Скачать 277.49 Kb.
|
Восточнаяэкономико-юридическаягуманитарная академия(Академия ВЭГУ) Институт психологии социально-культурной работы СОЦИОЛОГИЯ Программа для поступающих в аспирантуру Уфа 2008Печатается по решениюредакционно-издательского совета Академии ВЭГУ Социология: Программа для поступающих в аспирантуру / Сост.: Г.М.Казакбаева, Р.Х.Казакбаев. – Уфа: Восточный университет, 2008. – 24 с. Программа разработана на кафедре социально-гуманитарных дисциплин Института психологии и социально-культурной работы Академии ВЭГУ и предназначена для поступающих в аспирантуру по специальности 22.00.08 «Социология управления». Рецензенты: Р.И.Ирназаров, д-р социол. наук, профессор; С.В.Егорышев, д-р социол. наук, профессор. © Издательство «Восточный университет», 2008 ПОЯСНЕНИЕ Данная программа базируется на теоретических и прикладных исследованиях отечественных и зарубежных ученых в области методологии и истории социологии, подготовлена на базе вузовского образовательного стандарта по социологии. Программа состоит из трех частей: 1) социологическая теория; 2) социологическая методология и методы исследования; 3) история социологии. Также даны примерные вопросы для поступающих в аспирантуру и список рекомендуемой литературы. В ходе изучения дисциплины слушатели должны получить знания и навыки, позволяющие свободно ориентироваться в современных социологических теориях различного уровня. Ее изучение предваряет рассмотрение других специальных курсов, таких как социология управления и экономическая социология. ЧАСТЬ I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Социология как наука Объект и предмет социологии как науки Современные представления об объекте и предмете социологии. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Основные подходы к построению структуры социологической науки. Социологическое знание и его структура Специфика социологического знания. Уровни и типы социологического знания. Предметное и методологическое знание. Теоретическое и эмпирическое знание. Фундаментальное и прикладное знание. Основные структурные единицы социологического знания: социокультурные и философско-методологические основы социологии; общая социологическая теория; история социологии; школы и направления социологической мысли; отраслевые социологические дисциплины; исследовательские методы и процедуры; персоналии. Социальные и культурные функции социологии Основные функции социологической науки (познавательная, мировоззренческая, прогностическая, практическая (прикладная), воспитательная и др.). Профессиональный кодекс социолога. Правовые и нравственные аспекты профессиональной деятельности социолога. Основные составляющие социальной жизни Человек, индивид и личность Человек как биосоциальное (биосоциокультурное) существо. Человек и личность. Специфика социологического подхода к изучению личности по сравнению с философским, психологическим, антропологическим подходами. Индивид и индивидуальность. Роль социокультурной среды (микро- и макросреды) в формировании личности человека. Социализация индивида: сущность, формы и этапы. Личность – активный субъект социальных взаимодействий и изменений. Социальная типология личности. Культура Социологическое понимание культуры. Структура (морфология) и компоненты культуры. Культурная деятельность и ее структурные элементы. Материальные носители социокультурных явлений. Духовные ценности как общезначимые символы культуры. Нормативный характер культуры. Значения, ценности и нормы социокультурных явлений. Многообразие культур, массовая и специализированная культypa, субкультуры. Исторические типы культурной динамики: архаический, традиционный, индустриальный, постиндустриальный. Культурное своеобразие народов и культурные универсалии. Глобализация социокультурных процессов в современном мире: плюсы и минусы. Особенности социокультурных традиций российского общества. Общество как социетальная система Социетальная система: понятие и структура. Социальная жизнь человека и ее природные и биологические предпосылки. Признаки общества. Община и общество. Мировое сообщество. Социетальная и социальная системы. Понятие социального. Социальная система, ее структура и элементы. Социум и культура. Соответствие социальных систем системам экономическим, политическим и иным. Природа и общество. Экологические проблемы и их глобальный характер в современную эпоху. Формы социальной жизни Социальные общности и группы Социальные общности, их виды и структура. Социальные группы. Основные характеристики социальной группы. Специфика группового сознания, поведения и групповой деятельности. Типология социальных групп. Особенности малой социальной группы. Референтная группа. Социальные классы. Основные признаки класса. Классовая структура доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества. Социально-территориальные и национальные (этнические) общности Специфические свойства социально-территориальной общности. Понятие региона. Проблема социального воспроизводства и устойчивого развития региона. Нации (этносы) и национальные (этнические) общности. Национальное самосознание. Национальные интересы и национализм. Нации и личности. Национальная идентичность в многонациональном обществе. Нации и государство. Многонациональное государство. Социальная стратификация Социальное расслоение общества и социальное неравенство. Объективные и субъективные показатели социального расслоения. Понятие социального слоя (страты). Социальная стратификация и ее измерение. Социальные статусы и роли. Внутриклассовые и межклассовые слои. Проблема среднего класса (слоя). Маргинальные слои общества. Элита общества: структура и функции. Особенности социальной стратификации российского общества: история и современность. Социальные институты Понятие социального института, его состав. Социальный институт как компонент социальной структуры общества. Типология социальных институтов. Основные характеристики социальных институтов: семьи, государства, экономики, образования, науки, религии и др. Функции и дисфункции социальных институтов, явные и латентные функции и дисфункции. Кризис социальных институтов современного российского общества. Объективные и субъективные факторы кризиса. Социальные организации и управление Социальная организация как система. Основные характеристики социальных организаций. Их типология. Организационная иерархия. Отношения «руководство–подчинение». Самоорганизация и самоуправление. Синергетический эффект. Формальная и неформальная организации. Бюрократия как организация и бюрократизм. Управление социальными организациями. Роль человеческого фактора. Теории человеческих отношений. Организационные патологии: в строении организаций, в управленческих решениях. Особенности американского и японского типов управления фирмами. Социальные взаимодействия и процессы Социальное действие и взаимодействие Понятие социального действия, его структура. Социальное действие как единица социальной деятельности. Типология социальных действий (по М.Веберу): целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Их отличительные особенности. Концепция социального действия в социологии Т.Парсонса. Понятие общей системы человеческого действия. Социальное взаимодействие как тип отношений между социальными субъектами. Социальное поведение и социальный контроль Социальное поведение личности и социальных групп. Типы и виды социального поведения. Публика и толпа. Особенности политического поведения, в том числе поведения избирателей. Мотивация социального поведения. Факторы, обуславливающие мотивацию поведения: потребности, интересы и цели; ценностные ориентации; социальные нормы и запреты. Социальный контроль, его содержание, механизм и формы. Объект и субъект социального контроля. Нормативное и отклоняющееся (девиантное) поведение. Правонарушения и преступность. Социально одобряемые и социально осуждаемые отклонения. Социальные санкции. Силовые методы регуляции отклоняющегося поведения. Социальный контроль и стабилизация социальных систем. Социальная коммуникация Природа коммуникационного процесса, его фазы. Место и роль коммуникаций. Основные элементы коммуникаций. Коммуникационные сети. Средства коммуникации. Механизм обратной связи. Социальная информация и ее виды. Социальная информация и дезинформация. Средства массовой информации и аудитория. Массовая коммуникация и социальные стереотипы. Информационная система общества, ее основные исторические этапы. Компьютеризация и информатизация современного общества. Социальные аспекты системы Интернет. Социальная мобильность Сущность социальной мобильности. Разновидности социальной мобильности. Особенности горизонтальной и вертикальной мобильности. Каналы, механизмы и факторы социальной мобильности. Социальная мобильность в условиях динамизации общественного развития. Показатели социальной мобильности современного российского общества. Социальные конфликты и социальное согласие Социальные конфликты и социальный консенсус (согласие) – взаимосвязанные и неизбежные элементы общественного бытия людей. Понятие социального конфликта и его состав (структура). Типология конфликтов и их причины. Стадии развития конфликтной ситуации. Способы разрешения социальных конфликтов. Понятие социального согласия (консенсуса) и его элементы. Типология социального согласия. Основания социального согласия. Интегративные и дезинтегративные последствия социальных конфликтов и социального согласия. Конфликтогенность современного российского общества. Общественное мнение и его динамика Общественное мнение как социальный феномен. Объект и субъект общественного мнения. Общественное мнение и общественное настроение. Особенности формирования и функционирования общественного мнения. Роль средств массовой информации в этих процессах. Общественное мнение как фактор политической жизни общества и принятия решений на разных уровнях. Проблема соответствия общественного мнения реальному положению вещей. Понятие социального стереотипа. Социальный имидж. Демагогия и слухи как социальные феномены. Манипулирование общественным мнением и его формы. Правовые и нравственные аспекты свободы и плюрализма мнений. Социальные изменения и социальное развитие Социальные изменения Социальные изменения: понятие и формы проявления. Типология социальных изменений по уровню, источникам, субъектам. Эволюционные и революционные изменения. Особенности циклических социальных изменений. Соотношение социальных изменений с другими изменениями в обществе – культурными, экономическими, технологическими и др. Управление социальными изменениями. Социальные изменения и социальная инженерия. Социальные технологии. Инновации (нововведения) и инновационный процесс. Модернизация. Социальное развитие и социальная стабильность Понятие социального развития. Социальное развитие и социальные изменения. Источники и субъекты социального развития. Нелинейный характер социального развития. Управление социальным развитием. Социальное прогнозирование. Социальное проектирование. Социальное планирование. Система показателей социального развития. Соотношение реальных и критических показателей уровня развития (упадка) общества. Социальное развитие и социальный прогресс. Особенности применения понятия «прогресс» к различным сферам общественной жизни. Границы применимости этого понятия. Противоречивый характер социального прогресса. Гуманистический смысл критериев социального прогресса. Понятие социальной стабильности. Стабильность социальных систем и стабильность общества. Факторы социальной стабильности. Понятие социального равновесия. Социальная нестабильность. Типы кризисного состояния социальных систем и общества в целом. Социальная катастрофа: причины, формы проявления, пути выхода. Социоструктурный и социокультурный подходы к анализу социального развития современного российского общества. Факторы его стабильности и нестабильности. Социально-историческое развитие общества Понятие социально-исторического развития. Исторические типы общества. Цивилизация как тип социального и культурного устройства общества. Современные дискуссии по вопросам мультипарадигмального анализа процесса социально-исторического развития общества. Возможности использования различных методологических подходов: социально-экономического (К.Маркс), социокультурного (П.А.Сорокин), индустриально-технологического (Д.Белл), структурно-функционального (Т.Парсонс). Тенденции современного мирового развития. Современное общество в зеркале социологии постмодерна. Информационная революция и ее социальные последствия. Многоликая глобализация. Императивы устойчивого развития. Перспективы дальнейшего развития российского общества. ЧАСТЬ II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Методологические основы социологии Методология социологического исследования Понятие методологии в науке. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, частнонаучный. Методологические функции социологической теории. Социологическое исследование как форма существования и способ развития социологической науки. Методологические основы социологического исследования. Методология и парадигма. Значения понятия «парадигма». Типология современных методологических парадигм социологического исследования в западной и отечественной научной литературе. Выбор парадигмы и его обоснование как методологическая проблема. Стратегия социологического исследования Структура социологического исследования и его этапы. Типы социологических исследований: фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические. Специфика их целей, задач, методов, последовательность стадий. Практическое использование результатов социологических исследований. Правовые и нравственные аспекты научного творчества в сфере социологии. Основные исследовательские процедуры Процесс социологического исследования Программа и этапы исследования. Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Объект и предмет исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация исходных понятий. Операционализация понятий. Выдвижение и проверка гипотез. Выборка как исследовательская процедура. Типы и правила способов выборки. Обработка, анализ и обобщение полученных данных. Основные социологические методы Классификация методов. Методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных. Выбор методов и правила их обоснования. Первичный и вторичный анализ существующих данных. Контент-анализ. Наблюдение как метод сбора информации и его виды. Метод массового опроса. Выборка, виды выборки, правила составления. Совокупность выборочная и совокупность генеральная. Интервью и анкетирование. Правила подготовки интервьюеров. Принципы конструирования вопросника. Социологический эксперимент и его виды. Фокус-группы и методика их проведения. Прогнозирование в социологии. Виды прогнозов и методы прогнозирования. ЧАСТЬ III. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Формирование социологии как самостоятельной науки Предыстория социологической науки Социально-политическая мысль в рамках философии, истории, юриспруденции, теологии. Основные социально-политические идеи античности (Платон, Аристотель), Возрождения и Просвещения (Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо), начала XIX в. (А.Сен-Симон, И.Кант, Г.Гегель). Роль О.Конта и Г.Спенсера в становлении социологии как науки Социальные и теоретические предпосылки формирования социологии. О.Конт и его роль в становлении науки социологии. Позитивистская основа взглядов Конта. Учение о трех стадиях общественного развития. Социология как «социальная физика». Социальная статика и социальная динамика. Конт о методах социологической науки. Основы позитивной политики Конта. Г.Спенсер и его основы социологии. Общество как социальный организм. Эволюционистская концепция. Процессы социальной дифференциации и функциональной специализации, соотношение между частными и общественными интересами. Понятие динамического равновесия. Военный и промышленный типы общества. Интродуктивный метод в социологии Спенсера. Сходство и различия в социологических концепциях О.Конта и Г.Спенсера. Значение этих концепций для формирования социологической науки. Основные социологические школы в XIX–начале XX в. Марксистское направление в социологии (К.Маркс, Ф.Энгельс) Материалистическое понимание истории. Понятие способа производства. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, общественного бытия и общественного сознания. Основы теории идеологии. Этапы исторического развития человеческого общества. Понятие общественно-экономической формации. Основы теории прибавочной стоимости. Проблема отчуждения. Марксистская концепция классов, классовой борьбы. Происхождение и сущность государства. Социальные революции как «локомотивы истории». Социалистическая революция и этапы построения бесклассового коммунистического общества. Радикальное и реформистское течения в марксизме в XIX–XX вв. Э.Дюркгейм и его социологическая школа Методологические принципы «социологизма» Э.Дюркгейма. Понятие социального факта. Правила социологического метода. Теории общественного разделения труда, механической и органической солидарности. Социальная патология. Понятие аномии. Самоубийство, его типы и причины. Социальная природа религии. Священное и светское. Социальный генезис коллективных представлений и коллективного сознания. Основы теории морали. Нормативная функция морали. Роль ритуала. Социологическая школа Э.Дюркгейма, ее основные представители (М.Мосс, М.Хальбвакс). Журнал «Социологический ежегодник». М.Вебер и «понимающая социология» Методологические основы социологии М.Вебера: проблема объективности социологического знания и принцип свободы от ценностей. Идеальный тип как мыслительная конструкция, его методологическое значение в исследовательской практике. Проблема понимания в социологии. Исследование генезиса капитализма в Западной Европе. Роль религиозно-нравственной мотивации экономического поведения. Труд М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Сравнительный анализ хозяйственной этики мировых религий. Типы господства и механизмы власти. Анализ бюрократии как рационального аппарата легальной власти. Политический лидер. Харизма. Политика и наука как призвание и как профессия. Значение социологии М.Вебера для развития социологической науки в XX в. Российская социология в XIX–начале XX в. Предыстория социологии в России. Социально-политические идеи русского Просвещения XVIII в. Социально-политические воззрения декабристов. Социальная философия П.Д.Чаадаева. Славянофильская и западническая традиции в общественной мысли XIX в. Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Революционно-демократическое направление в русской общественной мысли (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский). Идеи общинного социализма. Субъективная школа в социологии. П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков. Марксистское направление в социологии в России. Критика Г.В.Плехановым народнических воззрений. Легальный марксизм П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановского. В.И.Ленин как социолог. Его концепция развития капитализма в России. Империализм как высшая стадия капитализма. Анализ социально-классовой и партийно-политической структуры российского общества. Обоснование необходимости социалистической революции как способа разрешения антагонизмов капиталистического общества. Классовая точка зрения на проблему демократии. Понятие диктатуры пролетариата как власти, не ограниченной законом. Позитивистская ориентация в русской социологии (Н.И.Кареев, К.М.Тахтарев). Многофакторная теория общества М.М.Ковалевского. Анализ им генезиса и природы социальных институтов (обычаев, законов, собственности, государства). Неокантианская ориентация в русской социологии (Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев). Партикулярные школы в социологии конца XIX–начала XX в. Понятие партикулярной школы. Ключевая роль одного или ряда факторов при построении социологической теории. Географическая школа (Г.Т.Бокль, Ф.Ратцель). Теория Л.И.Мечникова о влиянии мировых рек на развитие цивилизации. Органическая школа. Общество как организм (П.Лилиенфельд). Изучение сообщества животных (А.Эспинас). Психологическая школа. Г.Тард о подражании как основном типе социальной связи. Психология народов (В.Вундт, Л.Уорд). Психология толпы в интерпретации Г.Лебона. Главные направления в развитии социологии в XX в. Дифференциация и специализация социологического знания Теоретическая социология первой половины XX в. Основные социологические идеи Ф.Тенниса, Г.Зиммеля, К.Маннгейма. Формирование эмпирической социологии. «Хоторнский эксперимент» и его значение для развития социологии как науки. Формирование и институционализация отраслевых социологических дисциплин (социология знания, социология науки, социология образования, социология города, социология села, социологии управления и др.). Структурно-функциональный анализ Европейская составляющая структурно-функционального анализа (Г.Спенсер, Б.Малиновский, А.Р.Редклифф-Браун). Вклад Э.Дюркгейма и П.А.Сорокина в социологию структурного функционализма. Т.Парсонс и его концепция структурно-функционального анализа. Вклад Р.Мертона в развитие структурного функционализма. Смягчение парсоновского универсального функционализма. Функции и дисфункции. Явные и латентные функции. Концепция теорий среднего уровня. Французский функционализм (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Ж.Деррида). Феноменологическая социология и символический интеракционизм Основные идеи феноменологической социологии (А.Шюц, П.Бергер, Т.Лукман). Понятия «жизненный мир», «структуры жизненного мира», «социальное конструирование реальности». Концепция качественной методологии. Основные идеи символического интеракционизма (Ч.Кули, Дж.Г.Мид, Г.Блумер). Структура процесса интеракции. Теория «зеркального Я». Франкфуртская философско-социологическая школа Формирование и этапы эволюции франкфуртской школы. Леворадикальный характер воззрений представителей франкфуртской школы (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм, Ю.Хабермас): проблемы авторитаризма, отчуждения и деформации личности в современном обществе; концепции авторитарной личности и одномерного человека; фашизоидный характер позднего капитализма. Судьбы российской социологии в советский и постсоветский периоды Институционализация и плюрализм российской социологии в первые годы советской власти. Теоретическая деятельность П.А.Сорокина, В.И.Ленина, К.М.Тахтарева, А.А.Богданова, Н.И.Бухарина. Развитие прикладных социологических исследований по социологии труда, организации промышленного производства, бюджету времени (А.К.Гастев, С.Г.Струмилин). Установление господства марксистской идеологии в духовной жизни общества. Репрессии буржуазных ученых-обществоведов. Марксистская социология – исторический материализм. Негативная роль работ И.В.Сталина «О диалектическом и историческом материализме», «Марксизм и вопросы языкознания» в развитии в стране социальных и гуманитарных наук. Восстановление и развитие социологических исследований во второй половине 50-х годов, в 60-е и последующие годы ХХ в. Дискуссии о марксистской социологии в системе общественных наук и ее социальных функциях. Основные направления и результаты социологических исследований (A.M.Румянцев, Г.В.Осипов, Т.И.Заславская, В.А.Ядов). Институционализация российской социологии в конце 80-х–90-е годы. Русская социология в эмиграции. (П.А.Сорокин, С.Л.Франк, Н.А.Бердяев). Роль русских ученых в развитии западной социологии. Значение теоретической (концепция «интегральной социологии»), преподавательской и организационной деятельности П.А.Сорокина. Основные направления поиска в современной социологической теории Новейшие тенденции мирового развития в зеркале социологии Теоретические и социальные корни социологии индустриализма. Концепции единого индустриального общества, конвергенции (Р.Арон, П.А.Сорокин). Концепция постиндустриального общества Д.Белла. Новейшая волна постиндустриализма. Теории информационно-технологической революции, информационного общества, сетевого общества и глобализации (М.Кастельс, П.Друкер, А.Тоффлер и др.). Социологические концепции постмодерна (Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийар). Методологические поиски в современной социологической теории Проблема кризиса западной социологии. Концепция методологического синтеза достижений различных школ (Дж.Александер). Концепции мировых экономических систем (И.Валлерстайн) и «столкновения цивилизаций». Универсализация предмета социологии (Н.Луман, Ю.Хабермас). ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СОЦИОЛОГИИ В АСПИРАНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 22.00.08 «СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОЦИОЛОГИЯ Программа для поступающих в аспирантуру Составители: Казакбаева Гульнара Мухаметхатиповна Казакбаев Рустам Хабилович Редактор Г.Я.Зайдуллина Технический редактор Р.Р.Хамидуллина Подписано к печати 11.09.2008 г. Формат 6084 1/16. Гарнитура «Таймс». Бумага писчая. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 1,5. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 150 экз. Заказ № 314. Цена договорная. Издательство «Восточный университет» Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Академии ВЭГУ) Типография издательства «Восточный университет» 450105, г. Уфа, ул. М.Рыльского, 9/1 |
Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... ... | Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... ... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры | Методические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных работ самара, 2008 Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного педагогического университета | ||
Рабочая программа по иностранному языку для поступающих в аспирантуру москва 2008 Практическое владение иностранным языком предполагает наличие таких умений и навыков в различных видах речевой деятельности, которые... | Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета... Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное... Система национального счетоводства: учебно-методический комплекс / сост. Г. И. Япарова-Абдулхаликова. – Уфа: багсу, 2008. 72 с | Методические рекомендации Казань 2007 ббк 56. 6я73 удк 616. 31 (075.... Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета | ||
Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности... Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности 05. 25. 05 «Информационные системы и процессы» | Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности... Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности 07. 00. 02 «Отечественная история» | ||
Практикум по решению профессиональных задач Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского... | Методические указания для студентов заочной формы обучения Учетно-экономического... Методические указания предназначены для оказания помощи студентам финансового факультета в подготовке к экзамену | ||
Список рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру... Список рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру по специальности 08. 00. 13 «Математические и инструментальные методы... | Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей... Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» | ||
История философии (для поступающих в аспирантуру) Курс «История философии» является одним из основных в системе подготовки специалистов для поступления в аспирантуру. Дисциплина «Истории... | Закончил поступающий. – для поступающих в аспирантуру и соискателей... Снг после 1991 г., – оригинал и копия свидетельства об эквивалентности диплома – для поступающих в докторантуру и соискателей учёной... |