20—30-х годов. Была восстановлена экспозиция Му­зея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Перемены в жизни страны служили импульсом для художе­ственного осмысления событий недавнего прошлого. Большой общественный резонанс получили рассказ А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», фильмы «Тишина» (реж. В.Басов), «Чистое небо» (реж. Г.Чухрай), в которых впервые затрагивалась тема репрессий. Значительным вкладом в восстановление исто­рической правды, в исследование духовного мира человека ста­ла «лейтенантская проза» — произведения о Великой Отечест­венной войне, созданные писателями-фронтовиками Ю.Бонда­ревым, В.Быковым, В.Астафьевым, К.Воробьевым, В.Богомоло­вым, Г.Баклановым и др.

Особым вниманием читателей пользовались появившиеся в это время многочисленные публикации воспоминаний, мемуаров, писем и дневников, которые также помогали разрушать мифы официальной истории.

Наибольшую остроту приобрела проблема взаимоотношений художника и власти, свободы творчества. О праве художника, писателя быть искренним, субъективным, отстаивать свою точку зре­ния писали К.Паустовский, О.Берггольц, И.Эренбург, Л.Чуковская. Они считали, что даже в рамках одного художественного метода должна существовать свобода формотворчества, что нель­зя социалистический реализм отождествлять со славословием политическому режиму.

Однако позиции партийного руководства по вопросам куль­туры были противоречивы. По-прежнему выход в свет книги, премьера спектакля, филь­ма зависели от большого числа инстанций. Попытки художников с нравственно-этических позиций осмыслить отдельные эпизоды революции и гражданской войны, правдиво рассказать о 30-40-х годах, о жизни деревни, обращение к национальным корням, исторической судьбе русского народа предопределяли трудный путь произведения к массовой аудитории. Так, были отправлены «на полку» или выпущены в ограниченном количестве копий такие фильмы, как «Застава Ильича» М.Хуциева, «Интервенция» Г.Полоки, «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало» А.Тарковского, «Цвет граната» С.Параджанова и др. С трудом пробивались к зрителю спектакли А.Эфроса, Ю.Любимова. Запрещались и закры­вались выставки художников-нонконформистов — О.Рабина, Э.Булатова, И.Кабакова, О.Целкова, Л.Кропивницкого, М.Шемя­кина, В.Комара, А.Меламида, Э.Неизвестного и др. В 1966 г. со­стоялся процесс над писателями Ю.Даниэлем и А.Синявским. Началась волна вынужденной эмиграции творческой интеллигенции. Среди вынужденных эмигрантов — И.Бродский, М.Ростропович, Г.Вишневская, А.Солженицын.

Идеологический диктат, ограничение свободы творчества, от­каз от политики реформ привели в 70—80-х годах к углублению конфликта между властью и интеллигенцией, к возникновению духовной оппозиции режиму. Одним из ее проявлений стало движение диссидентов. Основные требования движения — соблюдение прав человека, свобода слова, творчества, свобода совести. В нем приняли активное участие академик А.Сахаров, генерал П.Григоренко, писательница Л.Чуковская и многие другие дея­тели культуры.

В литературе 70—80-х годов наиболее значительным явлени­ем стали произведения, в которых нашли отражения сложные про­цессы этих лет— духовная разобщенность и трагизм повседнев­ного существования, лишенного высокого смысла, раздвоение сознания, неспособность человека к поступку, появление новых «лишних людей». Среди них: «Предварительные итоги» и « Дру­гая жизнь» Ю.Трифонова, «Пушкинский дом» А.Битова, «Сан­дро из Чегема» Ф.Искандера, «Печальный детектив» В.Астафь­ева, рассказы В.Шукшина. В связи с запретами ряд значитель­ных произведений 70—80-х годов был опубликован за рубежом — «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына, «Верный Руслан» Г.Вла­димирова, «Москва—Петушки» Вен.Ерофеева и др.

Нарастание кризисных явлений в различных сферах общест­венной жизни позволяет сделать вывод, что к середине 80-х го­дов советская система исчерпала возможности своего развития в рамках социалистической ориентации
4. КУЛЬТУРА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента СССР М.С.Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 году, и приход к власти Б.Н.Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л.Ростропович, Г.Вишневская, писаетли А.Солженицын и Т.Войнович, художник Э.Неизвестный. Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.

В период с 1991 по 1994 од объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия – только 4 тысячи. Научный потенциал Росси сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году – меньше 1 млн.

«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей.

Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; и др.

Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы ХХ века появилось более 10 тыс. частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет имени Иоанна Богослова, имеющий пять факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский).

Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветкому поколению.

Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны — крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству — новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обы­чаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в выс­шем обществе университетское образование стало престиж­ным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умствен­ном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смот­рело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).

Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот сво­его исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла впи­сать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую наро­дом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья — народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип куль­туры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые инозем­ные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.

Отделение национального от этнического, конечно, не было абсолютным. Оно больше проявлялось в различии образа жизни и поведения «верхов» и «низов», в их речи, отношении к науке и искусству, понимании и оценке явлений церковной, государственной, общественной жизни. Но, скажем, классическая русская литература или музыка как бы надстраивалась над своим этническим базисом и использовала фольклор, старинные народные напевы. Правда, в произведениях выдаю­щихся писателей, поэтов, композиторов народные мотивы об­ретали формы и смыслы, выходящие далеко за пределы их исходного звучания (возьмите для примера сказки Пушкина или оперы Мусоргского), а подчас и за пределы простона­родного восприятия (например, в публицистике, в инстру­ментальной музыке).

«... Образованные и культурные слои оказались чужды народу. Нигде, кажется, не было такой пропасти между верхним и нижним слоем, как в петровской, императорской России. И ни одна страна не жила одновременно в столь разных столетиях, от XIV до XIX века и даже до века грядущего, до XXI века».

Разрыв между этнической и национальной культурой нало­жил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на соци­ально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофила­ми» и «западниками». Он обусловил особенности русской ин­теллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.

В советское время этот разрыв был в значительной мере преодолен благодаря развитию индустриальной экономики, введению всеобщего школьного обучения, созданию много­численного слоя образованных специалистов как в городе, так и на селе. Однако при этом были утрачены некоторые этнические традиции русского народа (в том числе религиоз­но-нравственные), а выезд из страны после революции и ги­бель от сталинских репрессий многих выдающихся деятелей культуры, а также узкая направленность обуче­ния специалистов существенно снизили культурный потен­циал интеллигенции. Последствия пережитого русской куль­турой разрыва между этническим и национальным ощущают­ся до сих пор.
В течение ХХ – ХХ веков рус­ская национальная культура стала одной из богатейших национальных культур мира.

Что ждет ее в будущем? Трудно сказать. Но сохранить ее наследие – одна из главных задач моего и будущих поколений.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М., ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 400 с.

  2. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. – СПб: Изд-во «Лань», 1997. – 512 с.

  3. Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Лань», 2001.-832 с.

  4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект, 2001. – 496 с.

  5. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой – М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999. – 368 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconУрок по истории Отечества. Тема: Золотой век русской культуры
Цели: Дать учащимся представление о том, что XIX век, стал эпохой культурного развития страны и за бурное развитие культуры и искусства...
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconРеферат "Золотой век" русской культуры в XIX веке
Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX...
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 icon«хiх век золотой век русской культуры»
Результативность использования дм
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconКонспект «Серебряный век» русской культуры (таблица). Причины, ход, итоги Первой мировой войны
Иванов Б. А., Петров В. И. Литература. 10-11 класс. Ч м.: Ооо «Обучение», 2006
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconСеребряный век русской поэзии: А. Ахматова
Сам эпитет “серебряный” звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов музыкантов. Стихи “серебряного”...
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник «Серебряный век русской литературы» выходит в серии книг «Три века русской литературы». Называние веков русской литературы...
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconУрок литературы в 9-м классе "Серебряный век русской поэзии"
Иванов Б. А., Петров В. И. Литература. 10-11 класс. Ч м.: Ооо «Обучение», 2006
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconУрок по теме «Серебряный век русской поэзии» (Слайд №2)
Развивающая: продолжать развивать речь, логическое мышление учащихся с применением творческих способностей
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconЭлективный курс по литературе «серебряный век русской поэзии»
Нельзя также не учитывать, что это был период, названный Золотым веком русской философии, который особенно сильно повлиял на художников...
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconЭлективный курс по литературе «серебряный век русской поэзии»
Нельзя также не учитывать, что это был период, названный Золотым веком русской философии, который особенно сильно повлиял на художников...
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconКонспект Тема: «Серебряный век» в русской поэзии. ( Духовный кризис или духовный подъём?)
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Серебряный век как явление культуры»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать представление о единстве гуманистического идеала русской литературы в трудное время. Пополнить терминологический словарь...
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconОбщее количество часов
Актуальность темы определяется тем, что как Серебряный век, так и Российское Зарубежье – важные части истории и культуры ссср-россии...
2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5 iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск