Скачать 257.67 Kb.
|
Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры Кафедра селекции и семеноводства садовых культур УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе проф. ____________ Н.И. Дунченко “____”______________ 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОРТОВЕДЕНИЕ ПЛОДОВЫХ, ЯГОДНЫХ КУЛЬТУР для подготовки магистров по программе «Селекция и семеноводство садовых культур» ФГОС ВПО 3-го поколения Направление: 110500.68 «Садоводство» Курс 2 Модуль 7 Москва, 2012 Составитель: Тонких Дмитрий Викторович, к.с-х.н., доцент кафедры селекции и семеноводства садовых культур _____________________ «___» ________ 2012 г. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока «Профессиональный цикл», вариативная часть, дисциплины по выбору студентам очной формы обучения. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 110500.68 «Садоводство», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 500 и зарегистрированного в Минюсте РФ 15 декабря 2009 г. № 15639 и примерной учебной программы. Программа обсуждена на заседании кафедры селекции и семеноводства садовых культур Зав. кафедрой Монахос С.Г., к.с.-х.н., доцент _____________________ «___» ________ 2012 г. Рецензент: Ю.В. Воскобойников, к.с.-х.н _______________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) Проверено: Начальник отдела менеджмента качества образования ______________ Л.А. Ефимова (подпись) Начальник отдела разработки и обеспечения образовательных программ УМУ ______________ Л.М. Сашина (подпись) Согласовано: Декан факультета садоводства и ландшафтной архитектуры Раджабов А.К., д. с.-х. н., профессор _________________________ «___» _________ 2012 г. Программа обсуждена на заседании Ученого факультета садоводства и ландшафтной архитектуры, протокол № ____ Секретарь ученого совета факультета садоводства и ландшафтной архитектуры Козловская Л.Н., к. б. н., доцент _________________________ «___» _________ 2012 г. Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 110500.62 "Садоводство", протокол № ____ Председатель учебно-методической комиссии Самощенков Е.Г., к. с.-х. н., доцент _________________________ « ___» _________ 2012 г. Руководитель магистерской программы Мамонов Е.В., д.с.-х.н., профессор _________________________________ « » 2012г. Начальник УИТ _______________М.Ю. Гладких (подпись) Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова (подпись) Копия электронного варианта получена: Начальник отдела поддержки дистанционного обучения УИТ ______________ И.Н. Батура (подпись) Содержание Аннотация 7 1. Цели освоения дисциплины 7 Целью освоения дисциплины «Сортоведение плодовых, ягодных культур» является приобретение теоретических знаний в области таксономии плодовых культур, происхождения их культурных форм (сортов), состояния региональных сортиментов. 7 2. Место дисциплины в учебном процессе 7 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 7 4. Структура и содержание дисциплины 10 4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам 10 4.2 Содержание дисциплины 11 4.3 Практические занятия 13 4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины 16 4.5 Рефераты 17 5. Образовательные технологии 18 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций по итогам освоения дисциплины 19 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 20 7.1 Основная литература 20 7.2 Дополнительная литература 20 7.3 Интернет-ресурсы 21 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 21 9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины 21 9.1 Виды и формы отработки пропущенных занятий 21 АннотацияДисциплина «Сортоведение плодовых, ягодных культур» - одна из учебных дисциплин профессионального цикла подготовки магистров по направлению 110500.68 «Садоводство», профиль - «Селекция и семеноводство садовых культур». Дисциплина имеет теоретическую и практико-ориентированную направленность. Сортоведение плодовых, ягодных культур представляет собой науку, которая изучает строение, происхождение, ареалы распространения, различные свойства и признаки всего многообразия культурных плодовых растений и их дикорастущих сородичей как возможных объектов селекционного или хозяйственного использования. Особое внимание Сортоведение плодовых, ягодных культур уделяет всестороннему изучению сортов плодовых культур (раздел «Сортоведение»). Сортоведение плодовых, ягодных культур занимает место на стыке таких наук, как ботаника, селекция и садоводство. Дисциплина читается в 7 семестре 2 курса и рассчитана на 8 часов лекций, 16 часов практических занятий и 48 часов самостоятельной работы. Промежуточная оценка знаний и умений проводится с помощью контрольных работ и устных опросов студентов. Форма итогового контроля - экзамен. 1. Цели освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины «Сортоведение плодовых, ягодных культур» является приобретение теоретических знаний в области таксономии плодовых культур, происхождения их культурных форм (сортов), состояния региональных сортиментов.2. Место дисциплины в учебном процессеКурс входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин и является дисциплиной по выбору. Предшествующими курсами, на которых базируется дисциплина «Сортоведение плодовых, ягодных культур» являются: «Селекция садовых растений», «Генетические основы селекции плодовых культур», «История и методология научного садоводства». Особенностью дисциплины является её тесная связь с ботаникой, селекцией и садоводством. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныИзучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся профессиональных компетенций (ПК), представленных в таблице 1. Таблица 1 Требования к результатам освоения учебной дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрамОбщая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов), их распределение по видам работы представлено в таблице 1. Таблица 2 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ
4.2 Содержание дисциплиныТаблица 3 Тематический план учебной дисциплины
Раздел 1. Общее сортоведение плодовых, ягодных культур. Тема 1. Введение в сортоведение плодовых, ягодных культур. Понятие о сортоведении плодовых, ягодных культур. Сортоведение плодовых, ягодных культур как наука, её цели и задачи. История развития сортоведения плодовых, ягодных культур, зарубежные и отечественные учёные-помологи. Тема 2. Классификация плодовых культур. Ботаническая классификация. Производственно-биологическая классификация. Классификация по типу жизненных форм и зонам произрастания. Тема 3. Морфология органов плодовых растений. Анатомическое строение и морфологические признаки стебля. Типы стеблей. Анатомическое строение и морфологические признаки листа. Типы листьев. Строение и морфологические признаки вегетативной почки. Строение и морфологические признаки цветка. Типы цветков и соцветий. Строение и морфологические признаки плодов. Классификация плодов. Морфологические признаки семян. Тема 4. Методы помологических исследований. Понятие о признаках. Морфологическое описание. Анатомические, физиолого-биохимические и кариологические исследования. Изучение биологических и хозяйственных свойств. Проблема сохранения и подержания сортов. Раздел 2. Частное сортоведение плодовых, ягодных культур. Тема 5. Плодовые культуры семейства Rosaceae, подсемейства Maloideae. Подсемейство Maloideae: общие особенности, отличительные признаки родов. Род Malus: помологический диагноз, таксономическая система, характеристика основных видов. Происхождение вида Malus domestica. Системы классификации сортов яблони. Состояние сортимента в РФ, сорта различных регионов. Помологическое описание плодов. Род Pyrus: помологический диагноз, таксономическая система, характеристика основных видов. Происхождение вида Pyrus communis. Системы классификации сортов груши. Состояние сортимента в РФ, сорта различных регионов. Помологическое описание плодов. Роды Sorbus, Crataegus, Cydonia, Chaenomeles, Amelanchier, Cotoneaster Mespilus и Eriobotrya: помологические диагнозы, характеристика основных видов, сортимент. Тема 6. Плодовые культуры семейства Rosaceae, подсемейства Prunoideae. Подсемейство Prunoideae: общие особенности, отличительные признаки родов. Род Prunus: помологический диагноз, таксономическая система, характеристика основных видов. Ботаническая группировка сортов сливы. Классификация сортов сливы домашней. Состояние сортимента в РФ, сорта различных регионов. Род Cerasus: помологический диагноз, таксономическая система, характеристика видов. Ботаническая группировка сортов вишни, состояние сортимента в РФ, сорта различных регионов. Роды Persica и Armeniaca: помологические диагнозы, характеристика видов, сорта и их классификация. Роды Amygdalus, Louiseania, Microcerasus и Padus: помологические диагнозы, характеристика основных видов, сортимент. Тема 7. Плодовые культуры семейства Rosaceae, подсемейства Rosoideae. Подсемейство Rosoideae: общие особенности, отличительные признаки родов. Роды Rosa, Rubus и Fragaria: помологические диагнозы, характеристика основных видов, сортимент. Тема 8. Плодовые культуры семейства Grossulariaceae. Роды Grossularia и Ribes: помологические диагнозы, характеристика основных видов, сортимент. Тема 9. Малораспространённые плодовые культуры Роды Lonicera, Hippophae, Vaccinium, Oxycoccus, Viburnum, Sambucus, Actinidia и Schisandra: помологические диагнозы, характеристика основных видов, сортимент. Тема 9. Орехоплодные культуры Роды Corylus и Juglans: помологические диагнозы, характеристика основных видов, сортимент. 4.3 Практические занятияТаблица 4 Содержание практических занятий и контрольных мероприятий
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплиныТаблица 5 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
4.5 Рефераты
5. Образовательные технологииТаблица 6 Применение активных и интерактивных образовательных технологий
Общее количество часов аудиторных занятий, проведённых с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 10 часов (41,7 % аудиторных занятий). 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций по итогам освоения дисциплины6.1 Виды текущего контроля Текущий контроль успеваемости осуществляется в виде устных опросов. 6.2 Вид итогового контроля: экзамен. К экзамену допускаются студенты, не имеющие пропусков занятий и неудовлетворительных текущих оценок. Пропущенные занятия и неудовлетворительные оценки подлежат отработке в установленном порядке. Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины7.1 Основная литература
7.2 Дополнительная литература
7.3 Интернет-ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины9.1 Виды и формы отработки пропущенных занятийСтудент, пропустивший занятие, обязан устно ответить на несколько теоретических вопросов по теме. Программу разработал: Тонких Дмитрий Викторович, к.с.-х.н. _______________________ (подпись) |
Рабочая программа учебной дисциплины биотехнологические методы в... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од3 студентам очной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины селекция декоративных культур... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока «Профессиональный цикл», вариативная часть, обязательные дисциплины... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины размножение садовых культур... «Садоводство утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» октября 2009г. №501 и зарегистрированного... | Рабочая программа учебной дисциплины микробиология для подготовки... «Плодоводство», «Овощеводство», «Виноградарство и виноделие», «Генетика, селекция и биотехнология садовых культур», «Декоративное... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины теоретические основы селекции... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 4 студентам очной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины интенсивные и ресурсосберегающие... Профили: «Виноградарство и виноделие», «Плодоводство», «Декоративное садоводство и флористика», «Селекция, генетика и биотехнология... | ||
Секция «Совершенствование сортов плодовых и ягодных культур на генетической основе» Эти рецепты доступны каждому человеку, поэтому эта книга незаменимый помощник в вашей повседневной жизни | Программа «Лингвострановедение первого иностранного языка» предназначена... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины биоресурсы водных экосистем... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 3 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению... | Рабочая программа учебной дисциплины методы исследований в биологии... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины ресурсы пресмыкающихся для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению... | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Истории Древнего Востока с историей первобытности и историей античных цивилизаций, а также исключительной важности диалога культур... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины учение о биосфере для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 3 студентам магистратуры очной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины технология эфирномасличных культур... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв. 3 студентам дневной формы обучения | ||
Рабочая программа учебной дисциплины технологии лекарственных культур... Составители: к б н., доцент А. Н. Цицилин; к с. Х н., доцент Н. Г. Романова, д с. Х н., профессор В. Д. Стрелец | Рабочая программа учебной дисциплины физиологические основы качества... М 4 Профессионального цикла, вариативной части по выбору студента очной формы обучения |